УДК 02:37(470)(092)

Н. Н. Кушнаренко, А. А. Соляник

Завидуем тем, кто будет у него учиться…

Мысль, вынесенная в название этой статьи, возникала у нас каждый раз, когда мы – ее авторы, будучи еще юными аспирантами, слушали лекции Ю. Н. Столярова, и не покидает до сих пор, когда, будучи уже докторами наук и профессорами, мы, приезжая в Москву, стараемся не упустить ни малейшей возможности побывать на занятиях у нашего научного шефа, перенимая у него преподавательское мастерство и постоянно открывая для себя все новые грани его научно-педагогического таланта. Мастер-классы, которые он, время от времени приезжая в Харьков, проводит в стенах нашей академии (Харьковская государственная академия культуры), всегда проходят с аншлагом. Зная об их высочайшем профессиональном уровне, на них стремятся попасть и коллеги-преподаватели, и студенты, и аспиранты, и библиотечные работники.

Юрий Николаевич Столяров принадлежит к тому редкому типу педагога, который органично сочетает в себе высочайшую научную продуктивность с желанием передать свои знания ученикам, вдохновить их, пробудить интерес к научному поиску, раскрыть их исследовательские способности, сделать учебный процесс ярким, запоминающимся. Для высшей школы – это идеальный вариант, когда фундаментальные учебные дисциплины читает авторитетный в данной научной отрасли ученый, автор многих учебников, опытный преподаватель-методист, виртуозно владеющий современными технологиями преподавания и обучения.

Секрет педагогической харизмы Ю. Н. Столярова в том, что он никогда не останавливается на достигнутом, открыт новым идеям и методикам, неустанно шлифует и совершенствует свое преподавательское мастерство, творчески преобразует педагогический процесс, оценивая его результаты и себя в нем. Важнейшая особенность его преподавательского стиля – в наличии постоянной обратной связи с аудиторией, взгляд на обучаемых как на равных партнеров, стремление узнать их объективное мнение о содержании и организации учебного процесса, без чего трудно долгие годы успешно «держать планку», повышая качество обучения и авторитет педагога.

Свидетельством того, как внимательно и ответственно Ю. Н. Сто-ляров относится к изучению оценочных суждений своих учеников о его преподавательском мастерстве, является предпринимаемое им ежегодно анкетирование, позволяющее установить отношение обучаемых к предмету в целом, стилю подачи учебного материала, личностным и психолого-педагогическим качествам преподавателя.

Как известно, на Западе опросы обучаемых – традиционная практика, их результаты – один из основных критериев оценки преподавателя, возможностей и перспектив его дальнейшей профессиональной деятельности и карьеры. В отечественной же практике добровольное проведение педагогами высшей школы анонимных анкетных опросов на тему «Преподаватель глазами студентов» – редчайшее явление. В этой связи неподдельное восхищение вызывает профессиональная смелость Ю. Н. Столярова, который без административного давления, по собственной инициативе ежегодно подвергает себя объективной оценке слушателей.

Еще будучи аспирантами, мы помогали нашему научному руководителю обрабатывать результаты такого анкетирования и одновременно усваивали не только методику конкретно-социологического исследования, но и технологию конструирования привлекательного имиджа преподавателя. В результате – в наших личных архивах сохранились анкеты и студентов 2 курса МГУКИ, изучавших у Ю. Н. Столярова курс «Библиотечные фонды» с 1986 по 1998 гг., и анкеты аспирантов МГУКИ за 1994–2000 гг., слушавших у Юрия Николаевича курс «Методика научно-исследовательской работы». Поскольку интерес к такой форме поддержания обратной связи с обучаемыми у нас с годами лишь возрастает, то мы изучили и результаты анкетирования выпускников Высших библиотечных курсов (ВБК) 2001–2007 гг., функционирующих при Российской государственной библиотеке, где Ю. Н. Столяров читает дисциплины «Библиотековедение» и «Документология».

Анализируя структуру и содержание анкет в динамике, можно констатировать, что с течением времени их наполнение модернизировалось и совершенствовалось, но главные содержательные блоки сохранялись. Первый блок вопросов, как правило, посвящен выявлению оценок респондентами содержательного наполнения читаемых Ю. Н. Столяровым учебных дисциплин, их полезности для общенаучного и профессионального развития обучающихся, выявлению степени эффективности проведения преподавателем различных видов занятий – лекционных, практических, семинарских, консультаций, уровня сбалансированности и организации учебного процесса. Такого рода вопросы заставляют анкетируемых задумываться о соотношении теоретических и прикладных знаний в структуре обучения, переосмыслить роль фундаментальных дисциплин в формировании профессионального мировоззрения.

Среди вопросов этого блока наиболее характерными являются такие: «Каково Ваше мнение о темах курса?», «Оцените уровень Вашей самостоятельной работы на занятиях по курсу», «Ранжируйте по степени значимости для Вас знания и умения, которые Вы освоили в процессе изучения нашего курса», «Изменилось ли Ваше отношение к курсу в процессе наших занятий?».

Большинство вопросов этой части анкеты – открытые, респондентам всегда предоставляется возможность свободно высказывать собственные суждения. Интересно, что Юрий Николаевич особенно ценит, когда студенты, слушатели ВБК или аспиранты высказывают критические замечания и предложения – их он тщательно изучает и никогда не оставляет без внимания, стараясь учитывать наиболее рациональные.

В ответах респондентов встречаются, например, и такие: «В Ваших лекциях должно быть поменьше истории и теории, а больше практических сведений, нужных для работы», «Надо разрабатывать самостоятельные занятия индивидуально для каждого слушателя и выделить время для обсуждения результатов их выполнения тет-а-тет с преподавателем», «Будьте чуть более требовательным к слушателям». Однако наиболее характерны такие ответы респондентов на первый блок: «Очень много интересного и нового почерпнули из Ваших лекций!», «Прослушал Ваш предмет с большим интересом, Вы значительно расширили мой кругозор, и не только в области библиотековедения, но и в области философии, истории, эволюции документа», «Понравился философский подход к библиотековедению. Все-таки теория должна быть, она придает смысл практике!», «Ваши лекции дают глубокие знания, расширяют эрудицию, дисциплинируют мышление; особенно привлекает возможность диалога с преподавателем во время занятий», «Вы не допускаете халтуры, любите свое дело. Огромное спасибо за Ваш энтузиазм, увлеченность. Вы прекрасно знаете свой предмет и умеете подать материал!», «Ваша щедрость души, увлеченность профессией пробуждает в слушателях желание постигать науку и работать на пользу библиотечной практике».

Вопросы следующего блока анкеты, как правило, предусматривают оценку личностных качеств педагога и его коммуникативной компетентности. На «отлично» подавляющее большинство респондентов оценивают такие качества Ю. Н. Столярова, как энергичность, энтузиазм, умение аргументированно убеждать, творческое воображение, независимость и неординарность суждений, самокритичность, интеллигентность, широта взглядов, эрудированность, обязательность.

Среди коммуникативных качеств Ю. Н. Столярова, по мнению респондентов, в наибольшей степени проявляются обаяние, уравновешенность, уважительность, тактичность и вежливость, доброжелательность, объективность, справедливость, терпимость к иной точке зрения, иным вкусам и обычаям, открытость, искренность, честность, чуткость и отзывчивость, самообладание, остроумие. Из педагогических техник постоянное одобрение аудитории вызывает умение Ю. Н. Столярова просто и доходчиво излагать сложный материал, хорошие темп, ритм, стиль речи, четкая дикция, владение мимикой и жестикуляцией, безукоризненный внешний вид.

Неустанное внимание Ю. Н. Столярова к результатам ежегодного анкетирования своих слушателей на тему «Профессиональный и психологический портрет педагога» неслучайно. Он давно и плодотворно увлекается имиджелогией, интересуется методиками создания привлекательного имиджа, еще в середине 1990-х гг. для аспирантов МГУКИ и слушателей курсов дополнительного профессионального образования разработал авторскую учебную дисциплину «Имидж преподавателя». Подчеркивая, что умение выстраивать достойный имидж – это обязательный составной компонент образования специалиста, намеревающегося работать в системе «человек – человек», Юрий Николаевич считает необходимым обучать своих учеников законам общения, технологиям самопознания и самопрезентации личности. На своих занятиях он учит распознавать внутреннее состояние окружающих по их манерам поведения, позе, мимике, жестикуляции, внешнему виду. Одновременно слушатели усваивают основы вкуса, стиля, коммуникативные умения и навыки, особенности и правила вербального делового общения, убеждаются в том, что для успешного имиджирования важнейшими личностно-деловыми качествами являются воспитанность, эрудиция, профессионализм, коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, самообладание. Все эти качества демонстрировал в процессе ведения занятий сам лектор, поэтому обучающиеся всегда легко и с удовольствием усваивали знания по курсу «Имиджелогия», отмечали в своих отзывах, что в результате изучения этой учебной дисциплины приобрели определенную психологическую и социальную готовность к эффективному взаимодействию педагога и студента, достижению взаимопонимания, повышению уровня межличностной коммуникации и позитивного восприятия окружающей действительности.

Не менее интересны и познавательны результаты конкретно-социологического исследования на тему «Кто есть кто среди аспирантов», проводимого Ю. Н. Столяровым последние 15 лет. Разработанная им анкета имеет целью составить социальный портрет среднестатистического аспиранта. Среди ее вопросов есть и достаточно острые, и очень личностные, например: «С какой целью Вы поступили в аспирантуру?», «Зачем Вам научный руководитель?», «Как он у Вас появился и что Вы о нем знаете?», «Почему Вы уверены, что Вы с ним сработаетесь?», «Что Вы будете делать, если в ходе исследования выяснится, что Ваш руководитель в корне не согласен с Вашей точкой зрения?» и т.п.

Стараясь сделать занятия по курсу «Методика научно-исследо­вательской работы» продуктивными и оригинальными, полученные в результате анкетирования данные Юрий Николаевич использует в различных темах курса, в том числе и при освещении проблем научной этики и взаимоотношений с научным руководителем. Раскрывая аспирантам содержание понятия научная школа, Юрий Николаевич тактично предостерегает их от потребительского отношения к научному руководителю, учит правилам выстраивания гармоничного и плодотворного сотрудничества, создания доверительной атмосферы делового общения, бережному отношению к традициям. По его мнению, неотъемлемая составляющая атмосферы научной школы – самостоятельный творческий поиск истины каждым «учеником», отсутствие боязни ошибиться, нестандартность мышления и в то же время чувство согласия как высший моральный принцип, позволяющий найти баланс между индивидуальностью и коллективом, уравновесить разные психологические характеристики исследователей, сопрягать «инаковость» разных взглядов и мнений.

Юрий Николаевич всегда внушает аспирантам, что научная школа – это скорее понятие нравственное, чем научно-профессиональное, что всякая школа славится не числом последователей, а славою своих учеников, которые не обязательно должны развивать взгляды своего учителя, а возможно и опережать его, в чем-то противоречить ему, в то же время продолжая его труд во имя прогресса науки.

Усвоив эти постулаты еще с аспирантских времен от своего научного руководителя – Ю. Н. Столярова, мы уже много лет на собственном опыте убеждаемся, что первое и главное условие возникновения и широкого публичного признания научной школы – это наличие истинного ученого-экстраверта, который щедро делится со своими учениками опытом, знаниями и идеями, взрастил уже несколько поколений членов своей школы. Так, под руководством Ю. Н. Столярова защищены 6 докторских и 26 кандидатских диссертаций, он имеет тридцатилетний опыт преподавания в аспирантуре МГУКИ, вносит неоценимый вклад в подготовку научно-педагогических кадров как для всей отрасли культуры, так и для библиотечного дела в частности.

Недавним замечательным подарком всем начинающим ученым нашего профиля стал выход в свет полного курса лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе кандидатского минимума научной специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». В этом издании, названном автором «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность» (Орел, 2007. – 266 с.) предложены решения важнейших теоретико-методологических проблем нашей отраслевой науки, систематизирован и оценен огромный массив отечественных и зарубежных источников, обоснованы перспективы дальнейшего развития современного библиотековедения, библиографоведения, книговедения и документологии.

Это ценнейшее и крайне полезное аспирантам издание, появившееся в свет как подарок Орловскому государственному институту культуры и искусств к его 35-летию, – еще одна иллюстрация того, как щедро Юрий Николаевич делится с научным сообществом своими идеями, насколько продуктивна и эффективна его исследовательская и педагогическая деятельность, велико желание творить, созидать новое во имя развития и процветания нашей профессиональной сферы.

В канун 70-летия нашего любимого Учителя хочется еще раз привселюдно выразить ему наши безмерные восхищение и благодарность за то счастье творческого общения, которое он дарит нам многие и многие годы, за его душевную теплоту и эмоциональную щедрость, неустанную заботу о своих учениках, за неистощимость и широкомасштабность идей, неутомимое трудолюбие и пытливость ума, за неуемную энергию и жизненный оптимизм.

Сегодня Ю. Н. Столяров – бесспорный лидер нашей науки, и мы желаем ему еще долгие и долгие лета сиять ярчайшей звездой на нашем библиотечном небосклоне!

Редколлегия нашего журнала и коллектив ГПНТБ России сердечно поздравляют Юрия Николаевича с замечательным юбилеем, от всей души желают ему неиссякающего вдохновения для новых творческих открытий, воплощения всех его идей и замыслов, доброго здоровья, полного благополучия и благоденствия и, конечно, очень надеются на продолжение нашего многолетнего, активного и самого плодотворного сотрудничества.