М. Я. Дворкина

Российская государственная библиотека

Библиотечно-информационная деятельность как система

Дана характеристика системных элементов библиотечно-информационной деятельности (цели, субъекты, объекты, технология, условия, результаты). Рассмотрены свойства библиотечно-информационной деятельности как системы. Обосновано наличие в этой системе подсистем по элементам, видам и организации деятельности.

Библиотечно-информационная деятельность – один из многочисленных видов деятельности, которые осуществляются человеком. По мнению известного психолога А. Н. Леонтьева, «Основной или, как иногда говорят, конституирующей характеристикой деятельности является её предметность» [1. С. 84].

Что же является предметом библиотечно-информационной деятельности? На первый взгляд – документ. Однако документ – не предмет, а объект этой, а также другой деятельности в системе институтов социальной памяти (или системе документальной информации, документальной коммуникации). В ходе деятельности осуществляется воздействие субъекта на документ. Документ выступает в качестве объекта в комплектовании, аналитико-синтетической обработке документов, организации, хранении, сохранности фонда, обслуживании пользователей.

С включением библиотеки в электронную среду объект библиотечно-информационной деятельности расширяется, объектом становятся также сайт, файл, ссылка (в трактовке А. Б. Антопольского – другие информационные объекты [2. С. 13–14]), база данных. Таким образом, документ может рассматриваться как один из информационных объектов. Сейчас широко используются также обобщенные понятия документные ресурсы и информационные ресурсы. Думается, что в качестве объекта библиотечно-информационной деятельности в общем плане можно называть информационные ресурсы и, как более частный вариант, документные ресурсы.

Обратим внимание на другие основные объекты библиотечно-информационной деятельности. Идеальным объектом являются информационные потребности пользователей (общие, групповые, индивидуальные), на них ориентируются во всех названных выше действиях и прежде всего в обслуживании пользователей; одновременно информационные потребности отражают общественный императив библиотеки, который обязан учитывать библиотечный менеджмент.

Информационные потребности имеют определенный предмет (например тему), при определенных обстоятельствах они переходят в потребность в документах, библиотечные потребности пользователя, которые обусловливают его обращение в библиотеку. В процессе использования библиотечных ресурсов информационные потребности пользователя могут изменяться, расширяться и порождать его новые действия.

Библиотекарь – объект библиотечного менеджмента; технические средства, оборудование – объекты во всех видах библиотечно-информационной деятельности. Именно эти объекты противостоят субъектам (специалисту, осуществляющему деятельность, пользователю).

Эти объекты не создаются внутри библиотеки, как, например, библиотечный фонд, справочно-поисковый аппарат, библиотечные услуги (которые тоже могут быть объектами, скажем, библиотечного менеджмента), а привносятся в библиотеку извне и при общем взгляде на библиотеку выступают на первый план. Но проблема библиотеки и, если можно так выразиться, социокультурный мотив её деятельности, который определяет её необходимость, – не отдельный документ, а совокупность документов (и других информационных объектов), из которой она должна сначала выбрать определенные – нужные пользователям – документы, а затем выбранные организовать и сохранить так, чтобы их можно было найти для пользователя. Поэтому совокупность документов и других информационных объектов (поступающих в библиотеку, обрабатываемых в ней, организуемых ею) – предмет библиотечно-информационной деятельности, но это только один из предметов. Он связан с одной стороной сущности этой деятельности – сбором-хранением. И он определяет такие результаты деятельности, как библиотечный фонд, справочно-поисковый аппарат.

Другой предмет библиотечно-информационной деятельности – запрос пользователя. Ответ на него библиотекарь должен найти в совокупности информационных объектов. Этот предмет связан с такой стороной сущности этой деятельности, как предоставление документов, точнее, библиотечно-информационное обслуживание, посредством которого осуществляется передача информации. Этот предмет определяет другой результат библиотечно-информационной деятельности – услугу.

Поскольку документ – это единство информации (содержания) и носителя, а информация имеет определенное значение, ценность для человека (многих людей), то библиотека не может игнорировать ценностный аспект содержания документа и принимает его во внимание при отборе в фонд документов (других информационных объектов), их организации и обслуживании. При этом понятие ценности информации задается библиотеке её учредителем, государством, обществом, социальной группой, культурой, литературными критиками, менталитетом населения и индивидуальным спросом.

Ценность информации (фактическая, идеологическая, этическая, эстетическая) – важнейшая характеристика объекта и предмета библиотечно-информационной деятельности и соответственно её результатов. В определенных обстоятельствах (например при работе с книжными памятниками) библиотека принимает во внимание также ценность формы издания, т. е. ценность документа в целом.

Рассмотрим другие элементы библиотечно-информационной деятельности.

В работах, посвященных деятельности, Л. С. Выготский, П. Я. Галь­перин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие при характеристике её как системы выделяют такие компоненты: цели, субъект (субъекты) деятельности, наделенный активностью [3. С. 45], объект (объекты), на который направлена активность субъекта; средства деятельности; процессы деятельности; условия, в которых она реализуется; результаты деятельности.

Субъектом в библиотечно-информационной деятельности является не только библиотекарь (коллектив библиотеки, структурного подразделения, отдельный библиотекарь, другими словами, коллективный и индивидуальный библиотекарь), но и пользователь (потенциальный, реальный, в том числе удаленный или внешний; групповой, индивидуальный). Со стороны субъектов деятельностью, по выражению А. Н. Леонтьева, управляют потребности, но они способны выполнять эту функцию лишь при условии, что они являются предметными [1. С. 88]. Предметы деятельности у этих субъектов отличаются: для библиотекаря (коллективного) – предмет уже был обозначен, для пользователя предмет – определенный документ (документы) или сведения. Библиотекарь (коллективный) от начала до конца реализует библиотечно-информационную деятельность, пользователь включается в неё в момент представления запроса в библиотеку и до получения на него ответа. Для библиотекаря – это профессиональная деятельность (относящаяся к типу «человек – знак» или «человек – человек»), для пользователя потребительская деятельность – одна из многочисленных видов деятельности, выполняемых в процессе жизни.

В библиотечно-информационной деятельности предметы (совокупность документов, документированная форма запроса – листок читательского требования) трансформируются в модели – поисковые образы документа (ПОД) и поисковые образы запроса (ПОЗ), в конце деятельности получается объективный результат (библиотечно-информационный продукт (подробнее – далее).

Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, «…деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели» [1. С. 105].

Применительно к библиотечно-информационной деятельности в качестве общей цивилизационной цели (важной для сохранения цивилизации) выступают сбор, хранение определенных видов документов (других информационных объектов) и удовлетворение на их основе потребностей пользователей в библиотечно-информационных услугах. Цель есть социокультурный мотив этой деятельности. Эта цель выражается в результате – библиотечно-информационной продукции и услугах. Но в каждый исторический период каждое государство, ведомство, общественная организация, которым принадлежит библиотека, ставят перед библиотеками и другие – государственные, ведомственные, групповые и иные цели. Эти социальные цели определяют вид библиотеки (государственная, муниципальная, ведомственная, общественная, личная) и задают роль библиотеки в обществе (идеологическая, образовательная, научная, культурно-просветительная и т. п.). Но социальные цели должны соотноситься с цивилизационной общей целью.

В соответствии с целями библиотека должна выполнить совокупность процессов – действий. Так, нужно осуществить кумуляцию, обработку, организацию фонда, обеспечить сохранность документов, принять и уточнить запрос пользователя, провести поиск и т. д. (или создать условия, библиотечно-информационную среду, чтобы пользователь мог это сделать сам). Действия могут дробиться, каждое новое действие имеет свою цель. Так образуется целая система целей (дерево целей), которые отражаются в планах, проектах отдельных подразделений и/или библиотеки в целом.

Характеризуя действие, А. Н. Леонтьев подчеркивал, что «помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями её достижения». Способы осуществления действия А. Н. Леонтьев называл операциями. Он писал: «Действия соотносятся целям, операции – условиям» [1. С. 107]. Например, использование современных информационных технологий в библиотеке позволило такое действие, как комплектование совершать посредством новой операции (способа) – сканирования. И действия, и операции суть технологические процессы и технологические операции. Библиотечно-информационная деятельность представляет собой систему процессов, соответствующих системе их целей и подчиненных общей цели деятельности.

Характеристика библиотечно-информационных средств дана в ряде работ (Л. И. Алешина, М. Г. Вохрышевой, М. Я. Дворкиной, И. С. Пилко, Ю. Н. Столярова и др.). Это технические средства, оборудование, библиографические средства, методы и приемы (способы деятельности), организационные формы, знания и умения специалиста. Средства могут предназначаться только для библиотечно-информационной деятельности (например методы уточнения запроса) и быть универсальными (скажем, компьютерные средства).

Средства входят в структуру ресурсов библиотечно-информационной деятельности. Ресурсы – это средства, запасы, возможности, источники чего-либо [4. С. 529]. В библиотечно-информационной деятельности можно выделить информационные ресурсы, к которым относятся библиотечно-информационный фонд, справочно-поисковый аппарат, ресурсы Интернета и доступные через него ресурсы разных библиотек и информационных центров, других организаций. Ресурсом и результатом является также библиотечно-информационная среда.

Как и другие виды человеческой деятельности, библиотечно-информационная требует материально-технических ресурсов (в их числе библиотечные здания, технические средства, оборудование и др.), финансовых, интеллектуальных. Последние включают потенциал библиотековедения, в том числе теоретические и практические разработки в области технологии, методики, организации библиотечно-информационной деятельности; знания и умения, общую и профессиональную культуру конкретных библиотекарей, от которых зависит качество и эффективность деятельности; интеллектуальный потенциал пользователей, который влияет на их работу в библиотеке и стимулирует деятельность библиотекарей. Все ресурсы включаются в производство продукции и услуг, вместе с тем они являются элементами библиотечно-информационной среды, пространственным и временным полем, в котором происходит производство результата библиотечно-информационной деятельности.

В зависимости от конкретной цели, субъекта, объекта (предмета), средств, условий реализуются разные технологические процессы, в ходе которых создаются промежуточные результаты (например индекс) или конечные результаты – продукция или услуга. Продукция есть результат комплекса обеспечивающих видов деятельности (формирование фонда, аналитико-синтетическая обработка документов, информации, формирование справочно-библиографического аппарата). Услуга – результат комплекса обслуживания. Это выдача документов и справок, вечер встречи, презентация и т. п. Общий результат библиотечно-информационной деятельности – библиотечно-информационный продукт, который иногда сочетает в себе черты продукции и услуги, например выставка.

Так же, как единая цель трансформируется в систему частных целей, так и единая деятельность преобразуется в систему действий и операций – процессов. Единый результат, соответствующий единой цели – удовлетворению информационных потребностей пользователей – составляет систему, связанную с результатами каждого процесса, продукцией и услугами. Характеристика и классификация продукции и услуг библиотек и служб информации подробно исследованы в работах М. Я. Дворкиной, В. В. Брежневой и В. А. Минкиной, И. С. Пилко и других.

Библиотечно-информационные услуги являются социальным механизмом доступа, одновременно библиотечная услуга – культурный механизм трансляции информации, знания. Вместе с тем у услуг есть и экономическая сторона, поскольку они имеют стоимость.

Рассмотрение библиотечной услуги как результата библиотечной деятельности не исключает, а предполагает представление о том, что этот результат имеет последействие, т. е. отдаленные результаты, связанные с изменением в сознании и поведении человека. Поэтому можно говорить о первичном и вторичном эффекте от услуги.

Каждая услуга характеризуется содержанием и формой. Главный компонент содержания услуги – её предмет, отражающий ту потребность, которая удовлетворяется; услуги отличаются друг от друга прежде всего предметом (услуги предоставления документов, удовлетворяющих потребности в разных по содержанию и виду документах; услуги предоставления библиографической информации, справок – сведений из каталога, баз данных и др.; новостные услуги, которые удовлетворяют потребность пользователей в новостной информации; услуги организации досуга и т. д.).

Сегодня, говоря о результатах библитечно-информационной деятельности, важно учитывать положения экономики информации и знаний. В частности, представляется значимым выделение базовых услуг и услуг с добавленной стоимостью, направленных на облегчение потребителю использования базовых услуг. Последние по мере развития рынка информационных услуг и продуктов переходят в группу базовых услуг, заменяясь новыми видами услуг с добавленной стоимостью [5. С. 244–245]. Базовыми услугами (в нашей трактовке – продукцией) в библиотеках могут считаться библиотечно-информационный фонд, справочно-библиографический аппарат, в том числе базы данных, библиографические пособия, на основе которых развиваются услуги с добавленной стоимостью – поиск документов и информации по запросам, подготовка справок, услуги МБА и электронной доставки документов и др. При этом первоначально, например, каталоги можно было рассматривать как услуги с добавленной стоимостью, но постепенно они перешли в группу базовых.

Итак, библиотечно-информационная деятельность является системой, т. е. совокупностью элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство. Это единство, целостность обеспечивается общей целью (названной выше – сбор, хранение определенных видов документов, других информационных объектов и удовлетворение потребностей пользователей в библиотечно-информационных услугах), а также интегративным свойством этой системы, определяемым двуединством её сущности, прямыми и обратными связями между её подсистемами. Отметим, что эта система является информационно-коммуника­ционной и социокультурной, открытой (т. е связанной с внешней средой и поддерживающей себя в ответ на изменения окружающей среды), сложной, саморазвивающейся системой.

Философ В. С. Степин пишет: «Саморазвивающиеся системы представляют собой особый тип системных объектов. Они характеризуются открытостью, способностью порождать новые уровни своей организации, когда каждый уровень воздействует на ранее сложившиеся, преобразует их» [6. С. 42].

Сегодня в системе «библиотечно-информационная деятельность» имеется несколько организационных уровней и соответствующих подсистем: уровень конкретной библиотеки как учреждения, уровень разных уровней её структурных подразделений, уровни объединений библиотек (определенной отрасли народного хозяйства, какой-либо территории), библиотек и других организаций (например консорциумов). Поэтому можно рассматривать библиотечно-информационную деятельность как систему не только деятельностных элементов (субъект, объект и др.), но и организационных структур.

В рамках одной библиотеки библиотечно-информационная деятельность представлена в разных видах (формирование библиотечно-информационного фонда, аналитико-синтетическая обработка документов, формирование справочно-библиографического аппарата, библиотечно-информационное обслуживание, менеджмент). Эти виды деятельности взаимосвязаны между собой целью, технологией, разными уровнями организации.

Таким образом, в системе библиотечно-информационной деятельности различаются относительно автономные подсистемы по элементам деятельности, видам деятельности, по организации деятельности.

Отметим, что библиотечно-информационная деятельность является не только сложной, саморазвивающейся системой, но и системой человекоразмерной[Там же], поскольку здесь человек – компонент системы, человек в неё включен и часто выступает и как субъект, и как объект деятельности.

Список источников

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Политиздат, 1977.

2. Антопольский А. Б. Информационные ресурсы России : науч.-метод. пособие. – М. : Изд-во «Либерея», 2004.

3. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). – М. : Политиздат, 1974.

4. Современныйсловарь иностранных слов. – М., Изд-во «Русский язык», 2001. – 742 с.

5. Экономика информации и знаний / И. И. Родионов // Информатика как наука об информации. – М. : ФАИР–ПРЕСС, 2006. – 592 с.

6. Степин В. С. Генезис социально-гуманитарных наук (философский и методологический аспект) // Вопр. философии. – 2004. – № 3.