НАША ПРОФЕССИЯ

УДК 02:37.018

Е. Б. Дударева

Переподготовка библиотечных кадров:
организационно-функциональная структура

Технологическая модернизация библиотек, осуществляемая в настоящее время, и необходимость повышения социального статуса работников библиотечного дела требуют формирования новой кадровой политики, которая должна быть направлена не только на сохранение уже существующего профессионального потенциала, но и на создание нового корпуса специалистов, соответствующих современным требованиям социального заказа на информационную компетентность библиотечных работников. В свою очередь, решение этой задачи предполагает создание соответствующей образовательной инфраструктуры, что включает в себя дополнительное профессиональное библиотечное образование в виде переподготовки.

В сфере дополнительного образования реализуется принцип непрерывного образования библиотечных кадров, осуществляется компенсация недостающих профессиональных знаний у молодых специалистов, возникающая в силу объективного отставания базового отраслевого образования от потребностей динамично развивающейся библиотечной жизни. Кроме того, дополнительное профессиональное образование и в частности переподготовка служат инструментом освоения новых идей, концепций, технологий: здесь аккумулируется и анализируется инновационный библиотечный опыт, а затем широко используется на практике. Переподготовка кадров определяет цели, задачи, принципы, организационно-функциональную структуру и механизмы формирования системы дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации.

Структуру дополнительного профессионального библиотечного образования следует рассматривать как единый учебно-научный библиотечный комплекс, включающий в себя все виды и типы образовательных учреждений и структурных подразделений, независимо от их ведомственной подчиненности.

Организационная и функциональная структура системы дополнительного профессионального библиотечного образования в современной России реализуется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Федеральный, региональный и муниципальный уровни переподготовки  библиотечных кадров послужили предпосылкой создания разветвленной образовательной сети.

Федеральный уровень включает следующие учреждения высшего и дополнительного образования в сфере культуры и искусства:

– Академию переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ),

– институты дополнительного профессионального образования (СПГУКИ, МГУКИ),

– учебные центры и образовательные структуры послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов при библиотеках федерального уровня: РГБ, РНБ, «Школа Рудомино» ВГБИЛ, ГПНТБ России, РГДБ, РГЮБ, РГБС, РГБИ, ГПИБ, НБ МГУ, ЦНСХБ, ГЦНМБ,

– национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ»,

– межрегиональный центр непрерывного образования – Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН, головной центр дополнительного профессионального библиотечного образования Сибирского федерального округа.

Региональный уровень: учебно-методические центры и курсы повышения квалификации работников культуры и искусства при региональных органах управления культуры; учебно-методические центры и курсы повышения квалификации при республиканских, краевых и областных библиотеках регионов – субъектов Российской Федерации.

Муниципальный уровень: курсы повышения квалификации и различные семинары при муниципальных библиотечных системах (городских и районных ЦБС).

Каждый уровень системы дополнительного профессионального библиотечного образования организационно обеспечивается в основном двумя видами учреждений: вузами и библиотеками. Отличительной особенностью системы дополнительного профессионального образования в библиотечном деле от остальных отраслей культуры является соподчиненность и согласованность всех уровней.

Особое место в системе переподготовки занимают вузы культуры и искусств. Однако в последнее время в них дополнительному библиотечному образованию уделяют недостаточное внимание. Усилия специалистов вузов культуры и искусств сосредоточены в основном на поствузовском образовании, в частности на аспирантуре. В профильных вузах вдвое сократилось число факультетов повышения квалификации, где библиотечные образовательные программы – явление редкое.

Учреждения федерального уровня – АПРИКТ и другие – создают условия для реализации государственной политики в области непрерывного библиотечного образования в целом, методологических и концептуальных основ развития системы дополнительного профессионального образования в Российской Федерации. Разрабатывают типовые учебно-тематические планы и программы профессиональной переподготовки, методики различных форм повышения квалификации на основе инновационных процессов в библиотечном деле и его технологической модернизации. На этой основе развивают дистанционное обучение, создают электронные учебники. Оказывают научно-методическую и консультативную помощь различным образовательным структурам и библиотекам в этой сфере деятельности на региональном и муниципальном уровнях.

В целом учебные программы учреждений федерального уровня приближены к учебным планам вузов культуры и искусства. Слушатели получают знания по следующим дисциплинам: история книжной культуры России, библиотековедение, библиотечные фонды, библиотечные каталоги, информатика, библиотечно-информационное обслуживание читателей, библиография и др. Помимо теоретических занятий слушатели имеют возможность ознакомиться с практической работой крупнейших российских библиотек, получить необходимые консультации у специалистов. Обучение на курсах, как правило, продолжается один учебный год, по окончании обучения слушатели сдают выпускной экзамен и получают свидетельство.

Высшие библиотечные курсы национальных библиотек России – РГБ и РНБ – выполняют функции послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов библиотечной сферы по всем направлениям библиотечной деятельности и ориентированы на переподготовку не только специалистов федеральных библиотек, но и работников библиотек других систем и ведомств.

Учебный центр РНБ имеет лицензию Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга на ведение образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров. Обучение на курсах Учебного центра сотрудников других библиотек, предприятий и организаций, а также для частных лиц – платное.

Учебный центр послевузовского и дополнительного образования специалистов как структурное образовательное подразделение РГБ в системе дополнительного профессионального образования реализует программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки собственных кадров, а также других библиотек Москвы и регионов. В данный момент Высшие библиотечные курсы РГБ осуществляют профессиональную переподготовку по пяти основным направлениям: документология, библиотековедение, библиотечные каталоги, информационные технологии и библиографоведение. По результатам обучения выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который дает право выпускнику курсов на профессиональную деятельность в библиотечно-информационной сфере, а также возможность карьерного роста. Обучение ведется на базе уже имеющегося у слушателей высшего или среднего специального образования.

В настоящий момент все образовательные программы можно разделить на четыре блока: общекультурные дисциплины, профессиональные и специальные дисциплины, компьютерное обучение, иностранные языки. В целом образовательная деятельность РГБ носит универсальный характер, разрабатываются самые разнообразные образовательные программы по переподготовке специалистов библиотек всех систем и ведомств федерального и регионального уровней.

Несмотря на активность центров федерального и межрегионального значения, они не в состоянии удовлетворить неуклонно растущие потребности отрасли в повышении квалификации и переподготовке кадров. Сегодня отчетливо прослеживается тенденция регионализации дополнительного образования.

В рамках реализации «Концепции дополнительного профессионального библиотечного образования» Российской библиотечной ассоциации решается проблема создания единого образовательного пространства, которое рассматривается в первую очередь в региональном аспекте.

Региональное образовательное пространство библиотечно-информа­ционных учреждений можно представить как совокупность всех субъектов региона, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах либо заинтересованных в них. Это могут быть физические и юридические лица данного региона, весь регион с его системой библиотечно-информационного обучения. Но сегодня еще рано говорить о едином образовательном пространстве, поскольку все образовательные структуры придерживаются в сфере дополнительного библиотечного образования скорее ведомственных, корпоративных, чем общих интересов, если не принимать в расчет унифицирующие законодательные акты.

В 1990-е гг. большие перемены произошли в сети курсов повышения квалификации работников культуры республик, краев и областей России. Свой статус сохранили лишь около 30 региональных курсов. В 13 регионах курсы ликвидированы, в остальных – преобразованы в учебно-методи­ческие центры повышения квалификации работников культуры.

На региональном уровне также активно работают учебно-методи­ческие и инновационные центры, курсы повышения квалификации работников культуры и искусства, тренинг-центры, инновационные образовательные структуры различной ведомственной принадлежности.

С учетом различия условий в разных регионах России моделей дополнительного образования и переподготовки библиотечных кадров может быть много, что порождает не меньшее количество проблем. И самая актуальная – ведомственная разобщенность и  корпоративность образовательных услуг.

Ведомственная принадлежность зачастую влияет на характер и содержание обучения, определяет состав слушателей. Образовательные структуры при ГПНТБ России отдают приоритет в повышении квалификации новым информационным технологиям и технологической реорганизации библиотечных процессов, созданию корпоративных библиотечных сетей. Активно используют в этой работе такую форму повышения квалификации, как постояннодействующие международные конференции.

Национальный информационно-библиотечный центр «ЛИБНЕТ» также активно участвует в организации подготовки и переподготовки библиотечно-информационных работников в области информационных технологий.

Субъекты РФ все более ориентируются на использование собственной образовательно-ресурсной базы и развитие региональной образовательной инфраструктуры, в том числе на межведомственной основе. Пример подобной интеграции – созданный на базе ГПНТБ СО РАН Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования, который реализует не только учебные программы по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела данного федерального округа, но и создает информационно-методическую базу повышения квалификации библиотекарей с обеспечением электронного доступа к ее образовательным ресурсам. Идея организации сотрудничества субъектов такого образовательного пространства вполне возможна. Например, в Сибирском федеральном округе по инициативе специалистов ГПНТБ СО РАН сейчас внедряется многоуровневая региональная модель единого образовательного пространства в условиях единой дистанционной информационно-образовательной системы для сотрудников библиотек в этом регионе.

Отличительная особенность Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования при ГПНТБ СО РАН – переподготовка работников библиотек, не имеющих библиотечного образования, на Высших библиотечных курсах; организация повышения квалификации и других образовательных акций по актуальным направлениям модернизации библиотечного дела Сибирского региона, формирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам Сибири. Это региональный консультативно-методический центр по созданию и поддержке образовательных процессов с обеспечением электронного доступа к своим ресурсам; центр дистанционного образования для сотрудников Сибирского федерального округа и координации деятельности всех библиотечных образовательных структур округа.

В этой связи следует отметить и другие региональные образовательные центры: Региональный инновационный центр при Главном управлении культуры и искусств Омской области, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Центр профессионального развития библиотечных работников Дальневосточного региона на базе Дальневосточной государственной научной библиотеки (Хабаровск), региональные центры Алтая, Бурятии, Саха (Якутии), Белгорода, Брянска, Орла, Костромы, Пскова, Твери на базе областных универсальных научных библиотек и  другие. Их деятельность отличается разнообразием форм обучения, разработкой целевых региональных программ повышения квалификации библиотекарей региона.

Муниципальный уровень обеспечивается муниципальными библиотечными системами – это городские и районные библиотеки. Совместно с муниципальными органами управления культурой они создают дифференцированную систему повышения квалификации библиотекарей, ориентированную на краткосрочное адаптационное обучение молодых специалистов, а также способствуют профессиональному и общекультурному развитию кадровых работников, уделяя особое внимание работникам сельских библиотек.

Таким образом, практически  все учреждения культуры и искусства организуют переподготовку и повышение квалификации в системе дополнительного профессионального образования библиотечных кадров на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако несмотря на объективные предпосылки возрастающего значения дополнительного профессионального образования библиотечных кадров, эта система испытывает определенные трудности и проблемы.

Прежде всего это сокращение государственного финансирования мероприятий, связанных с переподготовкой и повышением квалификации во всех отраслях культуры, и отсутствие твердой законодательной базы. Отсутствие нормативных документов, которые ставили бы деловую карьеру специалиста в прямую зависимость от факта получения им новых знаний на различных уровнях непрерывного образования, также отрицательно сказывается на развитии системы.

Стимулом для направления на профессиональную переподготовку работников библиотек, не имеющих специального образования, могли бы стать тарифно-квалификационные требования к работникам культуры Российской Федерации, утвержденные Минтруда России в 1995 г. Однако соответствующего отклика со стороны руководства библиотек не последовало, хотя в других отраслях подобные документы являются серьезным основанием для обязательной переподготовки кадров по стандартизованным образовательным программам.

Эта деятельность также не стала органической функцией как центральных региональных, так и муниципальных библиотек. Здесь следует отметить нерешенные проблемы. Прежде всего это касается  определения содержания образовательных программ, качества обучения, методического обеспечения, состояние материальной базы учебного процесса. Практика отдельных образовательных учреждений не всегда соответствует нормативным требованиям, даже при наличии сильного методического подразделения зачастую отмечается недостаточное дидактическое и научно-методическое обеспечение учебных программ, снижающее эффект от их реализации.

Список источников

Артемьева Е. Б. Формирование модели системы непрерывного библиотечного образования в федеральных округах [Рос. Федерации] / Е. Артемьева, Е. Соболева // Информ. бюл. РБА. – 2003. – № 24. – С. 43–45.

Бессокирная Г. П. Дополнительное профессиональное образование в России: масштабы и тенденции развития // Россия в глобальном контексте: статьи рос. социологов для участников Рус. форума на XV Всемир. конгр. социологов в г. Брисбейне, Австралия, 7–13 июля 2002 г. – Москва, 2002. – С. 7–13.

Виноградова Е. Б. По-настоящему высшие // Библиотека. – 2004. – №8. – С. 71–75.

Высшие библиотечные курсы: учеб. программы. Ч. 1. Общепрофессиональные и специальные дисциплины. Ч. 2. Спецдисциплины (по выбору) / Учеб. центр ФГУ РГБ. – Москва : Пашков дом, 2005. – С. 305.

Высшие библиотечные курсы : учеб.-метод. материалы / ГПНТБ СО РАН; сост. Е. Б. Артемьева. – Новосибирск : ГПНТБ, 2003. – 124 с.

Гендина Н. И. Высшая библиотечная школа в контексте новой парадигмы образования // Десять конференций «Крым» – десять лучших докладов / ГПНТБ России; гл. ред. Шрайберг Я. Л. – Москва, 2003. – С. 21–31.

Дополнительное профессиональное образование : учеб.-метод. пособие / Дальневост. гос. ун-т; науч. ред. Н. М. Пестерева. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2000. – С. 155.

Дударева Е. Б. Проблемы качества библиотечно-информационного дополнительного профессионального образования // Информ. бюл. РБА. – 2003. – № 24. – С. 38–40.

Дрешер Ю. Н. Проблемы профессиональной квалификации библиотечных специалистов: история, поиски, решения : (на примере мед. б-к) / Ю. Н. Дрешер. – Казань, 1996. – С. 200.

Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования в Российской Федерации : проект // Информ. бюл. РБА. – 2002. – № 23. – С. 51–57.

Кузнецова Т. Я. Адаптационное обучение библиотекарей в системе допол­ни­тель­но­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния // На­уч. и техн. б-ки. — 2000. – № 4. — С. 49–52.

Мазурицкий А. М. Современные проблемы подготовки библиотечно-библиографи­ческих кадров в вузах культуры // Там же. – С. 16–19.

Мартынова Л. С. Высшим библиотечным курсам 50 лет // Библиотековедение. – 1998. – № 2. – С. 74–81.

Морозова Н. А. Российское дополнительное образование как многоуровневая система: развитие и становление : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Морозова Нонна Антоновна; Моск. гос. пед. ун-т. – Москва, 2003. – С. 41.

Некрасова Т. М. Краткосрочные тематические семинары в системе оперативных методов образовательной деятельности Учебного центра Российской национальной библиотеки // Информ. бюл. РБА. – 2003. – № 24. – С. 46–47.

Образование взрослых в системе повышения квалификации: сб. науч. тр. / Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования. – Москва : Academia, 2003. – С. 93.

Российское библиотековедение: XX век: направления развития, проблемы и итоги: опыт моногр. исслед. / Бачалдин Б. Н., Ванеев А. Н., Воройский Ф. С. [и др.]; сост. Ю. П. Мелентьева. – Москва : Фаир-пресс: Пашков дом, 2003. – С. 420.

Соколов А. В. Библиотечная профессиология в системе библиотековедческих наук // Библиотековедение. – 2003. – № 4. – С. 29–33; № 5. – С. 22–35.

Столяров Ю. Н. Библиотековедение. – Москва : Пашков дом, 2001. – С. 495.

Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование. – Москва, 2004.