Письмо в редакцию

Предложение для совместной работы

По роду работы мне приходится подробно знакомиться с библиотечной периодикой. Интересны и полезны для дела многие материалы, но в первую очередь смотрю статьи о работе методиста вузовской библиотеки. Хочу поделиться своими проблемами, сделать одно предложение по их решению и услышать от коллег – как они выходят из положения в подобных ситуациях.

Я, Булушева Галина Валентиновна, пять лет работаю методистом библиотеки вуза. Наш вуз – Магнитогорский государственный университет (МаГУ), ранее педагогический институт, в 1999 г. получивший статус университета. Мой стаж библиотечной работы – 34 года, из них 10 лет – заведующей методическим отделом Централизованной детской библиотечной системы.

Наша библиотека создана одновременно с вузом. В 2007 г. она отметила свое 75-летие. В коллективе – 54 человека: 68% с высшим педагогическим образованием, 32% с библиотечным, высшим и средним специальным. Возраст 85% сотрудниц 40–50 лет; из оставшихся 15% – половина «молодёжи», т.е. до 40 лет, вторая половина – пенсионного возраста. Примерно такие же возрастные и образовательные пропорции, как я поняла, и в других вузовских библиотеках.

Эти образовательные пропорции, а также специфика работы вузовской библиотеки и «подвигли» меня на следующее предложение, а именно – давайте создадим пособие для библиотекарей вузовских библиотек без специального образования (которых большинство). Учебное пособие для практиков с необходимым минимумом методических рекомендаций и документов. Условное название «Техника работы вузовского библиотекаря».

Какими могут быть разделы? Я считаю, что структура может быть следующей:

1. Вступление. Специфика, цели и задачи работы библиотеки вуза.

2. Адаптация нового сотрудника. Содержание:

3. Работа с фондом. Содержание:

4. Работа с читателями. Содержание:

5. Библиографическая работа. Содержание:

6. Организация работы. Содержание:

Каждый из этих разделов можно организовать и табличным образом: название работы ::: технология выполнения ::: нормы выработки ::: необходимые материальные составляющие ::: формы документов.

7. Что касается раздела «Профессиональная этика»... Возможно ли здесь вести речь о «технологии этики»? Давайте, ввиду важности проблемы, подумаем вместе, как это сделать и каким может быть этот текст. Какие здесь могут быть (и могут ли быть вообще?) убедительные доводы к «обязательному выполнению»? Пока мне видится, что своё веское слово могут сказать директора вузовских библиотек, например в виде напоминания о продуманных конкретных административных действиях, направленных против неэтичного поведения сотрудников. А также, я думаю, должен быть необходимый перечень нельзя: нельзя заставлять читателей ждать, нельзя быть грубым, равнодушным, сварливым, нельзя в присутствии читателей обсуждать свои личные или внутренние рабочие проблемы и т.д. Другой вариант – всё это изложить с юмором в виде кратких «законов Мэрфи».

8. В конце пособия или в конце каждого раздела необходим список справочников и методических пособий.

Прошу коллег из вузовских библиотек, читающих мое предложение, подумайте и напишите, какими могут быть, по вашему мнению, структура и содержание такого пособия. Самое главное – тексты разделов должны быть краткими и конкретными. Специфика библиотечной профессии требует точной и содержательной информации, особенно для человека без специального образования.

Таким образом, ещё одно моё предложение – минимум краткой и содержательной информации в пособии с условным названием «Техника работы вузовского библиотекаря».

Формирование профессионального самосознания – одна из целей производственного повышения квалификации. По ходу работы я составила программу производственной учёбы «Библиотечные кадры», в которой предусмотрены циклы занятий «для новеньких», «для библиотекарей без специального образования», «для руководителей подразделений», «для всех». За четыре года среди подпрограмм были: «Каждый библиотекарь – библиограф», «Бумеранг» (психология профессионального общения), «Профессиональный кругозор», «Правовые аспекты библиотечной работы», «Выставки – лицо библиотеки», «Образ научной библиотеки вуза: слагаемые успеха» и др. Использовала активные формы: обсуждения, конкурсы, анкетирования, практические занятия, обзоры, беседы, косультации и др.

Часть плана методической работы, а именно – темы и формы производственной учёбы – всегда обсуждаем с руководителями подразделений.

Уважаемые коллеги, в своих статьях-предложениях (которые, я надеюсь, будут), пожалуйста, поделитесь своим мнением и опытом: какие методы, приёмы, средства, формы для создания системы повышения квалификации наиболее эффективны в вузовской библиотеке на ваш взгляд? Я думаю, что производственная учёба нужна, в частности для тех случаев, когда человек не может по тем или иным причинам получить второе, библиотечное образование в стационаре. Или нужны только индивидуальные консультации, только обзоры методической литературы в том числе библиотечной периодики, только анализ работы по «межотраслевым нормам», индикаторам эффективности? Какие практические «секреты» в этом плане имеются у вас?

Ещё один, организационный, вопрос – кто предположительно может быть автором и издателем подобного пособия? Автор может быть коллективный, – те, кто пришлёт свои тексты в редакцию. Изданию и печатанию, если бы до этого дошло дело, возможно, поспособствует редакционная коллегия нашего профессионального журнала.

Г. В. Булушева