Л. Г. Еремеев, А. В. Кузнецов,
И. П. Стрельчук, Ю. Ю. Шепелева

Омский государственный университет
им. Ф. М.  Достоевского

Сравнительный анализ функциональности
современных библиотечных Z-клиентов

Проведено сравнение программных систем, предназначенных для поиска библиографической информации через Интернет посредством протокола Z39.50. Рассмотрены наиболее распространенные системы подобного рода, работающие через веб-сайты (шлюзы), и программы, осуществляющие поиск напрямую на Z-серверах библиотек.

В результате реализации национального проекта «Образование» большинство российских школ получат широкополосное соединение с Интернетом. Это означает, что Интернет будет интенсивнее использоваться в образовательном процессе. Возникает естественный вопрос: какие возможности имеются у преподавателей и учащихся для доступа к общеобразовательным ресурсам через Сеть.

Сейчас в российском Интернете легко найти развлекательные, информационные, коммуникативные ресурсы, электронные магазины и т. п., которые будут выполнять не вспомогательную, а скорее отвлекающую функцию при обучении. Поэтому проблема обеспечения возросшей потребности именно в образовательных ресурсах выходит на первый план.

Создание новых учебно-образовательных ресурсов – бесконечный процесс, но уже сейчас в Интернете можно найти много информации, полезной для образования. Прежде всего – через библиотеки, изначально предназначавшиеся для обучения и передачи знаний из поколения в поколение. Наиболее крупные из них уже используют новые технологии для предоставления пользователям своих фондов и накопили огромный опыт для обеспечения столь расширившейся аудитории качественными учебно-образовательными пособиями: статьями, книгами, учебниками.

Для этого крупные библиотеки организовали и постоянно пополняют электронные каталоги своих фондов, создали серверы, позволяющие работать с этими каталогами через Интернет (Z-серверы), а также серверы для хранения полных электронных копий библиотечных документов для удобства учащихся, не имеющих возможности или желания работать непосредственно с бумажными оригиналами. Чтобы получить доступ к этим ресурсам, учащимся необходимо воспользоваться специальными поисковыми системами (Z-клиенты), которых существует уже достаточно много. Ниже представлен обзор функциональных возможностей некоторых таких систем и показано удобство их использования.

Для начала остановимся на вопросе необходимости Z-клиентов. Действительно, в Интернете давно существуют поисковые системы, уже привычные для всех, способные искать любую текстовую, а некоторые и графическую информацию (Yandex, Google, Rambler). Сейчас русскоязычный Интернет содержит мало ресурсов учебно-образовательного плана, поэтому большую часть результатов поиска в поисковых системах будут составлять ссылки на электронные магазины, новости, высказывания обычных пользователей по искомой тематике. Ресурсы, содержащие профессиональные источники, будут составлять небольшую долю всего найденного по запросу и находиться обычно далеко не в начале его перечисления. Поэтому использование таких поисковых систем достаточно часто не будет давать положительного результата, а иногда будет вводить в заблуждение или отвлекать от учебного процесса.

Приведем два примера. Первый – поиск пособия А. М. Попова «Химия и экология» через поисковую систему Yandex.ru и через LibNavigator. Поисковый запрос «попов химия и экология» в Yandex.ru дал в результате 13 ссылок на различные веб-ресурсы, среди которых было несколько документов, описывающих университет автора, его кафедру, текст газеты, в которой он печатал свой материал по схожей тематике, а также ссылки на его однофамильцев. Ни одной ссылки на текст пособия найдено не было. Поиск через LibNavigator дал ссылку на полный текст пособия в библиотеке Омского государственного университета.

Второй пример – поиск диссертации Григорьева «Культурологический смысл концерта» в поисковой системе Google.com и LibNavigator. Поиск через Google. com дал 419 ссылок – список, затруднительный для полного просмотра, начинающийся со ссылок на перечень избранных книг (без текста самой диссертации); упоминание искомой диссертации в другой статье, культурологический форум и работы однофамильцев автора. В результате поиска через LibNavigator в каталоге полнотекстовых диссертаций Российской государственной библиотеки найден полный текст диссертации.

Эти примеры показывают, что для поиска учебно-образовательных материалов необходимо, во-первых, сузить поле поиска, ограничившись, по возможности, профессионально составленными каталогами специализированной литературы, большинство из которых хранится в современных библиотеках; а во-вторых, расширить функциональность поиска, дав возможность пользователю указывать, какую роль в искомом тексте играют вводимые им поисковые фразы (например, фамилия автора или заглавие издания). Оба эти направления сочетаются в протоколе Z39.50, на основе которого работают и Z-серверы, и Z-клиенты.

Все Z-клиенты делятся на приложения, работающие через Интернет-браузеры на специализированных сайтах, называемых также шлюзами, и программы, дополнительно устанавливаемые на компьютер пользователя, которые в дальнейшем мы будем называть «чистыми» Z-клиентами. Мы рассмотрели наиболее популярных представителей каждой из групп. Из шлюзов выбраны books.google.com – поиск книг по Z-серверам всего мира и www.arbicon.ru – самая крупная российская система подобного типа. Из «чистых» Z-клиентов: «LibNavigator» и «BookWhere».

Опишем плюсы и минусы каждого из типов Z-клиентов.

Единственный, но очень важный плюс использования шлюзов – это их способность работать практически на любом компьютере без установки дополнительного программного обеспечения. Необходимы только соединение с Интернетом и любой из веб-браузеров, например InternetExplorer (имеется на всяком компьютере, работающем под управлением операционной системы Windows). Для работы «чистых» Z-клиентов необходимо предварительно установить их на компьютер. Также немаловажным фактором является их стоимость, использование же большинства шлюзов – бесплатное.

Шлюзы, как правило, создаются для доступа к ограниченному количеству Z-серверов, собранных по территориальному признаку (Омская КБС содержит омские Z-серверы, Новосибирская КБС – новосибирские и т. д.), поэтому для использования нескольких таких систем пользователю приходится изучать интерфейсы и особенности использования их всех, что достаточно сложно. Лишь немногие позволяют одновременно искать информацию на большом количестве Z-серверов. В этом случае организации, поддерживающие шлюзы, и организации, обслуживающие Z-серверы, не связаны непосредственно, что приводит к ошибкам в работе шлюзов после изменений настроек Z-серверов.

Главным недостатком шлюзов является их вторичность, или посредничество в соединении пользователя и Z-сервера. При работе с ними поисковый запрос сначала отправляется от пользователя к шлюзу, затем от шлюза к Z-серверу, который формирует ответ, отправляет его шлюзу, а шлюз отправляет пользователю. Таким образом, один запрос выполняется в четыре этапа, и каждый может быть достаточно длительным, особенно если речь идет не о зональных шлюзах (таких, как Омская или Новосибирская КБС), а о глобальных. В случае использования локальных шлюзов и
Z-серверы, доступные через него, и сам шлюз находятся практически в одном месте, поэтому передача данных между ними происходит быстро. Для глобальных шлюзов время этой передачи гораздо дольше, так как шлюз и Z-сервер могут находиться даже в разных полушариях. Время передачи данных между шлюзом и пользователем в обоих случаях зависит только от расстояния между ними.

«Чистые» Z-клиенты лишены этого недостатка, так как обращаются напрямую к Z-серверам, поэтому время обработки запроса по сравнению со шлюзами сокращается вдвое.

Еще один недостаток шлюзов появился вследствие ограничения самих средств разработки программ для работы в рамках Интернет-сайта. Эти ограничения позволили снабдить пользователя только базовой функциональностью для поиска, большинство же дополнительных возможностей в подобных системах не реализовано. Для «чистых» Z-клиентов таких ограничений нет, что позволяет их разработчикам сделать свои программы гораздо удобнее.

Теперь рассмотрим подробнее каждую из перечисленных выше систем, чтобы выяснить, насколько подробную и адекватную запросу информацию можно через них получить. Для сравнения используем два поисковых запроса различной степени популярности, ориентируясь на полезность найденной информации для отечественного пользователя.

Первый – роман Пушкина «Евгений Онегин». Второй – учебник Горбатова «Дискретная математика» 2003 года издания.

Во всех перечисленных выше системах есть возможность производить поиск одновременно и по автору, и по заглавию книги, поэтому взятые примеры иллюстрируют объем библиографических записей, доступных через данные системы.

Результаты поиска:

books.google.com, «Евгений Онегин» – 19 ссылок на три локальных шлюза (американский, израильский и литовский), в которых хранится информация о различных изданиях этого произведения. В указанных шлюзах можно узнать о местонахождении книг и их библиографическом описании. Интерфейсы шлюзов различны, различны и требования шлюзов для получения подробной информации об искомой записи (так, в одном из них для получения более подробной информации требуется пароль). Среди библиотек, в каталогах которых были найдены книги, нет ни одной российской, что иллюстрирует неэффективность использования books.google.com для читателей из России. Кроме того, изучение нескольких интерфейсов достаточно сложно и нет возможности получить информацию о существовании искомого издания в региональных библиотеках.

Стоит оговориться, что найти полный текст «Евгения Онегина» через обычную поисковую систему www.google.com очень просто, так как это одна из наиболее известных книг. Мы же в данном докладе хотели сравнить именно библиотечные поисковые системы.

Учебник Горбатова по дискретной математике через books.google.com найден только в Ереванской библиотеке, что неудивительно, поскольку зарубежные библиотеки содержат достаточно мало редких русскоязычных документов.

Поиск обеих книг через www.arbicon.ru и LibNavigator по количеству найденных записей дал примерно одинаковые результаты (первый пример – десятки тысяч записей, второй – 4–5 записей в библиотеках различных регионов России), так как обе системы включают в свое поле поиска большинство российских Z-серверов. В этом случае имеет смысл сравнить время поиска и полноту получаемой информации, а также удобство ее просмотра. Поиск через LibNavigator идет быстрее, поскольку это не шлюз, а «чистый» Z-клиент. В LibNavigator всю информацию о библиотеке-источнике и библиографическом описании всех найденных записей можно посмотреть в одном окне; а для каждой записи, найденной через www.arbicon.ru, придется открывать новое окно – в общем списке можно увидеть только краткое описание издания.

BookWhere содержит мало российских каталогов, поэтому результаты по предложенным нами запросам дают гораздо меньше библиографических записей. Представленные в поисковой системе российские Z-серверы находятся только в Москве и С.-Петербурге, что ставит под сомнение эффективность ее использования в других регионах России.

Немаловажным фактором является стоимость BookWhere ($427) – довольно высокая для большинства российских пользователей. К этому стоит добавить сложность опробования trial-версии: для опробования нужно заполнить форму-требование от лица организации. Такая пробная версия работает только 10 дней.

На основании проведенного сравнительного анализа мы считаем, что сегодня наиболее удобным Z-клиентом для российских пользователей является LibNavigator.