В. К. Скнарь

Государственная академия
руководящих кадров культуры и искусств, Киев

Библиотечно-информационное образование Украины
в процессе инновационного развития

Информация о непрерывном образовании библиотекарей и государственной политике Украины в сфере образования. Рассмотрены наиболее острые проблемы лицензирования, аккредитации непрерывного образования с целью его инновационного развития и повышения конкурентоспособности.

Национальная система образования Украины функционирует в правовом поле, основанном на Конституции Украины, законах Украины «О образовании», «О высшем образовании», указе президента Украины «О неотложных мероприятиях по обеспечению функционирования и развития образования в Украине». Эти документы определили основные пути реформирования образования в Украине. В настоящее время разработана и реализуется программа развития образования на 2006–2010 гг., где концептуально определены направления усовершенствования национальной системы образования, осуществление образовательной политики и стратегии, предоставление возможностей для качественного образования, удовлетворения культурных и национальных прав и потребностей всех граждан. Особое внимание уделяется реализации принципа непрерывного образования, адаптации его к социально-ориентированной глобализированной экономике и интеграции украинского образования в европейское пространство.

Однако в Украине существуют проблемы в подготовке библиотечных кадров. Их подготовка частично осуществляется в Государственной академии руководящих кадров культуры и искусств (ГАРККиИ).

Обучение будущих директоров библиотек проводится в соответствии с учебным планом. Направление подготовки – 0201 «Культура»; специальность 6.020108 «Менеджмент социокультурной деятельности»; образовательно-квалификационные уровни «бакалавр», «специалист», «магистр».

Учебные планы включают в себя циклы гуманитарной и социально-экономической подготовки, научной подготовки, профессиональной и практической подготовки, фундаментальной подготовки и др.

В процессе лицензирования и аккредитации особое внимание уделяется концепции образовательной деятельности ГАРККиИ. Эта работа планируется совместно с Министерством культуры и туризма Украины. В процессе подготовки профессиональных образовательных программ иногда возникают трудности, однако имеется реальная возможность рассматривать дисциплины нормативной и вариативной частей образовательно-профессиональных программ бакалавров, специалистов, магистров как развитие инновационных процессов.

Образовательно-квалификационная характеристика, качественный состав научно-педагогического персонала кафедры определяются по специальной методике. Особое внимание уделяется роли собственной библиотеки, а также обеспечению учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими комплексами и доступом к Интернет-ресурсам.

В процессе обучения студенты ГАРККиИ изучают общие характеристики компьютерной обработки информации, особенности автономной работы пользователя на персональных компьютерах и сетевые технологии, предназначенные для коллективной работы пользователей в Интернете и Интранете. Новые требования к подготовке современных специалистов социокультурной сферы заставляют уделять особое внимание изучению сравнительных характеристик, достоинств и недостатков различных информационных технологий.

Лицензированные программы учебных курсов позволяют подготовить библиотекарей к работе в современной информационной среде.

Одна из возможностей непрерывного образования библиотечных кадров может быть реализована в процессе обучения в Центре непрерывного информационно-библиотечного образования, созданном в рамках совместного проекта ГАРККиИ и Украинской библиотечной ассоциации при финансовой поддержке Международного фонда «Возрождение» и Института открытого общества (Будапешт).

Задачей Центра является организация современного непрерывного образования работников библиотек и информационных служб разных систем и ведомств, координация усилий для создания и внедрения программ последипломного обучения.

В 2007 г. слушателям Центра непрерывного информационно-библиотечного образования предложено стационарное обучение согласно календарному плану по следующим программам курсов:

Эффективным является изучение курса «Менеджмент электронных ресурсов», который предпологает формирование у слушателей базовой системы знаний и навыков в сфере менеджмента электронных информационных ресурсов и управления информационными потоками (процессами информационного обслуживания) на уровне отдельной организации; формирование современного мировоззрения относительно информации, информационных систем, информационных технологий как особого вида ресурсов, которым владеет общество и который используется в целях хозяйственного и социального развития.

Пользуется постоянным спросом курс «Библиотеки и власть. Развитие электронного управления». Цель курса – помочь слушателям понять систему отношений «библиотека – власть», «гражданин – библиотека – власть», новые тенденции деятельности, опыт библиотек в этом направлении. Усвоение теоретического и практического материала курса позволит слушателям актуализировать деятельность библиотек по вопросам библиотечно-информационного обеспечения органов власти, наиболее эффективно, продуктивно трансформировать библиотеку к функционированию в демократическом гражданском обществе, в котором власть (в том числе и через библиотеку) является подотчетной своим гражданам.

Особенное внимание уделяется проблемам развития электронного управления. Для этой цели предусматривается предоставление студентам теоретических знаний и обеспечение овладения практическими навыками, что достигается объединением лекционных, практических, семинарских и самостоятельных занятий с использованием наглядных и технических
пособий.

Необходимым является курс «Управление библиотекой и новые услуги для пользователей», направленный на формирование у работников библиотек и информационных центров знаний, которые позволяют адаптироваться к изменениям в социальной и экономической ситуации, расширить представления о возможностях управления за счет эффективного использования человеческого потенциала, маркетинговой ориентации на запросы пользователей, расширения номенклатуры услуг и продуктов, гибкой системы реагирования на изменения, которые происходят во внешней среде. Система знаний должна формироваться с учетом образования по специальности и опыта практической работы.

Большое внимание уделяется анализу концепции стратегического управления библиотекой, управления инновационными и коммуникативными процессами в библиотеке.

Маркетинговый модуль курса дает возможность научиться использовать маркетинговый инструментарий, составлять маркетинговые программы, проводить маркетинговые исследования, знакомиться с методикой ценовой политики в маркетинговой деятельности, возможностями внешних контактов в деятельности библиотеки, особенностями формирования общественного мнения о библиотеках.

Центр непрерывного информационно-библиотечного образования осуществляет образовательно-профессиональные программы при поддержке посольств Грузии, Израиля, Литвы, Латвии, Швеции, Финляндии, Италии и Германии.

Образовательно-профессиональные программы предусматривают изучение библиотечно-профессионального обслуживания населения путем посещения библиотек, общения профессионалов, разработки инновационных стратегий.