УДК 026:61

Н. Р. Кобзева

Концептуальный подход библиотеки медицинского вуза
к обеспечению дистанционного медицинского образования

Изложены принципы новых подходов к технологии библиотечного обслуживания, которые обеспечивают оперативное предоставление медицинской информации.

В современных условиях перспективной целью развития вузовских библиотек становится их преобразование в интегральные информационные центры, объединяющие в себе функции и сервисы традиционной библиотеки с предоставлением пользователям информации на всех существующих видах носителей – бумажных, магнитных, цифровых и телекоммуникационных (компьютерные сети). Такой центр организует свободный доступ в Интернет для обучения и проведения научных исследований всем членам вузовского коллектива, здесь накапливаются и систематизируются все возможные виды информации и обеспечивается современный уровень информационной поддержки процессов образования. Естественно, при этом меняется и основная парадигма развития вузовской библиотеки – от накопления информации к предоставлению информации, распределенной по удаленным местам хранения, в том числе в Интернете [1].

Главной характеристикой вузовской библиотеки становится не число книг в фондах, а количество и разнообразие источников информации, доступ к которым может предоставить библиотека. Нельзя не учитывать и тот фактор, что присоединение России к Болонскому процессу подразумевает усиление внимания к самостоятельной творческой работе студентов, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению учебного, научного и методического процессов в вузах [2].

Каждая вузовская библиотека как крупный информационный центр конкретного учебного заведения является посредником между информацией и пользователем через предоставление абонентам всех имеющихся информационных ресурсов, зафиксированных в соответствии с определенными стандартами [3–5]. Поэтому библиотека вуза должна быть готовой к переменам, предвидеть потребности пользователей, повышать квалификацию персонала, сотрудничать с другими библиотеками и организациями, предоставлять удаленный доступ к библиотечным услугам, конвертировать всю уникальную информацию в машиночитаемую форму, придерживаться разработки открытых систем [6].

Планы федеральных целевых программ «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 гг.)» и «Электронная Россия (2002–2010 гг.)» предусматривали внедрение и массовое распространение современных информационно-коммуникационных технологий (другое дело – что получилось из этих планов, особенно в «Электронной России», но это уже другая тема, не менее актуальная). В рамках этих программ ставилась задача – обеспечить максимально свободный доступ преподавателей и студентов к образовательным ресурсам за счет интенсивной электронизации библиотек. Развитие взаимодействия информационной среды современных вузовских библиотек через электронную среду идет путем оптимальной реализации базовых библиотечных функций – комплектования, научной обработки, обслуживания, информационного обеспечения.

В этих условиях ясно прослеживается тенденция к переходу от внедрения отдельных компьютерных технологий к их комплексному использованию. Эта основа не только позволяет образовать электронную среду в отдельной библиотеке, но и создает условия для формирования сетевого взаимодействия традиционных библиотек, т.е. развития единого информационно-библиотечного пространства. Следовательно, новые технологии не только позволяют традиционной библиотечной системе сохраниться в электронной среде как единому элементу в научно-коммуникационной цепи, но и расширяют и углубляют электронную среду. Традиционные библиотечные технологии при этом приобретают новый вид, новое качество; на повестке дня давно уже стоит задача разработать новую концепцию библиотеки как системы с учетом требований информационного общества.

Таким образом, ключевой проблемой информационной поддержки учебного процесса и научных исследований в современном вузе, в том числе медицинском, является создание виртуальной библиотечно-информационной образовательной среды, позволяющей в более короткие сроки получить высокий уровень информации.

Важное значение в формировании базы информационного обеспечения библиотеки медицинского вуза имеет деятельность службы, организующей медицинское дистанционное обучение студентов и последипломное образование. Эта служба обеспечивает взаимосвязь технологии библиотечно-информационного обслуживания с творческим процессом удаленного пользователя, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на все элементы информационных ресурсов библиотеки медицинского вуза. В этом случае методология интеллектуального преобразования информации направлена на выявление факторов, влияющих на организацию, структуру и функционирование библиотечно-информационного обеспечения научно-образовательного процесса вцелом.

Библиотечно-информационное обслуживание удаленных пользователей выходит на качественно иной уровень благодаря повсеместному использованию такого популярного сервиса Интернета, как электронная почта. При этом следует отметить, что вопросы, поступающие в справочные службы библиотек, стали более сложными, чем в предыдущие годы, и требуют больше времени для подготовки ответа, так как предполагают проведение информационного поиска в Интернете или использование других электронных ресурсов.

Обслуживание дистанционных пользователей по электронной почте не требует безотлагательного ответа и дает библиотекарю возможность проводить более глубокие изыскания с использованием различных источников информации. Кроме того, в процессе взаимодействия по электронной почте сотрудники справочно-библиографических служб выполняют роль инструкторов, консультируя по таким вопросам, как доступ к электронным ресурсам и возможности выгрузки/распечатки информации из баз данных.

Научная библиотека Башкирского государственного медицинского университета занимает важное место в библиотечно-информационном обеспечении научно-образовательного процесса, поскольку сосредоточивает значительную часть информационных ресурсов по медицине и обеспечивает следующие основные виды информационных услуг:

С появлением современных информационных и компьютерных технологий существенноувеличились объемы хранимых баз данных, что способствовало увеличению количества информационных услуг. В практику работы университетской библиотеки прочно вошли онлайновые формы межбиблиотечного абонемента на основе заказа литературы из каталогов библиотек, выставленных в Интернете, и электронной доставки источника. В аспекте дистанционного обучения библиотеки призваны играть ведущую роль в обеспечении всеобщего распространения знаний посредством облегчения доступа к новейшей информации.

Алгоритм создания виртуальной библиотечно-информационной образовательной среды для дистанционных пользователей может включать в себя:

1. Создание электронных каталогов, различных библиографических, фактографических и полнотекстовых баз данных для учебного и научного процессов. Как говорилось выше, у библиотек есть возможность и опыт создания и выставления в Интернет таких баз данных, осталось только в соответствии с учебным планом определить тематику баз данных и наполнить их полнотекстовыми электронными учебными материалами.

2. Обеспечение виртуального круглосуточного комфортного доступа к создаваемым ресурсам.

3. Внедрение технологии автоматизированного заказа литературы из фондов библиотеки через Интернет.

4. Дальнейшее развитие межбиблиотечного абонемента с использованием электронной доставки документов.

5. Обеспечение доступа к современным информационным отечественным и зарубежным ресурсам Интернета по подписке и через бесплатные тестовые доступы.

6. Виртуальное справочное обслуживание по электронной почте; рассылка различной информации: результатов тематического поиска, бюллетеней новых поступлений, объявлений о выставках, тематических доступах и т.д. по заявкам дистанционных пользователей.

7. Обучение дистанционных пользователей работе в электронной среде (поиск и обработка информации), обеспечение их методическими пособиями по поиску, каталогами ресурсов, рекламными материалами.

8. Участие в создании единой медицинской библиотечно-информа­ционной сети путем формирования сводных региональных и российских медицинских электронных каталогов.

Реализовать элементы дистанционного обслуживания пользователей можно на основе применения телекоммуникационных технологий, посредством которых создаются виртуальные библиотеки. Посетить такую библиотеку можно через веб-сайты, доступные круглосуточно для любой категории пользователей. Таким образом, создаются условия использования новых подходов к технологии библиотечного обслуживания, которые обеспечивают оперативное предоставление медицинской информации в любую точку земного шара.

Список источников

1. Шрайберг Я. Л. Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы, их отражение на пространстве СНГ // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 1. – С. 25–47.

2. Современная университетская библиотека: модернизация, управление, качество / Л. Л. Батова, А. И. Племнек, Н. И. Размарилова [и др.]. – М. : Логос, 2005. – 126 с.

3. Кожевникова Е. C. Современные информационно-библиотечные технологии в библиотеке вуза. Проблемы создания электронной библиотеки // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 7. – С. 73–78.

4. Кудряшова Г. Ю. Стратегия развития библиотеки вуза / Г. Ю. Кудряшова // Университет. кн. – 2002. – № 1.С. 32–35.

5. Мац Л. В. Перспективы использования информационных ресурсов вузовских библиотек / Л. В. Мац // Там же. – № 2. – С. 31–33.

6. Маркова В. Н. Концептуальный подход библиотеки технического вуза к воспитанию студентов // Науч. и техн. б-ки. – 2002. – № 12. – С. 51–56.