А. С. Карауш, А. С. Макаревич
Муниципальная информационная
библиотечная система, Томск
Развитие информационных технологий в библиотеках:
взгляд в будущее
Перечислены и раскрыты основные перспективы развития информационных технологий и точки роста, которые необходимо учесть библиотекам для сбора информации и подготовки к появлению этих технологий. Многие из представленных технологий в корне меняют представление о типичной библиотеке.
Развитие техники и каналов связи, появление возможности мгновенного обмена информацией с любой точкой мира привели к началу формирования глобального информационного общества. Умелое управление информационными потоками и владение информацией способствуют построению грамотного управления различными процессами, будь то политика, бизнес или образование. Говоря о безопасности данных, чаще всего выделяют такие свойства, как целостность, доступность и конфиденциальность.
В последнее время доступность становится все более важной характеристикой, так как своевременно полученные данные могут повлиять на исход работы или спасти много жизней от надвигающейся катастрофы. Именно в доступности информационных ресурсов ключевую роль играют библиотеки, являясь неотъемлемой частью информационного общества и выполняя массу важных функций, в частности реализацию права на доступ к информации, создание и хранение огромных массивов информации, классификацию источников по отраслям знаний.
Если рассматривать далекие перспективы развития техники, не отвлекаясь на промежуточные этапы, то можно выделить следующие основные направления развития библиотек.
1. Беспроводные и мобильные технологии работы. Динамично развивающаяся группа информационных технологий, которая оказывает влияние на многие отрасли деятельности человека. Естественно, что человек желает, чтобы в кругу появляющихся новых возможностей быстрого мобильного соединения присутствовала и библиотека, но лишь как виртуальная составляющая. В этом же блоке стоит рассматривать и быстроразвивающиеся технологии глобального позиционирования (GPS и др.).
2. Интернет-сервисы и Интернет-службы. В этом направлении развития будет доминировать семантический Интернет. Одними из первых «ласточек» таких технологий являются блоги и wiki.
3. Робототехнические достижения. Здесь стоит вспомнить, что информационные технологии появились вместе с развитием робототехники как сфера программирования машин. И естественно, что с прогрессом программирования и технологий создаются все более совершенные модели роботов и аппаратов, выполняющих свою работу без присутствия человека. Многих не удивляет появление «электронных домашних животных», не удивит и появление роботов для поиска книг в библиотеке.
4. Понимание расшифровки геномов и биотехнологий. Не вдаваясь в разговор о сотворении мира, можно констатировать, что основные открытия человечества – не что иное, как явления, подсмотренные у природы и описанные на доступных человеку языках. Соответственно, понимание работы генома даст огромный толчок к созданию новых и эффективных способов функционирования и взаимодействия информационных центров, куда входят и библиотеки. Не только передача данных, но и технологии «отсева» и сохранения информации без многократного увеличения мощности носителей памяти – перспективное направление развития для библиотечного общества.
5. Нанотехнологии в работе библиотек. Новые материалы, созданные на основе новых возможностей, найдут свое применение в самых разных областях работы библиотек, например в очистке и реставрации фондов.
6. Интернет-2 (всепроникающие и вездесущие компьютерные технологии). Увеличение скорости работы компьютерных сетей уже сейчас оказывает влияние на применение средств вычислительной техники в жизни. Уже не кажутся фантастикой коллекции графических и видеофайлов, автоматическая систематизация изображений. С каждым годом происходит интеграция новых сфер деятельности человека в глобальную сеть.
7. Глобализация ресурсов, усиление конкуренции на информационном рынке, где, как и на рынке энергоносителей, появятся организации, которые станут главенствующими в определенных комплексах информационных услуг. Другие же организации, возможно и библиотеки, станут им поставлять некий продукт-полуфабрикат, на основе которого будут собираться информационные продукты.
8. Системы реального времени и встроенные системы, системы grid-вычислений. В скором времени, если будут достаточные инвестиции, могут появиться «библиотеки без библиотекарей». Современные радиочастотные технологии идентификации (RFID) позволяют создавать библиотеки с большим фондом и автоматизацией всех основных технологических библиотечных процессов.
9. Безопасность, глобальная прозрачность и закрытость. Чем больший объем данных в цифровой форме появляется у человека, тем сильнее у него возникает потребность во взаимообмене этими данными. Предоставление их во всеобщий доступ может вызвать множество проблем этического плана и безопасности данных. В настоящее время в библиотеках этим вопросам уделяется все больше внимания.
10. Системы распределенных вычислений, глобальная операционная система, рекомбинантное ПО. При увеличении мощности программного обеспечения все больше времени тратится человеком на тестирование и моделирование состояния информационной среды. Возникает ситуация, когда продукты на информационном рынке начнут выпускаться «как есть», т. е. со всеми ошибками, но значительно меньшей стоимости. Программное обеспечение начнет «выращиваться» в процессе использования.
Человеческие взаимоотношения и обмен информацией в своем развитии претерпевают «естественный отбор» информационного общества. Библиотеки как правило строят модели общения с пользователями по «аналоговым» и неструктурированным моделям, что в перспективе приведет к уменьшению количества пользователей. Не секрет, что вся жизнь становится цифровой. Все меньше решений принимает человек без априорной исчерпывающей информации о собственном состоянии. Например, раньше люди меньше обращали внимания на данные о погоде, о метеорологических и астрологических событиях. Со временем человек станет больше времени уделять «удовольствию по расписанию» и библиотекам нужно быть готовыми к развитию ситуации в этом направлении.
В современной библиотеке пользователь должен будет получить доступ к книжному фонду, электронному каталогу, Интернету, коллекциям обучающих и развлекательных медиа-ресурсов. Среди услуг – поиск, копирование, сканирование, печать данных.
Если рассматривать не столь далекие перспективы развития библиотек и уделить внимание технологиям, которые уже активно используются в других отраслях, то можно составить список того, без чего библиотека не сможет обойтись в ближайшем будущем.
Электронный фонд. Требует больших затрат на оцифровку изданий, последующую их обработку и хранение, но позволит предоставить доступ к изданиям неограниченному числу пользователей в любое время и в любой точке.
Удаленный пользователь. Ориентирование работы не только на реального, но и на виртуального читателя расширит аудиторию библиотеки до глобальных масштабов. Создание тематических библиотечных сайтов, объединение их в порталы и предоставление доступа к ресурсам через них, оказание услуг по поиску информации – все это возможно в «глобальной» библиотеке.
Мобильный доступ. Уровень развития беспроводных технологий передачи данных позволяет сегодня осуществлять доступ к множеству сетевых сервисов с мобильных устройств (ноутбуков, КПК, смартфонов). Услуга доступа в Интернет по беспроводным каналам становится все более востребованной, поэтому библиотеки также должны быть оснащены всем необходимым оборудованием, программным обеспечением и каналами связи для предоставления этой услуги. Посредством мобильных технологий можно осуществлять доступ и к ресурсам внутренних сетей библиотек.
GPS-сигнализация. Широкое распространение получила технология GPS (Global PositioningSystem – глобальная система местоопределения). Современные мобильные устройства все чаще укомплектованы приемником, позволяющим определять свое местоположение на заранее загруженной карте. Библиотеки могли бы быть оснащены радиомаяками, которые – по запросу пользователя – могли бы обозначить их на карте, а также предоставить иную информацию (телефоны, адреса Интернет-сайтов, электронной почты).
Электронная доставка документов. Используется при решении ряда юридических и технических задач. Заказы осуществляются через Интернет-сайты, электронную почту. Оплату можно осуществлять по удаленной технологии – через распространенные системы электронных платежей.
Системы электронного документооборота. Разработаны давно и получили широкое распространение. Но все-таки являются экзотикой для библиотечной среды.
Автоматизация всех технологических процессов. Весь жизненный цикл книги можно разложить на несколько составляющих и каждую представить отдельной технологической задачей.
Заказ литературы производится в электронном виде, оплата – при помощи систем электронных платежей. Далее по каналам связи в фонд поступают электронные источники либо доставляются книги.
Каждый электронный вариант оснащен библиографическим описанием, легко конвертируемым во внутренний формат системы автоматизации. Поступившие книги снабжены, например, радиометками, внесение в фонд производится путем последовательного опроса меток пространственным считывающим устройством. На основании полученных данных формируется электронный каталог.
Расстановка фондов также проходит при помощи радиометок – стеллаж «откликается» на соответствующие экземпляры.
Инвентаризация электронных изданий производится путем автоматического просмотра хранящихся массивов информации и проверки наличия файлов и их контрольных сумм. Проверка наличия книг происходит аналогично процедуре внесения в электронный каталог – пространственное считывающее устройство последовательно опрашивает находящийся в помещении фонд, определяя наличие или отсутствие того или иного экземпляра. Результаты могут быть представлены в наглядном графическом виде, так же могут быть обозначены необходимые перестановки книг для соблюдения правил расстановки.
Книговыдача может быть реализована путем автоматического учета книг, прошедших через зону слежения. Они записываются в электронный формуляр читателя, билет которого также оснащен идентификатором на радиометках. Система исчисления сроков сдачи может быть связана с комплексом защиты от краж, что не позволит должникам просто так уйти с новыми книгами.
Списание книг происходит путем удаления записей из электронного каталога и базы материальной ответственности, а изъятие экземпляров с полок организуется при помощи той же системы, что и при расстановке фонда. С электронными экземплярами произведений и документов дело обстоит еще проще – после удаления записей из всех баз файл удаляется из общего массива данных.
Электронная подписка. Организация подписки на электронные издания и электронные аналоги печатных изданий как для библиотеки, так и для пользователей является удобной формой получения и предоставления периодики, которая может быть доступна внутри библиотечной сети или представлена на Интернет-сайтах библиотек.
Электронный МБА. Функционирование межбиблиотечного абонемента значительно упрощается при наличии электронных версий запрашиваемых источников. За считанные секунды можно получить нужную книгу или документ. Поиск в электронных массивах информации намного быстрее поиска на полках и перелистывания книг. При объединении библиотечных сайтов и организации их в порталы МБА станет незаменимым для пользователя ресурсов, так как неважно, где хранится данный документ, главное, что его можно найти в конкретном разделе портала.
Сотрудничество с заинтересованными организациями. На базе сетей передачи данных можно организовать сотрудничество с различными организациями, заинтересованными в получении доступа к фондам библиотек. Это могут быть, например, учебные заведения, где каждый учащийся будет обеспечен фондом электронной литературы по всем курсам либо сможет получить информацию о местонахождении предложенных источников и возможность заказа литературы.
Услуги, основанные на новых технологиях, могут стать дополнительным источником доходов библиотек. Для реализации перечисленных технологий предстоит решить ряд проблем, связанных с правовым регулированием вопросов интеллектуальной собственности и созданием единых центров каталогизации. Все эти технологии позволят организовать высокотехнологичную работу библиотек, оптимизировать процессы работы с документами и фондом, а также вывести обслуживание читателей на качественно новый уровень, повышая тем самым доступность информации и расширяя аудиторию пользователей информационных ресурсов до глобальных масштабов.