ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОДЕЙСТВИЯ
РАЗВИТИЮ БИБЛИОТЕК РОССИИ
Регламент деятельности
Общественного комитета содействия развитию
библиотек России
Основные цели и задачи
Основной целью деятельности Общественного комитета содействия развитию библиотек России (далее – Комитет) является консолидация общественных сил для содействия развитию библиотек России как базовых структур общества в сфере образования, информатизации, науки и культуры, а также:
Учредители и члены Комитета
Учредителями Комитета являются физические лица, выступающие в этом качестве в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях», созвавшие Учредительное заседание и избравшие руководящие органы Комитета.
Членами Комитета могут быть физические лица, разделяющие цели и задачи его деятельности.
Виды деятельности
Для достижения целей и решения задач Комитет в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет следующие виды деятельности:
Руководящие органы и управление деятельностью
Руководящим органом Комитета является Общее собрание, которое правомочно решать любые вопросы, входящие в его компетенцию.
Решения Общего собрания принимаются простым большинством голосов присутствующих на нём членов Комитета при участии не менее половины от всего состава. Допускается заочное голосование, зафиксированное в письменной форме. Решения Общего собрания подписываются председателем и ответственным секретарем.
Общее собрание созывается не реже двух раз в год.
К компетенции Общего собрания относятся следующие вопросы:
Общее собрание вправе давать членам Комитета поручения по организации работы экспертных групп.
Руководители экспертных рабочих групп являются членами Комитета и отчитываются перед Общим собранием по результатам работы. На них возлагается ответственность за оперативное предоставление подготовленных материалов рабочему органу Комитета в целях последующего информирования всех членов Комитета.
Эксперты, входящие в состав рабочих групп, привлекаются из профессионалов соответствующих сфер деятельности.
При необходимости Комитет создает свои территориальные отделения.
Комитет имеет бланки со своей символикой, наименованием и другие реквизиты.
Аппаратное обеспечение деятельности Комитета осуществляется Российской государственной библиотекой (119019, Москва, ул. Воздвиженка, 3/5).
Отчет о деятельности Общественного комитета
содействия развитию библиотек России
(с ноября 2006 г. по март 2007 г.)*
Раздел 1. Выполнение решений учредительного заседания
Комитета от 2 ноября 2006 г.
К концу декабря 2006 г. выполнены все позиции «Решения учредительного заседания Общественного комитета содействия развитию библиотек России от 02.11.06».
В соответствии с ними за истекший период рабочий орган Комитета в составе председателя Б. В. Грызлова, заместителя председателя А. В. Логинова и ответственного секретаря В. В. Фёдорова сформировал экспертные рабочие группы по пяти основным направлениям деятельности Комитета, руководителями которых на паритетных началах стали по два представителя из состава Комитета и по 7–9 ведущих ученых и специалистов из области деятельности, соответствующей направлению работы экспертной группы.
На основе предложений, высказанных в ходе учредительного заседания, подготовлен проект Плана практических мероприятий по выполнению решений учредительного заседания Комитета от 02.11.06.
К настоящему времени реализованы основные позиции данного
документа:
руководителям субъектов Федерации и законодательных собраний регионов направлено информационное письмо о создании Комитета;
сформирован состав рабочих экспертных групп по направлениям деятельности Комитета и информационно-креативная группа (в целях оперативного сбора, обобщения и предоставления Комитету информации по проблемам развития библиотек). (Краткие справки об их работе см. в Разделе 2 отчёта.);
к органам власти субъектов Российской Федерации направлено обращение председателя Комитета Б. В. Грызлова о содействии библиотекам, работе Комитета, и, при возможности, выделении дополнительных средств на развитие библиотек. (От руководства регионов получены 23 ответа.);
на веб-сайте Российской государственной библиотеки (www.rsl.ru) представлена информация об Общественном комитете содействия развитию библиотек России. В адрес библиотек направлены письма о работе Комитета с предложениями принять активное участие в его деятельности. Разработаны логотип и сайт Комитета.
В отчетный период были использованы все возможности взаимодействия руководства и членов Комитета с профессиональной библиотечной общественностью.
Так, в программу визита председателя Комитета Б. В. Грызлова в Псковскую область вошло посещение Псковской областной универсальной научной библиотеки, в ходе которого изучался вопрос о работе библиотечной системы в условиях развития дотационного региона; при этом состоялось открытие виртуального читального зала Электронной библиотеки диссертаций РГБ.
В ноябре 2006 г. руководство и члены Комитета приняли активное участие в ежегодном Всероссийском совещании руководителей федеральных и центральных региональных библиотек. Присутствовавшим роздана брошюра с материалами Первого заседания Комитета.
Осуществлялась активная работа с регионами.В адрес руководства Комитета и его рабочих органов поступали письменные и устные обращения от библиотек. 12 адресатам требуется активная помощь; к настоящему времени при участии региональных органов власти удалось положительно решить проблемы трех библиотек.
Раздел 2. Деятельность экспертных рабочих групп*
Руководителями экспертной группы по обновлению федеральных законов «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов»стали З. М. Степанова (Комитет Госдумы по культуре) и В. В. Сударенков (Совет Федерации).
В ходе работы экспертной группы положительно оценена предоставленная библиотечной общественности возможность влиять на процесс законотворчества в сфере профессиональной деятельности, сформулировано общее мнение и ряд предложений, основными из которых являются следующие:
1. Вовлечение широкого профессионального сообщества в обсуждение проблем в сфере законодательства, влияющих на развитие библиотечного дела в стране. С этой целью предложено провести ряд выездных заседаний, организуемых членами Комитета в федеральных округах и крупных субъектах Российской Федерации, с приглашением представителей библиотек различных видов и типов, органов исполнительной и законодательной власти. Эти неформальные встречи позволят членам Комитета, с одной стороны, разъяснить возможности, заложенные в принятых законах, с другой – выслушать мнение профессионалов-библиотекарей и представителей местного самоуправления о правоприменительной практике принятых нормативных правовых актов.
2. Необходимость подготовки методических рекомендаций для специалистов библиотечного дела с целью оптимального выбора ими организационных и других форм деятельности, максимально учитывающих как интересы развития самого учреждения культуры, так и реализацию возможностей, заложенных в законодательстве.
3. Актуальность скорейшего завершения работы по обновлению Федерального закона «О библиотечном деле» в связи с острой потребностью введения в Закон новых терминов и понятий (в том числе «электронная библиотека»), которые отражают реалии развития информационного общества, широко применяются специалистами, но не нашли отражения в отечественном законодательстве.
4. Целесообразность участия членов Комитета в ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации.
Составом экспертной группы приняты на общественную
экспертизу: проект изменений и дополнений к Федеральному закону «Об
обязательном экземпляре документов», внесённый
в Государственную Думу для первого чтения; текст проекта Федерального закона «О
библиотечном деле», который
совершенствуется в тесном взаимодействии с разработчиками
документа.
Экспертную группу по концепции развития библиотечного дела возглавляют А. В. Логинов, полномочный представитель Правительства РФ в Госдуме, и М. Е. Швыдкой, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Члены рабочей группы акцентировали внимание на комплексе проблем, требующих разрешения и, возможно, включения в проект Концепции развития библиотечного дела:
формирование государственной политики в области библиотечного дела в условиях реформ с учётом правового и финансово-экономического обеспечения деятельности в информационно-библиотечной сфере;
усиление роли библиотек в функционировании гражданского общества, позиционирование библиотеки как важнейшего социокультурного института, обеспечивающего информационную поддержку реформам в стране;
повышение роли библиотек в развитии информационного общества с целью снижения информационного неравенства граждан и регионов с особым акцентом на информатизацию сельских и школьных библиотек; принятие мер, способствующих улучшению состояния библиотечно-информационных ресурсов в целом;
формирование национальной электронной библиотеки;
подготовка квалифицированного персонала, заработная плата которого не ниже средней по региону.
Экспертная рабочая группа провела несколько заседаний, в результате чего подготовлены «Материалы к Концепции развития библиотечного дела» (см. Приложение).
Предполагается, что в процессе разработки Концепции будут проводиться согласования и консультации со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами.
В экспертной группе по законодательству в сферах авторского права и информационных технологий в библиотечном деле, возглавляемой П. В. Крашенинниковым (Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству) и И. Ю. Юргенсом (Российский союз промышленников и предпринимателей), в перечень обсужденных проблем вошли следующие.
Стратегия развития библиотек в информационном обществе:
Вопросы авторского права в российском законодательстве в контексте развития информационных технологий:
Для изучения зарубежного опыта проведена встреча с представителями Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и Международной федерации организаций прав на репрографическое воспроизведение (ИФРРО).
Предложено в рамках деятельности экспертной группы подготовить рекомендации по оптимизации законодательства с использованием зарубежного опыта и дать предложения по финансовому обеспечению деятельности в данной сфере.
В руководство экспертной группы по социальной роли библиотек и положению библиотекаря в обществевходят А. А. Тягунов (Комитет Госдумы по культуре), В. М. Платонов (Мосгордума), И. Я. Мосякин (Комитет Госдумы по труду и социальной политике).
Экспертами выделены следующие проблемы:
по социальной роли библиотек в обществе – отсутствие чёткой государственной политики в предоставлении гражданам разных регионов России свободного доступа к информации в том числе через библиотеки (реализация конституционных норм и их ресурсное обеспечение: ответственность федеральной власти за эти процессы на уровне межбюджетных отношений);
нарушение целостности информационно-библиотечного пространства страны и принципа сетевого развития библиотек;
наличие ведомственных барьеров, препятствующих развитию и общедоступности библиотек в регионах;
недооценка библиотеки как одного из главных социальных институтов, выполняющего функции хранителя культурного ландшафта и собирателя интеллектуальных ресурсов для всестороннего развития территории;
невозможность выполнения большинством библиотек функций по предоставлению литературы по межбиблиотечному абонементу, поскольку почтовые услуги превышают стоимость самой книги. Необходимы развитие электронной доставки документов и активное внедрение опыта по использованию библиобусов в регионах, где электронная доставка пока неосуществима;
проблема ликвидации библиотек на районном и сельском уровнях. Необходимы экстраординарные меры для решения этого вопроса, в том числе и эксперимент по введению совместного равнодолевого финансирования библиотек со стороны федерального и регионального бюджетов с учётом выделения средств на комплектование фондов;
необходимость поиска рациональных форм взаимодействия местных структур, выполняющих социально-коммуникативные функции (школа, клуб, дом культуры, местное радио, пресса, телевидение, почта);
о положении библиотекаря в обществе – требуется выработка рекомендаций для кардинального увеличения заработной платы библиотечных работников, в том числе с учётом изучения опыта ряда регионов, где проходит эксперимент по оптимизации уровня заработной платы в бюджетной сфере (Москва, С.-Петербург, Архангельск и др.);
необходимо достижение уровня оплаты труда в библиотечной сфере, при котором гарантированная бюджетная часть заработной платы должна быть не меньше стоимости потребительской корзины в регионе (в рамках ЕТС или введения другой системы);
констатировано недоиспользование в регионах потенциала социального партнёрства в рамках трёхсторонних комиссий «государство – работодатель – профсоюзы» (имеется положительный опыт регионов);
предложено организовать ежегодный общероссийский конкурс «Библиотекарь XXI века» (по аналогии с конкурсом «Учитель года»);
целесообразно организовать выездное заседание Комитета в одном из регионов.
Информационно-креативную группувозглавили В. В. Фёдоров (РГБ) и В. Н. Зайцев (РНБ).
Рабочие органы группы провели выборочное анкетирование региональных библиотек, индивидуальные опросы руководителей библиотек разного уровня и подчинения, а также проанализировали сведения, опубликованные в прессе. Анализ всей полученной информации позволяет сделать следующие выводы по основным проблемам библиотек.
Наиболее острой и требующей оперативного вмешательства со стороны властных структур является ситуация в области законодательного регулирования деятельности библиотек. Негативное влияние на доступ населения к достоверной информации и знаниям оказала правоприменительная практика и реализация на местах следующих федеральных законов:
№ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Введение закона привело к передаче муниципальных библиотек в ведение поселений, не имеющих средств на их содержание и комплектование. В результате во многих регионах происходит разрушение системы обслуживания населения, изменение структуры библиотек; распадается налаженная централизованная модель формирования фондов и справочного аппарата, обслуживания читателей и методического руководства. Идет сокращение числа библиотек, их слияние с клубными учреждениями, школьными библиотеками. Наблюдается длительное прохождение финансовых потоков с бюджетов разных уровней; увеличение числа отчетной документации;
№ 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Введение закона тормозит приобретение документов для комплектования библиотек, ограничив одномоментную сделку до 60 тыс. р. в квартале, исключает иные возможности приобретения литературы в других источниках в течение текущего квартала. Проведение официальной конкурсной процедуры требует около трех месяцев. За это время нужная, ценная литература уходит с рынка. Теряется оперативность комплектования, появляются трудновосполнимые пробелы, снижается качество фондов. Особенно негативно этот закон сказался на подписке периодических изданий. Провести подписку на периодику по конкурсу невозможно. В задании предполагается наличие точных цен, а каталоги с ценами выходят 2 раза в год незадолго до истечения сроков подписки. Таким образом, нормы закона приводят к удорожанию стоимости книг для библиотек и срыву сроков открытых конкурсов;
№ 72 «О внесении
изменений в Закон РФ от 9 июля 1993 г.
№ 5351–1 «Об авторском праве и смежных правах». Поправки, внесенные в
закон, лишают библиотеки права реализовывать проекты по созданию электронных
библиотек, позволяют создавать электронные цифровые копии только
аудиовизуальных материалов с целью сохранения оригиналов. Данный закон и
поправки к нему фактически требуют от библиотек выполнения функций, присущих
издательским организациям (заключение письменных авторских договоров с
обладателями авторских прав, для чего у библиотек нет финансовых и технических
условий);
Бюджетный кодекс (БК), ст. 71. В соответствии с прописанной нормой все закупки товаров и услуг на сумму 2000 МРОТ осуществляются бюджетными учреждениями исключительно на основании государственных или муниципальных контрактов. БК не позволяет бюджету одного уровня финансировать учреждения бюджета другого уровня. Сельские библиотеки, находившиеся ранее в зданиях муниципального образования (МО) «район», исключенные из состава ЦБС и переданные в МО «поселение», вынуждены платить за аренду или перемещаться в здания МО «поселение».
Второй по значимости и важности является проблема комплектования фондов, стоящая перед библиотеками всех типов и разного ведомственного подчинения. Эта проблема вызвана низким нестабильным финансированием, что парализует всю систему комплектования и сказывается на составе фондов, особенно сельских библиотек, которые переполнены ветхой, морально устаревшей литературой. Особенно удручает ситуация с комплектованием детских библиотек. Приток новых поступлений в областные детские библиотеки в среднем едва достигает 3%. В муниципальных библиотеках отдельных регионов процент обновления не поднимается выше 0,3%. В сельских библиотеках, обслуживающих детей, наивысшая его планка составляет 0,1% (международные нормы – от 5% до 10%).
Разрыв между реальным состоянием фондов библиотек и требованиями сегодняшнего дня приводит к неравным условиям для развития личности и получения образования.
Третьей по значимости является проблема поддержки материально-технической базы.Несмотря на увеличение средств, потраченных на реконструкцию и ремонт библиотек, почти во всех регионах ситуация остается крайне неудовлетворительной. Десятки библиотек разного уровня требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Недостаток средств не позволяет изменить положение большинства публичных библиотек, создать их новый современный образ, который бы привлекал население, особенно молодежь, соответствовал бы современным стандартам качества жизни, расширял возможности в устранении информационного и культурного неравенства жителей.
В числе самых насущных вопросов – проблема адекватной оплаты труда библиотекаря, которая сегодня вполовину, а то и в три раза ниже средней заработной платы по регионам. Низкий престиж профессии и низкий уровень зарплаты вызывают отток кадров из библиотек.
Пятая проблема – внедрение информационных технологий как магистральной линии развития библиотечного дела. Даже крупнейшие библиотеки регионов все еще не могут предоставить своим пользователям весь необходимый спектр услуг, связанных с автоматизацией процессов поиска информации и знаний через Интернет. Особенно удручающее положение с информатизацией в сельской местности.
Рабочим органом группы обобщены пожелания библиотек в адрес Общественного комитета содействия развитию библиотек России:
· содействовать принятию Национальной программы «Культура России», включению в нее разделов, способствующих кардинальному улучшению ситуации в библиотечной сфере;
· при формировании национальных целевых программ, таких, как «Электронная Россия», «Социальное развитие села до 2010 года», предусмотреть выделение средств на региональные и муниципальные библиотеки;
· ускорить и оказать содействие в принятии подзаконных актов к ФЗ № 131 в части библиотечного обслуживания, а именно: в разработке и утверждении социальных нормативов на организацию сети библиотек, персонал и обслуживание пользователей. Гарантировать минимальный стандарт информационного обеспечения библиотек и соответствующий минимум финансирования подписки на периодические издания, приобретение новой литературы, а также минимальный стандарт на компьютеризацию сельских библиотек;
· внести изменения в ФЗ № 94 для разрешения закупки товаров без проведения конкурсов и котировок. Исключить из общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг «книги», «периодические издания» как одномоментный товар. Подкрепить ФЗ № 131 подзаконными актами и социальными нормативами, позволяющими сохранить существующую сеть библиотек и добиться гарантированного финансирования в части пополнения библиотечных фондов;
· создать экспертные группы по различным направлениям библиотечной деятельности. Сегодня наиболее актуальны проблемы децентрализации библиотечных систем и проблемы комплектования, возникшие в связи с вступлением в силу федеральных законов № 94, 122, 131;
· дать право библиотекам выбирать самостоятельно источники комплектования фондов.
Приложение
Материалы к Концепции развития библиотечного дела
(на
основе результатов работы экспертной группы
по разработке Концепции развития библиотечного дела)
I. Состояние и проблемы библиотечного дела
Библиотечная система Российской Федерации насчитывает, по экспертным оценкам, около 130 тыс. библиотек, относящихся к ведению министерств, ведомств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, учреждений и иных организаций.
Крупнейшими являются две национальные библиотеки Российской
Федерации – Российская государственная библиотека в Москве (фонд
41,7 млн ед. хр.) и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге (фонд
34,5 млн ед. хр.), а также Библиотека Российской академии наук (22 млн ед.
хр.).
Самая многочисленная библиотечная сеть, включающая федеральные библиотеки, 66 тыс. школьных и около 3 тыс. библиотек средних специальных и высших учебных заведений, входит в ведение Министерства образования и науки Российской Федерации.
Российской академией наук создана многоотраслевая сеть; в ее составе 379 библиотек, включая Библиотеку Российской академии наук (БАН), Библиотеку по естественным наукам (БЕН), Фундаментальную библиотеку по общественным наукам (ФБОН), Государственную публичную научно-техническую библиотеку Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН).
В сфере промышленности, транспорта и связи работают, по экспертным оценкам, 3,5 тыс. научно-технических библиотек, в области сельского хозяйства – 720 специальных библиотек, в медицине и здравоохранении – 1,5 тыс. библиотек.
Разветвленной библиотечной сетью располагают также министерства обороны, юстиции и другие ведомства.
Количество публичных (общедоступных) библиотек – около 49,5 тыс., из которых к ведению Минкультуры России относятся 48 тыс. библиотек, в том числе: региональных библиотек – 272 (89 универсальных научных, 35 юношеских, 76 детских и детско-юношеских, 72 специальные библиотеки для слепых); муниципальных – 47,8 тыс. (из них 38 тыс. сельских), объединенных в более чем 2 тыс. централизованные библиотечные системы. К Минкультуры России относится и сеть музейных, театральных библиотек, библиотек ведомственных учебных заведений, а также сеть книжных палат во главе с Российской книжной палатой, осуществляющей архивное хранение печатных изданий России и администрирующей поступление национального бесплатного обязательного экземпляра в государственные библиотеки.
В последние 20 лет количество библиотек постоянно сокращается. Введение в действие Федерального закона Российской Федерации № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» делает реальной угрозу утраты половины сети муниципальных библиотек (и прежде всего сельских).
Техническая оснащенность общедоступных библиотек остается низкой (по состоянию на 01.01.06): из 48 084 публичных библиотек имеют телефоны только 13 тыс., персональные компьютеры – 6,3 тыс., доступ к Интернету – 2,3 тыс., а на селе – только 500 библиотек. Имеющиеся в библиотеках компьютеры получены из Фонда Сороса и в большинстве своем устарели.
Состояние фондов большинства муниципальных библиотек, особенно в малых городах и селах, катастрофическое. Приток новых изданий в публичные библиотеки сократился в два раза по сравнению с 1990 г. В большинство сельских библиотек новая литература в 1990-е гг. практически не поступала.
В целом по России затраты на приобретение новой литературыглавных библиотек субъектов Российской Федерации в 2005 г. различались более чем в 230 раз; затраты муниципальных библиотек в пределах одного субъекта Федерации разнились порой в 100 раз, а в целом по России – в 1500 раз.
В среднем на
приобретение новых изданий во все муниципальные библиотеки было израсходовано
около 930 млн р., т.е. в расчете на 1 жителя –
6,5 р. В целом можно сказать, что фонды большинства библиотек, в основном
сформированные в 1970–1980-е гг., в настоящее время, будучи не только
физически изношенными, но и морально устаревшими, не соответствуют задачам и
потребностям государства, общества и конкретных читателей.
Нерешенной и очень серьезной остается проблема обеспечения сохранности и безопасности библиотечных фондов и библиотек. Отсутствуют необходимые площади для фондов.
Заработная плата работников публичных библиотек остается на протяжении многих лет одной из самых низких и в 2005 г. составила в среднем менее 3,5 тыс. р. в месяц, что в 2,5 раза ниже средней заработной платы по стране. Исключение составляют лишь некоторые регионы и крупные города, осуществляющие доплаты к основному окладу по единой тарифной сетке.
Законодательная база библиотечной деятельности не вполне отвечает задачам ее развития. Интересы библиотек не прописаны в законах, касающихся учреждений и отраслей, имеющих в своей структуре библиотеки либо обслуживаемых библиотеками. Информационное сопровождение направлений деятельности не предусматривается в правовых документах по образованию, науке, здравоохранению, спорту и т.д. Значительно ограничит деятельность библиотек в организации доступа к информации и обслуживании населения и пользователей вступление в силу с 1 января 2008 г. четвертой части Гражданского кодекса РФ.
В системе государственной статистики отсутствуют достоверные сведения, касающиеся библиотек всех ведомств. Последняя всероссийская библиотечная перепись проводилась в 1986 г.
Несмотря на значительные проблемы, библиотеки ориентируются на актуальные для современного общества информационные потребности, пытаются расширить состав своих фондов новыми видами документов, в том числе электронными. В этом направлении сделаны определенные шаги: формируются электронные ресурсы, осуществляется создание банков и баз данных, а также электронных библиотек и новых систем обслуживания пользователей (электронная доставка документов, Интернет-классы, медиатеки и др.). Начавшийся процесс формирования корпоративных библиотечно-информационных сетей направлен на более эффективное информационное обеспечение различных сфер жизни общества, в том числе путем доступа к мировым информационным ресурсам.
Учитывая, что библиотеки представляют собой наиболее демократичный социокультурный институт, осуществляющий поддержку и развитие образования, научных исследований, интеллектуального и инновационного потенциала населения страны и пользователей,на этапе формирования информационного общества они приобретают еще большее значение, становясь одним из его базовых элементов.
Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания – это вопрос о том, на какой информационной основе формируется политическое, экономическое, правовое, научное и культурное мышление разных слоев российского общества.
На фоне усиливающейся децентрализации и регионализации всех сфер российской жизни, включая средства массовой информации и книгоиздание, библиотеки выдвигаются в число тех немногих институтов, которые должны и могут взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение культурной, интеллектуально-информационной и правовой целостности России, единства ее регионов и центра.
II. Меры по
развитию библиотечного дела
в условиях информационного общества
1. Используя отечественный и зарубежный опыт, целесообразно создать межведомственную структуру для обсуждения проблем и внесения предложений по осуществлению единой государственной библиотечной политики, распространяющейся на библиотеки всех систем и ведомств (возможно, и органов НТИ), координации деятельности по формированию библиотечно-информационных ресурсов, оцифровке книг, созданию распределенного библиотечно-информационного фонда, корпоративного справочно-поискового аппарата, библиотечно-информационных консорциумов, развитию депозитариев, созданию национальной электронной библиотеки, общих библиотечных порталов и т.д., регулирующую деятельность библиотек на основе новых управленческих технологий, в том числе менеджмента качества.
2. Предусмотреть в бюджете страны выделение специальных финансовых средств на развитие библиотек, рассматривая их финансирование в качестве стратегической задачи всвязи с формированием информационного общества; предусмотреть финансирование строительства новых библиотек и модернизации существующих зданий.
3. Разработать механизм повышения заработной платы библиотечных работников адекватно роли библиотек в информационном обществе; довести ее до уровня оплаты труда в приоритетных отраслях, учитывая, что значение информационных ресурсов для экономического развития страны в условиях информационного общества сопоставимо с сырьевыми ресурсами.
4. Разработать и принять государственную программу информатизации библиотек независимо от их ведомственной принадлежности, создав для каждого жителя условия доступак национальным и мировым информационным ресурсам; предусмотреть участие библиотек в приоритетных национальных проектах и программах в качестве инструмента информационно-аналитического сопровождения.
5. Обеспечить полноту комплектования и повышение качественного состава книжных фондов российских библиотек, в том числе детской литературой, изданиями для инвалидов; разработать федеральную программу книгоснабжения библиотек; пересмотреть политику и механизмы конкурсного отбора (тендеров) для небольших библиотек, вернув им право самостоятельного формирования своих фондов; обеспечить сохранность библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса России; предусмотретьвторой этап Национальной программы сохранения библиотечных фондов.
6. Дополнить и обновить законодательную базу, регулирующую функционирование библиотечной сферы, обеспечив при разработке и редактировании законодательных актов условия для всеобщего доступа к информационным ресурсам, соблюдая разумный баланс вобласти авторского права между интересами авторов и читателей библиотек; совершенствовать законодательство с учетом интересов библиотек взаконодательных актах, касающихся образования, науки, социального обеспечения, экономики, здравоохранения и др.
7. Осуществить модернизацию существующей системы профессионального образования библиотечных работников: дополнить ее созданием библиотечно-информационных факультетов в крупнейших университетах страны; развивать межрегиональные центры непрерывного библиотечного образования, включая дистанционное; содействовать развитию библиотечно-информационных наук, предусмотрев возможность включения их в число приоритетных направлений стратегии развития науки и инноваций Российской Федерации.