С. М. Гришина

Свердловская областная универсальная
научная библиотека, Екатеринбург

Информация по проблемам библиотечного дела.
Есть ли эффективность использования?

Рассмотрены проблемы обеспечения библиотечных специалистов профессиональной информацией.
Для содействия их решению предложено создать информационно-аналитический центр.

Информационный поток по проблемам библиотечного дела подчиняется общим закономерностям распространения информации в обществе, из которых наиболее существенными являются рост объема потока, выражающийся в непрерывном увеличении вновь создаваемых документов, дискретность и старение информации, а также феномен рассеяния информации.

Теоретически библиотечные специалисты как профессионалы в области поиска и переработки информации должны испытывать меньше трудностей, чем остальные потребители. Каково же реальное положение дел?

Основные источники профессиональной информации для библиотечных специалистов: отраслевое книгоиздание, отраслевая периодика, Интернет, участие в профессиональных мероприятиях. Существует еще один источник, сегодня практически не учитывающийся в информационной деятельности, – знания специалистов и документы, создаваемые ими для своей деятельности. Между тем при подготовке таких документов, как правило, проделывается большая аналитическая работа, создаются обзоры и рефераты, доступ к которым ограничен.

На начало XXI в. в картотеке поступлений отдела литературы по библиотековедению и библиографоведению Российской государственной библиотеки зафиксировано свыше 60 названий профессиональных периодических изданий. По результатам исследования профессионального чтения библиотекарей, проведенного РГБ в 2003 г., наиболее читаемыми названы 26 центральных периодических и продолжающихся изданий библиотечной, общекультурной и книжной тематики; при этом только шесть изданий читают более 20% опрошенных – это журналы «Библиотека», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Библиография», «Мир библиографии» и «Библиотечная газета». Наибольшая востребованность именно первых пяти изданий выявлена и в результате исследования, проведенного Свердловской областной универсальной научной библиотекой (СОУНБ) среди муниципальных библиотек области, по проблемам освоения зарубежного опыта. Таким образом, значительная часть публикаций остается неизвестной специалистам.

Необходимо учитывать и тот фактор, что за последнее время изменились сами источники профессиональной информации. Вместе с традиционными (периодическими и книжными изданиями) значимым источником сегодня становится Интернет, и если традиционные источники имеют некоторые инструменты навигации, то поиск в Интернете требует решения проблемы доступности ресурсов, с учетом оценки их качества, надежности, достоверности.

Дискретность (прерывистость) фиксации и передачи социальной информации приводит к фрагментарности содержания документов. Другим следствием дискретности является дублирование, наличие в документах повторяющихся сведений теоретического и фактического характера, полученных на предыдущих этапах деятельности или почерпнутых из публикаций других авторов. Вытекает задача – собрать воедино фрагменты знания, одновременно по возможности устранив или хотя бы уменьшив дублирование информации. Решение этой задачи каждым специалистом самостоятельно приводит к непродуктивной затрате времени и сил, так как информационные потребности в пределах одного направления деятельности схожи и повторяются.

В качестве доказательства этого положения можно привести статистический анализ запросов профессиональных виртуальных справок РНБ и СОУНБ. Так, из 69 запросов по теме «Библиотековедение» (по рубрикатору РНБ) – 16 связаны с применением ГОСТ 7.80–2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.1– 2003 «Библиографическое описание», 10 – с различными аспектами справочно-библиографического обслуживания, 9 – с классификацией документов по УДК и ББК, 4 – с проблемами управления библиотеками и т.д. Из 49 запросов на сайте СОУНБ непосредственно с проблемами библиотечного дела связаны 25, из них – 3 запроса на уточнение физических и виртуальных адресов библиотек, 3 – об использовании Интернета, 2 – по проблемам библиотечной статистики, 2 – о сценариях конкретных мероприятий, 2 – об экономических аспектах деятельности библиотек, 1 – об организации МБА, 1 – поиск материала по теме «Реклама в библиотеке» и т.д. Несмотря на различие численных значений в запросах виртуальных справок этих двух библиотек, закономерность повторения тем можно отследить.

Для библиотечных и информационных наук весьма существен феномен рассеяния публикаций – факт опубликования статей определенной тематики в непрофильных изданиях. Для библиотечного дела, находящегося на стыке отраслей, а также использующего данные многих наук (информатики, психологии, педагогики, социологии и т.д.), этот фактор является одним из решающих. Объем информации, ценной для специалистов и опубликованной в непрофильных изданиях, может быть достаточно велик.

Еще один барьер, и прежде всего для муниципальных библиотек, – проблема доступности профессиональной информации. Как показало анкетирование ЦБС, проведенное методическим отделом СОУНБ в 2002 г., большинство ЦБС выписывают от 1 до 5 наименований профессиональных периодических изданий, ограниченно комплектуют книжные издания, не имеют качественного доступа к Интернету. Кроме того, большинству специалистов ЦБС недоступно участие в профессиональных конференциях, семинарах, практикумах даже на территории Свердловской области, не говоря уже о всероссийских и международных мероприятиях.

Все указанные факторы настоятельно требуют подготовки для специалистов свернутой аналитической информации, результатом которой становятся вторичные документы – библиографические материалы, аналитические обзоры, рефераты и т.п. Именно вторичные документы позволяют экономить время на поиск и переработку информации. При этом разнообразие форм вторичных документов позволяет учесть и индивидуальные потребности специалистов.

Между тем на федеральном уровне не существует эффективной системы информации по проблемам библиотечного дела, несмотря на наличие «Информкультуры» и специализированных отделов в национальных библиотеках. Нет такой системы и на региональном уровне.

Специалисты библиотек разного уровня в той или иной мере отслеживают профессиональную информацию. Так, в методическом отделе СОУНБ ведутся электронный каталог и электронная картотека статей по проблемам библиотечного дела. Тематические списки по актуальным темам публикуются в изданиях СОУНБ и на сайте библиотеки. Запросы профессиональной виртуальной справки СОУНБ выполняются совместными усилиями нескольких отделов. Аналогичная деятельность ведется и в других областных библиотеках Свердловской области. Но она не получает необходимого развития, так как в методических отделах не является основной и не обеспечена квалифицированными кадрами, способными качественно выполнять эту работу.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о неполном информировании специалистов СОУНБ и практически полной информационной дискриминации специалистов муниципальных библиотек. Это ведет к торможению развития библиотек области, повторению ошибок и затрате усилий на решение уже решенных проблем. Причем это характерно не только для Свердловской области. Общение со специалистами Челябинской и Курганской областей выявило аналогичную картину и в других регионах Урала. Причем в Курганской области дело обстоит еще хуже, так как там ЦБС менее компьютеризованы, чем в Свердловской области.

Попыткой решения этой проблемы, для начала в областном масштабе, стала разработка проекта создания Информационно-аналитического центра по проблемам библиотечного дела на базе СОУНБ.

Далее перечислены функции Центра.

Информационное, справочное и библиографическое обслуживание пользователей на основе традиционных и электронных баз данных:

Исследовательская и методическая деятельность:

Издательская деятельность:

Организационная деятельность:

распространение информационных продуктов, обеспечение рынка информационных услуг;

разработка организационно-управленческих, научно-методических и технических основ, обеспечивающих дальнейшее развитие Центра;

развитие, совершенствование и внедрение в работу Центра новых форм обслуживания пользователей на основе компьютерных и традиционных технологий;

организация корпоративной работы с библиотеками Свердловской области.

Центр должен обрабатывать следующие массивы информации:

Потенциальные группы пользователей центра:

Таким образом, при соответствующем техническом и кадровом обеспечении результатом деятельности центра будет создание развернутой системы вторичных документов по проблемам библиотечного дела, позволяющей организовать информационное обслуживание специалистов и руководителей библиотек области с использованием всех имеющихся ресурсов СОУНБ.

Приложение

Предполагаемая система информационных изданий центра

Вид издания

Форма

Периодичность

Способ
информирования

Ареал
распространения

Библиографические списки по актуальным темам

печатная,
электронная

ежемесячно

публикация на сайте, в газете, отдельным изданием

регион, СОУНБ

Библиографические списки по заявкам специалистов в системе текущего информирования

печатная

по мере накопления

отдельное издание

СОУНБ

Библиографические списки по разовым заявкам специалистов

печатная

при поступлении запроса

отдельное издание

СОУНБ, регион

Аналитические обзоры по актуальным темам

печатная,
электронная

ежеквартально

публикация на сайте, отдельное издание

регион, СОУНБ

Реферативные издания по актуальным темам

печатная,
электронная

ежеквартально

публикация на сайте, отдельное издание

регион, СОУНБ

Дайджесты по актуальным темам

печатная,
электронная

раз в полгода

отдельное издание

регион, СОУНБ

Аннотированные списки новинок специальной литературы

электронная

ежеквартально

публикация на сайте

регион

Обзоры прессы

электронная

ежеквартально

публикация на сайте

регион