Т. И. Березная

Фирма «Матрикс Пресс», Киев, Украина

Е. В. Пекур

Национальный педагогический университет им. М. П. Драгоманова, Киев, Украина

Мультимедийные технологии обучения работе
с системой ИРБИС

Раскрыты цель и содержание мультимедийных уроков по работе с системой ИРБИС, созданных фирмой «Матрикс Пресс».

Фирма «Матрикс Пресс» уже семь лет является дистрибьютором системы ИРБИС в Украине. Занимаясь внедрением системы и консультируя пользователей, мы столкнулись с двумя основными проблемами: первая – не все библиотекари, приступающие к освоению ИРБИС, готовы воспринять сразу весь объем информации; вторая – текучесть кадров.

Для более эффективного внедрения ИРБИС в библиотеках в таких условиях мы разработали четыре методических пособия:

1. «Настольная книга каталогизатора». Пособие содержит 22 пошаговые технологические инструкции по заполнению основных полей при каталогизации разных видов документов. Инструкции являются рекомендательными, а не нормативными. Пособие предназначено для облегчения освоения методики каталогизации, а также для унификации создаваемых записей.

2. «Получение выходных форм». Сборник включает 48 инструкций, помогающих выбрать нужную в том или ином случае выходную форму, подсказывает, какие поля принимают участие в их формировании.

3. «Ищу то, не знаю что» – сборник примеров по выполнению всех видов поиска в электронном каталоге. Пособие предназначено для облегчения освоения методики поиска как сотрудниками библиотеки, так и читателями.

4. АРМ «Комплектатор». До сих пор нами распространялась только первая часть – «Подписка периодических изданий», которая включает в себя 12 пошаговых инструкций от подготовки БД к подписке до получения выходных форм, а также примеры табличных выходных форм. В этом году мы подготовили вторую часть, относящуюся к функциям заказа и поступления документов.

Все названные пособия распространяются бесплатно среди наших клиентов.

Мультимедийные технологии как одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий с успехом используются в процессе обучения, позволяя программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики – принцип наглядности.

Это подтолкнуло нас к созданию мультимедийных уроков, основой для которых стали представленные выше методические пособия – «Настольная книга каталогизатора» и «Ищу то, не знаю что». Версия мультимедийных уроков служит для обучения пользователей работе в среде ИРБИС64 на основе программы «uvSoftiumSupport» и состоит из двух разделов: «Поиск» и «Каталогизация».

Раздел «Поиск» включает в себя 15 примеров разных видов поиска:

Преимущества использования мультимедийных уроков для обучения молодежной читательской аудитории очевидны. Школьники и студенты имеют возможность самостоятельно (без участия библиотекаря) овладевать навыками поиска в ЭК библиотеки.

Раздел «Каталогизатор» предназначен для приобретения или закрепления навыков создания записей в электронных БД. Он включает в себя пошаговые уроки заполнения основных полей при описании различных видов документов, в том числе: издание с одним индивидуальным автором; под коллективом авторов; с двумя или тремя индивидуальными авторами; под названием (более трех авторов); сборник произведений одного автора без общего названия; сборник произведений нескольких авторов без общего названия; продолжающееся издание или том многотомника; периодическое издание в целом; диссертация и автореферат; патент, авторское свидетельство и другая НТД под номером; патент, авторское свидетельство и другая НТД под названием; звукозаписи (аудио) документов; основной документ на электронном носителе (CD-ROM, дискета, компьютерный файл); стандарты.

Шесть уроков раздела посвящены регистрации периодических изданий и созданию аналитических описаний с применением различных методов ввода. В разделе предусмотрены и два урока по регистрации читателей.

Эксперимент по освоению системы ИРБИС с помощью предложенных мультимедийных уроков проведен в Научной библиотеке Национального педагогического университета им. М. П. Драгоманова. Он показал, что уроки способствуют быстрой адаптации, лучшему и более глубокому изучению и внедрению программного продукта, поскольку каждый библиотекарь или читатель может просмотреть видеоурок несколько раз, остановить и заново запустить его в любой момент, сосредоточить свое внимание на интересующем аспекте.

В ближайшее время совместно с этой библиотекой мы планируем работу по созданию таких уроков для АРМ «Комплектование».

Использование подобных мультимедийных технологий способствует не только освоению информационных библиотечных систем, но и обеспечивает непрерывность повышения профессионального уровня библиотекарей и информационной грамотности читателей.