Е. Л. Кудрина

Кемеровский государственный университет
 культуры и искусств

Повышение качества подготовки
 специалистов библиотечно-информационного профиля
в контексте социального партнерства вуза с библиотеками региона

Рассмотрены федеральный, региональный и муниципальный уровни социального партнерства Кемеровского государственного университета культуры и искусств с библиотеками региона в целях повышения качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля.

Преобразования, осуществляемые в настоящее время в социально-культурной сфере, во многом определяются развитием рыночных отношений, созданием многоукладной экономики, появлением и расширением слоя собственников и предпринимателей. Роль государства в формировании социальной и культурной политики становится все менее прямой и связана с использованием усилий различных секторов для решения социально значимых задач. В этой связи возрастает необходимость развития социального партнерства различных субъектов деятельности для решения широкого спектра задач социокультурной сферы.

По отношению к высшему профессиональному образованию развитие социального партнерства оказывает значительное влияние на трансформацию сложившейся системы подготовки кадров. Такого рода контакты позволяют вузу легче адаптироваться к конкретным социально-экономичес­ким условиям, избежать ограничений централизованного управления, снизить издержки подготовки кадров и т. д. В этих условиях социальное партнерство как система взаимоотношений между университетом, выпускниками вуза, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, учреждениями культуры, направленная на обеспечение согласования и принятие взаимоприемлемых решений для всех заинтересованных сторон, приобретает особую актуальность и значимость. Социальное партнерство выступает как важнейшее условие повышения качества подготовки специалистов, представляя собой инструмент мониторинга, дающий возможность оценить соответствие качества подготовки выпускников вуза требованиям работодателей и выбрать оптимальные пути совершенствования образовательных программ.

Сложившаяся система социального партнерства Кемеровского государственного университета культуры и искусств (КемГУКИ) с библиотеками региона в целях повышения качества подготовки специалистов библиотечно-информационного профиля включает следующие уровни: федеральный, региональный, муниципальный, или территориальный.

На федеральном уровне КемГУКИ как партнер участвует в реализации программ и соглашений с Федеральным агентством по культуре и кинематографии, в частности в выполнении госзаказа на подготовку специалистов. Особое внимание в развитии социального партнерства уделяется взаимодействию с такой авторитетной профессиональной общественной организацией, как Российская библиотечная ассоциация. На протяжении ряда лет университет активно работает в составе таких секций РБА, как секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и секция по научно-исследовательской работе в библиотечно-информацион­ной деятельности, которые непосредственно связаны с решением задач совершенствования качества подготовки библиотечных специалистов.

Наглядный пример взаимодействия университета и РБА – создание и апробация государственных образовательных стандартов высшего библиотечного образования по направлению 531000 «Библиотечно-информа­ционные ресурсы» с присвоением квалификаций «Бакалавр библиотечно-информационных ресурсов» и «Магистр библиотечно-информационных ресурсов» и по специальности 052700 «Библиотечно-информационная деятельность» с присвоением квалификаций «Библиотекарь-библиограф, преподаватель», «Менеджер информационных ресурсов»; «Технолог автоматизированных информационных ресурсов»; «Референт-аналитик информационных ресурсов».

Стратегия коллективной работы воплотилась в организации временного творческого коллектива из числа ведущих преподавателей Московского, Санкт-Петербургского и Кемеровского государственных университетов культуры и искусств – разработчиков образовательных стандартов.

Взаимодействие разработчиков образовательных стандартов с РБА осуществлялось по следующим направлениям: публикация проекта нового стандарта в информационном бюллетене РБА и размещение его на сайте РБА, публикация статей, посвященных проблемам стандартизации библиотечного образования в профессиональной печати с целью широкого информирования библиотечной общественности о готовящихся стандартах; проведение вузами-разработчиками совместно с РБА научно-практических семинаров и конференций, «круглых столов», обеспечивших диалог вузовских работников и библиотекарей-практиков на региональном, всероссийском, международном уровнях; обсуждение проекта стандарта на заседаниях секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования ежегодных конференций РБА. В ходе этой работы к анализу и оценке создаваемых стандартов привлекались представители РБА, библиотекари-практики, в том числе руководители библиотек. Все это делалось для устранения существовавшей ранее негативной ситуации, когда стандарты, регламентирующие подготовку библиотечных кадров, создавались без четко выраженной ориентации на потребности библиотечной практики и требования работодателей, без учета позиции национальной профессиональной ассоциации. В результате состоялось широкомасштабное профессиональное обсуждение стандартов, привлечение в качестве их экспертов ведущих специалистов библиотечно-информационной деятельности, что позволило повысить качество разрабатываемых стандартов.

Региональный уровень социального партнерства реализуется как в рамках взаимодействия и сотрудничества КемГУКИ с отдельными субъектами РФ в подготовке библиотечных кадров, так и в рамках Сибирского федерального округа и межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». В решении этой задачи важная роль принадлежит Сибирским библиотечным форумам, которые организуют Департамент культуры и национальной политики Администрации Кемеровской области, Кемеровская областная научная библиотека им. В. Д. Федорова, РБА, КемГУКИ. Цель форумов – способствовать взаимодействию и профессиональному сотрудничеству библиотек Сибири в рамках межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», развитию библиотечного дела, формированию информационных ресурсов и внедрению новых информационных технологий, а также обмену опытом среди библиотечных работников и повышению их квалификации.

Важное значение для развития партнерства имеют проводимые в ходе работы форумов совещания директоров сибирских региональных библиотек, советы директоров государственных и муниципальных библиотек Кемеровской области, научно-практические конференции, «круглые столы», семинары, презентации информационно-библиотечных программ, проектов, информационных продуктов и услуг, на которых рассматривались вопросы повышения качества подготовки библиотечных кадров. Самостоятельное направление представляет работа университета в рамках некоммерческого библиотечного партнерства «Кузбасские библиотеки».

Муниципальный, или территориальный, уровень социального партнерства КемГУКИ с библиотеками региона основан на развитии договорных отношений с администрациями муниципалитетов. Так, в 2006 г. университетом подписан договор о социальном партнерстве с Управлением культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Кемерово, ставший основой совместных мероприятий по созданию организационных, материально-технических и иных условий для осуществления координированной учебно-образовательной, научно-исследовательской, просветительской деятельности, в том числе и в библиотечной сфере. В сентябре 2006 г. при Управлении культуры Администрации г. Кемерово создан Совет молодых специалистов, призванный содействовать профессиональному росту молодых специалистов, адаптации и закреплению их в учреждениях культуры, укреплению профессиональных и деловых связей между молодыми специалистами, расширению взаимодействия и обмена опытом.

Городские библиотеки традиционно служат не только основными базами производственной практики студентов факультета информационных технологий, но и местом проведения учебных занятий. В практику работы муниципальных публичных библиотек активно внедряются результаты студенческих научных исследований, выполненных в рамках дипломных работ. Итоги работы университета и Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации г. Кемерово рассмотрены на заседании координационного совета «Досуг кемеровчан» (сентябрь 2006 г.) при заместителе Главы города по социальным вопросам, а также на заседании ученого совета университета (март 2007 г.).

Социальное партнерство университета и библиотек Сибирского региона реализуется в различных формах: подготовка, повышение квалификации и переподготовка библиотечно-информационных кадров; совместные научные исследования, научно-практические конференции и семинары; формирование профессиональной компетентности выпускников вуза через систему инновационной деятельности; обучающие семинары; ярмарки библиотечных вакансий и т. д.

Ориентация университета на потребности современной библиотечной практики и требования работодателей нашла отражение при заключении соглашения с органами Управления культуры администраций краев и областей Сибири о целевом наборе в КемГУКИ. Такие соглашения подписаны с департаментами образования, культуры и национальной политики Кемеровской области, агентством по культуре Красноярского края, Министерством образования и науки Республики Хакасии, Министерством культуры и кино Республики Алтай, агентством по науке и учебным заведениям Республики Тыва, департаментом культуры Новосибирской области, администрацией Эвенкийского автономного национального округа.

Наряду с этим университет заключил соглашения о сотрудничестве с колледжами и училищами культуры и искусств в Омске, Томске, Новосибирске, Минусинске, библиотечным техникумом в г. Канске в рамках деятельности Центра непрерывного образования КемГУКИ. Университет ориентируется не только на повышение качества профессиональной подготовки, но и на конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Социальная защищенность выпускников, их трудоустройство – особая забота КемГУКИ. С этой целью в учебные программы введены специальные курсы (обязательные и по выбору), помогающие выпускникам эффективно решать проблемы, связанные с трудоустройством. Студентам вуза предоставляется также возможность во время обучения получить дополнительную квалификацию через Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО) КемГУКИ.

Приоритетным направлением в деятельности ИДПО является профессиональная переподготовка кадров и получение дополнительной квалификации работниками образования, культуры, а также других отраслей социальной сферы Западной Сибири. ИДПО предлагает следующий перечень образовательных услуг: повышение квалификации с выдачей удостоверения государственного образца; профессиональная переподготовка с выдачей диплома переподготовки; стажировка по индивидуальным и групповым программам; дополнительное краткосрочное обучение (семинары, мастер-классы, творческие лаборатории и т. п.) по направлениям вуза; второе высшее профессиональное образование по лицензированным в университете специальностям.

В практику совместной работы КемГУКИ и библиотек вошло также привлечение ведущих библиотечных специалистов и практических работников Кузбасса и Сибири к преподавательской и экспертной деятельности, включая преподавание учебных курсов, спецкурсов, проведение факультативных занятий, рецензирование дипломных работ, участие в работе государственных аттестационных комиссий.

Важной формой взаимодействия университета и библиотек региона является совместное проведение научных исследований, научно-практических конференций и семинаров. Наиболее активно эта работа ведется Научно-исследовательским институтом информационных технологий социальной сферы (НИИ ИТ СС) и выпускающими кафедрами факультета информационных технологий. Опыт и результаты деятельности НИИ ИТ СС представлены в многочисленных изданиях, на научно-практических конференциях и семинарах, большинство из которых проведены для работников библиотек Сибири и России. В результате сотрудничества с НИИ ИТ СС многие библиотеки региона стали более активно участвовать со своими проектами в международных и российских конкурсах.

Перспективы развития сотрудничества КемГУКИ с библиотеками региона напрямую связаны с задачами подготовки высококвалифицированных специалистов. Они предполагают развитие практики проведения целевых наборов в вуз по специальности «Библиотечно-информационная деятельность»; изучение потребностей и готовности региональных библиотек к зачислению в штат выпускников вуза с квалификацией «бакалавр» и «магистр»; развитие инновационной, творческой деятельности молодых специалистов библиотечно-информационной сферы; привлечение студентов к участию в образовательных, досуговых, рекламных мероприятиях, PR-акций библиотек, содействующих повышению роли и статуса библиотеки в современном обществе.