УДК 025.173

Е. Н. Бойченко

Использование фонда отраслевых периодических изданий
(на примере отдела производственной литературы
Белгородской государственной универсальной
научной библиотеки)

Анализ интенсивности и сезонных колебаний спроса на периодические издания.

Интенсивный рост числа отечественных периодических изданий и появление на рынке информационных услуг большого количества зарубежных изданий не только резко увеличили объем информации, необходимой пользователю, но и создали трудности для библиотек в финансировании подписки. Проблема обеспечения необходимой структуры фонда отраслевых периодических изданий актуальна как для города Белгорода, значимого центра науки и высшего образования, так и для Белгородчины в целом, являющейся высокоразвитым индустриально-аграрным регионом.

Перечень выписываемых изданий должен отвечать требованиям пользователей информации, и в то же время их количество должно быть оптимальным, так как в связи с удорожанием подписных изданий расходы на приобретение периодики растут. Какие же издания полностью удовлетворят спрос и не заставят руководство библиотеки пожалеть о потраченных средствах?

Для ответа на этот вопрос проведено исследование, цель которого – улучшение качества комплектования фонда отраслевых периодических изданий, получаемых отделом производственной литературы Белгородской государственной универсальной научной библиотеки (БГУНБ).

Проблемы формирования фонда на основе анализа спроса освещались в профессиональной печати, например [17]. В этих работах рассмотрен удельный вес периодических изданий в общем объеме фонда и книговыдачи, дан перечень наиболее спрашиваемых изданий.

Формированию ядра и определению критериев отбора изданий для включения в фонд (в основном это касается подписки на иностранную периодику) уделялось внимание в [817]. Вопросы комплектования фонда периодики в условиях рыночных отношений рассматривались на Международной конференции «Крым–99» [18].

Статистические методы анализа фонда периодики приведены в [19]. Общая характеристика относительных величин динамики, к которым относится и показатель сезонности (без раскрытия сути данного показателя), дана в учебном пособии [20]. Алгоритм расчета показателей сезонности и средних величин (средневзвешенной, моды и медианы) приведен в учебных пособиях по теории статистики [2122].

Наиболее приближены к теме исследования работы [2326]. И. И. Заду­бовский отмечает, что при финансовых ограничениях на подписку можно ограничиться лишь n продуктивными журналами [23]. При этом в числе показателей продуктивности выступает и показатель спроса. Автор предлагает использовать показатель обращаемости, который рассчитывает путем деления общего количества выдач на возраст журнала, а также отмечает, что скорость спада спроса зависит от принадлежности журналов к той или иной отрасли знания. К. М. Великова и М. И. Драбкина также рассматривают показатель частоты использования каждого названия журнала (обращаемость) [24].

Е. Т. Селиверстова предлагает для оценки качества фонда использовать такой критерий, как коэффициент соответствия (соответствие структуры фонда структуре удовлетворенного читательского спроса) [25], но не приводит алгоритм его расчета. В. М. Дмитриев дает формулу расчета коэффициента соответствия состава и использования фонда, но спектр ее применения ограничен размером фонда [26].

Анализ использования журнальных фондов посредством учета требований на издания проведен в Башкирской республиканской библиотеке [27]. Анализ числа запросов также составил основу исследования [28].

Однако комплексного анализа фонда периодики в отраслевом и тематическом аспекте с применением сезонной волны нет ни в одной из вышеперечисленных работ.

На начальном этапе исследования в течение календарного года ежедневно изучались запросы пользователей на отраслевые газеты и журналы согласно бланкам требований.

Отмечу, что изучение числа запросов проводилось в отношении всех периодических изданий, а объектом расширенного анализа (расчет средних, индекс сезонности) выступали журналы, получаемые отделом производственной литературы. (Спрос на реферативные журналы и экспресс-информацию в исследовании не анализировался, так как они расположены в открытом доступе и количественный учет спроса на них затруднен.)

В отношении журналов велся учет как количества запросов, так и абсолютного значения выданных изданий. Это связано с тем, что число запросов на то или иное издание не всегда адекватно отражает заинтересованность читателя и востребованность периодического издания в целом. Приведу простой пример: преподаватель в институте рекомендует для изучения определенную статью, и большинство студентов, следуя этой рекомендации, приходят в библиотеку. Число запросов в данном случае равно числу выданных изданий. Спрос носит узкий, точечный характер. В то же время на ряд наименований периодических изданий оформляются запросы комплексного характера – за текущий год, за два года, за три года.

Согласно ГОСТ 7.20–2000 «Библиотечная статистика» единицей учета объема фонда периодических изданий выступает как отдельный экземпляр (том, номер, выпуск), так и годовой комплект (подшивка) [29]. В связи с этим целесообразно анализировать показатель «средняя периодичность/средний объем подшивки». Расчет данного показателя осуществлялся исходя из периодичности получаемых изданий – 1, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 24, 48, 52 – по формуле средневзвешенной [22. С. 78]:

                                                                                    (1)

где х – периодичность; f – количество наименований изданий с определенной периодичностью.

Средний объем подшивки по средневзвешенной рассчитан по данным табл. 1.

Таблица 1

Исходные и расчетные данные для определения средней периодичности

Количество наименований
f

Периодичность
x

xf

2

1

2

6

2

12

53

4

212

140

6

840

13

8

104

3

10

30

253

12

3048

1

14

14

6

24

144

2

48

96

2

52

104

S= 481

 

S = 4594

 


Средний объем подшивки равен:

= 9,55 журналов

Весь спектр периодических изданий (журналов) отдела условно разделен на несколько блоков:

1. Общие вопросы (в том числе патентное дело и изобретательство);

2. Электротехника;

3. Радиотехника;

4. Компьютерная техника и технологии;

5. Горное дело;

6. Машиностроение, металловедение и обработка металлов, химическая промышленность;

7. Пищевая промышленность и кулинария;

8. Легкая промышленность и полиграфия;

9. Домоводство (в том числе интерьер жилых помещений);

10. Строительство и архитектура;

11. Транспорт;

12. Сельское хозяйство;

13. Экология;

14. Экономика.

 

Группировка данных о количестве запросов на периодические издания, проведенная на основании анализа массива материалов, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Распределение периодических изданий по числу запросов

Группы периодических
изданий по числу запросов

Количество периодических
изданий

Накопленная
частота

0–50

469

469

51–100

30

499

101–150

7

506

151–200

0

506

201–247

2

508

 

В первую группу (от 0 до 50 запросов) вошли 469 наименований. Ни разу не были востребованы следующие издания: «Вестник АСЭкО», «Конкурс», «LAN», «Мелиорация и водное хозяйство», «Новости торговли», «Овцы, козы, шерстяное дело», «Перспективные изобретения», «Справочник руководителя торгового предприятия», «Трубопроводы и экология», «Хлебосол».

Это связано с тем, что журналы «Новости торговли», «Перспективные изобретения», «Справочник руководителя торгового предприятия» выписаны впервые в 2005 г. и пользователи еще не успели с ними познакомиться. Журналы «Конкурс», «Вестник АСЭкО», «Трубопроводы и экология» – также новые, но причина их отсутствия в массиве данных о запросах связана с тем, что эти издания выходят 1 раз в квартал и к моменту окончания сбора материала (последняя декада марта 2005 г.) только что были получены в отдел.

Во вторую группу (51–100 запросов) вошли издания по темам строительства, экономики (в первую очередь, по экономике АПК), посвященные моделизму и техническому конструированию, отражающие представленные на рынке компьютерные игры, содержащие статьи по вопросам качества.

В составе третьей группы (101–150 запросов) – семь журналов: «Моделист-конструктор», «Строительные материалы», «Авиация и космонавтика», «Игромания», «Радиоконструктор», «Радиомир», «Компьютер пресс». Необходимо отметить, что первые три журнала имеют постоянных читателей благодаря долгому нахождению на рынке, а остальные, сравнительно новые, уверенно занимают лидирующие позиции вследствие информатизации общества.

Четвертая группа (150–200 запросов) не содержит ни одного наименования.

Безусловными лидерами по количеству запросов являются журналы, вошедшие в состав пятой группы (201–247 запросов): «Радио» (247 запросов) и «За рулем» (215 запросов).

Согласно данным табл. 2 рассчитано значение признака, которое чаще всего встречается в данном вариационном ряду (мода).

Расчет произведен по формуле [21. С. 120]:

Мо = ,                                 (2)

где xмо=0; i= 50; fmo = 469; f(-1)= 0; f(+1)=30

Мо =  » 26 запросов

Таким образом, проведенные расчеты показывают, что в данной совокупности наиболее частое число запросов – 26.

Следующий этап анализа – изучение оборачиваемости (интенсивности спроса) каждой из определенных нами тематических и проблемно-ориентированных групп.

Данные о величине выдачи периодических изданий за календарный период по 14 тематическим блокам проранжированы в соответствии с величиной объема «средней подшивки», рассчитанной нами ранее – 9,55 журналов (табл. 3).

Таблица 3

Количество выданных за время наблюдения периодических изданий
по тематическим группам и расчет оборачиваемости «средней подшивки»

Номер темы

Выдано за период
исследования

Число журналов
в блоке

Оборачиваемость
«средней подшивки»

2

654

10

6,8

6

1735

24

7,6

7

1908

24

8,3

13

2214

25

9,3

8

1753

18

10,2

12

9247

83

11,7

1

7319

51

15,0

9

5621

38

15,5

14

11002

64

18,0

5

716

4

18,7

11

6494

36

18,9

4

7437

35

22,2

10

9387

43

22,9

3

9219

26

37,1

 

Библиотека находится в многомерном информационном, культурном и образовательном пространстве региона, и в связи с этим число посещений (а значит, и количество запросов на периодические издания отдела) тесно связано с установленными в вузах и ссузах Белгородской области учебными планами, сроками сдачи экзаменов; информационной региональной политикой.

В рамках социокультурной и популяризаторской деятельности отдела проводятся выставки-просмотры ко всем знаменательным датам в развитии техники, сельского хозяйства и экологии.

Все это обусловило необходимость рассмотрения сезонных колебаний величины спроса на периодические издания по определенным нами тематическим группам и проблемам. Наблюдение за сезонными колебаниями позволяет, с одной стороны, устранить их там, где они нежелательны (например, в течение года можно чаще использовать данные периодические издания в оформлении выставок, проведении обзоров), с другой стороны, решить ряд практических задач (увеличить объем книговыдачи в летний период).

Для измерения «сезонной волны» были рассчитаны отношения месячных уровней к среднему месячному уровню за год (индексы сезонности) [22. С. 307]:

Iсез = ,                                                                                           (3)

где уi – число выданных за месяц журналов; – средний месячный уровень.

Для оценки силы (меры) колеблемости уровней сезонной неравномерности используем показатель среднего квадратического отклонения индексов сезонности, расчет которого производится по формуле [22. С. 309]:

σсез = ,                                                       (4)

где n=12

 

Рамки статьи не позволяют полностью привести таблицы и графики, выполненные во время исследования. Данные расчетов и графические данные показали, что наиболее подвержен сезонным колебаниям спрос на журналы, вошедшие в состав 2, 5 и 6 блоков. Колеблемость уровней сезонной волны достигала по журналам электротехнической тематики 80,13%, по горному делу – 83,98%, машиностроению, металловедению и обработке металлов, химической промышленности – 73,73%.

Колеблемость уровней сезонной волны по журналам экологической тематики составила 63,03%. При этом индекс сезонности в октябре 2004 г. был равен 167,5%, а в ноябре спрос превысил среднегодовой уровень на 85,4%. Это связано с тем, что БГУНБ совместно с администрацией Белгорода 22 сент. 2004 г. организовала и провела научно-практическую конференцию «Экология города», на которой рассматривались пути решения проблем экологически сбалансированного развития Белгорода. На конференции специалистам в области экологии представлен доклад, осветивший информационные ресурсы библиотеки в целом и отдела производственной литературы в частности.

Меры колеблемости уровней сезонной неравномерности близки по значению для основной массы журналов: по радиотехнике (39,62%), экономике (37,68%), домоводству (37,40%), пищевой промышленности и кулинарии (37,04%), строительству и архитектуре (35,75%), общим вопросам (в том числе патентному делу и изобретательству) (34,35%), сельскому хозяйству (32,91%), транспорту (32,69%). Наименее подвержен сезонным колебаниям спрос на журналы по компьютерной технике и технологиям – 27,03%.

Аналогично проведен анализ спроса по следующим проблемно-ориентированным группам изданий, выделенным в результате вторичной группировки массива:

1. Качество продукции и качество жизни;

2. Строительство и обустройство собственного дома;

3. Овладение компьютерными технологиями на уровне пользователя (в том числе посредством компьютерной игры);

4. Техническое творчество и моделизм.

Выделение этих проблем связано с рядом следующих положений.

«Качество продукции и качество жизни». 2 апр. 2003 г. принят Закон Белгородской области № 74 «Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области». Человеческая жизнь и возможность личности реализовать себя в течение жизни являются абсолютной ценностью. Качество жизни, вопросы его повышения становятся национальной идеей. Сегодня потребители Белгородской области, а также многие предприниматели, специалисты органов местного самоуправления, других структур испытывают острую потребность в информации, касающейся как законодательного регулирования вопросов защиты прав потребителей, так и потребительских характеристик различных товаров и услуг.

«Строительство и обустройство собственного дома». Белгородская область занимает передовые позиции в Российской Федерации в сфере жилищного строительства, в частности в сельской местности. Уже в 1998 г. по вводу в эксплуатацию жилья (на 1 000 жителей 513 м2 общей площади) наша область опередила не только соседнюю Курскую область (164 м2), но и Москву (364 м2). Белгородская область продолжает удерживать ведущие позиции по этому показателю социально-экономического развития. Важное место в решении жилищной проблемы занимает индивидуальное жилищное строительство.

По мнению губернатора Белгородской области Е. С. Савченко, «не может быть качественной жизни без удовлетворения потребности для подавляющего числа граждан в строительстве или в приобретении своего дома». В области ведется активная работа по реализации целевых программ жилищного строительства. За последние 5 лет введено в строй около
35 тыс. квартир в многоэтажных жилых домах и более 12 тыс. индивидуальных жилых домов общей площадью 2,8 млн м2.

«Овладение компьютерными технологиями на уровне пользователя (в том числе посредством компьютерной игры)». Компьютерные технологии бурно входят в нашу жизнь, и это требует от всех специалистов новой психологии пользования и мышления. Компьютер должен стать таким же привычным инструментом, как книга, карандаш или телефон. Нужно отметить удивительное свойство компьютерных технологий: чем богаче программное обеспечение, чем выше технические характеристики компьютера, тем проще его эксплуатация на пользовательском уровне и тем больше возможностей у человека для творческой самореализации.

Игровой метод – один из основных методов обучения. Компьютерные игры используют в процессе обучения с целью не только научить «нажимать кнопки» по определенным правилам, но и объяснить основные принципы работы компьютера, снять психологический барьер – страх сделать что-то неправильно, чтобы специалист в будущем мог самостоятельно осваивать необходимое, быстро растущее пользовательское программное обеспечение [30].

«Техническое творчество и моделизм». Техническое творчество – это одно из важных средств политехнического образования и профессиональной ориентации, способствующее формированию у подрастающего поколения устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления и содействующее повышению научного уровня образования. Изучая основы наук, знакомясь с промышленным и сельскохозяйственным производством, достижениями науки и техники, школьники и студенты вовлекаются в творческую работу. Чаще всего техническое творчество реализуется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и других технических объектов.

По этим четырем направлениям проведен расчет индексов сезонности и силы колеблемости спроса журналов. Расчетные и графические данные позволяют утверждать, что наименьшему влиянию сезонных факторов подвержен спрос на журналы 3-й группы – «Овладение компьютерными технологиями на уровне пользователя (в том числе посредством компьютерной игры)»: среднее квадратическое отклонение индексов сезонности составило 24,87%. По журналам 4-й группы – «Техническое творчество и моделизм», сила колеблемости выше – 35,77%.

В августе 2004 г. вниманию пользователей была предложена выставка «Современный коттедж – от фундамента до крыши». Сюжет об открытии выставки снят телекомпанией «Магнит» и продемонстрирован по местному телевидению, на областном радио прозвучали обзоры литературы, представленной на выставке. В результате спрос на журналы 2-й группы – «Индивидуальное жилищное строительство и интерьер дома» – по сравнению с среднегодовым вырос на 81,2%, а по сравнению с предыдущим месяцем – на 82,6%.

В отношении спроса на журналы, включенные в состав 1-й и 2-й групп, прослеживается тесная зависимость от плана мероприятий отдела. Так, с 20 февр. по 26 марта 2004 г. в отделе производственной литературы БГУНБ совместно с Межведомственным координационным советом по защите прав потребителей администрации Белгородской области проведена традиционная акция «Потребительские знания – в каждую семью». 1 сент. 2004 г. в рамках Дня знаний проведена игра-конкурс «Имею право» для старшеклассников двух школ Белгорода.

В декабре 2004 г. в БГУНБ состоялась IV Научно-практическая конференция «От качества товаров и услуг – к качеству жизни», цель которой – подведение итогов работы в рамках региональной комплексной программы по защите прав потребителей в Белгородской области на 2001–2005 гг. Организаторами конференции выступили БГУНБ и Межведомственный координационный совет по защите прав потребителей при администрации области.

Проведение названных мероприятий положительно сказалось на увеличении спроса на журналы 1-й группы – «Качество продукции и качество жизни». В апреле индекс сезонности составил 179,0%, т.е. превысил среднегодовой уровень на 79,0%; в сентябре 2004 г. величина показателя была равна 148,5%, в феврале 2005 г., после окончания учебных каникул, – 140% (для сравнения: в январе – 62,7%).

Главная цель работы отдела производственной литературы БГУНБ состоит в том, чтобы повысить оперативность и эффективность библиотечного обслуживания организаций и населения города (пользователей библиотек) за счет оптимальной структуры отраслевого фонда периодических изданий. Комплексно и систематически, с использованием современных технологий обработки цифровой информации исследован спрос на периодику. Получены данные о тематическом составе и проблемно-ориентированном спросе.

Применение методического подхода, разработанного в ходе исследования, позволяет более комплексно оценивать эффективность выделяемых на подписку средств. В результате исследования сложившегося спроса на периодические издания отдел производственной литературы БГУНБ на первое полугодие 2006 г. оформил подписку на 12 новых изданий, а 4 наименования журналов исключены из списка. С целью равномерного распределения спроса и нивелирования сезонной составляющей скорректирован план выставочной деятельности.


Список использованных источников

1.     Гусева В. Н. Формирование фонда деловой литературы на основе анализа читательского спроса // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 4. – С. 54–59.

2.     Коломейчук Е. М. Периодические издания в фондах центральных универсальных библиотек субъектов Российской Федерации // Там же. – 2001. – № 7. – С. 46–52.

3.     Слуцкая К. К. Удовлетворение запросов читателей – критерий качества обслуживания // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1987. – № 3. – С. 3–5.

4.     Савина Е. А. Периодические издания в документном фонде библиотеки Ивановской государственной медицинской академии // Науч. и техн. б-ки. – 2001. – № 7. – С. 52–56.

5.     Раев А. Г. Анализ читательского спроса в крупной библиотеке // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1982. – № 8. – С. 36–37.

6.     Стасевич Р. Е. Анализ использования иностранных журналов в НТБ Белорусского филиала ВНИИТЭ // Там же. – 1982. – № 5. – С. 31.

7.     Изучение формирования и использования фондов Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина // Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. Р. И. Богачева, А. В. Кокорев, С. И. Ковригина, С. А. Колесник; науч. ред. И. М. Алексеева. – М., 1975. – Вып. 19. – 42 с.

8.     Терешин В. И. Полнота библиотечного фонда: теоретический аспект, пути реализации // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1984. – № 6. – С. 3–8.

9.     Подкорытова Н. И. Комплектование фондов в условиях рыночной экономики // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 4. – С. 37–41.

10.  Дубров А. П. Критерии и показатели для формирования оптимального иностранного журнального фонда многопрофильных научных библиотек / А. П. Дубров, О. Л. Красикова // Организация и ресурсы информационно-библиотечного обслуживания специалистов и ученых: межведомств. сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 1995. – С. 92–99.

11.  Алексеев Н. Г. Использование критериев спроса и стоимости в управлении комплектованием фонда периодических изданий / Н. Г. Алексеев, Л. И. Госина // Управление библиотекой: новые идеи и практические решения : сб. тр. / Рос. гос. б-ка. – М., 1995. – Вып. 1. – С. 89–101.

12.  Митракова Н. А. Определение сроков хранения периодических изданий в библиотеке вуза / Митракова Н. А., Балмуш Е.И. // Науч. и техн. б-ки. – 1992. – № 2. – С. 20–21.

13.  Медведева И. Е. Анализ использования иностранных журналов в научно-технических библиотеках / Медведева И. Е., Лучко В. С., Зверева Г. Ф. // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1980. – № 7. – С. 26–28.

14.  Мотульский Р. С. Моделирование как основа формирования фонда периодических изданий библиотеки вуза // Там же. – 1989 – № 9. – С. 28–33.

15.  Рослик Г. М. Иностранные журналы в научных библиотеках. Вопросы отбора // Там же. – 1990. – № 9. – С. 17–18.

16.  Шарабчиев Ю. Т. К методике выбора журналов, наиболее значимых для специалистов // НТИ. Сер. 1. – 1981. – № 11. – С. 25–29.

17.  Алексеев В. М. Разработка и применение критериев оценки мирового потока научно-технических журналов с целью оптимизации комплектования фондов ВИНИТИ / В. М. Алексеев, В. М. Ефременкова, О. В. Кириллова, О. А. Хачко, А. И. Черный // НТИ. Сер. 1. – 2002. – № 12. – С.23–26.

18.  Вебстер Д. Как противостоять журнальному кризису // Науч. и техн. б-ки. – 2000. – № 5. – С. 94–103.

19.  Узилевский Г. Я. Использование статистических методов в систематике первичных документов (исследование журналов по сельскому хозяйству) // НТИ. Сер. 1. – 1985. – № 5. – С. 22–26.

20.  Суслова И. М. Управленческий учет в библиотеке / И. М. Суслова, Т. Л. Манилова. – М. : МГУКИ; Профиздат, 2001. – 123 с.

21.  Ефимова М. Р. Общая теория статистики : учебник / М. Р. Ефимова. Е. В. Петрова, В. Н. Румянцев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 416 с.

22.  Теория статистики : учебник / под ред. Г. Л. Громыко. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 414 с.

23.  Задубовский И. И. Принцип организации журнального фонда НТБ // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1991. – № 10. – С. 39–41.

24.  Великова К. М. Анализ использования научных периодических изданий / Великова К. М., Драбкина М. И. // Там же. – 1985. – № 10. – С. 10–13.

25.  Селиверстова Е. Т. Полнота и соответствие – категории качества библиотечного фонда // Там же. – 1987. – № 9. – С. 8–12.

26.  Дмитриев В. М. Применение статистических характеристик использования библиотечного фонда для его оптимизации в условиях системы депозитарного хранения // Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. В. М. Оськина, ред. Ю. А. Гриханов. – М., 1972. – Вып.8–9. – С. 61–73.

27.  Использование журнальных фондов // Перспективы развития фондов научных библиотек / сост. В. Лучинкина, ред. Ю. А. Гриханов. – М., 1975. – Вып. 7. – С. 44–50.

28.  Родионов А. Я. Анализ запросов на научную литературу с целью оптимального комплектования и оперативности исполнения заказов в ПИКе ВИНИТИ // НТИ. Сер. 1. – 1998. – № 8. – С. 23–25.

29.  ГОСТ 7.20–2000 СИБИД. Библиотечная статистика. Введ. 01.01.2002. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2001. – 7 с.

30.  Очков В. Взгляд на Дисциплину «Информатика» в форме комментариев к 10 тезисам // http://twt.mpei.ac.ru/ochkov.