НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 023

А. И. Пашин

Основные черты профессии

Размышления библиотечного специалиста о роли и задачах библиотекаря вчера, сегодня и завтра.

Библиотечная профессия – особая профессия. Библиотекарь постоянно имеет дело с людьми, которые приходят в библиотеку. Среди них учащиеся, рабочие, крестьяне, ученые, специалисты различных отраслей народного хозяйства, предприниматели, банкиры, пенсионеры, инвалиды. И с каждым он должен найти общий язык, выслушать, удовлетворить его потребности. Библиотеки ведут одновременно различные виды деятельности: информационную, культурно-просветительскую, педагогическую, научную, досуговую, которые требуют глубоких знаний, эрудиции, высокой культуры, организаторских способностей.

Вот почему с самого начала возникновения библиотек в России ученые, писатели, политические деятели, практики уделяли большое внимание формированию профессиональных качеств библиотекаря.

Еще в XIV в., когда у нас стали появляться монастырские библиотеки, в них назначались книгохранители, которым предписывалось сберегать книги и рукописи, выдавать их для чтения, помогать посетителям в усвоении прочитанного.

В XVII в. русский ученый и государственный деятель В. Н. Татищев в своем труде «Лексикон российской, исторической, географической, политической и гражданской» дал первое объемное определение понятия библиотечной профессии. «Библиотекáрий (так он называл библиотекаря) – человек, которому библиотека поручается… должен быть многих наук и разных языков… наученный, к тому прилежный читатель, твердой памяти и острого рассуждения, ибо он должен в начале всякой книги качество знать; и если он в той науке недостаточен, от искуснейших рассуждение требовать, дабы он желающему что-либо полезное сочинить знал о книгах, способных тому, совет дать… стараться древние, а пачеманускрипты, яко же и новые достойные книги, собирать, их в порядок ставить и в целости хранить, и никакой книги без совершенной проверенности из библиотеки не отдать» [1. С. 15].

Развивая эти положения в начале XIX в., директор публичной библиотеки в С.-Петербурге А. Н. Оленин расценивал библиотечного работника как активного участника создания отечественной культуры. Одну из задач библиотеки А. Н. Оленин видел в доставлении всех «возможных удобностей пользователю». «Одна из главных обязанностей библиотекаря, – говорил он, – состоит в учтивом и ласковом принятии посетителей, оказании им, без разбора лиц, всех возможных услуг в отыскании сочинений, нужных для занятий» [2. С. 52].

Многое сделал для формирования профессии библиотекаря В. И. Собольщиков, работавший в публичной библиотеке С.-Петербурга заведующим отделением Россика.Он написал два пособия для библиотекарей «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов» и «Обзор больших библиотек Европы в начале 1859 года». В. И. Собольщиков писал, что библиотекарь должен отыскивать посетителям не только те книги, которые у него спрашивают, «он должен стремиться к тому, чтобы библиотеку его можно было рассматривать как одну книгу и видеть все, что в ней есть по каждому предмету знаний» [3. C. 75].

Значительную роль в развитии теории библиотечного дела, определении роли библиотекаря сыграл Н. А. Рубакин. Он считал главными задачами библиотеки привлечение к чтению всего населения, распространение научных знаний, руководство чтением различных групп читателей. Н. А. Рубакин неоднократно подчеркивал, что «центром библиотеки является не книга, а живой человек, социальный коллектив… Библиотека – это не место для пассивной выдачи книги читателю, как отпускают товар в лавке; это оружие и оружие острое, это искры, которые зажигают человека интересом к науке, знанию, борьбе» [4. C. 86].

Н. А. Рубакин считал целью каждой библиотеки вооружение читателя знанием, пониманием, активным настроением в работе над самообразованием. «Для того, чтобы библиотека могла правильно работать, – говорил он, – чтобы она могла служить не только удовлетворению личных и всяких иных вкусов, чтобы она была не одним развлечением, а могущественным оружием просвещения… в ней необходимо должен находиться некоторый цикл книг» и подчеркивал: «В хорошей библиотеке по каждой науке должен быть выбор таких книг, которые могли бы вводить в область знаний людей всяких степеней образования: от низших до высших» [4. C. 84]. По мнению Н. А. Рубакина, в библиотеке должны находиться книги, представляющие все общественные движения, и библиотекарь должен терпимо относиться к этому. В настоящее время эта мысль нашла отражение в законе «О библиотечном деле» (1994), где записано, что библиотеки должны отражать в своей деятельности сложившееся в обществе идеологическое иполитическое многообразие. В ряде региональных законов это положение уточнено, сказано, что библиотекарь, удовлетворяя запросы пользователей, должен проявлять нейтралитет к любым общественным движениям и партиям.

Н. А. Рубакин говорил также о том, что библиотекарь должен сознательно работать над распространением лучших книг, он не должен приспосабливаться к нижним вкусам, удовлетворять какой угодно спрос. У каждого человека есть больная струнка души, и библиотекарь призван найти и предложить ему книгу, которая заставит эту струнку звучать, и человек сдвинется с места. Эта мысль Н. А. Рубакина имеет в настоящее время особое значение. Сейчас преобладает издание массовой литературы: детективов, фентези, любовного романа, исторической беллетристики, мистики и т.д., значительная часть которых написана не лучшим литературным языком, носит, как правило, развлекательный характер. Тогда как предназначение книги дать возможность человеку подняться над собой, способствовать его стремлению в будущее. Писатель Василий Шукшин говорил: «Попробуйте мысленно окинуть нынешнее книжное море – тревожно за молодых пловцов. Ах, как нужна помощь старшего, умного! Книги выстраивают целые судьбы» [5. C. 18]. Этим старшим и умным человеком и является библиотекарь.

Большое внимание развитию библиотечного дела уделял В. И. Ленин. В его трудах содержится много мыслей по вопросам пропаганды книги, изучения читателей, организации библиотечного обслуживания. В своей работе «Что можно сделать для народного образования?» В. И. Ленин охарактеризовал общественную роль библиотеки и библиотекаря. Он говорил о том, что нужно «…видеть гордость и славу публичной библиотеки не в том, сколько в ней редкостей, сколько каких-нибудь изданий XVI века или рукописей X века, а в том, как широко обращаются книги в народе, сколько привлечено новых читателей, как быстро удовлетворяется любое требование на книгу, сколько книг роздано на дом, сколько детей привлечено к чтению и пользованию библиотекой» [6. C. 32]. Следовательно, библиотекарь должен не только заботиться об оперативном и качественном удовлетворении запросов посетителей, но и привлекать к чтению новых читателей, особенно детей.

Сейчас вопрос о вовлечении в чтение детей и взрослого населения стоит в нашей стране очень остро. Если раньше по чтению мы были впереди практически всех стран, то в последнее время значительно отстали. Данные международных исследований показывают, что доля людей старше 18 лет, желающих читать, в России составляет 51%, в то время как в Норвегии – 73%, Швеции – 71%, Англии – 69%. Причем библиотеками мы обеспечены лучше, чем другие страны. В России на 100 тыс. населения приходится 36 библиотек в то время как в Италии – 27, Германии – 14, Великобритании – 8. За последние годы в связи с уменьшением читающих снизилась грамотность населения. Грамотность характеризуется способностью людей получать и использовать информацию на работе, в учебе, в повседневной жизни. По данным международных исследований Россия отстает по грамотности от развитых стран Запада. Доля людей старше 18 лет с высоким уровнем грамотности в России составляет 21%, в Швеции – 73%, США – 53%, Великобритании – 47% [7. C. 6].

Среди причин сокращения читаемости в нашей стране следует отметить низкий уровень обновления фондов библиотек. Ежегодное обновление фондов библиотек в России составляет 2%, в Великобритании – 9%, в Швеции – 5%. В западных странах в библиотеки поступают 30–35% издаваемой печатной продукции, в России – 5–6%. Второй важной причиной является отсутствие единой общедоступной базы данных о книгах, выпускаемых в России. В настоящее время Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Российский книжный союз разработали Программу развития чтения, которая определяет приоритетные направления усилий государства, общественности, библиотекарей по распространению чтения, повышению грамотности населения. В настоящее время одна из главных задач библиотекарей – реализация этой программы, всемерное привлечение к чтению детей и взрослого населения.

Значительное количество трудов по вопросам роли библиотек и библиотекаря в обществе принадлежит Н. К. Крупской, обращавшей особое внимание на воспитательную роль руководства чтением. Библиотекарь, говорила она, является организатором доведения лучших книг до читателя, помощником ему в выборе нужной книги, консультантом. Особенно подчеркивала она важность изучения читателей. «Чтобы наилучшим образом обслуживать запросы массы, давать ей то, что ей в данную минуту нужнее всего, давать наиболее целесообразными методами, пробуждая ее самодеятельность, организуя ее – для этого надо хорошо эту массу знать, знать уровень ее развития, запас имеющихся у нее знаний, взгляды ее на жизнь, условия ее труда и жизни, ее быт, всю ее жизненную обстановку, ее желания, стремления, социальные навыки» [8. C. 28].

Н. К. Крупская говорила о том, что библиотека может принести не только огромную пользу, но и большой вред. «Нужно, чтобы книги были хорошие, интересные, учитывали потребности данного района и текущего момента, чтобы нужные книги приходили вовремя» [8. C. 128]; предупреждала библиотекарей о том, что не надо излишне опекать читателя, во многом он может разобраться и сам.

Большое внимание уделяли библиотеке и библиотекарю писатели. Французский писатель Андре Моруа высоко ценил книгу, библиотеку и библиотекаря. Он говорил, что книга помогает человеку подняться над самим собой, и подчеркивал: «Роль библиотекаря в обществе поистине огромна. Библиотекарь – это хранитель всей культуры человечества, посредник между накопленным веками культурным наследием и деятельностью современников… Библиотекарь всегда советчик. Именно он руководит читателями, учит их обращаться с каталогами, пользоваться библиотечным фондом. Профессия библиотекаря требует помимо деловых качеств страстного увлечения своей прекрасной специальностью, желания в любую минуту прийти на помощь тем, кто стремится к знанию» [5. C. 454].

Академик Д. С. Лихачев высоко оценивал роль библиотек в развитии культуры, науки, знаний, воспитании нравственности человека и всего общества. Он говорил о том, что дело каждого человека приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою и всего человечества. «Книжное чтение и почитание книжное должно сохранять для нас и для будущих поколений свое высокое место в нашей жизни, в формировании наших жизненных позиций, в выборе этических и эстетических ценностей, в том, чтобы не дать замусорить наше сознание различного рода чтивом и бессодержательной, часто развлекательной безвкусицей» [9. C. 315]. Он подчеркивал, что библиотекарь – не просто помощник ученого, каждого читателя. Библиотекарь – сам ученый, который работает не над одной и притом своей темой, а над многими чужими темами, помогая каждому человеку, пришедшему в библиотеку.

Важное значение Д. С. Лихачев уделял русскому языку, правильной речи. «Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер, – говорил он, – прислушаться к тому, как он говорит… язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры» [9. C. 176].

Подавляющее большинство наших библиотекарей хорошо владеют русским языком, пропагандируют его знание, стимулируют любовь к нему. К сожалению, и у библиотечных работников бывают случаи недостаточно четкого, невыразительного языка. Еще Н. К. Крупская говорила о том, что надо умело использовать в работе русский язык. «Нельзя просто швыряться узкобиблиотечными терминами, как мы привыкли это делать… Говорить надо так, чтобы не только библиотекарь понимал, но чтобы и самым широким слоям читателей было бы ясно и понятно, о чем идет речь» [8. C. 186].

Не показывает нам пример хорошего, яркого языка наше радио. Каждое утро по российскому радио мы слышим объявления о том, что в воскресенье можно пообщаться с писателем Михаилом Веллером, «книги которого воруют в магазинах и библиотеках». Возникает вопрос, что пропагандируют дикторы радио: воровство в магазинах и библиотеках или писателя М. Веллера и его произведения? Подобных примеров немало.

Библиотека – великий очаг культуры, хранитель лучших художественных произведений, научных знаний, народных традиций, народной мудрости. «Общение с книгой, – говорил А. Т. Твардовский, – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» [5. C. 112].

Библиотеки сейчас стали многофункциональными. Наряду с основной деятельностью они выполняют и досуговую функцию: организуют досуг людей, поскольку являются практически единственным очагом культуры, осуществляющим преимущественно бесплатное обслуживание посетителей. Библиотекари широко и ярко ведут пропаганду достижений нашей отечественной культуры, берегут наш великий русский язык.

Доктор педагогических наук, профессор В. В. Серов, занимавший пост заместителя министра культуры СССР, очень хорошо знал библиотекарей и так оценил их деятельность: «Библиотекари – это подлинные мастера и энтузиасты своего дела, активные пропагандисты политических и научных знаний, пользующиеся большим уважением читателей и всего населения» [10. C. 41]. Очень показательна оценка деятельности наших библиотекарей доктором педагогических наук Н. И. Тюлиной, которая более восьми лет работала директором Библиотеки ООН в Нью-Йорке: «Они не только полностью соответствовали предъявляемым требованиям, но и нередко бывали профессионально сильнее иностранцев. Марка наших библиотек, сформировавших их как специалистов, нелегкое международное испытание выдержала с честью» [11. C. 99].

 

Основные черты профессии библиотекаря формировались на протяжении нескольких веков. Видные ученые, писатели, государственные деятели, библиотечные работники ярко раскрыли роль библиотечного специалиста в жизни общества, его деловые качества, нравственные ценности, стремление в любую минуту прийти на помощь каждому человеку.

И сегодня важными чертами библиотечного специалиста являются любовь к людям, знание своего дела, стремление к саморазвитию, творческое отношение к работе, высокая культура и начитанность, широкая эрудиция, высокие нравственные качества, профессиональная этика, ответственность и принципиальность.

Библиотечная профессия постоянно развивается. На нее возлагаются задачи, связанные с осуществлением в стране реформ, переходом к рыночным отношениям, решением экономических, социальных и моральных проблем, информатизацией библиотечного дела. Усложнение информационно-библиотечной деятельности вызывает необходимость использования более широкого спектра форм и методов работы, адаптации библиотекарей к быстро меняющимся условиям, к новым запросам пользователей. Все это требует от библиотекарей дальнейшего повышения профессиональных знаний, развития профессионального сознания, что включает в себя осознание целей библиотечного дела и каждой библиотеки, правил и норм своей профессии, законодательных актов, регулирующих информационно-библиотечную деятельность, стремление к обновлению профессиональных знаний, постоянный анализ своей работы.

Призвание библиотечных работников – целенаправленно изучать потребности пользователей, уровень их читательской и информационной культуры, стимулировать их самообразование, активно участвовать в реализации программы развития чтения и грамотности детей и взрослого населения.

Сегодня библиотекарь должен повышать свою профессиональную компетентность, овладевать современными информационными технологиями, новыми формами и методами обслуживания пользователей, библиотечным маркетингом, рекламной деятельностью, развивать связи с общественностью, заботиться об организации доступа пользователей к качественной информации из наших и мировых информационных ресурсов.

Следует критически осмысливать и использовать передовой опыт в библиотечном деле, прогнозировать результаты своей работы. Библиотекари призваны способствовать созданию комфортной среды, в которой было бы удобно функционировать и читателям, и сотрудникам. В нашей стране немало людей, которые по тем или иным причинам не способны посещать библиотеки. Долг библиотекарей организовать их обслуживание вне стен библиотеки, осуществлять программы внебиблиотечного обслуживания и обучения пользователей.

Ныне, в условиях, когда библиотеки практически остались единственными учреждениями культуры, обслуживающими население бесплатно, было бы хорошо практиковать организацию для населения досуговых мероприятий, воспитывающих культурное и социальное сознание пользователей, толерантность, пропагандирующих народные традиции, патриотизм.

Сегодня библиотека не может функционировать в полной мере без сотрудничества с партнерами, спонсорами на местном, региональном, общегосударственном и международном уровнях. Практика показывает, что это сотрудничество успешно развивается и активно содействует совершенствованию деятельности библиотек.

 

Список использованных источников

1. Алтухова Г. А. Профессиональная этика библиотекаря. – М. : МГУК, 1996. – 90 с.

2. Голубева О. Д. Хранители мудрости. – М. : Кн. палата, 1988. – 272 с.

3. Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. – М. : Книга, 1980. – 352 с.

4. Рубакин Н. А. Рубакин (лоцман книжного моря). – М. : Мол. гвардия, 1979. – 204 с.

5. Человек читающий. HomoLegens. Писатели XX века о роли книги в жизни человека и общества; сост. С. И. Белза. – М. : Прогресс, 1983. – 454 с.

6. Ленин В. И. и библиотечное дело. – М. : Книга, 1977. – 432 с.

7. Концепция национальной Программы развития чтения в РФ как приоритетного направления в области культуры / Российский книжный союз. – М. – 2006. – 17 с.

8. Крупская Н. К. О библиотечном деле. – М. : Книга, 1976. – 224 с.

9. Лихачев Д. С. Раздумья. – М. : Дет. лит., 1991. – 318 с.

10. Серов В. В. Новый этап библиотечного строительства в СССР. – М. : Книга, 1976. – 48 с.

11. Тюлина Н. И. Дома и на чужбине. Записки библиотекаря со счастливой судьбой. – М. : Либерея, 1999. – 136 с.