УДК 02(063)

15-я Международная конференция
«Библиотечные и информационные ресурсы
в современном мире науки, культуры,
образования и бизнеса» – «Крым–2008»

(7 – 15 июня 2008, Автономная Республика Крым, Украина)

Т. Я. Кузнецова

Академия переподготовки работников искусства,
культуры и туризма, Москва

Библиотечные кадры сегодня и завтра:
пути решения проблемы кадров, которые «решают все»

Рассмотрена ситуация в области обеспечения библиотек кадрами, определены стратегические задачи по сохранению и преумножению кадрового потенциала отрасли и пути их решения в русле Концепции программы развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2015 года.

Решение задач по инновационному развитию библиотек России как информационно-аналитических, культурных, образовательных и досуговых центров в первую очередь зависит от их кадрового обеспечения и профессиональной готовности библиотекарей осуществить коренную модернизацию отрасли.

Работник современной библиотеки должен обладать принципиально новыми знаниями, умениями и навыками, адекватными вызовам информационного общества и задачам социально-экономического развития страны. Ему необходимо быть широко образованным специалистом, владеющим, кроме своей профессии, навыками смежных отраслей знания и сфер деятельности: информатики, педагогики, психологии, социологии, правоведения, культурологии, коммуникативистики и многих других.

Библиотекарь новой формации – это не только хранитель документного культурного наследия, аккумулированного в фондах библиотек, служитель Книги как культурного феномена, знаток художественной, научной и научно-популярной литературы, воспитатель культуры чтения, организатор культурно-досуговой деятельности. Современный библиотекарь это также аналитик-синтезатор, умеющий осуществлять поиск и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей, информационный навигатор и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных, инструктор по освоению информационной культуры, специалист в области социальных коммуникативных технологий. Однако разрыв между требованиями, предъявляемыми современным обществом к библиотечным работникам, и их профессиональными компетенциями в последние годы заметно увеличивается.

В ситуации с кадрами назрели следующие проблемы:

Приведу некоторые статистические данные, подтверждающие высказанные положения (по госстатистике 2006 г.).

Количество работников общедоступных библиотек достигло 128,7 тыс. человек, что на 5,5 тыс. больше по сравнению с 2000 г. Из этого числа 12,2 тыс. работают в центральных универсальных библиотеках, включая библиотеки федерального ведения, в муниципальных библиотеках – 107,3 тыс., в том числе в сельской местности – 50,9 тыс.

Общее количество специалистов с высшим образованием составляет 52,4 тыс. (40,7% от общего числа работников библиотек); со средним специальным образованием – 60,5 тыс. (соответственно 47,8%). Остальные 11,5 тыс. – имеют лишь общее среднее образование. При этом большая часть последних приходится на сельские библиотеки (около 7 тыс.).

Наибольшее число лиц без какого-либо профессионального образования работает в Чеченской Республике (21,8%), Читинской (14%), Тверской (11,9%) и Московской областях (10,1%), а также, как ни странно, в библиотеках Москвы (14,3%). Очень настораживает крайне низкий образовательный уровень библиотечных кадров в Таймырском, Усть-Ордынском и Эвенкийском автономных округах – около 30% работников библиотек имеют только общее среднее образование.

Низкие показатели числа специалистов с высшим образованием отмечаются в Чеченской Республике (17,5%), а также в республиках Дагестан (27,7%) и Башкортостан (29,6%). В Брянской, Вологодской, Костромской, Курской, Оренбургской, Рязанской, Тверской, Ульяновской и Читинской областях их число колеблется от 23 до 29%. В этих регионах наименьшая доля лиц с высшим образованием работает и в сельских библиотеках (от 8,8 до 11,9%).

Примечательно также, что в субъектах РФ, имеющих профильные вузы, кадровая ситуация принципиально не отличается от сложившейся в целом по стране. Число специалистов с высшим образованием среди работников библиотек этих регионов колеблется от 37% (Республика Татарстан, Пермский край) до 55% (Республика Бурятия, Кемеровская область). Причем из них далеко не все имеют профессиональное библиотечное образование. Так, в Самарской области, где находится широко известная в стране Самарская государственная Академия культуры и искусств, число специалистов с библиотечным образованием (со стажем до 6 лет) в библиотеках не превышает 13%. И подобное положение типично для многих регионов России.

Проблемная ситуация с кадровым составом российских библиотек – один из главных тормозов на пути их инновационного развития. Она крайне отрицательно влияет на возможности решения таких важнейших задач отрасли, как повышение качества библиотечных фондов и ресурсно-информационного потенциала библиотек страны, создание благоприятных условий для обеспечения беспрепятственного доступа всем гражданам России к социально значимой информации и знаниям, культурным ценностям и мировым информационным ресурсам, повышение социальной востребованности библиотек и их статуса общедоступных информационных, образовательных и культурно-досуговых центров.

Исходя из вышесказанного, можно определить следующие стратегические задачи развития кадрового состава российских библиотек:

Для решения обозначенных стратегических задач предстоит:

В заключение еще раз подчеркну: от решения кадровых проблем отрасли в первую очередь зависит будущее библиотек и их социальная востребованность в век электронных коммуникаций и общества знаний.

Долг нашего профессионального сообщества –сосредоточить усилия именно на этом участке деятельностис целью минимизации негативных последствий кадрового кризиса последнего десятилетия.