УДК 002.55
Е. Н. Протопопова, Н. С. Телепнева
Результаты анкетирования предпринимателей
как инструмент совершенствования
информационного обслуживания
Итоги опроса предпринимателей Брянской области в рамках целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства …».
На протяжении семи лет библиотеки Брянской области активно участвуют в реализации целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства…». За это время они сумели зарекомендовать себя как информационные центры, дополняющие инфраструктуру поддержки малого бизнеса региона.
В рамках Программы в 2003 г. библиотеки области провели опрос предпринимателей районных центров, который позволил подвести итог первых трех лет работы по информационному обеспечению малого бизнеса региона и наметить перспективы развития. Результаты исследования в обобщенном виде представлены в статье «Информационное обеспечение предпринимательской деятельности в малых городах» (Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 7. – С. 53–58).
В 2007 г. проведено повторное исследование, объектом которого вновь стало мнение предпринимателей теперь уже не только о состоянии информационного обеспечения в регионе, но и – по просьбе респондентов – о наиболее важных для них проблемах, решаемых в рамках Программы поддержки предпринимательства Брянщины.
Исследование, не претендуя на научную строгость и завершенность, преследовало следующие цели:
В опросе приняли участие около 200 предпринимателей из 17 районов области, занятых в промышленном производстве (36%), строительстве (3,5%), сфере услуг (17,5%), торговле (11%), фермеры (32%).
Рис. 1. Количество постоянных сотрудников на предприятиях, представленных участниками исследования.
Основную часть респондентов представляют предприятия, имеющие до 10 постоянных сотрудников. В то же время в опросе приняли участие крупные для малых городов фирмы, в которых численность сотрудников достигает 100 и более (рис. 1).
Рис. 2. Состав респондентов, участвовавших в опросах 2003 и 2007 гг.
(Примечание: число респондентов в 2003 г. превышает в сумме 100%, так как около 9% из них совмещали работу в сферах торговли и предоставления услуг населению.)
Сравнение состава респондентов (рис. 2) показало, что в 2003 г. деятельность значительной части респондентов (85%) была связана с торговлей и сферой услуг; в 2007 г. 72% респондентов были заняты в производстве и фермерстве, 28% – в торговле и оказании услуг. Это позволяет утверждать, что в ходе опроса учтено мнение всех основных категорий представителей малого бизнеса небольших городов.
Более 80% участников опроса имеют многолетний деловой опыт, связанный с предпринимательством, – 5 и более лет.
55% респондентов планируют расширение деятельности своих предприятий. Большинство из них не ждут никакой помощи со стороны и надеются только на себя; остальные нуждаются в льготном кредитовании, снижении налогов. Фермеры просят помощи в организации сбыта продукции и приобретении новой техники.
Второй блок вопросов позволил выяснить основные источники получения информации.
Как показали результаты опроса, предприятиям малого бизнеса необходима информационная поддержка для более эффективного ведения дел – об этом заявили почти 90% руководителей предприятий (в 2003 г. – только 73%).
Мнение предпринимателей по поводу предпочтительных источников получения информации в сравнении с 2003 г. мало изменилось. Более половины – 57% (в 2003 г. – 54%) – считают, что информационную поддержку малому предпринимательству в первую очередь должны оказывать налоговые службы; 41% (40% в 2003 г.) отдают предпочтение местным органам власти; около 30% (в 2003 г. – 28%) считают, что информационную поддержку могут оказывать и библиотеки.
В 2007 г. 75% предпринимателей получали информацию для ведения дел в налоговых службах; почти 40% – в администрации, 30% – в библиотеке, 31% – в СМИ. В отличие от предыдущего опроса респонденты называли Интернет, электронные БД, периодические издания; более 50% получают информацию из нескольких источников.
Около половины предпринимателей пользуются ресурсами своей районной (городской) библиотеки (на 2% больше, чем в 2003 г.). Количество постоянных читателей, как и в 2003 г., – 13%, остальные пользуются библиотекой «от случая к случаю».
Ответы на вопрос «Удовлетворены ли вы информационным обслуживанием в библиотеке?» распределились следующим образом:
|
Удовлетворены |
Не удовлетворены |
||
|
2003 |
2007 |
2003 |
2007 |
Каталоги, картотеки |
54 |
50 |
13 |
15 |
Книжный фонд |
26 |
25 |
50 |
50 |
Фонд периодических изданий |
35 |
30 |
45 |
50 |
Использование современных технологий |
21 |
40 |
50 |
40 |
Фонд нетрадиционных носителей информации (дискеты, CD и др.) |
12 |
15 |
61 |
60 |
Культура обслуживания |
76 |
79 |
- |
- |
Результаты опроса показали, что почти 80% респондентов полностью удовлетворены культурой обслуживания в библиотеке (остальные не дали ответа на этот вопрос).
Небольшой процент респондентов, не удовлетворенных каталогами и картотеками, говорит не о качестве СБА, а скорее, о нежелании и неумении читателей пользоваться библиотечными каталогами и картотеками, их предпочтении работать по рекомендации библиотекаря.
Книжным фондом не удовлетворена половина пользователей библиотеки.
Фонд периодических изданий в 2007 г. удовлетворял интересы только 30% респондентов (в 2003 г. было на 5% больше); не удовлетворял уже 50% (45% – в 2003 г.). Это говорит о том, что требования пользователей возросли, а возможности библиотек остались на прежнем уровне.
Респонденты по-прежнему невысоко оценили фонд на нетрадиционных носителях. Но число тех, кто удовлетворен использованием в библиотеке новых информационных технологий, по сравнению с 2003 г. значительно выросло – с 21% до 40%. Это, конечно, радует и подтверждает тот факт, что мы сделали еще один шаг на пути к единому информационному пространству.
Результаты опроса говорят о том, что наиболее активно используемым источником информации предпринимателей малых городов остаются газеты (в 2003 г. – 57%, в 2007 г. – 55%).
В 2007 г. уже 45% предпринимателей обратились к Интернету для получения необходимой информации (в 2003 г. – 23%), причем число пользователей Интернета в библиотеке выросло почти на 8% по сравнению с 2003 г. Можно говорить о том, что предприниматели стали активнее использовать новые информационные технологии. В этом есть и заслуга библиотек, внедривших в практику своей работы и широко рекламирующих новые возможности и электронные информационные ресурсы.
Для качественного и оперативного обеспечения всех заинтересованных лиц официальной правовой информацией в 28 муниципальных библиотеках созданы центры правовой информации, располагающие системами «Консультант +», программными продуктами, предоставленными Центром спецсвязи и информации ФСО России в Брянской области. Наличие правовых систем даёт возможность частным предпринимателям и юристам малых предприятий обращаться в библиотеку за необходимой им правовой информацией; выбранные ими документы копируются на бумагу или дискету.
В 13 районных библиотеках, имеющих доступ в Интернет, предприниматели могут познакомиться с важнейшими ресурсами сети.
Одно из новых направлений в работе Клетнянской библиотеки – оказание помощи предпринимателям в поисках рынка сбыта их продукции. Это направление считается перспективным.
Ряд библиотек осуществляет визуальное информирование населения о социально-экономическом развитии района (города), о принятых администрацией постановлениях. Пользователь библиотеки может не только получить бесплатную библиографическую, аналитическую и документальную информацию, но и скопировать необходимые документы.
В библиотеках организуются выставки, готовятся библиографические списки литературы по темам «Предпринимательство: региональный аспект», «Малый бизнес: информация для предпринимателей», «Налоги и право», «В помощь малому бизнесу» и др.
Наряду с традиционными осваиваются и предлагаются пользователям новые услуги: подготовка тематических дайджестов, деловых досье, консультирование по ведению информационного поиска.
В 2007 г., как и в 2003 г., в рейтинге основных видов информации, необходимой предпринимателям, лидирует информация о налогообложении. Далее респондентами отмечены (в порядке убывания): официальная информация, документы органов власти, нормативно-правовая информация, информация об оборудовании и технологиях, информация о кредитах и инвестициях, ценовая и коммерческая информация, информация о проведении проверок.
Показательно, что информация об оборудовании и технологиях поднялась в рейтинге довольно высоко. Это связано с составом респондентов 2007 г. – в производственной сфере и фермерстве заняты 72% опрошенных. Напомним, что респондентами 2003 г. были в основном предприниматели, занятые в торговле, для них эта информация не представляет интереса.
В 2007 г. в сферу интересов предпринимателей шире вошла обучающая и даже научная информация, которая никого не интересовала в предыдущем опросе.
Сравнивая результаты опросов, можно сделать вывод, что информационные запросы предпринимателей региона постепенно меняются, как меняются их деловые интересы – с сиюминутных («купил – продал») на долгосрочные и основательные.
При этом роль библиотек как главных информационных центров малых городов возрастает, а объективное мнение предпринимателей о наших информационных ресурсах должно стать отправной точкой для изменения ситуации не только в комплектовании фондов, но и для постановки проблемы информационного обслуживания этой категории пользователей.
Результаты анкетирования позволят каждой муниципальной библиотеке определить приоритеты в поддержке малого предпринимательства, а также сделать работу в этом направлении более эффективной.
В обобщенном виде результаты опроса будут представлены руководству Программы, что, по нашему мнению, поможет диагностировать проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в регионе, повысить эффективность реализуемых программ.