С. М. Гришина
Свердловская областная
универсальная
научная библиотека, Екатеринбург
Информация по проблемам библиотечного дела.
Есть ли эффективность использования?
Рассмотрены проблемы
обеспечения библиотечных специалистов профессиональной информацией.
Для содействия
их решению предложено создать информационно-аналитический центр.
Информационный поток по проблемам библиотечного дела подчиняется общим закономерностям распространения информации в обществе, из которых наиболее существенными являются рост объема потока, выражающийся в непрерывном увеличении вновь создаваемых документов, дискретность и старение информации, а также феномен рассеяния информации.
Теоретически библиотечные специалисты как профессионалы в области поиска и переработки информации должны испытывать меньше трудностей, чем остальные потребители. Каково же реальное положение дел?
Основные источники профессиональной информации для библиотечных специалистов: отраслевое книгоиздание, отраслевая периодика, Интернет, участие в профессиональных мероприятиях. Существует еще один источник, сегодня практически не учитывающийся в информационной деятельности, – знания специалистов и документы, создаваемые ими для своей деятельности. Между тем при подготовке таких документов, как правило, проделывается большая аналитическая работа, создаются обзоры и рефераты, доступ к которым ограничен.
На начало XXI в. в картотеке поступлений отдела литературы по библиотековедению и библиографоведению Российской государственной библиотеки зафиксировано свыше 60 названий профессиональных периодических изданий. По результатам исследования профессионального чтения библиотекарей, проведенного РГБ в 2003 г., наиболее читаемыми названы 26 центральных периодических и продолжающихся изданий библиотечной, общекультурной и книжной тематики; при этом только шесть изданий читают более 20% опрошенных – это журналы «Библиотека», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Библиография», «Мир библиографии» и «Библиотечная газета». Наибольшая востребованность именно первых пяти изданий выявлена и в результате исследования, проведенного Свердловской областной универсальной научной библиотекой (СОУНБ) среди муниципальных библиотек области, по проблемам освоения зарубежного опыта. Таким образом, значительная часть публикаций остается неизвестной специалистам.
Необходимо учитывать и тот фактор, что за последнее время изменились сами источники профессиональной информации. Вместе с традиционными (периодическими и книжными изданиями) значимым источником сегодня становится Интернет, и если традиционные источники имеют некоторые инструменты навигации, то поиск в Интернете требует решения проблемы доступности ресурсов, с учетом оценки их качества, надежности, достоверности.
Дискретность (прерывистость) фиксации и передачи социальной информации приводит к фрагментарности содержания документов. Другим следствием дискретности является дублирование, наличие в документах повторяющихся сведений теоретического и фактического характера, полученных на предыдущих этапах деятельности или почерпнутых из публикаций других авторов. Вытекает задача – собрать воедино фрагменты знания, одновременно по возможности устранив или хотя бы уменьшив дублирование информации. Решение этой задачи каждым специалистом самостоятельно приводит к непродуктивной затрате времени и сил, так как информационные потребности в пределах одного направления деятельности схожи и повторяются.
В качестве доказательства этого положения можно привести статистический анализ запросов профессиональных виртуальных справок РНБ и СОУНБ. Так, из 69 запросов по теме «Библиотековедение» (по рубрикатору РНБ) – 16 связаны с применением ГОСТ 7.80–2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.1– 2003 «Библиографическое описание», 10 – с различными аспектами справочно-библиографического обслуживания, 9 – с классификацией документов по УДК и ББК, 4 – с проблемами управления библиотеками и т.д. Из 49 запросов на сайте СОУНБ непосредственно с проблемами библиотечного дела связаны 25, из них – 3 запроса на уточнение физических и виртуальных адресов библиотек, 3 – об использовании Интернета, 2 – по проблемам библиотечной статистики, 2 – о сценариях конкретных мероприятий, 2 – об экономических аспектах деятельности библиотек, 1 – об организации МБА, 1 – поиск материала по теме «Реклама в библиотеке» и т.д. Несмотря на различие численных значений в запросах виртуальных справок этих двух библиотек, закономерность повторения тем можно отследить.
Для библиотечных и информационных наук весьма существен феномен рассеяния публикаций – факт опубликования статей определенной тематики в непрофильных изданиях. Для библиотечного дела, находящегося на стыке отраслей, а также использующего данные многих наук (информатики, психологии, педагогики, социологии и т.д.), этот фактор является одним из решающих. Объем информации, ценной для специалистов и опубликованной в непрофильных изданиях, может быть достаточно велик.
Еще один барьер, и прежде всего для муниципальных библиотек, – проблема доступности профессиональной информации. Как показало анкетирование ЦБС, проведенное методическим отделом СОУНБ в 2002 г., большинство ЦБС выписывают от 1 до 5 наименований профессиональных периодических изданий, ограниченно комплектуют книжные издания, не имеют качественного доступа к Интернету. Кроме того, большинству специалистов ЦБС недоступно участие в профессиональных конференциях, семинарах, практикумах даже на территории Свердловской области, не говоря уже о всероссийских и международных мероприятиях.
Все указанные факторы настоятельно требуют подготовки для специалистов свернутой аналитической информации, результатом которой становятся вторичные документы – библиографические материалы, аналитические обзоры, рефераты и т.п. Именно вторичные документы позволяют экономить время на поиск и переработку информации. При этом разнообразие форм вторичных документов позволяет учесть и индивидуальные потребности специалистов.
Между тем на федеральном уровне не существует эффективной системы информации по проблемам библиотечного дела, несмотря на наличие «Информкультуры» и специализированных отделов в национальных библиотеках. Нет такой системы и на региональном уровне.
Специалисты библиотек разного уровня в той или иной мере отслеживают профессиональную информацию. Так, в методическом отделе СОУНБ ведутся электронный каталог и электронная картотека статей по проблемам библиотечного дела. Тематические списки по актуальным темам публикуются в изданиях СОУНБ и на сайте библиотеки. Запросы профессиональной виртуальной справки СОУНБ выполняются совместными усилиями нескольких отделов. Аналогичная деятельность ведется и в других областных библиотеках Свердловской области. Но она не получает необходимого развития, так как в методических отделах не является основной и не обеспечена квалифицированными кадрами, способными качественно выполнять эту работу.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о неполном информировании специалистов СОУНБ и практически полной информационной дискриминации специалистов муниципальных библиотек. Это ведет к торможению развития библиотек области, повторению ошибок и затрате усилий на решение уже решенных проблем. Причем это характерно не только для Свердловской области. Общение со специалистами Челябинской и Курганской областей выявило аналогичную картину и в других регионах Урала. Причем в Курганской области дело обстоит еще хуже, так как там ЦБС менее компьютеризованы, чем в Свердловской области.
Попыткой решения этой проблемы, для начала в областном масштабе, стала разработка проекта создания Информационно-аналитического центра по проблемам библиотечного дела на базе СОУНБ.
Далее перечислены функции Центра.
Информационное, справочное и библиографическое обслуживание пользователей на основе традиционных и электронных баз данных:
Исследовательская и методическая деятельность:
Издательская деятельность:
Организационная деятельность:
распространение информационных продуктов, обеспечение рынка информационных услуг;
разработка организационно-управленческих, научно-методических и технических основ, обеспечивающих дальнейшее развитие Центра;
развитие, совершенствование и внедрение в работу Центра новых форм обслуживания пользователей на основе компьютерных и традиционных технологий;
организация корпоративной работы с библиотеками Свердловской области.
Центр должен обрабатывать следующие массивы информации:
Потенциальные группы пользователей центра:
Таким образом, при соответствующем техническом и кадровом обеспечении результатом деятельности центра будет создание развернутой системы вторичных документов по проблемам библиотечного дела, позволяющей организовать информационное обслуживание специалистов и руководителей библиотек области с использованием всех имеющихся ресурсов СОУНБ.
Приложение
Предполагаемая система информационных изданий центра
Вид издания |
Форма |
Периодичность |
Способ |
Ареал |
Библиографические списки по актуальным темам |
печатная, |
ежемесячно |
публикация на сайте, в газете, отдельным изданием |
регион, СОУНБ |
Библиографические списки по заявкам специалистов в системе текущего информирования |
печатная |
по мере накопления |
отдельное издание |
СОУНБ |
Библиографические списки по разовым заявкам специалистов |
печатная |
при поступлении запроса |
отдельное издание |
СОУНБ, регион |
Аналитические обзоры по актуальным темам |
печатная, |
ежеквартально |
публикация на сайте, отдельное издание |
регион, СОУНБ |
Реферативные издания по актуальным темам |
печатная, |
ежеквартально |
публикация на сайте, отдельное издание |
регион, СОУНБ |
Дайджесты по актуальным темам |
печатная, |
раз в полгода |
отдельное издание |
регион, СОУНБ |
Аннотированные списки новинок специальной литературы |
электронная |
ежеквартально |
публикация на сайте |
регион |
Обзоры прессы |
электронная |
ежеквартально |
публикация на сайте |
регион |