Н. И. Гендина
НИИ информационных технологий
социальной сферы Кемеровского
государственного университета
культуры и искусств
Образование для общества знаний
и проблемы формирования
информационной культуры личности
От
информационного общества – к обществу знания:
позиция ЮНЕСКО
Превращение информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как товара, средства управления личностью и обществом, инструмента власти, оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационно-коммуникационных технологий – все эти факторы предопределили переход человечества к третьей (наряду с аграрной и индустриальной) стадии развития, получившей название информационное общество (далее по тексту доклада – ИО. – Ред.). Однако не успели сформулированные в конце 1960-х – начале 1970-х гг. социологами, философами (Д. Белл, А. Тоффлер, М. Маклюэн, Е. Масуда и др.) идеи ИО получить однозначное толкование и единое понимание, как ЮНЕСКО выразила обеспокоенность ограниченностью концепции ИО. Позиция ЮНЕСКО предусматривает продвижение концепции общества знания, а не мирового информационного общества [1]. Она основана на учете все возрастающей изменчивости, динамичности окружающего мира, ее можно условно назвать «стратегией опережающего развития».
Наиболее четко позиция ЮНЕСКО по вопросу соотношения информационного общества и общества знаний представлена в интервью заместителя генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г-на Абдул Вахид Хана. В ответ на вопрос, чем концепция общества знаний отличается от концепции «информационного общества» и почему в мире, где 80% людей не имеют доступа к базовым структурам телекоммуникаций, общества знания являются ключом к лучшему будущему, он сказал: «На самом деле эти два понятия являются взаимодополняющими. Информационное общество является функциональным блоком общества знаний. По моему мнению, концепция информационного общества связана с идеей «технологических инноваций», тогда как понятие общество знаний охватывает социальные, культурные, экономические, политические и экономико-правовые аспекты преобразований, а также более плюралистический, связанный с развитием, взгляд на будущее. С моей точки зрения, концепция “общество знаний” предпочтительнее концепции “информационное общество”, поскольку она лучше отражает сложность и динамизм происходящих изменений» [2. С. 23–24].
К числу наиболее существенных черт, характеризующих ИО, эволюционирующее в общество знаний, можно отнести следующие:
· информация и знания – главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы – это стратегические ресурсы общества;
· глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий – основа новой экономики, экономики знаний;
· новизна, быстротечность, ускорение – наиболее характерные черты жизни;
· цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть–восемь лет, опережая темпы смены поколений;
· непрерывное образование и способность к переквалификации – неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;
· судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.
Общество знаний и новая парадигма образования
Глобальные кризисы (экологический, ресурсный и др.), нарастание новых рисков и противоречий (нравственных, религиозных, политических, экономических, техногенных) на рубеже ХХ и ХХI вв. выявили фундаментальную зависимость человеческой цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. В начале 1970-х гг. преодоление образовавшихся противоречий (цивилизационных разрывов) было возведено на уровень глобальных задач, речь стала идти о поисках новой парадигмы образования. Старая модель «поддерживающего обучения», основанная на фиксированных приемах и методах, предназначенных для того, чтобы научить человека справляться с уже известными, повторяющимися ситуациями, оказалась непригодной для современного общества, отличительной чертой которого становится изменчивость, ускоряющийся темп.
Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет качественно новые требования к системе образования. Целью образования становится не подготовка человека к будущей деятельности (прежде всего, профессионально) за счет накопления впрок как можно большего объема готовых, систематизированных, изначально истинных (в силу авторитета науки) знаний, а развитие личности, овладение способами приобретения существующих и порождения новых знаний.
Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии новая парадигма образования. Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то новая образовательная парадигма – это своего рода стратегия образования для будущего, лозунг которой – «Образование в течение всей жизни».
Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:
· смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;
· освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;
· дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».
«Информационная составляющая» новой парадигмы образования
Кардинальное изменение места и роли информации в жизни общества, последствия информационного взрыва, стремительного развития информационно-коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на систему образования, масштаб и значение которого, с нашей точки зрения, еще не вполне осознаны. Не претендуя на системность подхода, тем не менее попытаемся установить причинно-следственную связь между информационными факторами и проблемами психолого-педагогического, организационно-управленческого характера в современной системе образования. В частности, с этой целью сопоставим проявления важнейших закономерностей развития информационных потоков (рост объема потоков научных знаний, включая мощное развитие сетевых ресурсов; старение информации; актуализация информации; концентрация и рассеяние информации) с необходимостью изменений в сфере современного образования.
Закономерности развития информационных потоков
и система образования
Рост объема потоков научных знаний |
|
Проблемы |
Следствия |
Проблема отбора необходимой для обучения информации и пересмотра содержания образования на основе анализа как традиционных, так и сетевых информационных ресурсов. |
Изменение роли преподавателя: не трансляция, а навигация в потоках информации и знаний. |
|
Необходимость преобразования значительного объема новой научной информации в учебную. |
Проблема экстенсивного расширения содержания образования и возрастание нагрузки учащихся. |
Необходимость динамичного «встраивания» новой научной информации в систему учебного знания. |
Проблема увеличения сроков обучения. |
Необходимость внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных. |
Проблема интенсификации образования, поиск соответствия технологий образования его целям и задачам. |
Необходимость дополнения подхода, связанного с формированием знаний, умений и навыков, компетентностным подходом. |
Старение информации |
|
Проблема постоянного обновления знаний |
Необходимость смены парадигмы «образование на всю жизнь» на парадигму «образование в течение всей жизни». |
|
Необходимость вооружения обучающегося не только знаниями, но и формирование потребности в непрерывном самообразования. |
Проблема потери актуальности приобретенных профессиональных и общекультурных знаний. |
Необходимость доучивания, обучения и переучивания в процессе трудовой и социальной деятельности. |
Актуализация информации |
|
Проблема возрастания ценностных свойств знаний, считавшихся архаичными, необходимость возвращения к активному использованию публикаций прошлых лет (происходит в связи с переоценкой обществом концепций, идей, методов, способов производства.) |
Необходимость фундаментализации образования, освоения самых существенных и устойчивых знаний, лежащих в основе научной картины современного мира, формирование способности мыслить системно, творчески, критично, строить профессиональную деятельность в соответствии с законами фундаментальной науки. |
Концентрация и рассеяние информации |
|
Проблема полноты поиска информации по отраслевой, межотраслевой и комплексной проблематике как в традиционных, так и в сетевых информационных ресурсах. |
Необходимость осознания роли и места метаинформации в информационном обеспечении образования. |
Рост объема потоков научных знаний |
|
Проблемы |
Следствия |
Проблема отражения одного и того же содержания (знания) в различных знаковых формах: текстовой, табличной, графической, образной и др. |
Необходимость визуализации учебного знания, введения новых учебных дисциплин интегративного характера. |
Проблема согласованности и достоверности знаний, получаемых в образовательных учреждениях, со знаниями, представленными в СМИ (пресса, радио, ТВ, Интернет). |
Возрастание функции эксперта в деятельности педагога, призванного оценить достоверность информации в различных источниках; формирование критического мышления обучаемых. |
Информационная культура личности как условие успешной адаптации человека к жизни в информационном обществе, эволюционирующем в общество знаний
В новой парадигме образования значительное место занимает «информационная составляющая», имеющая принципиально важное значение как для тех, кто учит, так и для тех, кто учится. Соответственно, в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять информационной подготовке личности. По нашему глубокому убеждению, такая подготовка не должна сводиться к решению частных задач – обучению основам библиотечно-библиографических знаний и приемам рациональной работы с книгой, алгоритмам информационного поиска, ликвидации компьютерной неграмотности, освоению гипертекстовых, мультимедийных и иных информационно-коммуникационных технологий. Необходима целенаправленная и комплексная подготовка человека, включающая широкий спектр не только информационных знаний, умений и навыков, но и информационных компетенций, связанных с поиском, извлечением и критическим анализом информации, способностью самостоятельно добывать и производить новые знания. Иными словами, речь идет о формировании информационной культуры личности. Предлагаемая нами концепция нашла отражение в [3. C. 32–39], ее важнейшими составляющими стали трактовка понятия информационная культура личности и принципов информационного образования, модель курса «Основы информационной культуры личности».
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий – является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Важным звеном, «скрепляющим» все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношениея людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Формирование информационной культуры личности и организация информационного образования должны базироваться, по нашему мнению, на следующих общеметодологических принципах: системности, интегративности, технологичности, непрерывности, а также деятельностного подхода.
Целенаправленное и последовательное формирование информационной культуры личности, с нашей точки зрения, возможно за счет внедрения в образовательных учреждениях всех ступеней и уровней специальной учебной дисциплины. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» – подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества и общества знаний. Основными задачами курса являются:
1. Формирование информационного мировоззрения личности;
2. Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности.
Решение этих задач направлено на овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; применение традиционных и информационно-компьютерных технологий для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.
Итогом претворения в жизнь цели и задач курса является формирование творческой личности, способной реализовать конституционные права человека и гражданина на доступ к информации, использовать добытую информацию в интересах своего физического, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества; обладающей активной гражданской позицией, информационно ответственной за свое взаимодействие с информационной средой, убежденной в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем.
Проблемы
формирования информационной культуры личности
на общегосударственном уровне
Если рассматривать формирование информационной культуры личности как целостный, специально организованный процесс, то его реализация требует решения как минимум следующих проблем:
1) внедрения в учебные планы образовательных учреждений всех типов учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Эта учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений;
2) разработки комплекса учебных материалов, дифференцированных по целям и ступеням обучения, возрастным и деятельностным особенностям обучающихся. Их доминирующим компонентом должны стать сведения, формирующие технологическое знание, содержащее ответ на вопрос «Как делать?» применительно к каждому конкретному информационному продукту или процессу. В составе учебной литературы, обеспечивающей формирование информационной культуры, должны быть представлены издания как в традиционной, так и электронной форме, ориентированные и на тех, кто учит, и на тех, кто учится;
3) использования распределенной информационно-учебной среды, включающей информационные ресурсы (фонды документов и информационных изданий, традиционные и электронные библиотечные каталоги), компьютерную технику, средства доступа к удаленным отечественным и мировым информационным ресурсам. «Распределенность» этой информационно-учебной среды состоит в том, что ее компоненты сосредоточены как в библиотечно-информационных, так и образовательных учреждениях. Взаимодействие библиотек и образовательных учреждений в организации информационного образования и просвещения можно уподобить сообщающимся сосудам, из которых современный человек должен черпать сведения для повышения своего уровня информационной культуры;
4) организации специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести занятия по курсу «Основы информационной культуры личности» с различными категориями обучаемых. Решение этой проблемы возможно при использовании профессионального потенциала учителей (преподавателей) и библиотекарей (информационных работников). Ключевой задачей подготовки кадрового корпуса информационного образования должно стать овладение как теми, так и другими технологиями формирования информационной культуры личности на основе единого методологического подхода, предусматривающего единство понятийного аппарата. При этом для учителя (преподавателя) принципиально важно освоение основ профессиональной работы с информацией, знание основных законов функционирования документальных потоков информации в обществе и критериев эффективного поиска информации, владение приемами и методами аналитико-синтетической переработки информации на базе информационно-коммуникационных технологий. Профессиональная подготовка библиотекарей, призванных формировать информационную культуру различных категорий обучаемых, – от самых маленьких граждан до взрослых людей – должна быть усилена психолого-педагогическим компонентом, включающим изучение методов и средств обучения с учетом возраста и деятельности человека.
Результаты
реализации концепции формирования
информационной культуры личности
Постановка проблем формирования информационной культуры личности неразрывно связана с поиском путей их решения. Научно-исследовательскому институту информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) Кемеровского государственного университета культуры и искусств, действующему в рамках международной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», удалось получить следующие практические результаты:
1. Внедрить в учебный процесс ряда образовательных учреждений Кемеровской области (школ, лицеев, гимназий, колледжей, вузов) курс «Основы информационной культуры личности».
2. Разработать учебно-методическое обеспечение: курс «Основы информационной культуры личности» обеспечен комплексом учебных программ, унифицированных по структуре и дифференцированных по категориям обучающихся. Разработанные учебные программы, методические и справочные материалы, тесты и списки литературы по курсу получили отражение в выдержавшей уже два издания книге [3].
3. Организовать подготовку кадров, владеющих технологией формирования информационной культуры личности. На базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств на факультете информационных технологий в рамках специальности «Библиотечно-информационная деятельность» открыта подготовка кадров со специализацией «Технология формирования информационной культуры личности». Наряду с этим в Кузбассе (впервые в России!) осуществлен выпуск особых специалистов – учителей основ информационной культуры. Такая работа была развернута сотрудниками НИИ ИТ СС на базе Беловского педагогического колледжа. В основу ее положен разработанный в НИИ ИТ СС учебно-методический комплекс.
4. Обеспечить повышение квалификации работников библиотек и образовательных учреждений в сфере информационной культуры. В библиотеках Кузбасса, а также на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации работников образования с помощью сотрудников НИИ ИТ СС за последние четыре года более тысячи специалистов сферы культуры и образования Кузбасса смогли повысить свою информационную культуру. Самостоятельное направление деятельности представляет организация и проведение семинаров и конференций, направленных на продвижение инновационных методов формирования информационной культуры личности для работников образовательных учреждений и библиотек не только Кузбасса, но и других регионов страны. В ходе таких мероприятий сотрудники НИИ ИТ СС представляют участникам инновационные технологии формирования информационной культуры, проводят мастер-классы, дают консультации.
5. Осуществлять широкомасштабную информационно-просветительскую деятельность. На базе НИИ ИТ СС за 2001–2005 гг. проведены 17 форумов, посвященных проблемам подготовки человека к жизни в информационном обществе, опубликованы свыше 150 научных работ по проблемам информационной культуры, более 20 учебно-методических разработок. Результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены на сайте http://nii.art. kemerovonet.ru, имеющем русскую и англоязычную версии.
В заключение хочется подчеркнуть, что разработанная концепция формирования информационной культуры личности не рассматривается нами как догма, наш подход к организации информационного всеобуча предполагает последовательное развитие и совершенствование, основанное на результатах научных исследований, постоянно действующей обратной связи с образовательными учреждениями и библиотеками.
Список использованных источников
1. От информационного общества – к обществам знания. ЮНЕСКО // Всемирный саммит по информационному обществу : Информационное издание/ Сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб, 2004. – С. 82–84.
2. На пути к обществам знаний : Интервью с заместителем Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации г-ном А. В. Ханом // Наука в информационном обществе : Информационное издание / Сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. – СПб, 2004. – С. 22–26.
3. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Школ. б-ка, 2003. – 296 с.