Л. В. Меркешкина

Брянская областная научная универсальная библиотека
 им. Ф. И. Тютчева

Информационные ресурсы региона: содействие научной
и исследовательской деятельности в области экологии.
Из опыта работы Брянской ОНУБ им. Ф. И. Тютчева

Рассмотрены вопросы информационного взаимодействия библиотеки с учеными Брянщины путем качественного формирования информационных ресурсов по экологии и создания благоприятных условий для научной работы. Приведены результаты исследования «Эколого-информационные потребности субъектов науки в регионе» (2006–2007 гг.).

В настоящее время объектом пристального внимания ученых самых различных специальностей стала экология.

Решение экологических проблем невозможно в полной мере без широкой информации. Научная информация как специфический ресурс все больше определяет уровни и темпы социально-экономического, научно-технического, культурного развития регионов России.

Брянская областная научная универсальная библиотека (БОНУБ) им. Ф. И. Тютчева на протяжении многих лет оказывает информационную поддержку научному сообществу региона.

Без доступной информации о важных научных открытиях, о новых научных теориях научный потенциал исследовательских коллективов автоматически снижается. В связи с этим идет постоянная работа по совершенствованию информационно-библиографической службы и комплектования БОНУБ.

Регулярно осуществляется информирование ученых брянских вузов, НИИ, опытных станций, специалистов научно-производственных предприятий о новой литературе и по конкретным информационным запросам.

В течение последних лет в библиотеке целенаправленно осуществлялось накопление информации по присущим нашему региону экологическим проблемам: качество природной среды и состояние природных ресурсов; радиационное загрязнение территории Брянской области; медико-демографическая ситуация Брянской области; хранение запасов химического оружия на территории области; воздействие отраслей экономики, транспорта на окружающую среду и т. д.

В БОНУБ создана специализированная информационно-справочная и документальная система по экологии, которая включает:

Кроме чтения специальной литературы, ученые стремятся обсуждать значимые проблемы и вопросы непосредственно со своими коллегами. Эта особенность получения информации также учитывается при организации информационного обеспечения науки.

Совместно с областным обществом почвоведов в библиотеке организованы «Научные почвоведческие чтения», где выступают ученые и специалисты с докладами по проблемам экологии почв. Становятся популярными «Философские встречи», где рассматриваются самые разные, в том числе и экологические, вопросы.

С участием ученых Брянщины в библиотеке проходят экологические лектории, НПК, «круглые столы». На высоком уровне оформляются персональные выставки научных трудов, презентации книг ведущих ученых области, сопровождающиеся изданием библиографических указателей.

Областной библиотеке очень важно создать благоприятные условия для научной работы. Это требует качественного формирования информационных ресурсов, соответствующих основной направленности исследуемых на Брянщине проблем, своевременного предоставления и оперативного обновления экологической информации. В связи с этим возникла идея проведения исследования «Эколого-информационные потребности субъектов науки в регионе» (2006–2007 гг.). В рамках исследования определена проблема и обозначена необходимая для ее решения информация (об учреждениях, занимающихся научной деятельностью в области экологии; основных направлениях экологической науки на Брянщине, информационных интересах ученых); осуществлен сбор данных по проблемной ситуации; составлены рекомендации по практической реализации результатов проведенного исследования.

В процессе сбора данных сотрудники ИЭЦ обратились к различным научным учреждениям города. Информацию об учреждениях, занимающихся научной деятельностью в области экологии, получили из поисковой программы БОНУБ «Электронное досье “Экологическое сообщество Брянщины”» (450 записей).

Проведено анкетирование научных сотрудников НИИ, научно-производственных предприятий, научных центров, учреждений культуры, ученых и аспирантов вузов, работников специализированных инспекций, лабораторий, информационно-аналитических отделов, учителей, ведущих научно-исследовательскую работу с учащимися.

Анкеты составлялись как для научного учреждения в целом, так и для частного лица. Круг вопросов, сформулированных в анкетах, должен был определить направление деятельности, информационные интересы и ресурсы, дополнительные сведения, раскрывающие участие в проектной, исследовательской деятельности, инновационные стратегии. Частные лица, кроме этого, предоставили информацию о занимаемой должности, ученой степени, научных работах.

Активными участниками анкетирования стали вузы Брянска, где сосредоточен огромный интеллектуальный потенциал. Наряду с подготовкой специалистов вузы применяют инновационные стратегии развития научной деятельности. Среди направлений научной деятельности вузов Брянщины: «Научные основы исследования актуальных проблем безопасности жизнедеятельности, радиационной экологии и защиты в чрезвычайных ситуациях»; «Эколого-биологическая оценка антропогенных факторов в искусственных экосистемах»; «Разработка и внедрение технологий производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции»; «Биоразнообразие и экологический мониторинг лесных экосистем»; «Влияние химических и физических загрязнителей на здоровье человека» и др.

В Брянской государственной технологической академии реализуются научно-исследовательские работы, связанные с исследованиями по экологии визуальной среды города. Разрабатываются проекты экореставрации и реконструкции региональных памятников ландшафтного искусства и рекреационных территорий.

В Брянской государственной сельскохозяйственной академии осущестляются экологизация образовательного процесса как фактора современного образования и трансформация традиционного сельскохозяйственного высшего учебного заведения в аграрный экологический вуз с четкой научной парадигмой. Ученые академии предлагают свою модель экологического образования.

Учеными вузов ведётся научная работа, связанная с натурными, экспериментальными и теоретическими исследованиями экологических проблем.

Привлекаемые к работе студенты получают не только научные знания, но и опыт построения исследования, анализа и трактовки полученных результатов, а также проведения оценочных работ.

В Брянской области в течение нескольких лет реализуется Концепция непрерывного эколого-биологического образования, разработанная государственным учреждением дополнительного образования детей «Брянский областной эколого-биологический центр». Сотрудничество учителей школ, преподавателей вузов, родителей и методического объединения Центра по развитию исследовательской деятельности учащихся позволило в последний год привлечь к этой работе более 500 учащихся старших классов школ, студентов средних специальных и высших учебных заведений.

Анализ анкет показал, что необходимо формирование информационных ресурсов в помощь экологическому мониторингу. Не случайно среди примеров научной деятельности, отмеченных в анкетах, можно привести: «Мониторинг за шумовым загрязнением районных центров Брянской области», «Биомониторинг растительного покрова и ООПТ г. Брянска», «Экологический мониторинг малых рек Брянской области», «Мониторинг сточных вод промышленных предприятий Брянской области», «Исследование социобиосферных последствий развития техногенного общества», «Геолого-экологические исследования», «Биоиндикационные исследования в общей экологии» и др.

В исследовании использованы результаты опроса, проведенного ИЭЦ БОНУБ в 2004 г. (35% опрошенных – ученые и преподаватели). Целью этого опроса было определение полноты предоставления экологической информации читателям, а также наиболее используемых источников и каналов получения информации. Дополнительно проведен анализ информационных запросов, справок, отказов 2005 и 2006 гг. При сопоставлении данных оказалось, что пробелы в комплектовании экологической научной литературой восполнены частично, выявлены темы, требующие целенаправленного сбора информации.

Для нас было важно также узнать, какими информационными ресурсами располагают сегодня учреждения и частные лица, занимающиеся научной деятельностью в области экологии.

Из анкет мы выяснили, что ученые располагают личными библиотеками книг, проектов и методик, аудио-, видеоизданиями, слайдотеками, создают своими силами электронные базы данных. Таким образом, возможен обмен научной информацией.

Информация является не только предметом, но и продуктом интеллектуального труда ученого. В процессе общения с учеными-экологами началась работа по сбору персональных списков научных трудов и публикаций.

В заключение исследовательской работы составлены рекомендации по внедрению результатов.

1. Перейти от традиционного сбора информации к информационному мониторингу, предполагающему постоянное слежение за состоянием науки в регионе.

2. Постоянно вести поиск и отбор научной информации по экологии и охране окружающей среды:

3. Организовать адресное предоставление информации. К каждому читателю должна поступать только та информация, которая им используется. Для этого необходимо:

4. Оперативно предоставлять информацию. Создать массивы информации на машинных носителях:

5. Тесно взаимодействовать с научными институтами региона:

Информационное партнерство с представителями местной власти дает возможность определить дальнейшие перспективы деятельности БОНУБ. В 2006 г. председателем комитета по экологии и природопользованию Брянской областной Думы отмечены наиболее актуальные проблемы экологии для Брянской области в ближайшие годы:

1. Ликвидация последствий радиационной аварии на Чернобыльской АЭС;

2. Утилизация и переработка отходов производства и потребления, уничтожение 7500 т химического оружия Почепского арсенала, 400 тыс. т обезличенных пестицидов;

3. Защита от загрязнения и очистка поверхностных и подземных вод.

В рамках областной целевой программы «Охрана окружающей природной среды Брянской области (2006–2010 годы)» планируется создание нормативной и технологической базы для реализации единой политики в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; обеспечение развития сети особо охраняемых природных территорий как резерватов дикой природы Брянской области; обеспечение надежной охраны объектов природного наследия.

Решение задач рационального природопользования и охраны окружающей среды должно идти в комплексе с использованием научного, финансового, ресурсного потенциала региона. Исходя из этого определены приоритеты для науки, и силы ученых направлены на реализацию этих задач.

А цель библиотек Брянщины – правильная организация информационного обеспечения науки.