УДК 027.7(476)+027.023(476)
Ю. А. Переверзева
Сравнительный анализ фандрейзинговой деятельности
публичных и вузовских библиотек Республики Беларусь
Проанализированы результаты комплексного социологического исследования, свидетельствующие о наличии социально-педагогического потенциала библиотечного фандрейзинга. Показаны особенности фандрейзинговых процессов на примере библиотек – участниц исследования.
Функционирование библиотек в Республике Беларусь соответствует социально ориентированным принципам развития государства. Сегодня библиотеки являются ведущим звеном информационной инфраструктуры, обеспечивающим удовлетворение массовых и индивидуальных запросов пользователей при соблюдении требований оперативности, полноты и качества библиотечного обслуживания.
Приоритеты деятельности библиотек республики определяются их социальной и экономической востребованностью обществом, эволюционным развитием сущности библиотеки как информационного центра и как учреждения, содействующего сохранению общечеловеческих духовных ценностей, национальной памяти белорусского народа, традиций культурного разнообразия.
Вместе с тем библиотечное сообщество осознаёт значимость и неотложность решения проблем финансового обеспечения отрасли. Перспективным направлением библиотечной деятельности становится формирование системы библиотечного фандрейзинга, которая бы решала не только экономические задачи, но и способствовала развитию культурно-просветительских, воспитательных, образовательных компонентов библиотечного пространства.
Белорусские библиотечные специалисты подчеркивают роль государственных органов в целевой поддержке библиотек. Именно государственные целевые программы оказывают значительное содействие в развитии важнейших направлений библиотечной работы: формирования единого информационного пространства и информационных ресурсов, осуществления корпоративной каталогизации, подключения к сети интернет, улучшения условий сохранения ценных и редких изданий и др. [1, 2].
Весьма перспективно участие библиотек республики в международных, межгосударственных, межрегиональных библиотечных проектах и программах – «Память мира», «Публичные библиотеки в век информации», «Информация для всех», «Сокровища славянской культуры», «Геральдика Беларуси», «История книжной культуры Подляшья» и др. [3]. Так взаимодействие открывает перспективы интеграции отечественных библиотек в мировое информационное пространство и способствует установлению долгосрочных партнёрских отношений.
Библиотеки Беларуси ведут внебюджетную деятельность по оказанию сверхнормативных библиотечно-информационных услуг, выполнению социально-творческих заказов, привлечению благотворительной помощи, участвуют в конкурсах на получение грантов в целях развития качественно новой системы библиотечного обслуживания, повышения квалификации и профессионализма библиотечных специалистов.
В республике существует определённый опыт фандрейзингой деятельности. Рассмотрим его на примере вузовской сети Республики Беларусь и системы публичных библиотек Минской области.
Анализ состояния, потребностей и особенностей использования внебюджетных источников финансирования в сфере общедоступных публичных библиотек и специальных библиотечных учреждений, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс в вузах, показал, что при наличии типологических различий есть общие характеристики фандрейзинговых процессов. Специфические черты обусловлены как правило субъективными параметрами: социально-экономическим и культурным профилем региона, особенностями контингента абонентов в каждой конкретной библиотеке.
Приоритетными направлениями внебюджетного финансирования вузовских библиотек 44,4% респондентов считают приобретение электронных документов, 42,2% – комплектование библиотечного фонда традиционными документами и развитие автоматизации библиотечно-информационных технологий. Лишь 2,2% респондентов полагают, что организация целевого обслуживания и образовательные технологии – направления, требующие дополнительной ресурсной поддержки. Отмечена и необходимость внебюджетного финансирования образовательных мероприятий (2,2%) и приобретения библиотечного оборудования и мебели для читательских зон (2,2%).
Представители публичных библиотек Минской области отметили, что основными направлениями, которым нужна финансовая поддержка из внебюджетных источников, они считают комплектование библиотечного фонда традиционными документами (60%), автоматизацию библиотечно-информационных процессов (52%), приобретение электронных ресурсов (40%), развитие образовательных технологий (24%), организацию целевого обслуживания пользователей (12%).
Среди наиболее распространённых источников внебюджетного обеспечения специалисты вузовских и публичных библиотек назвали гранты благотворительных фондов и общественных организаций, социальное партнёрство, библиотечные целевые программы, библиотечные проекты, инициативную хозяйственную деятельность. Процент использования грантов практически одинаков, что даёт возможность отметить незначительное влияние типологических характеристик вузовских и публичных библиотек на взаимодействие с благотворительными и общественными структурами. Ситуация с внедрением библиотечных проектов и целевых программ рассматривается как стабильная, что вполне объяснимо использованием в библиотеках соответствующих форм и методов их реализации.
Более широкое распространение социального партнёрства в публичных библиотеках свидетельствует, на наш взгляд, о сложившихся общественных связях и заинтересованности местных структур в их поддержке. Социальное партнёрство вузовских библиотек несколько ограничено их несамостоятельностью в принятии управленческих решений, уровнем сотрудничества библиотеки со структурными подразделениями вузов, сферой функционирования в подготовке кадров (рис. 1).
Рис. 1. Источники внебюджетного обеспечения вузовских библиотек
Республики Беларусь и публичных библиотек Минской области
Согласно данным, полученным в ходе исследования, в библиотеках сформировался определённый набор форм социально-экономического взаимодействия с благотворительными и общественными структурами. Причём, несмотря на типологические различия библиотек, показатели в целом аналогичны и подтверждают общую тенденцию (табл. 1).
Таблица 1
Формы сотрудничества библиотек
с благотворительными фондами и общественными организациями, %
Форма сотрудничества |
Вузовские |
Публичные |
Безвозмездная благотворительная помощь |
35,5 |
38 |
Волонтёрская помощь |
22,2 |
19 |
Подготовка заявок на гранты |
17,7 |
9,5 |
Разработка комплексных целевых программ |
13,3 |
19 |
Довольно широк спектр направлений финансовой поддержки. Это комплектование фондов традиционными и электронными документами (вузовская сеть – 26,4%, публичные библиотеки – 52,3%); приобретение оборудования и компьютерной техники, специальных библиотечных программ (вузовская сеть – 18,7%, публичные библиотеки – 33,3%); организация научных, образовательных и воспитательных мероприятий в библиотеке (вузовская сеть – 28,6%, публичные библиотеки –28,5%). Характерно также использование ресурсной помощи для издания трудов конференций, оцифровки редких изданий (2,3%), работы с социально незащищёнными категориями пользователей и ремонта библиотечных помещений (4,7%).
Показатели спонсорского взаимодействия публичных библиотек значительно выше, чем вузовских (48 и 28,8% соответственно). Возможно, это объясняется более развитой социализирующей функцией публичной библиотеки и более активной коммуникационной политикой, что подтверждено результатами социологических исследований Национальной библиотеки Беларуси «Публичная библиотека в социокультурной среде региона» [4] и «Информационные потребности населения агрогородков» [5].
Уровень использования вузовскими и публичными библиотеками спонсорской помощи определяется также рядом особенностей. Во-первых, объективно-субъективным отношением к феномену спонсорства. Во-вторых, неточным разделением границ благотворительной помощи и спонсорского взаимодействия, вызванным недостатком теоретических и организационно-методических знаний. И в-третьих, необходимостью реализации коммуникативной функции на уровне внешнего взаимодействия библиотеки. Здесь особое значение приобретают информационно-рекламные аспекты сотрудничества, психология отношений. Библиотека должна рассматриваться в роли организатора коммуникации, способного оказать информационную поддержку деятельности пользователя и спонсора.
Виды спонсорской помощи библиотекам вузов достаточно ограничены. Они представлены ресурсной поддержкой (20%), информационной поддержкой (11,1%), технической помощью (4,4%), разовой помощью на проведение конкретных мероприятий (4,4%), оплатой участия в образовательном мероприятии зарубежного тренера и лектора (2,2%). В публичных библиотеках также сохраняется тенденция использования ресурсной, информационной (28 и 20% соответственно) и технической помощи (8%). Имеется и такой канал оказания спонсорской поддержки, как финансирование физическими и юридическими лицами закупки документов в фонды библиотек.
В контексте библиотечного фандрейзинга изучалась проектная деятельность вузовских и публичных библиотек. Наиболее распространённая тематика библиотечных проектов и программ вузовских библиотек – краеведение, морально-эстетическое воспитание пользователей, пропаганда здорового образа жизни. Наименее распространённая тематическая направленность проектной деятельности – сохранение культурного наследия и обеспечение широкого доступа к нему, поддержка программ вуза, издательские проекты (рис. 2).
Рис. 2. Тематика проектов и программ библиотек вузовской сети Республики Беларусь
В столичном регионе наиболее распространённая тематика проектов и целевых программ публичных библиотек – культурно-просветительская деятельность, экологическое образование и воспитание, обслуживание социально незащищённых категорий пользователей, пропаганда здорового образа жизни, краеведение и др. (рис. 3).
Рис. 3. Тематика библиотечных проектов и программ публичных библиотек
Минской области
В структуре проектной деятельности публичных библиотек преобладают целевые программы. Это можно объяснить стремлением к целостному и многоаспектному раскрытию определенной проблематики, необходимостью концентрации ресурсов библиотечного обслуживания, развитием партнёрских отношений (рис. 4).
Рис. 4. Динамика количественных изменений проектов
и целевых программ публичных библиотек Минской области, %
Довольно велик потенциал социального партнёрства. Среди его основных направлений, получающих поступательное развитие в вузовских библиотеках, выделяются целевое обслуживание различных категорий пользователей (22,2%), социальная защита библиотечного коллектива (20%), оказание консультационной помощи по социально значимым вопросам общественной жизни (6,6%).
Несколько иная ситуация с развитием социального партнёрства в публичных библиотеках. 56% библиотечных специалистов отмечают разработанность социального партнёрства в своей библиотеке, что свидетельствует об оптимальном контакте публичных библиотек с общественностью, выявлении наиболее проблемных точек взаимодействия. Органическое взаимодействие элементов библиотечной среды с пользователями способствует более активному, по сравнению с вузовской сетью, развитию таких направлений социального партнёрства, как целевое обслуживание пользователей (40%), реализация программ социализации и адаптации населения (24%). В пределах социального партнёрства развивается также консультационная поддержка пользователей (12%) и социальная защита библиотечных коллективов (4%).
Кадровое обеспечение фандрейзинговой деятельности – также актуальный аспект исследования. Количественный состав сотрудников, участвующих в разработке направления привлечения внебюджетного финансирования, как в вузовских, так и в публичных библиотеках, неоднороден (табл. 2). Не существует и специального структурного подразделения. Фандрейзинговая деятельность рассредоточена преимущественно по содержательно-тематическим признакам библиотечных проектов и программ.
Таблица 2
Количественный состав
библиотечных специалистов, занимающихся фандрейзингом, %
Отдел |
Вузовские |
Публичные |
Комплектования |
29 |
– |
Библиотечного маркетинга |
22,2 |
52,3 |
Обслуживания |
20 |
42,8 |
Научно-методический |
20 |
– |
Справочно-библиографический |
4,4 |
4,7 |
Автоматизации |
4,4 |
– |
Фандрейзинговая деятельность требует профессиональной адаптации библиотекарей. Это отметили 90,4% сотрудников публичных библиотек Минской области и 68,8% представителей вузовской сети. Развивая фандрейзинговую деятельность по разным направлениям и в разных объёмах, библиотекари понимают недостаточность своей квалификации и фактически допускают возможность подготовки в сфере внебюджетного финансирования. Следовательно, существует объективная потребность поствузовского обучения библиотечных кадров через ведомственные институты переподготовки и повышения квалификации, активизации самообразования, обучения персонала на местах. Актуальна также разъяснительная работа с позиций социальной значимости и эффективности использования фандрейзинга, расширения компетенций и сотрудничества.
Выводы:
1. Социально-экономическое положение вузовских и публичных библиотек оказывает существенное влияние на формирование фандрейзинга как инициативного направления библиотечной работы.
2. Основными факторами, влияющими на необходимость разработки системы фандрейзинга в вузовских и публичных библиотеках, являются ускоряющаяся информатизация общества, трансформация функций библиотечных учреждений, усиление их образовательно-воспитательного потенциала, эффективность использования информационно-ресурсной базы, необходимость повышения образовательного уровня библиотечных специалистов.
3. Внебюджетная деятельность как вузовских, так и публичных библиотек содействует развитию системы «библиотекарь–пользователь» посредством дополнительного ресурсного обеспечения основных направлений библиотечной работы, а именно: обслуживания читателей, комплектования фонда, модернизации материально-технической базы, организации научных, образовательных, воспитательных мероприятий.
4. Изучение распространённости элементов системы библиотечного фандрейзинга позволило определить потребности во внебюджетном финансировании в соответствии с возможностями библиотеки по оказанию информационных услуг и с формами библиотечного обслуживания, нуждающимися в целевой и социальной поддержке.
5. Анализ внедрения в практику работы вузовских и публичных библиотек Республики Беларусь элементов системы библиотечного фандрейзинга (социального партнёрства, проектной деятельности и благотворительности) позволил выявить зависимость развития каждого элемента от объективно-субъективных факторов (внедрения новых информационных технологий, организационных условий, знаний и умений, подготовленности к осуществлению внебюджетной деятельности, направленности и целевой ориентации каждого элемента системы, реализации коммуникативной функции библиотек, востребованности библиотечных проектов и программ, их адекватности действительности).
6. Результаты фандрейзинговой деятельности способствуют совершенствованию компонентов – материальных и духовных – библиотечной среды и, следовательно, влияют на состояние информационно-культурной среды общества.
7. Функционирование и совершенствование библиотечного фандрейзинга возможно при наличии библиотечных специалистов, специально подготовленных на базе вузов культуры и искусств, а также через систему повышения квалификации и переподготовки. Необходимо обучение специалистов и студентов на теоретическом и практическом уровнях; выполнение научно-исследовательской работы в области фандрейзинга; создание учебно-методических пособий и комплексов по изучаемой проблеме.
8. Обучение основам библиотечного фандрейзинга должно быть построено исходя из понимания необходимости профессиональной адаптации к выполнению соответствующих учебных задач; условий учебно-практической деятельности, возможности применять на практике полученные знания; закономерностей развития библиотечной отрасли; использования проблемного и продуктивного обучения; соотношения традиционных и активных форм построения учебного процесса, самостоятельной работы; возможностей оценки качества обучения, диалогичности в процессе преподавания.
Список источников
1. Кірухіна Л. Дзяржаўная праграма «Памяць Беларусі»: узаемадзеянне бібліятэк, архіваў, музеяў [Тэкст] / Л. Кірухіна // Бібліятэчны свет. – 2007. – № 2. – С. 14–17.
2. Черник В. Государственное регулирование корпоративного взаимодействия библиотек Беларуси [Текст] / В. Черник // Бібліятэчны свет. – 2007. – № 3. – С. 8–11.
3. Кірухіна Л. Г. Самабытная спадчына нацыі: публічная бібліятэка як захавальніца народных традыцый: тэарэтыка-метадычны аспект [Тэкст] / Л. Г. Кірухіна; Нац. б-ка Беларусі. – Мн., 2005. – С. 8–20.
4. Кірухіна Л. Г.
Публічная бібліятэка як сацыякультурны інстытут у кантэксце рэгіёна [Тэкст]
/ Л. Г. Кірухіна // Сучасныя інфармацыйныя тэхналогіі і сацыяльная
значнасць бібліятэ: матэрыялы Міжнар.
навук.-практ. канф., Мінск, 29–30 кастр. 2003 г. – Мінск, 2004. –
С. 24–30.
5. Липень С. В. Библиотека в информационной структуре агрогородка: по результатам социологического исследования [Текст] / С. В. Липень // Библиотеки в информационном пространстве: синтез традиций и инноваций : материалы Междунар. науч.-практ. конф. молодых учёных и специалистов, Минск, 12 сент. 2007 г. – Минск, 2007. – С. 92–95.