НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 02

М. Ю. Матвеев

Проблемы имиджа библиотечной науки,
образования и профессии

Аналитический обзор публикаций отечественных и зарубежных специалистов.

Имидж библиотечной науки

Имидж библиотечной науки, образования и библиотечной профессии – это три взаимосвязанных проблемы, которые с течением времени становятся все более актуальными.

На отношение к обучению в библиотечном вузе или техникуме прежде всего влияет распространенный как среди студентов, так и среди библиотекарей-профессионалов стереотип «Библиотековедение – не наука». А. В. Соколов отмечает: «Как ни горько, но библиотековедам следует отдать себе отчет в том, что библиотечная наука дискредитировала себя в глазах библиотекарей-практиков. На вопрос, в какой мере библиотечная наука воздействует на библиотечное дело, подавляющее большинство библиотекарей во всех типах библиотек и во всех регионах ответили: “В незначительной мере”… По мнению 66,3% библиотекарей-практиков.., можно быть хорошим библиотекарем, не зная теорию библиотековедения, но хорошо зная историю, литературу, философию.

Таким образом, полностью подтвердилась гипотеза об отчужденности библиотечной науки и библиотечной практики» [11. С. 300; см. также: 10. С. 5–6; 3. С. 57; 7. С. 34].

Подобные выводы можно обнаружить и у зарубежных исследователей. Так, по мнению редактора американского журнала «Journal of education for library and information science» Р. Дю-Монт, полезность исследований по библиотековедению для практиков крайне незначительна: их результаты очевидны еще до исследования и мало что добавляют к обычному здравому смыслу, характер материалов в большинстве случаев описательный, едва ли не самым важным считается простой сбор данных и их статистическая обработка, сложные проблемы игнорируются, а создание новых теорий никак не стимулируется [4. С. 83–84].

Между тем «схоластическое теоретизирование», недолюбливаемое практиками, – это только одна сторона вопроса. Не менее опасна и обратная тенденция: следование библиотечной науки исключительно за запросами практики, в результате чего имидж науки утрачивается быстрыми темпами. Этот парадокс подробно исследован многими американскими специалистами – Р. А. Даннером, Л. Дж. Остлером, Дж. Звадлоу и другими, а также и некоторыми отечественными библиотековедами.

Так, Р. А. Даннер рассматривает библиотечную науку через призму общепринятых функциональных характеристик профессий, а именно знаний (интеллектуального компонента профессиональной работы), навыков и компетентности (практического применения профессионального знания) и разделенных ценностей (общественной значимости и полезности профессии) [19].

Что касается знаний, то здесь можно отметить следующее:

1. Библиотечное дело с конца XIX в. развивалось преимущественно как вынужденный ответ на индустриальную революцию и необходимость повышения грамотности населения; все его развитие – это постоянный «бег за уходящим солнцем» [27. С. 683]. Таким образом, «Теория библиотечного дела всегда отстает от практики. Пока социальные условия остаются неизменными, библиотечное дело пребывает в относительном порядке, но если намечается какой-либо сдвиг или прорыв, то оказывается, что нет ни одной бесспорной теории, способной улучшить положение библиотек или приспособить их под изменившиеся условия. В целом получается так, что в библиотечном деле вообще нет оригинальных мыслителей, чтобы создать адекватную теорию и уверенно направить библиотеки в XXI в., или же такие мыслители просто игнорируются. <…>

В настоящее время нет и действительно заметных статей, в которых бы говорилось о будущем месте библиотечной профессии среди других информационных специальностей – есть только эпизодические упоминания о тех ролях, которые другие информационные профессии будут играть в будущем» [19; см. также: 3. С. 59; 7. С. 344; 14. С. 10].

Состояние библиотечной науки красноречиво прокомментировал Дж. Звадлоу в своей статье «Нам не нужна философия библиотеки и информационной науки – мы и так уже достаточно оконфузились». По его мнению, отношение библиотекарей к философии напоминает работу самой библиотеки: библиотекари пытаются заимствовать не принадлежащие им философские концепции, беря соответствующие книги с полок; но, повертев их в руках, они забывают о них и ставят их обратно – только затем, чтобы взять новые [33. С. 105].

Похожего мнения придерживается и У. А. Вигэнд: несмотря на все исследования, проводимые библиотекарями, однозначного понимания того, почему разные люди пользуются (или не пользуются) библиотеками, так и не сложилось: «Мы до сих пор практически не знаем, почему и как – в крайнем случае экстраполируем собственный опыт на широкие слои населения» [2. С. 24]. Этот исследователь отмечает и крайне незначительное использование библиотекарями произведений «сторонних» мыслителей и философов в научных статьях: в сущности, библиотекари ссылаются друг на друга (к примеру, имя У. Эко упоминается всего в двух случаях из ста) [Там же. С. 38].

2. Профессиональное знание можно определить как совокупность сведений, которые будут полезны в работе. Между тем теоретические знания часто оказываются бесполезными на практике, да и посетителю библиотеки важно не столько образование библиотекаря, сколько наличие у библиотекаря навыков, достаточных, чтобы его обслужить [19].

Что касается навыков и компетентности, то здесь возникают свои проблемы. Прежде всего навык, в отличие от знания, понятие гораздо более расплывчатое и «эфемерное» – его можно определить и как то, что должен знать каждый, и как необходимый минимум для эффективной работы, и как «выборочное» (практическое) знание, и даже как потребность постоянно поддерживать свою работоспособность.

Понятие компетентности также оказывается двойственным. Профессиональная компетентность тесно связана со знаниями в области информационных ресурсов, информационного доступа, технологии, управления и т. п., в то время как личная компетентность представляет собой набор навыков, отношений и ценностей, которые позволяют библиотекарям работать эффективно (сюда входят заинтересованность в своей работе и мотивация труда, которые отражаются на качестве обслуживания читателей) [Там же].

Важность и значимость библиотечной профессии (разделенные ценности) вполне очевидна, но ее трудно передать в нескольких словах (тем более в словах, доступных любому пользователю или даже абитуриенту). Между тем, что касается неких общих положений – например пяти законов библиотечного дела Ш. Ранганатана (каждому читателю – его книгу; каждую книгу – ее читателю; библиотека – растущий организм и  т. д.), – то здесь нет единства и среди самих библиотекарей, и каждый понимает их по-своему. Более того, в связи с изменениями в окружающем мире некоторые зарубежные авторы поднимают вопрос о более точной формулировке этих законов, обращая внимание на проблемы внедрения новых информационных технологий в библиотеках, качество индивидуального обслуживания читателя, защиту свободного доступа к знаниям, необходимость сохранения преемственности поколений [21]. При этом формулировка обобщающих законов (формально-дедуктивная разновидность философии библиотечного дела) является лишь одним из возможных путей, помимо культурно-просветительского направления (озабоченного утверждением идеала прогресса, привлечением в библиотеки массового читателя и борьбой с низкопробной литературой), либерально-демократического (ведущего борьбу против любых ограничений духовной и интеллектуальной свободы), этического (рассматривающего коллизии, возникающие при столкновении читателя, реализующего свое право на свободу информации, и библиотекаря, во имя гуманистических побуждений не допускающего использования информации «во зло») и других [12. С. 5–6].

Проблемы библиотечной науки сказываются и на непосредственном отношении к получению профессионального образования. Многие потенциальные абитуриенты и даже библиотекари со стажем не понимают, зачем терять столько лет на получение высшего профессионального образования, что, в принципе, соответствует распространенному в обществе стереотипу [20].

Для большинства профессий университет является наиболее важным и престижным местом обучения, но в отношении библиотечной профессии такой уверенности нет – профессиональное знание вполне может быть получено через соответствующий опыт работы в библиотеках и самообразование. В целом, как отмечает Р. А. Даннер, «Вопрос так и остается открытым: надо ли от всех библиотекарей требовать высшего специального образования (или хотя бы другого высшего образования), или же возможно обучение на рабочем месте и получение необходимых навыков и опыта?» [19].

Проблемы привлекательности библиотечного образования

Истинных причин, по которым получение библиотечного образования может быть привлекательным, немного, и к тому же они не всегда зависят от самого учебного заведения. Именно на этот аспект и обращают внимание зарубежные специалисты:

1. Прежде всего в библиотечной профессии привлекает несложный курс обучения и высокая вероятность получения после окончания вуза относительно спокойной работы – без риска ее внезапной потери (увольнения) или, тем более, банкротства. То, что подобная мотивация в значительной мере стереотипна, может рассматриваться и как «плюс» (стереотип нелегко опровергнуть), и как «минус» (подобному стереотипу чаще всего следует определенный психологический тип людей, отличающихся некоторой пассивностью, инертностью и неприятием каких-либо перемен) [17].

2. Серьезное достоинство – это возможность получения заочного образования без отрыва от работы (и возможность обучения на курсах повышения квалификации), чаще всего приветствуемая администрацией той или иной библиотеки, а также реальная возможность получения ученой степени.

3. Библиотечное образование может показаться привлекательным по некоторым причинам чисто психологического порядка – например, когда есть стремление обучаться чему-то новому, имеется пример для подражания среди знакомых или же когда после многих лет работы в библиотеке без библиотечного образования у сотрудника возникает желание исправить столь неловкое положение. Кроме того, данное образование может показаться привлекательным для тех людей, которые имеют гуманитарный склад ума, но не любят заниматься преподавательской работой [см. например: 23, 29, 32].

4. Существует и потребность в дипломированных информационных специалистах, имеющих широкий кругозор и общую образованность [30].

Помимо немногих привлекательных моментов, остаются открытыми и три общих вопроса, относящихся к имиджу практически любого вуза, но особенно актуальных именно для библиотечной сферы:

1. Имидж вуза в значительной мере зависит от его истории и прежде всего от того, был ли он престижным и привлекательным для абитуриентов на протяжении многих лет. К сожалению, в данном случае положение у библиотечных вузов по сравнению с другими учебными заведениями довольно невыгодное. Кроме того, нет и единой методики определения рейтинга вуза, а существующие методики не лишены недостатков:

В зарубежных исследованиях (в том числе и исследованиях имиджа библиотечного образования) учитываются совершенно иные критерии: сроки трудоустройства выпускников, их успехи в получении различных должностей по окончании вуза, степень признания выдаваемого им диплома, стоимость образовательных услуг, а также средняя стартовая заработная плата выпускников. Последний критерий, как отмечает К. Блессингер, входит в число самых главных факторов, влияющих на отношение к библиотечному образованию и библиотечной профессии [17].

2. Имидж вуза определяется уровнем образования и культуры делового общения его выпускников, а еще в большей степени – тем, как они трудоустроены.

Имидж выпускника можно определить как устойчивое мнение о закончивших тот или иной вуз, сформированное на основе внешнего облика, стиля жизни, уровня профессиональных знаний, умений и навыков [5. С. 305].

Ситуацию, когда значительная часть выпускников библиотечных вузов уходит в другие сферы и области знания, нельзя назвать нормальной, и зарубежные специалисты стали бить тревогу уже с 1980-х гг. Между тем положение в России, пожалуй, даже более критическое, чем в зарубежных странах: до 45% студентов старших курсов разочаровываются в своей профессии, а 69% просто стесняются о ней говорить [11. С. 302; см. также 23].

3. Имидж вуза определяется не только его преподавателями, но и студентами. Отношение студентов к занятиям зависит как от качества преподавания, удобства расписания и т. п. факторов, так и от того, чем был мотивирован выбор данного вуза – простым желанием получить «корочку» или действительным интересом к специальности. В этом отношении PR, рассчитанный прежде всего на привлечение внимания к деятельности учреждения, оказывается малоэффективным, поскольку подобные мероприятия не могут учесть все глубинные психологические факторы.

Попытки расширения библиотечными вузами учебных программ, внедрение платных курсов и новых специальностей отчасти могут способствовать улучшению имиджа этих учебных заведений, но и здесь ситуация далеко не однозначна. Вот признание одного из американских специалистов, Э. К. Эбейт: «Я не отрицаю, что есть много стереотипов, которые связаны с имиджем профессии и восприятием образа библиотекаря обществом. Не так давно в университете Ксавьера я читала курс под названием “Управление информационными системами”, и хотя я числилась в докторантуре и имела обширные познания по этой теме, один из студентов шокировал меня вопросом: “Да разве библиотекарь может читать такой курс?”. Интересно, неужели библиотекарь – это неизлечимая болезнь, которую не в силах побороть даже четыре года докторантуры?» [24].

А. Бревер – высококвалифицированный программист, работавший на Министерство обороны США прежде чем стать библиотекарем, прокомментировал этот факт так: «Информационным специалистом можно назвать кого угодно – инвестиционных аналитиков, бухгалтеров, консультантов в области управления, преподавателей и даже астрологов – ведь все они управляют информацией, хранят и интерпретируют ее. Но ведь в библиотечных школах на такие специальности не готовят! …

Что касается пренебрежения к библиотекарям, то достаточно вспомнить о том, что AACSB (Американская ассоциация университетских школ бизнеса. – М. М.) имеет другие программы обучения, чем ALA, и это даже при том, что AACSB выпускает “информационных специалистов” и “информационных менеджеров”. У преподавателей, обучающих библиотечному делу, все равно нет таких знаний, а отсюда – и скептическое отношение студентов.

Не надо стремиться стать тем, кем мы не являемся – библиотекари все равно не станут ни программистами, ни бухгалтерами, ни системными аналитиками – это лишь отдельные моменты в их работе, и пересечение с другими специальностями не столь и велико. Нельзя применять к библиотеке и понятия из информационной науки или мира финансов – сама библиотечная среда совершенно другая» [Там же].

Имидж профессии

Имидж библиотечной профессии – одна из самых болезненных и нуждающихся в тщательном осмыслении проблем библиотечного дела. Отсутствие позитивного имиджа ведет к самому худшему сценарию из всех возможных: кадровому оскудению и подтверждению стереотипа «вымирающей профессии».

Зарубежные исследователи (в особенности американские) пытаются анализировать имидж библиотечной профессии с разных сторон – они занимаются поиском определенных мер для его улучшения, изучают степень удовлетворенности библиотекарей своей работой, выделяют факторы, влияющие на отношение библиотекарей к своему труду и т. д.

Дж. Фоунтейн отмечает: «Весь вопрос в том, что многие библиотекари уходят на пенсию или в частный сектор, а новых набрать трудно. ALA через Интернет пытается распространить нестандартные образы библиотекарей – бодрых и молодых, катающихся на скейтборде, роликовых коньках и “Харлее”, практикующих йогу и не упускающих случая ”насладиться случайной ночью в баре”…

Представители ALA констатируют тот факт, что колледжи и университеты выпускают большее количество дипломированных библиотекарей и информационных специалистов, чем когда-либо, но все дело в том, что публичные библиотеки должны конкурировать с растущим количеством более высокооплачиваемых мест работы в частном секторе, и эта конкуренция чрезвычайно серьезна даже в условиях замедления темпа роста экономики.

В то же время потребность в библиотекарях для публичных, школьных и вузовских библиотек постоянно растет. Президент ALA Джон Берри заявил, что в ближайшие 12 лет (после 2001 г. – М. М.) почти половина от приблизительно 125 тыс. квалифицированных библиотекарей США уволится по различным причинам…

Ищущие работу люди вообще очень редко пытаются устроиться в библиотеку – и это является справедливым даже в том случае, если им по почте специально отправляется извещение о вакансии (на него откликается примерно один из четырех)… Из-за этого и появляются “громкие” фразы, используемые в рекламных кампаниях АLA – “библиотекари XXI века”, “технологические эксперты” и др. …

В целом же ситуация такова, что нехватку библиотечных работников не исправить никакими методами – библиотеки в кадровом отношении скоро будут напоминать дырявое корыто» [20].

Примерно такие же результаты дало и исследование, проведенное журналом «Library Journal»: из 190 тыс. американских библиотекарей 40% уволятся до 2010 г. «Это самая острая проблема, стоящая перед библиотеками. Несмотря на очень серьезные усилия ряда библиотек по привлечению новых кадров, у выпускников библиотечных вузов есть много шансов устроиться на более оплачиваемую работу в частном секторе» [16].

Исследование К. Блессингера, в котором изучалась занятость библиотекарей США в 1985–2000 гг., подтвердило опасную тенденцию к кадровому оскудению в библиотеках: если в середине 1980-х гг. на одну вакансию приходился один претендент, то в 2000 г. оставались незаполненными две вакансии из трех [17]. Некоторые исследователи полагают, что к концу ХХ в. изменилось само отношение к профессии: если предыдущие поколения библиотекарей рассматривали свои рабочие места как источник доходов, то нынешние – скорее как ступеньку для дальнейшей карьеры [26. С. 9]. Те же библиотекари, которые все-таки не меняют место своей работы, подвержены естественному старению: к 2009 г. в США будет более 25% библиотекарей старше 65 лет, к 2019 – 58%. Невыгодно выглядит и сравнение с другими специальностями: ни одна другая профессия не стареет столь угрожающими темпами. 25–35-летние библиотекари составляют только 12% от общего числа, в то время как в других профессиях этот показатель – не менее 25% [25].

В свою очередь, исследования миграционных процессов в профессии наталкиваются на объективные сложности: бывшие выпускники редко откликаются на присланные анкеты и неохотно указывают причины смены профессии или, соответственно, работы по специальности в той или иной библиотеке (в основном это те, кто поддерживает отношения с альма матер или те, о чьей судьбе знают их преподаватели) [15. С. 97].

Почти все зарубежные исследователи выделяют три основных фактора, ведущих к недостатку кадров и практически неизбежному старению библиотечной профессии: низкий заработок, отсутствие возможностей продвижения по службе и недостаточное поощрение достижений сотрудников; негативное отношение общества к данной профессии [см. например: 8, 9, 18, 22].

Отечественные библиотековеды также отмечают опасность «вымирания» профессии, но среди главных причин, помимо частого ухода выпускников библиотечных вузов в коммерческую сферу, указывается и низкий уровень профессионального самосознания: «Именно самосознание, а не багаж выученных знаний определяет идентификацию человека “Я – библиотекарь”. Если профессионально подготовленный человек добровольно покидает библиотечную сферу, это означает недоразвитость его профессионального самосознания. Текучесть кадров и межпрофессиональная миграция могут объясняться многими и различными объективными причинами, но в основе их одна субъективная причина – слабость профессионального самосознания» [10. С. 5].

Приверженность библиотекарей своей профессии, нередко отмечаемая и в социологических исследованиях, и в публикациях журналистов, еще не означает того, что они не помышляют о ее смене. По данным американских специалистов, проблема заключается в том, что 53% библиотекарей как раз об этом и думают, хотя и не всегда осуществляют свои планы, поскольку нигде не могут устроиться [28].

Этот же момент отмечают и некоторые отечественные исследователи, причем общая цифра оказывается примерно такой же: «Парадоксальность ситуации заключается в том, что, не стремясь в своем большинстве к каким-либо профессиональным переменам в стенах библиотеки, почти половина опрошенных задумывается о кардинальной смене деятельности, … совершенно забывая о том, что новая работа, незнакомый коллектив потребуют значительной, несвойственной специалисту прежде активности, напряжения интеллектуального потенциала и даже физических сил, т. е. тех качеств, которые мы не стремимся проявить в библиотеке, работа которой нам хорошо знакома и понятна» [1. С. 42].

Данные исследования, проведенного в конце 1990-х гг. СПбГУКИ и ЦГПБ им. В. В. Маяковского (С.-Петербург), еще более выразительны: только 40% библиотекарей однозначно считают, что место работы соответствует их призванию и возможностям, а если брать рядовых сотрудников, то эта цифра уменьшается до 28% [7. С. 30–31]. «Если же учесть, что читателей обслуживают именно рядовые работники, то не может не возникнуть тревожный вопрос: будет ли стремиться к повышению качества и расширению ассортимента услуг человек, не удовлетворенный своей профессиональной судьбой?» [Там же. С. 31].

Некоторые зарубежные специалисты в качестве курьеза отмечают «главное достоинство негативного имиджа профессии»: как раз именно он и способствует уменьшению текучести кадров, поскольку библиотекари, находясь под впечатлением от оценки своей работы обществом, просто не рискуют попробовать себя в других сферах знания [31. С. 341].

Таким образом, в целом можно сделать вывод, что имидж библиотечной профессии невозможно улучшить быстрыми и решительными мерами. Причина этого заключается в том, что на имидж профессии влияют все сопутствующие имиджи – и библиотек, и библиотекарей, и библиотечного образования. К сожалению, на вопрос о том, хватит ли библиотекарям времени для изменения существующего положения или же в библиотеках станет некому работать, четкого и однозначного ответа не существует.

Создавшуюся ситуацию осложняют два обстоятельства: 1) имидж профессии не является только «внутренней» или только «внешней» проблемой – по сути это причудливый «сплав» из различных факторов; 2) основные факторы, влияющие на имидж профессии, в том числе низкая заработная плата и негативные стереотипы, бытующие в обществе, очень медленно меняются с течением времени и сводят на нет многие попытки его улучшения.

Тем не менее ситуация не является совершенно безысходной: как указывается в общих работах по имиджу, имидж организации можно совершенствовать в любом случае, даже если имидж всей отрасли плох или непрочен, и именно через имидж отдельных организаций можно улучшить и общее положение [6. С. 26]. Таким образом, постепенно улучшая представление о библиотеках, библиотекарях и вузах культуры, можно попытаться улучшить и имидж всей профессии.

Список источников

1. Бражникова С. А. Размышления о профессии (по результатам экспресс-анкетирования) // Библиотечная жизнь Белгородчины / Белгород. универс. науч. б-ка. – Белгород, 2002. – Вып. 2 (16). – С. 37–45.

2. Вигэнд У. А. Узкий взгляд и белые пятна: что прошлое говорит нам о настоящем: размышления об истории американского библиотечного дела ХХ века // Петерб. библ. школа. – 1999. – № 3. – С. 23–43.

3. Гусева Л. Н. Позитивизм или метафизика? Миф и реальность (комментарий к статье А. Дика) // Там же. – № 1. – С. 57–66.

4. Гусева Л. Н., Смолина Е. В. Библиотековедение. Нормативный подход (понимающая парадигма мышления). – СПб., 1997. – 207 с.

5. Дагаева Е. А. Имидж выпускника как фактор формирования имиджа вуза // Имиджелогия–2005 : Материалы Третьего Междунар. симпозиума по имиджелогии / под ред. Е. А. Петровой; Акад. имиджелогии; Рос. гос. соц. ун-т; Рос. психол. о-во. – М., 2005. – С. 304–307.

6. Джи Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение. – СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – 224 с., ил.

7. Минкина В. А., Васильева Н. Корпоративная культура и профессионализация библиотекаря // Петерб. библ. школа. – 1999. – № 1. – С. 22–35.

8. Принс Х., Де Гир В. Облик, статус и репутация библиотечного дела и информационной деятельности // Науч. и техн. б-ки. – 1993. – № 11. – С. 10–25.

9. Сент-Лайфер Э. Эволюция библиотечной профессии : американский опыт // Библиотеки за рубежом : сб. / сост.: С. В. Пушкова, О. В. Синицына. – М., 1998. – С. 157–162.

10. Соколов А. В. Доживем до воскресения (Перспективы библиотечной профессии в XXI веке) // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 5. – С. 5–24.

11. Соколов А. В. Ретроспектива–60 / науч. ред. С. А. Басов. – СПб. : Независ. Гуманит. Акад., 1994. – 466 с.

12. Соколов А. В. Философия и библиотековедение: приглашение к размышлению // Науч. и техн. б-ки. – 1996. – № 6. – С. 3–15.

13. Титова Е. П. Имидж как форма общественной аккредитации МГУКИ // http://libconfs.narod.ru/2000/8s_p43.htm

14. Чачко А. С. Разработка библиотечной профессиологии: основные этапы, итоги и пробелы // Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития : сб. науч. тр. / СПбГИК; науч. ред.: Е. Я. Зазерский, А. В. Соколов. – СПб., 1992. – С. 3–17.

15. Apostle R., Raymond B. Librarianship and the information paradigm. – Lanham (Md); London : Scarecrow press, 1997. – XIII, 162 p.

16. Billups A. Lack of Librarians // Insight on the News. – 2000. – 28 Aug.; Ibid // http://www.findarticles.com/cf_0/m1571/32_16/64698430/print.jhtml

17. Blessinger K. Trends in the job market for librarians: 1985–2000 // Electronic Journal of Academic and Special Librarianship // http://southernlibrarianship.icaap.org/content/v03n01/Blessinger_k01.htm

18. Bohm N. S. Essay on «image is everything» as it relates to librarians // http://www.biermans.com/culminating/bohm1.htm

19. Danner R. A. Redefining a profession // http://www.law.duke.edu/fac/danner/callweb.htm

20. Fountain J. W. Librarians adjust image in an effort to fill Jobs // NY Times. – 2001. 23 Aug.; Ibid // http://palimpsest.stanford.edu/byform/mailing-lists/exlibris/2001/08/msg00296.html

21. Gorman M. Five new laws of librarianship // Am. Libr. – 1995. – Vol. 784, № 26(8). – P. 784–785.

22. Horenstein B. Job satisfaction of academic librarians: An Examination of the relationships between satisfaction, faculty status, and participation // College and Research Libraries. – 1993. – Vol. 54, May. – P. 255–269.

23. Houdyshell M., Robles А. Р., Yi Н. What were you thinking? If you could choose librarianship again, would you?: Survey on career satisfaction // Information Outlook. – 1999. – July. –  S. 19–23; Ibid // http://www.findarticles.com/cf_0/m0FWE/7_3/55282256/print.jhtml

24. Drabenstott K. M. What's in a name? What happened to the good old librarian? : Mail list discussion // http://www.si.umich.edu/cristaled/postings/V73.html

25. Lenzini R. T. The graying of the library profession: a survey of our professional association and their responses // http://www.infotoday.com/searcher/jul02/lenzini.htm

26. Murrey R. A. Job satisfaction of professional ad paraprofessional library staff at the University of North Carolina at Chapel Hill: A Master’s paper for the M. S. in L. S.degree. – Chapel Hill, 1999. – 56 p.

27. Ostler L. J., Dahlin T. C. Library education: Setting or rising sun? // Am. Libr. – 1995. – Vol. 784, № 26(7). – P. 683–684.

28. Reenen J., van. Librarians at work: are we as satisfied as other workers? // Information Outlook July, 1998 http://www.findarticles.com/cf_0/m0FWE/n7_v2/20945618/print.jhtml

29. Roberts N. Graduates in academic libraries: A Survey of past students of the Postgraduate school of librarianship and information science, University of Sheffield // J. of Librarianship. – 1973. – Vol. 5, № 2. – P. 97–115.

30. Saffo P.It's the context, Stupid // http://www.wired.com/wired/2.03/departments/idees.fortes/context.html

31. Slater M. Careers and the occupational image // J. of Information Science. – 1987. – Vol. 13. – P. 335–342; Ibid // http//jis.sagepub.com/cgi/reprint/13/6/335

32. Voelck J. Job satisfaction among support staff in Michigan academic libraries // College & Research Libraries. – 1995. – Vol. 56. – P. 157–170.

33. Zwadlo J. We don't need a philosophy of library and information science – we're confused enough already // Libr. Q. – 1997. – Vol. 67, apr. – P. 103–121.