Е. Ф. Бычкова

ГПНТБ России

Направления работы Экологической секции
на Крымском форуме

Вопросы доступности экологической информации в настоящее время обсуждаются так же активно, как и вопросы экологии вообще. Однако если юристов-экологов интересует, например, правовая сторона вопроса, ученых – содержание экологической информации, то на библиотечных конференциях обсуждаются скорее технологии доступа к этой информации, или, еще точнее, – способ организации экологической информации (ЭИ) таким образом, чтобы каждый читатель библиотеки имел возможность получить полную и достоверную информацию, пользуясь ресурсами как своей библиотеки, так и удаленными ресурсами ее партнеров. Для этого необходима совместная – скоординированная – деятельность библиотек.

Подобные вопросы обсуждаются и решаются на секции «Экологическая информация и экологическая культура», которая ежегодно, начиная с 2000 г., работает на Международной конференции «Крым».

В программу работы секции на Конференции «Крым–2007» вошли доклады, дискуссия о роли библиотек в обществе устойчивого развития, «круглый стол»«Ярмарка идей для работы по экологическому просвещению детей и взрослых»; проведены презентации реферативной БД ГПНТБ России «Экология: наука и технология» и совместного проекта Комитета по экологии Государственной Думы Федерального собрания РФ, Экологического движения конкретных дел (ЭДКД) и ГПНТБ России по распространению текста Государственного доклада о состоянии окружающей среды (ОС).

Председатель секции В. В. Сударенков, председатель подкомитета по культуре Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Федерального Собрания РФ, во вступительном слове отметил роль ЭИ и экологического контроля, в частности для сохранения ОС. Сопредседатель секции Э. В. Гирусов, заведующий кафедрой философии РАН, подчеркнул роль библиотек в экологическом образовании и просвещении населения.

Анализ выступлений участников работы секции позволяет очертить круг поднятых проблем. Прежде всего – это актуальные проблемы экологии вообще («Общественный экологический контроль: состояние и пути усовершенствования» – доклад В. В. Сударенкова).

Вопросы, связанные с профессиональным образованием библиотекарей, освещены в докладеТ. Я. Кузнецовой, зав. кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) «Экологическое образование библиотечных кадров». Отмечено, что специальная подготовка библиотекарей-экологов с каждым годом становится все более необходимой. Ежегодно с 2002 г. на базе Центра экологической культуры совместно с АПРИКТ проводится семинар "Библиотека как центр экологической информации и культуры". С 2005 г. семинарполучил статус межгосударственной библиотечной школы-семинара «Экологическая информация и просвещение в интересах устойчивого развития».

Организаторами школы-семинара 2005–2006 гг. выступили Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Российский комитет Программы ЮНЕСКО "Информация для всех", АПРИКТ, Всероссийский библиотечный научно-методический центр экологической культуры на базе Российской государственной юношеской библиотеки.

Программа школы-семинара включает теоретические и практические занятия (104 академических часа). Прошедшим обучение выдаются свидетельства АПРИКТ о присвоении квалификации библиотекаря-эколога. (Свидетельство является государственным документом о повышении квалификации.)

В 2007 г. АПРИКТ осуществила набор первой группы учащихся по специальности библиотекарь-эколог. Форма обучения очно-заочная. Курс рассчитан на два года. Объем очных теоретических и практических занятий – 2000 академических часов. По окончании обучения выдается диплом о дополнительном образовании.

Вопросам экологического воспитания посвящен доклад преподавателя С.-Петербургского библиотечного техникума Л. С. Беркутовой «Информационные технологии и междисциплинарные связи в преподавании экологии». Развитию творческих способностей студентов помогает активный поиск и внедрение инновационных нестандартных подходов в обучении, творческих заданий. Взаимосвязь между предметами осуществляется в форме объединенных занятий по двум или нескольким предметам (например интегрированное занятие по экологии и культурологии).

Базовой основой организации современного образовательного процесса является широкое использование компьютерных технологий во всех формах обучения студентов средних специальных учебных заведений. Все лекции курса «Экологические основы природопользования» сопровождаются компьютерными презентациями. В ходе выполнения практических работ для разыскания экологической информации будущие специалисты знакомятся с сайтами крупнейших библиотек, аккумулирующих экологические ресурсы. Работа направлена на формирование у студентов знаний и практического опыта применения компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

В целом в докладе дана характеристика особенностей использования новых технологий в формировании экологического самосознания студента, рассмотрено влияние интегрированных уроков на повышение уровня образовательного процесса в ссузе.

Электронные ресурсы по экологии занимают все больше места в фондах библиотек. Этот аспект отражен в докладе Л. В. Меркешкиной, главного библиотекаря Областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева (Брянск), «Информационные ресурсы региона: содействие научной и исследовательской деятельности в области экологии. Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева» (доклад опубликован далее в этом номере). Веб-сайт Информационно-экологического центра Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева: www.eco.scilib.debryansk.ru.

Региональным электронным информационным ресурсам по экологии был посвящен и доклад «Региональные электронные информационные ресурсы по экологии: доступ расширяется» (авторы доклада Е. А. Сибир­цева, Л. В. Левицкая, А. С. Карауш, Муниципальная информационная библиотечная система, Томск; с докладом выступила директор библиотеки «Северная» МИБС г. Томска Е. А. Сибирцева).

В докладе представлены этапы создания и функционирования регионального электронного экологического ресурса «Томская экологическая страница», доступного через Интернет, и содержание информационных разделов сайта. Освещена работа библиотеки «Северной» МИБС г. Томска по формированию и предоставлению пользователям экологических ресурсов (доклад опубликован далее).

О. В. Соцков, зам. директора Областной универсальной научной библиотеки им. А. М. Горького (Луганск, Украина), в докладе «Экологическое просвещение и информирование населения в библиотеках Луганщины: состояние и перспективы» рассказал о системе экологического просвещения и информирования в библиотеках Луганской области; затронул вопрос создания общенациональной целевой программы экологического образования, формирования эколого-краеведческих баз данных. (В Материалах Конференции «Крым–2007» доклад представлен на украинском языке.)

Каждый год на секции рассматривается одно из наиболее важных направлений – работа библиотек по воспитанию экологической культуры населения. Этому были посвящены два доклада. Первый – сотрудницы Всероссийского библиотечного научно-методического центра экологической культуры, заместителя заведующего отделом культуры Российской государственной юношеской библиотеки Н. Ф. Церцек «Библиотеки и экологическая культура: информация – знания – действия».

В докладе подчеркнуто, что библиотеки как социальные институты культуры и образования играют неоценимую роль и в деле экологического просвещения всех слоев населения – от мала до велика. Экологическое просвещение и формирование экологической культуры каждого человека и общества в целом – основополагающая компонента всей деятельности по охране окружающей среды, оздоровлению экологической ситуации во всех регионах Российской Федерации, а в конечном итоге – в социально-экономическом устойчивом развитии общества и природы.

Второй доклад на эту тему представила С. А. Капранова, директор ЦБС для детей г. Севастополя (содокладчик – Н. В. Сальникова). Она рассказала об опыте работы ЦБС по созданию и реализации экологических проектов, об участии в системе непрерывного экологического образования населения города. Коллектив ЦБС выбрал экологию одним из приоритетных направленийсвоей деятельности, разработал и реализует ряд экологических партнерских проектов, таких, как«Создание Орхусского информационно-тренингового центра “СЕВЭКОИНФОРМ”» (2007 г.), «Вода для жизни» (2006–2008 гг.), «Создание корпоративного портала “Экология. ЭкоТаврика. ЭкоЛогика”» (с 2002 г.), «Экология. Творчество. Дети» (2002–2005 гг.; авторская программа для читателей младшего возраста «Мир живой природы» рассчитана на 3 года).

В рамках работы секции представлен проект электроннойбиблиотеки поэкологии,цель которогообъединение всех локальных электронных ресурсов по экологии в удобной для читателя форме в единый ресурс ЭИ с обеспечением поиска по всему его массиву; проведена презентация диска «Реферативная аннотированная БД “Экология: наука и технология”». (Работа по созданию и наполнению этой БД освещена в докладе сотрудниц ГПНТБ России Е. Ф. Бычковой и И. Ю. Кондрашевой, который опубликован далее. – Ред.)

В рамках секции состоялась дискуссия на тему «Роль библиотек в обществе устойчивого развития. Экологическая культура как высшая форма гуманизма». В ней приняли участие президент Американской библиотечной ассоциации в 2002–2003 гг. Морис Фридман (Maurice Freedman), Э. В. Гирусов, профессор А. Г. Гейн (Центр повышения квалификации «Центр "Учебная книга”», Екатеринбург).

Собственно, никто не отрицает, что роль библиотек в обществе и тем более в обществе устойчивого развития, о котором сейчас много говорят как о единственно возможном способе существования цивилизации в условиях экологического кризиса, очень велика. Однако в ходе дискуссии выяснилось, что существует несколько принципиально разных подходов в понимании этой роли.

Подход 1. Библиотека сама по себе есть устойчивая система, которая, выполняя свои функции, является залогом устойчивого развития общества. Как хранители знаний и как место работы специалистов в области информации, обладающих широкими знаниями и опытом использования информационных ресурсов на различных носителях, библиотеки должны играть центральную роль в обеспечении устойчивого развития общества. А для этого библиотеки должны четко понимать экологию информации, ее значение для самих библиотек и выполнения ими своей миссии.

Экология информации расширяет сферу действий библиотек. Для библиотек – это «система людей, методов работы, ценностей и технологий в конкретной среде».

Подход 2.Традиционное понимание роли библиотеки какинститута, обеспечивающего доступ к экологической информации и занимающегося экологическим просвещением и воспитанием экологической культуры населения. Доклады, представленные на секции, отражают именно этот подход.

Подход 3. Экология информации – человеческая психика рассматривается как «ресурс, который требует восстановления». Существуют законы психической жизни, которые, как и законы природы, нельзя нарушать во избежание «катаклизмов» духа – более разрушительных, чем стихийные бедствия. В данном случае роль библиотек, стоящих на страже экологии информации, экологии чтения, также очевидна.

Определение этих подходов позволяет библиотекарям шире взглянуть на место библиотек в современном обществе, где все больше вопросов рассматриваются и решаются именно с точки зрения устойчивого развития.

В наше время деятельность природоохранных организаций постепенно становится не борьбой, возможно, немного странных, но в целом симпатичных движений, а формой общественной борьбы (например, проходящие во всем мире «полиэтиленовые бойкоты», «дни без бензина» и др.).

В такой ситуации и библиотеки должны быть не только в курсе этих движений, но и предлагать новые социально значимые и эффективные проекты. Знакомству с формами и методами работы библиотек в области экологического воспитания, а также обсуждению новых библиотечных проектов был посвящен «круглый стол» «Ярмарка идей для работы по экологическому просвещению детей и взрослых» – специальное совместное мероприятие двух секций – «Экологическая информация и экологическая культура» и «Формирование информационной грамотности у детей и юношества».

Специальными дипломами отмечены лучшие идеи:

Организаторы «круглого стола» – газета «Библиотека в школе» и ГПНТБ России – предлагают создать общий банк идей по проведению мероприятий экологической тематики в библиотеках. Все представленные идеи будут размещены в экологическом разделе сайта ГПНТБ России (ecology.gpntb.ru), а самые интересные – опубликованы в газете «Библиотека в школе» или в журнале «Научные и технические библиотеки».

Дополнительную информацию можно получить по тел. (495) 623-41-24, email: bef@gpntb.ru; организатор секции «Экологическая информация и экологическая культура» Елена Феликсовна Бычкова.