Е. В. Панкова, С. А. Косинова

С.-Петербургский библиотечный техникум

Интернет-сайт среднего профессионального учебного заведения:
эффективность поиска в Интернете

Рассмотрены результаты поиска Интернет-сайтов средних профессиональных учебных заведений по специальности 071202 «Библиотековедение».

Регулярно проводимые социологические исследования показывают, что первое представление об учебном заведении молодежь получает через Интернет-сайт. В ходе профориентационной работы абитуриент на ярмарке или в справочнике получает общее представление об учебном заведении, а дополнительную информацию, как правило, хочет посмотреть на сайте, считая, что именно там содержатся наиболее актуальные и полные сведения и предоставляется возможность спокойно пообщаться с сотрудниками. Кроме того, Интернет-сайт учебного заведения играет важную роль в организации образовательной деятельности (в том числе дистанционного и заочного обучения), обеспечении информационной поддержки студентов (особенно заочного отделения), методической помощи коллегам родственных учебных заведений и специальностей, обмене опытом и информировании профессионального сообщества.

Как представлены в Интернете учебные заведения среднего звена, готовящие практических специалистов по работе с информацией? Для изучения этого вопроса предпринят поиск сайтов учебных заведений, которые готовят по специальности 071202 «Библиотековедение». Список 76 учебных заведений взят из «Справочника библиотекаря» (2005 г.), 62 – на федеральном портале «Российское образование» (http://www.edu.ru). Интересно отметить несовпадение числа учебных заведений по данным за один и тот же 2005 г. В результате сопоставления выяснилось, что всего имеется 81 среднее специальное учебное заведение (5 из них отсутствуют в справочнике, а 18 – на портале), обучающее по интересующей нас специальности.

Проанализируем доступность информации об учебном заведении в Интернет-среде. Для этого название каждого учебного заведения, указанного в списке, «проведем» через поисковые системы «Яндекс», «Рамблер», «Гугл» и «Апорт». Напомним, что по принципу организации в Интернете выделяют 3 типа поисковых систем:

Результаты поиска проанализированы и показали, что основная информация об учебном заведении представлена на информационных сайтах типа «Желтые страницы», которые дают предельно краткую информацию об организации (наименование, основной телефон, адреса почтовый и электронный, сфера деятельности), или на сайтах управления культуры, которые дополняют информационные сайты сведениями о специальностях, содержат номера телефонов, адреса электронной почты и иногда – имена руководителей учреждения. Никакой информации в Интернете нет о 6 учебных заведениях, а 8 упоминаются только на сайте Государственного музыкального училища им. Гнесиных (С.-Петербург, http://www. gnesin. ru/) и ищутся через одну поисковую систему («Рамблер»). Достаточно много материалов, посвященных сообщениям (юбилеи, события) на новостных лентах или упоминанию учебного заведения в персональных резюме.

Самостоятельный сайт имеют 15 средних специальных учебных заведений по заданной специальности (что составляет 18,5% от их общего числа):

1. Амурское областное училище культуры (http://aouk.nm.ru/)

2. Брянский колледж искусств и культуры (http://bokik.vbryanske.ru/ index.htm)

3. Иркутское училище культуры (http://iouk-info.narod.ru)

4. Калининградский областной колледж культуры и искусства (http://kokkii.noka.ru/)

5. Карельское училище культуры (http://colcult.karelia.ru/)

6. Кировский областной колледж культуры (http://collegkult.narod.ru/)

7. Кызылское училище искусств (http://kui.by.ru/)

8. Липецкое областное училище искусств им. Игумнова (http:// artschool.h11.ru/)

9. Новгородское училище искусств им. С. В. Рахманинова (http://noui.natm.ru/)

10. Новосибирский областной колледж культуры и искусства (http://www.nokkii.ru/)

11. Обоянский библиотечный колледж (http://obbib.narod.ru/index.htm)

12. Псковский областной колледж культуры и искусства (http://collart.webhost.ru/ )

13. Санкт-Петербургский библиотечный техникум (http://www.spbbt.ru/)

14. Челябинский колледж культуры (http://www.college.fromru.com/)

15. Чувашское республиканское училище культуры (http://chuvash-culture.narod.ru/index.htm)

Эти показатели представляются неудовлетворительными при наличии современных программных средств по разработке Интернет-сайтов и возможностях бесплатного хостинга и регистрации доменного имени (только 6 учебных заведений имеют зарегистрированное доменное имя и размещение в системе платного хостинга). Большинство сайтов созданы в 2004–2006 гг. Старейший – сайт Амурского областного училища культуры (2002 г.).

Какова результативность поиска по названию учебного заведения в поисковых системах разных типов? Нами рассмотрены ссылки, представленные на первой странице и дающие информацию об учебном заведении типа «Желтые страницы» или переход на собственный сайт:

Поисковая система

Найдено сайтов учебных заведений
(% от 15)

Не найдено информации об учебном заведении
(в том числе имеющем собственный сайт – по номерам списка)

Яндекс

9 (60,0%)

4 (1 – № 12)

Рамблер

9 (60,0%)

8 (1 – № 6)

Гугл

7 (46,7%)

23 (6 – № 1,4,6,7,12,15)

Апорт

2 (13,3%)

28 (6 – № 3,4,5,6,7,9)

Как видно из таблицы, поиск по одной поисковой системе приводит к потерям информации (у «Яндекс» и «Рамблер» – небольшим, у «Гугл» и «Апорт» – значительным). Разница в цифрах таблицы объясняется тем, что в ряде случаев поисковая система в результатах дает ссылки на информацию типа «Желтых страниц», но не дает адрес имеющегося собственного сайта учреждения.

Большинство сайтов учебных заведений не могут быть найдены по любой из поисковых систем. Только один сайт – С.-Петербургского библиотечного техникума (№ 13) – легко находится во всех четырех поисковых системах. Подавляющее же большинство сайтов можно найти в трех
(3 – № 3, 8, 10), двух (3 – № 5, 7, 14) и даже в лишь одной поисковой системе. Так, только в «Рамблер» находятся сайты учебных заведений № 1, 12, 15; в «Яндекс» – № 2, 4, 11; в «Гугл» – № 9.

По результатам разыскания Интернет-сайтов средних специальных учебных заведений можно сделать вывод о том, что эффективность представления учебных заведений по заданной специальности довольно низкая. Следует отметить, однако, что определенные усилия в этом направлении предпринимаются целым рядом учебных заведений и есть надежда на то, что сайты ссузов, готовящих информационных работников, в ближайшее время будут соответствовать профессиональным задачам и возможностям.