БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
УДК 001.004.14
И. А. Кузьмина
Библиографическое обслуживание
глазами пользователей
Результаты социологического исследования организации библиографического обслуживания в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова Республики Дагестан.
Справочно-библиографическая служба играет большую роль в системе информационного обслуживания и занимает одно из ведущих мест в структуре любой библиотеки. Эта служба – посредник между читателем и книгой.
Именно поэтому Национальная библиотека им. Расула Гамзатова Республики Дагестан решила провести социологическое исследование «Организация библиографического обслуживания пользователей в Национальной библиотеке». Его цель – выявление уровня библиографического обслуживания в библиотеке. Анализ результатов и выводы должны послужить улучшению условий работы пользователей.
Анкетирование проводилось 1 апреля 2008 г. среди пользователей НБ. В нем приняли участие 254 респондента. Анкета состояла из 24 вопросов (Приложение). Всего распространены 258 анкет, сданы 254 (98,4%).
Анализ результатов выявил положительное отношение пользователей к организации библиографического обслуживания в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова Республики Дагестан.
Большинство пользователей посещают библиотеку довольно часто (ежедневно – 18%, один-два раза в неделю – 38%) и работают достаточно длительное время (свыше одного часа – 60%, более трех часов – 33%), что свидетельствует о созданных благоприятных условиях для работы.
Библиографическая работа библиотеки в целом оценена на «хорошо» – 81% опрошенных, столь же положительно оценена работа дежурных библиографов: хорошо – 63%, очень хорошо – 23%.
Подавляющее большинство респондентов (свыше 80%) удовлетворены качеством ведения и расположением каталогов и картотек. Очень многие (62%) уделяют внимание информационным стендам и надписям при работе с каталогами и картотеками. Наибольшей популярностью пользуются традиционные каталоги и картотеки, в особенности алфавитный каталог. Молодые пользователи предпочитают электронные каталоги и картотеки.
Неутешительные результаты дали ответы на вопрос об удовлетворении запросов на материалы, необходимые для работы – 60% пользователей не всегда находят нужную литературу. Комментируя это, хочется сказать, что в фонде библиотеки зачастую нет последних изданий книг, что связано с недостаточным финансированием комплектования.
В ходе социологического исследования пользователи высказали конструктивные мысли и пожелания, которые по мере возможности библиотека учтёт в процессе организации своей дальнейшей работы.
Недочёты в библиографическом обслуживании, отмеченные пользователями (долгий поиск, слабая актуальность рубрик, несоответствие каталога фонду), будут проанализированы и устранены.
Приложение
Уважаемый пользователь!
Приглашаем Вас принять участие в социологическом исследовании «Организация библиографического обслуживания пользователей в Национальной библиотеке».
Его цель – выявить Ваше мнение об обслуживании в Национальной библиотеке.
Улучшим работу библиотеки вместе!
1. Являетесь ли Вы пользователем Национальной библиотеки? (нужное подчеркнуть)
да
нет
2. Как давно Вы записаны в библиотеку?
в текущем году
1-5 лет тому назад
более 5 лет назад
3. Как часто Вы посещаете библиотеку?
практически ежедневно
1-2 раза в неделю
1-2 раза в месяц
от случая к случаю
4. Сколько времени обычно проводите в библиотеке?
свыше 1 часа
свыше 3 часов
5. Стремитесь ли Вы быть обслуженным конкретным библиотекарем или личность библиотекаря не имеет для Вас значения?
да, я стремлюсь попасть к конкретному библиотекарю
личность библиотекаря не имеет для меня значения
затрудняюсь ответить
6. Какие дополнительные платные услуги Вы хотели бы получить, кроме имеющихся?
7. На Ваш взгляд, за последние 5 лет работа библиотеки стала:
лучше
хуже
не изменилась
8. Как Вы оцениваете качество предоставляемых библиотекой библиографических услуг?
очень хорошо
хорошо
удовлетворительно
плохо
очень плохо
9. Оцените результативность Вашей работы в библиотеке:
работаю достаточно результативно
не слишком результативно
мало успеваю сделать
другое
10. Устраивает ли Вас расположение каталогов и картотек в библиотеке?
да
нет
не имеет значения
11. Как Вы оцениваете работу дежурных библиографов библиотеки?
очень хорошо
хорошо
удовлетворительно
плохо
очень плохо
12. Просто ли Вам самостоятельно разобраться в каталогах и картотеках библиотеки?
да
нет
никогда этого не делаю самостоятельно
13. Облегчают ли Вашу работу с каталогами и картотеками информационные стенды и надписи?
да
нет
не обращаю на них внимание
14. Как Вы выбираете литературу?
пользуюсь книжными выставками
пользуюсь каталогами и картотеками
обращаюсь к библиотекарю с просьбой подобрать литературу
другое
15. Оцените библиографическую работу библиотеки в целом:
очень хорошо
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
16. Всегда ли Вы находите в библиотеке материалы, необходимые для Вашей деятельности?
да
нет
17. Назовите, пожалуйста, по каким темам Вы не смогли получить литературу?
18. Как Вы оцениваете качество ведения традиционных карточных каталогов и картотек (заполняемость рубрик, актуальность рубрик, расположение материала, аккуратность и т.д.)?
отлично
хорошо
удовлетворительно
неудовлетворительно
затрудняюсь ответить
19. Уточните, что именно Вас не устраивает в качестве ведения конкретных каталогов и картотек?
20. Что Вы предпримите, если у Вас возникнут трудности в работе с каталогами и картотеками?
постараюсь разобраться самостоятельно
изучу схемы пользования каталогами и картотеками
обращусь за помощью к другому читателю
обращусь за помощью к дежурному библиографу
затрудняюсь ответить
21. Что для Вас предпочтительнее во время поиска литературы?
традиционные карточные каталоги и картотеки
электронные каталоги и картотеки
затрудняюсь ответить
22. С какими каталогами и картотеками Вы работаете чаще?
алфавитный каталог
систематический каталог
электронный каталог
алфавитно-предметный указатель
сводный систематический краеведческий каталог
систематическая краеведческая картотека статей
23. Сведения о себе (нужное подчеркнуть):
возраст: до 15 лет, 15-21, 21-35, 35-50, старше 50
пол: женский, мужской
образование: среднее неоконченное, среднее, среднее специальное, высшее неоконченное, высшее, учёная степень
Ваша профессиональная деятельность
24. Ваши пожелания
Благодарим Вас за участие в исследовании!