Т. Я. Кузнецова

Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Кадровое обеспечение национальных библиотечных программ:
новые задачи непрерывного профессионального образования

Освещен опыт реализации кадровой образовательной политики в русле задач Программы развития национальной компьютерной библиотечно-информационной сети ЛИБНЕТ и Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации. Рассмотрены роль профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, перспективы развития системы непрерывного библиотечно-информационного образования.

Реализация базовых национальных программ развития библиотечного дела в стране – Программы ЛИБНЕТ и Программы сохранения библиотечных фондов – напрямую зависит от уровня профессиональной готовности работников библиотек к решению поставленных программами задач. Исходя из этого, кадровое обеспечение программной деятельности в отрасли диктует необходимость модернизации национальной системы высшего, среднего и дополнительного профессионального библиотечно-информа­ционного образования с учетом не только перехода на европейскую систему образования в рамках Болонского процесса, но и реалий библиотечной практики в контексте реализуемых национальных программ.

Одной из главных целей непрерывного библиотечно-информа­ционного образования в современных условиях, на мой взгляд, должно стать создание согласованной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, владеющих знаниями, умениями и навыками работы в режиме функционирования национальной компьютерной библиотечно-информа­ционной сети, но при этом ориентированных на сохранение и приумножение документного культурного наследия, хранящегося в библиотечно-информационных центрах страны.

Основная нагрузка по адаптации библиотечных специалистов к работе в принципиально изменившейся технологической и социальной среде с учетом задач национальных программ ложится на дополнительное профессиональное библиотечно-информационное образование, т. е. на сферу профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров.

Главные задачи сферы профессионального образования в контексте реализации Национальной программы ЛИБНЕТ:

·      разработка нового поколения государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования по специальностям библиотечно-информационного профиля, предусматривающих коренную модернизацию содержания образования в русле задач построения информационного общества, основанного на знаниях, а также создания и функционирования национальной компьютерной библиотечно-информа­ционной сети, повышения ее социальной роли в современном мире;

·      координация деятельности всех структур, занимающихся подготовкой и профессиональным развитием кадров в контексте задач информатизации отрасли;

·      открытие нового направления профессиональной переподготовки специалистов по программам «Менеджмент электронных информационно-библиотечных ресурсов» и «Менеджмент компьютерных информационно-библиотечных сетей», предусматривающих освоение комплекса базовых знаний в области профильного технологического менеджмента по всем функциональным направлениям, представленным в Программе ЛИБНЕТ; государственная аккредитация программ в рамках специальности 052700 – Библиотечно-информационная деятельность;

·      расширение подготовки специалистов по квалификациям «Техник автоматизированных библиотечно-информационных сетей» и «Технолог автоматизированных библиотечно-информационных сетей» в средних и высших учебных заведениях библиотечно-информационного профиля;

·      развитие дистанционного библиотечно-информационного образования, в том числе создание сети образовательных центров, оснащенных соответствующим телекоммуникационным оборудованием;

·      унификация и стандартизация требований к содержанию и качеству образовательных программ на основе их лицензирования и общественной профессиональной сертификации; разработка типовых учебных планов и программ и их трансляция в регионы.

При создании Национальной компьютерной библиотечно-информа­ционной сети оперативное обучение работников библиотек должно предусматривать разработку и реализацию цикла образовательных программ в формате проблемно-ориентированного повышения квалификации (учебных семинаров, курсов, в том числе дистанционного обучения, мастер-классов, тренинг-мастерских и других инновационных форм) по следующим направлениям:

·      социальные функции библиотек в условиях информационного общества, их роль в организации и управлении знаниями;

·      правовое и методическое обеспечение развития национальной компьютерной сети, нормативные основы процессов информатизации, система национальных библиотечных форматов (в том числе RUSMARC), национальные государственные стандарты и правила каталогизации документов, национальные классификационные системы;

·      формирование национальных электронных ресурсов на основе корпоративных технологий, создание электронных библиотек на федеральном и региональном уровнях, развитие Сводного электронного каталога библиотек России;

·      контент и веб-дизайн библиотечных порталов и сайтов, создание национальной сети виртуальных справочных служб, представление электронных ресурсов российских библиотек в русскоязычном сегменте Интернета;

·      управление национальной компьютерной библиотечно-информа­ционной сетью: прогнозирование, планирование и координация развития сети, менеджмент качества в области создания электронных ресурсов и обеспечения доступа к ним, мониторинг динамики и маркетинг развития российского и мирового рынка информационной продукции и услуг, проектная деятельность.

Успешная реализация поставленных задач в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации будет во многом зависеть от обеспечения образовательных структур всех форм профессионального обучения (среднего, высшего и дополнительного) необходимыми техническими средствами, специализированными программными продуктами и учебными изданиями, в том числе электронными учебниками и курсами для дистанционного образования, в первую очередь по междисциплинарным проблемам информатизации библиотечного дела и конкретным технологическим вопросам создания и функционирования национальной компьютерной библиотечно-информационной сети.

Механизм реализации задач:

·      формирование системы государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации кадров по ключевым направлениям Программы ЛИБНЕТ, что предполагает финансовую поддержку на федеральном и региональном уровнях наиболее значимых образовательных проектов, в том числе в рамках ФЦП «Культура России (2006–2010 годы)»;

·      создание специализированного Интернет-ресурса, обеспечивающего более широкое учебно-методическое и информационное представление инновационных образовательных технологий в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рамках реализации Программы ЛИБНЕТ, позиционирование его на информационно-образовательном портале в сфере культуры и искусства;

·      подготовка соответствующих учебно-педагогических кадров, способных реализовать поставленные задачи на различных уровнях системы непрерывного библиотечного образования; создание условий для регулярного обновления знаний педагогического корпуса средних и высших учебных заведений, а также сферы дополнительного библиотечно-информа­ционного образования.

Кадровое обеспечение Национальной программы сохранения библиотечных фондов осуществляется согласно соответствующему подразделу программы, который предусматривает принятие кардинальных мер по созданию системы переподготовки и повышения квалификации работников библиотек, решающих фондоохранные задачи. В результате впервые в стране, а также в мировой библиотечно-образовательной практике на базе АПРИКТ, являющейся научно-методическим и координационным центром кадрового обеспечения Национальной программы, разработано и успешно реализовано направление профессиональной переподготовки по специальности «Менеджмент сохранности библиотечных фондов» объемом около 1600 академических часов.

Цель образовательной программы – подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих междисциплинарными знаниями по всем функциональным направлениям фондоохранных задач (консервации библиотечных фондов, обеспечении сохранности и рационального использования книжных памятников, безопасности библиотек и библиотечных фондов, их учета и сохранения в процессах использования, организации микрофильмирования и оцифровки документов, создании страхового фонда) и способных обеспечить их комплексную реализацию в условиях федеральных библиотек и конкретных регионов.

Первый выпуск слушателей по данной программе (20 специалистов) осуществлен в ноябре 2003 г. В 2005 г. произведен второй набор в группу профессиональной переподготовки из 12 регионов России.

Программа получила государственную аккредитацию (№ 25–1956 от 28.10.04) в рамках государственного стандарта по специальности 052700 – Библиотечно-информационная деятельность. Тем самым создана нормативная база по специализации «Менеджмент сохранности библиотечных фондов» и заложены научные, методологические и учебно-методические основы формирования нового направления в системе непрерывного библиотечного образования, ориентированного на решение задач кадрового обеспечения сохранности документных фондов в масштабах страны.

На основе системного подхода развивается блок оперативного повышения квалификации библиотечных кадров (обучающие семинары, мастер-классы и др.) по всему комплексу фондоохранных задач, а также их приоритетным направлениям: программному управлению процессами сохранности фондов; консервации и реставрации документов, превентивным мерам, обеспечивающим их сохранность, внедрению государственных стандартов в области консервации; электронной паспортизации документов, созданию страхового фонда российских библиотек, ликвидации последствий аварийных ситуаций в библиотеке.

За последние годы обучение в формате проблемно-ориентированного повышения квалификации прошли около тысячи специалистов среднего звена из федеральных и центральных региональных библиотек. Это позволило в значительной мере сформировать новую профессиональную идеологию в отношении сохранности и безопасности библиотечных фондов с учетом обеспечения их доступности, создать условия для освоения нового технологического инструментария реализации фондоохранных задач в общегосударственном масштабе.

Содержательная перестройка учебного процесса профессиональной переподготовки и повышения квалификации библиотечных кадров осуществлена за счет включения в образовательные программы по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» спецкурсов по сохранности документных фондов и безопасности библиотек. В результате этого значительно повысился профессиональный уровень библиотечных специалистов в вопросах сохранения фондов.

Научно-методической основой образовательной деятельности в рамках Национальной программы сохранения библиотечных фондов стал специально разработанный комплекс учебных и учебно-тематических планов и программ по всем курсам и дисциплинам фондоведческого цикла. В настоящее время подготовлены к изданию учебные и учебно-методические пособия по базовой образовательной программе «Менеджмент сохранности библиотечных фондов».

Значительное достижение кадровой образовательной политики – система государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров по комплексу проблем в области сохранения фондов и безопасности библиотек. На основе госзаказа в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2000–2005 годы, 2006–2010 годы)» прошли обучение более 600 ведущих специалистов федеральных и центральных региональных библиотек.

Главные результаты реализации задач по кадровому компоненту Национальной программы – обоснование и экспериментальная проверка новой парадигмы подготовки кадров по проблемам сохранности библиотечных фондов, заключающейся в переносе центра тяжести с пока «гипотетического» базового среднего и высшего профессионального образования (ссузы и вузы) на систему дополнительного образования и его ведущие звенья – профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Это позволяет более эффективно осуществлять политику в области кадрового обеспечения фондоохранных задач с учетом оперативной адаптации работников библиотек к новой идеологии и технологиям сохранения документных фондов библиотек и обеспечения их доступности.

Однако в сфере подготовки кадров осталось много нерешенных задач: включение в номенклатуру библиотечных должностей менеджеров и технологов по сохранению библиотечных фондов, консервации и реставрации документов; разработка тарифно-квалификационных характеристик (требований) к этим должностям; повышение активности образовательной деятельности межрегиональных центров консервации документов; укрепление учебно-методической и материально-технической базы образовательных центров, увеличение финансирования их деятельности; развитие необходимой координации в осуществлении образовательных акций на федеральном и региональном уровнях и др.

Необходимы также организация научных исследований кадровой обеспеченности сохранения библиотечных фондов страны и мониторинг динамики уровня квалификации специалистов в этой сфере с учетом потребностей отрасли в соответствующих кадрах.

В заключение следует отметить, что подготовка высококвалифицированных кадров менеджеров по сохранности библиотечных фондов, консерваторов документных ресурсов, специалистов по работе с книжными памятниками, технологов-реставраторов и др. имеет значительный социокультурный эффект, поскольку способствует сохранению и приумножению культурного наследия народов России, созданию единого культурного и информационного пространства, повышению доступности культурных ценностей населению страны, позволяет российской культуре интегрироваться в мировой культурный и художественный процесс.

Таким образом, за последние десять лет в стране сделано многое по совершенствованию образовательного процесса и в русле задач национальных программ развития отрасли. Однако о системном решении проблем их кадрового обеспечения говорить пока рано. Впереди предстоит большая работа всех образовательных структур в тесном союзе с библиотеками федерального и регионального уровней по профессиональному развитию кадров, реализующих программные направления модернизации библиотечно-информационной сферы.