УДК 027.7

Н. М. Свергунова

Методическое обеспечение деятельности библиотек
средних специальных учебных заведений

Опыт работы Научной библиотеки Орловского государственного технического университета в качестве областного информационно-методического центра.

Основная задача методической деятельности – содействие постоянному и комплексному обновлению библиотек. Отсюда методическая работа определяется как процесс управления нововведениями или процесс управления изменениями, что означает управление развитием библиотеки, перевод ее из существующего состояния в желаемое. Здесь можно выделить три стадии: подготовку к изменениям, переход, закрепление. Методические центры должны поддерживать процесс создания и освоения библиотеками нововведений, при этом главным ориентиром являются потребности конкретной библиотеки.

Сегодня в Научной библиотеке Орловского государственного технического университета (НБ ОрелГТУ) 87% сотрудников имеют высшее образование (библиотечное, педагогическое или техническое); остальные являются студентами вузов города (Орловского государственного института искусств и культуры и Орловского государственного технического университета).

С 1998 г. на НБ ОрёлГТУ возложены функции областного информационно-методического центра для библиотек средних специальных учебных заведений Орла и Орловской области. Таким же центром является и Научная библиотека Орловского государственного университета.

Наличие в нашем городе двух информационно-методических центров, осуществляющих методическое руководство библиотеками образовательных учреждений, выводит на повестку дня один из насущных вопросов – координацию методической работы, т.е. согласование действий. К сожалению, взаимодействие библиотек – методических центров в нашем городе налажено слабо.

Обладая значительным опытом, имея существенные кадровые, технические и технологические возможности, Областная публичная библиотека им. И. А. Бунина, НБ Орловского государственного университета и НБ ОрёлГТУ могут служить опорной базой профессиональной и социально-психологической адаптации персонала библиотек к новым условиям.

Методическая помощь, с моей точки зрения, заключается в повышении квалификации специалистов путем проведения научно-практических конференций, семинаров, консультаций, стажировок, тренингов, мастер-классов, курсов, «круглых столов», презентаций, обеспечения инструктивно-методическими изданиями и оказания практической помощи коллегам непосредственно на местах.

Методическую работу в НБ ОрелГТУ обеспечивают все отделы, к участию в ней привлекаются наиболее квалифицированные работники всех структурных подразделений, имеющие богатый опыт библиотечной и методической работы. Как правило, мероприятия, направленные на повышение квалификации, организуются в каникулярное время, когда библиотекари в меньшей степени заняты обслуживанием. Традиционными стали ежегодные встречи на зимних каникулах.

На семинаре библиотек средних специальных учебных заведений «Новые информационные технологии в библиотеках учебных заведений» библиотекари ознакомились с методикой комплектования библиотечных фондов при помощи Интернета. Состоялась презентация СD-каталога БИБКОМ, которую провел заместитель генерального директора ОАО ЦБК. В докладах подробно и наглядно был представлен опыт работы Научной библиотеки Орловского государственного института искусств и культуры с АБИС «МАРК 3.7» и НБ ОрелГТУ с АБИС «ЛибэрМедиа». Многие из присутствовавших библиотекарей ссузов впервые увидели на практике работу справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант».

К глубочайшему сожалению, только 5 из 17 библиотек ссузов Орла и Орловской области снабжены компьютерами. И только 2 библиотеки работают с автоматизированными библиотечно-информационными системами, создавая собственные БД (библиотека Орловского политехнического колледжа – АБИС «MAРК 1», локальная версия, 1 315 записей в ЭК; библиотека Орловского техникума железнодорожного транспорта – «Библиотека 5-04», 379 записей в ЭК). Именно по этой причине тема семинара не показалась актуальной сотрудникам библиотек ссузов. Они высказали пожелание ориентировать совещания на возможности и интересы их библиотек.

Совещание «Организация и методика проведения занятий по формированию информационной культуры личности» было ориентировано в первую очередь на библиотеки филиалов ОрелГТУ, где с начала 2006/2007 учебного года сотрудникам библиотек предстояло самостоятельно вести курс занятий по основам библиотечно-библиографических знаний (ранее эту работу выполняли сотрудники НБ ОрелГТУ). Однако поднятая тема оказалась интересной и другим библиотекам учебных заведений города и области. Коллеги почерпнули немало идей, которые в дальнейшем стали использовать при проведении занятий.

Положительные результаты принес мастер-класс по библиографическому и аналитическому описанию документов, проведенный в рамках семинара «Каталогизация документов. Ведение и организация алфавитного и систематического каталогов». Сотрудники приглашенных библиотек получили не только массу теоретической информации, но и возможность реализовать полученные знания на практике. Каждому из присутствовавших был предложен комплект документов для составления библиографического и аналитического описания. Итоги работы разбирались коллегиально, с акцентом на наиболее часто повторяющихся ошибках.

Как показала практика, при проведении подобных мероприятий эффективно сотрудничество библиотеки с другими структурными подразделениями университета. Так, методические семинары «Внедрение новых стандартов в практику работы учебных заведений», «Теория и методика использования дидактических комплексов информационного обеспечения учебных дисциплин» организовали совместно НБ и гуманитарный факультет ОрелГТУ. На них пригласили не только сотрудников библиотек учебных заведений города, но и преподавателей университета. Количество участников, их активность при обсуждении подтвердили актуальность вопросов повестки дня и правильность решения о привлечении профессорско-преподавательского состава.

Новым и, можно с уверенностью сказать, положительным этапом работы стало проведение совместно с НБ Орловского государственного университета научно-методического семинара библиотек учебных заведений Орла и Орловской области «Библиотеки учебных заведений: традиции и новые ориентиры». Среди участников семинара были сотрудники библиотек Академии ФСО России, Юридического института, Орловского государственного института искусств и культуры, Орловского государственного института экономики и торговли, Орловского аграрного университета, представители книготорговых организаций города, преподаватели и студенты библиотечно-информационного факультета Орловского государственного института искусств и культуры. Широкие рамки выбранной темы позволили высказаться всем желающим по волнующим их вопросам. По итогам семинара выпущен сборник докладов.

К Всероссийскому Дню библиотек в 2006 г. был приурочен «круглый стол» «Библиотека в образовательном аспекте образования», на котором библиотеки одного уровня могли поделиться опытом с целью развития горизонтальных связей. Закончилось мероприятие праздничным концертом, подготовленным участниками Центра культуры ОрелГТУ.

Для изучения опыта работы библиотек практикуются командировки и экскурсиив библиотеки, обладающие наибольшим потенциалом (например командировка в библиотеку Ливенского филиала ОрелГТУ в мае 2007 г.).

Кроме того, в методической работе используются такие формы, как методический инструктаж– форма работы, которая конкретизирует методическую помощь с учетом особенностей определенной библиотеки; осуществляется во время посещения методистом библиотеки и на консультациях в методических центрах, на совещаниях, конференциях, во время семинаров или практикумов.

Проводятся консультации – групповые и индивидуальные. Те и другие могут быть устными и письменными. Индивидуальные консультации даются, как правило, если возникает единичный вопрос. Групповые консультации, как устные, так и письменные, выполняются по плану, по темам, интересующим всех или отдельные группы библиотекарей области.

Посещения библиотек осуществляются с разной целью: проверка их работы, изучение деятельности (библиотеки в целом или отдельных ее направлений), оказание методической помощи по определенному вопросу и др.

Выпускаются методические издания (методические указания, рекомендации), где регламентируется порядок реализации основных направлений деятельности и выполнения отдельных функций библиотек, их подразделений, а также работников; определяется порядок выполнения технологических операций и др.

Во все времена назначение методической службы – это поддержка и консультирование коллег, вооружение их профессиональными знаниями, помощь каждой библиотеке в определении своего места в едином библиотечном пространстве.