УДК 023

Т. Д. Жукова

Профессиональное сознание библиотекаря:
подходы к определению понятия

Приведены основные этапы рассмотрения российским библиотечным сообществом проблемы профессионального сознания библиотекаря на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Даны различные подходы к определению понятия профессиональное сознание библиотекаря.

Проблема профессионального сознания библиотекаря начала занимать умы библиотековедов России и активно обсуждаться в среде профессионалов в последнем десятилетии ХХ века. Глобальные изменения в мире, связанные с переходом от постиндустриального общества к обществу знаний, а также глобальные изменения в самой России, усугублённые распадом СССР, сменой идеологии, приходом в жизнь демократических свобод, рыночной экономики, новой модели образования, кардинально отразились на профессиональном сознании библиотекарей.

Библиотеки оказались перед необходимостью поиска новой для себя миссии. Кризис общественного сознания к началу 1990-х гг., стереотипы, бытующие в библиотечной среде, остро поставили вопрос о корректировке функций библиотек, о приближении их к нуждам читателей, содействии адаптации их к новым социальным условиям. Потребовалась качественно новая библиотека, соответствующая обществу переходного периода.

Самоопределение стало главной заботой библиотечного сообщества. Глобалистская перспектива вступала в противоречие с традиционным для России национальным самосознанием; процессы информатизации и  внедрения ИКТ противоречили исконному для России литературоцентризму, демократические свободы не стыковались с привычными для отечественных библиотек задачами руководства чтением. От сделанного выбора, формирования нового профессионального сознания библиотекаря зависел облик библиотечной профессии наступившего ХХIвека.

Что же такое – профессиональное сознание? Определение этого понятия отсутствует и в философской, и в социологической, и в психологической литературе. Оно включено лишь как составная часть в понятие сознание групповое.

Под групповым сознанием понимается совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, волеизъявлений, присущих данной социальной группе. Групповое сознание – это тип общественного сознания; совокупность групповых чувств, ценностных ориентаций и идеалов, представлений о групповых целях, путях и средствах их достижения [1].

Профессия – это род занятий, который требует специальной подготовки, практикуется человеком регулярно и служит источником средств существования. Профессия, как определяет её Е. А. Климов, это исторически сложившаяся форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессиональные качества [2].

Профессия носит интеллектуальный характер и предполагает наличие персональной ответственности за выбор методов, действий и суждений. Она основана на научных знаниях, требует умений, которыми можно овладеть. Профессия предполагает: наличие определенной теоретической модели; системы профессиональной подготовки; специальной печати; кодекса этики, которым работники руководствуются в конкретных ситуациях; а также самоидентификацию специалистов, определенный уровень профессионального сознания и самосознания.

Среди множества профессий значится и профессия библиотекаря. Это одна из немногих групп специалистов, которых целенаправленно обучают выявлять, оценивать, систематизировать, упорядоченно накапливать и использовать информацию и ретранслировать её посетителям библиотеки. Этот род занятий относят к гуманитарной, творческой сфере.

Для совершенствования своей профессиональной деятельности библиотекарю необходимо осознавать её цели, задачи, функции, понимать её общественную ценность. Библиотечная профессия в ХХI в. становится ведущим компонентом системы «Библиотека» [35].

Профессиональное сознание включает в себя систему норм, сознательных и бессознательных установок, представлений, определяющих позицию специалиста по отношению к деятельности определённого рода. Это явление духовной культуры, поиска смысла своей профессии, показатель социальной и профессиональной зрелости специалиста.

Для понимания профессионального сознания важны координаты самосознания, или Я-концепции. В библиотечном мире эту проблему применительно к профессиональному сознанию библиотекаря изучала С. А. Езова [6].

В библиотековедении одним из первых исследователей профессионального сознания библиотекарей ХХ века стал профессор А. В. Соколов. Ещё в 1986–1990 гг. под его руководством проведено исследование на тему «Библиотечная профессия сегодня и завтра»: методом контент-анализа публикаций в специальных библиотечных изданиях прослежено изменение профессионального сознания библиотекарей разных поколений на протяжении почти целого века.

Изучались разные параметры профессионального сознания. Среди них: миссия библиотеки, профессиональная этика, самопознание и самоорганизация, отношения с властью, библиотечные идеалы. В профессиональное сознание А. В. Соколов включил также библиотечную мифологию (легендарные библиотекари и идеальные библиотеки), социально-психологические портреты и ценностные ориентации библиотечных работников. Профессиональное сознание библиотекаря рассмотрено в этом исследовании, как и в последующих исследованиях этого направления, в концепции профессиологии. От неё зависит структура библиотечного образования. Ученый выстраивает следующую цепочку: функции библиотеки – профессиология библиотекаря – библиотечное образование, полагая, что цепочка может действовать и в обратном направлении [7].

В 1990-е гг. в библиотековедении произошла своеобразная научная революция. Монографии О. П. Коршунова и Ю. Н. Столярова [8, 9], по словам А. В. Соколова, вызвали прямо-таки переворот научной мысли. В библиотечную лексику вошли новые термины: менеджмент, маркетинг, паблик рилейшенз. Стремительно менялась языковая структура профессии, которую надо было осмысливать. По стране прокатилась волна научно-практических конференций; ключевое слово их тематики – информация. Будущее библиотек стало связываться  преимущественно с новыми технологиями.

Необходимость в изучении профессионального сознания в новых условиях с учётом новых тенденций заметно обострялась. Об этом начали говорить, думать, спорить на конференциях и семинарах. Один из них, прошедший в Москве 3–4 июня 1993 г., так и назывался «Профессиональное сознание библиотекарей. Необходимость перемен в переходный период». В вышедшем в 1994 г. одноименном сборнике статей, подготовленных на основе докладов этого семинара, обращают на себя внимание две публикации: Ю. П. Мелентьевой «Необходимые изменения в профессиональном самосознании» [10] и М. Я. Дворкиной «Некоторые стереотипы библиотечного сознания» [11].

Ю. П. Мелентьева рассматривает осознание библиотекарем себя, своего места и роли в обслуживании читателя как главную составную часть профессионального сознания библиотекаря. Автор считает, что библиотекарь должен стать организатором  приобретения знаний читателем, быть способным в условиях информационно насыщенного общества «создать условия, организовать информационную среду библиотеки» [10. С. 13].

М. Я. Дворкина основное внимание сосредоточила на просветительской функции библиотеки, которая сохранилась за ней еще с ХVIIIв. Просветительство оказало значительное влияние на профессиональное сознание библиотекаря. Идеи эти были включены в систему библиотечных ценностей, сформулировали идеал библиотекаря. Они передавались из поколения в поколение, стали традицией и философией библиотечного дела.

К новой философии М. Я. Дворкина отнесла доступность информации, знания для всех. Эта философия нашла отражение в ряде программ ИФЛА. В новой парадигме библиотекарь – не источник знания, а организатор доступа к информации пользователей библиотек. Обеспечивая доступ к информации, знаниям, организуя информационную комфортность библиотечной среды, библиотекарь тем самым содействует просвещению.

В другой своей статье «От идеологии к философии библиотечного дела» [12] М. Я. Дворкина сосредоточивает своё внимание на проблеме философии библиотечного дела. Она полагает, что в условиях, когда мир становится особенно сложным, когда формируется новая культура – информационно-аудиовизуальная, электронная, синтезированная, встают вопросы: какой должна быть библиотека, какое место она должна занять в обществе, каково её значение? Эти вопросы носят методологический характер.

Большой вклад в разработку концепции профессионального сознания библиотекарей внес А. И. Каптерев. В статье «Культурологические проблемы профессионального сознания библиотечных специалистов» он рассмотрел функции профессионального сознания библиотекарей, выделив в них интегрирующую, коммуникативную, адаптивную, регулятивную, когнитивную, прогностическую функции [13].

Свой подход к проблеме профессионального сознания библиотекарей А. И. Каптерев базировал на принципе единства сознания и деятельности. В деятельности библиотекаря он выделил уровни, соответствующие разной степени рефлексивности. Этих уровней четыре: технологический, управленческий, теоретический и методологический. Каждый следующий уровень заставляет человека оперировать с более широким фрагментом профессионального пространства и потому требует большей абстрактности мышления, большей рефлексии. Чем более долгую историю имеет та или иная профессиональная деятельность, тем ярче выражена специфика профессионального сознания на всех четырех уровнях.

Позже, уже в 2001 г., А. И. Каптерев представил результаты социологического исследования, в течение ряда лет проводимого им лично и в составе проблемных групп), в книге «Виртуальный мир российского библиотекаря: опыт конкретно-социологического исследования профессионального сознания библиотечных специалистов». Обращает на себя внимание  его вывод из результатов исследования: «В сознании библиотечного специалиста превалируют элементы обыденного, а не профессионального сознания» [14].

Для понимания сущности профессионального сознания библиотекаря методологическое значение имеет состоявшийся 5 дек. 1997 г. в РНБ 2-й философский «круглый стол» по теме «Профессиональное сознание библиотекарей как предмет философских, культурологических и социологических исследований».

Ведущая «круглого стола» – Л. Н. Гусева во вступительном слове посетовала на то, что библиотечная наука в новых социальных условиях оказалась невостребованной, библиотекари предпочитают решать свои проблемы опытным путем, чаще всего копируя чужой опыт, преимущественно западный. Падение престижа библиотековедения привело к снижению научного уровня публикаций в профессиональной печати, что отрицательно сказалось на самой практике и вызвало снижение самосознания библиотекарей.

«Круглый стол», собравший людей разных специальностей, поставил своей задачей помочь практикам реконструировать идеологические смыслы деятельности библиотек на основе научных культурологических, социологических и философских исследований, построить новые модели взаимодействия в  изменившихся социальных отношениях. Решение вопроса о миссии библиотек в современных условиях оказалось очень сложным из-за отсутствия исследований профессионального сознания библиотекарей, его структуры и способов формирования [15 ].

Обмен мнениями по этому вопросу дал богатую пищу для размышления о сущности профессионального сознания библиотекарей, создания новых творческих идей и определённой преемственности. Так, в 1992 г. Московская библиотечная ассоциация провела «круглый стол» «Профессиональные ценности библиотекаря», благодаря которому в рамках Российской библиотечной ассоциации возникла секция этики и профессионального общения. В результате создан «Кодекс профессиональной этики».

В выступлении Е. В. Смолиной подчеркивалось, что поднятая тема носит не академический характер: от нее зависит будущее развитие библиотек вместе со всей гуманитарной сферой. Элементами профессионального сознания она назвала язык, ценности, нормы, социальные и гуманитарные знания. Кроме того, Е. В. Смолина обозначила сложную систему факторов, влияющих на формирование и развитие профессионального сознания, т.е. систему образования, идеологию, философию, опыт, науку. В её выступлении поднят острый вопрос о «колонизации» западного образа библиотеки на отечественную почву: о внедрении в сознание библиотекарей современных зарубежных теорий, которые заведомо признаются передовыми. Она считает механическое заимствование недопустимым.

Как выбраться библиотекарю из рутинной жизни? Этот вопрос увязал с проблемой профессионального сознания библиотекарей профессор Санкт-Петербургского государственного университета Ю. М. Шилков. В профессиональном сознании он выделил регулятивно-волевое начало: способность библиотекарей влиять на власть, что в нашей отечественной традиции является слабым звеном. Он обратил внимание на такой универсальный способ жизни профессионального сознания библиотекаря, как диалог, несущий в себе идею взаимопонимания.

В содержательный аспект профессионального сознания библиотекарей много внесло выступление заведующей кафедрой общебиблиотечных дисциплин Тюменского государственного института искусств и культуры Е. Н. Бережковой. Она выделила в этом феномене профессиональные идеалы, профессиональные ценности, профессиональные ориентиры библиотекаря и потребностное состояние общества применительно к библиотеке. Включила в него и читательское сознание самого библиотекаря, т.е. его собственный читательский багаж и отношение к чтению в целом.

Вопрос о профессиональном образовании библиотекарей также активно обсуждался участниками «круглого стола». По их мнению, нет единого библиотекаря и единого профессионального библиотечного сознания. Есть разные библиотекари в зависимости от типа библиотеки и состава читателей. Так, библиотекарь детской библиотеки и библиотекарь научной библиотеки – это разные специальности и должны готовиться в учебных заведениях по-разному [15].

Своё мнение по этому вопросу высказал Е. Ю. Солонин – заведующий кафедрой философии СПбГУ. Он считает, что библиотекарь независимо от специализаций должен обладать воображением, т.е. способностью создавать образ библиотеки. Набор знаний – вторичный момент. Конструкция образования должна строиться так, чтобы будила профессиональное воображение будущего специалиста, устремляла его к творчеству. Без этого библиотекарь способен выполнять лишь рутинные операции, входящие в разработанные кем-то нормативы.

Заслуживает внимания подход к профессиональному сознанию библиотекаря в контексте культуры, высказанный заведующей кафедрой теории культуры СПбГУКИ С. Н. Иконниковой. Она вычленила просветительскую функцию библиотекаря, которая, как она считает, целиком подпадает под термин культурология и подсказывает библиотекарю, где, что, как, когда и куда надо двигаться, ориентируясь на тот спрос, который есть в настоящем [15].

Если обобщить идеи, высказанные в рамках «круглого стола», то в содержание профессионального сознания библиотекарей можно включить:

Из исследований профессионального сознания библиотекарей в целом в 1980–1990-х гг. выделилось изучение профессионального сознаниядетских библиотекарей. Самым крупным исследователем в этой области является О. Л. Кабачек – профессиональный психолог, сотрудник Российской государственной детской библиотеки. Исследование, проведенное под её руководством в течение 1989–1993 гг., выявило стремление детских библиотекарей осмыслить новые реалии. На новом витке развития их профессионального сознания постепенно созрело понимание, что следует искать такие формы и методы своего влияния на читателей, которые им близки и которые они готовы принять внутренне.

О. Л. Кабачек сделала вывод, что детский библиотекарь кроме информационной выполняет педагогическую функцию, в основе которой лежит личностно-ориентированное общение. Оно предусматривает взаимодополнение инициатив взрослого и ребенка, органическое сочетание элементов исследовательской, учебной, игровой и творческой деятельности [16].

Говоря о специфике профессионального сознания детских библиотекарей, исследователь высказала мнение, что  библиотечная педагогика – это уникальная лаборатория, оперирующая всем лучшим в педагогике, достояние отечественной и мировой педагогики. Она базируется не на принуждении, а лишь на интересе ребёнка. Идя именно от интересов ребёнка, библиотекарь выполняет свою задачу – приобщение детей к культуре через общение с книгой [17].

Проблемы профессионального сознания детского библиотекаря коснулось и проведенное в начале 1990-х гг. кафедрой детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры исследование «Библиотечная профессия: современное состояние и перспективы» (научный руководитель – А. В. Соколов). В контексте педагогики изучалось профессиональное сознание детских библиотекарей С.-Петербурга. Главной задачей исследования был ответ на вопрос: «В какой мере педагогическая сущность своей профессии осознается детским библиотекарем, как она реализуется в практике работы с детьми?».

Исследователи (доцент И. И. Тихомирова и аспирант Т. А. Авидон) в рабочем порядке наметили основные составляющие элементы педагогической функции детского библиотекаря. К ним отнесены: образовательная функция (информационная, просветительская деятельность); обучающая функция (библиотечные уроки, привитие умений и навыков в пользовании библиотекой, справочным аппаратом и др.); воспитательная функция (формирование средствами книги и чтения отношений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций детей); развивающая функция (литературное развитие, совершенствование читательской деятельности, повышение культуры чтения) [18].

Исследование выявило инертность библиотекарей, стремление к непротивлению сложившимся стереотипам, безразличие к теории библиотечного дела, отсутствие размышлений по поводу своей деятельности, своих профессиональных проблем. Появившиеся в тот период термины: обслуживание читателей, отделы обслуживания, библиотечная услуга, технология обслуживания и т.п. снизили в сознании библиотекарей их принадлежность к педагогической деятельности, которую они понимали как руководство детским чтением, т.е. активное влияние на выбор детьми литературы. Каждый третий детский библиотекарь в ту пору не признавал за собой реальной возможности воспитания читателя. Ценности демократии обернулись против воспитательной роли библиотекаря. 90% реципиентов – библиотекарей с высшим образованием – признались в нереализованных своих возможностях как педагогов детского чтения [18].

Проведенные в стране исследования и размышления по поводу профессионального сознания библиотекарей, в том числе детских библиотек в 1990-е гг. – переходный период жизни общества, опосредованно отразили и состояние профессионального сознания школьных библиотекарей. Можно было предполагать, что оно на исходе века оказалось не менее противоречивым и неоднозначным, чем на всём его протяжении.

В начале ХХI в. проблема профессионального сознания вновь вызывает интерес и жаркие споры в профессиональной среде.

С. Г. Матлина в статье «И это всё о нём. Попытка самоидентификации», опубликованной в 2008 г., отмечает, что неутихающий интерес к проблеме связан  с тем, что в ней сфокусированы все «болевые точки». Начиная от взаимоотношений библиотеки с властью и читателями до вопросов подготовки и переподготовки кадров, организации библиотечного сообщества, само существование которого как «системы устойчивых связей, основанных на солидарности, взаимных ценностях, чувстве сопричастности и взаимных интересах», ставится автором под сомнение. Там же, в самом общем виде С. Г. Матлина определяет «профессиональное библиотечное сознание как совокупность знаний норм и ценностей, отражающих и направляющих профессиональную деятельность библиотекаря» [19].

Под профессиональным сознанием мы понимаем разновидность группового сознания, связанного с пониманием специалистом сущности своей профессии, со способностью не только принимать профессиональные нормы и ценности, понимать круг существующих проблем и возможные пути их решения, но и прогнозировать вектор развития профессиональных задач, консолидируя собственные усилия с другими представителями профессионального сообщества.

Список источников

1. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. акад. РАН Г. В. Осипова. – Москва, 1998. – 672 с.

2. Климов Е. А. Путь в профессию: пособие для старших классов общеобразовательной школы / Е. А. Климов. – Ленинград : Лениздат, 1974. – 190 с.

3. Столяров Ю. Н. Профессия библиотекаря: почему ее выбирают?» // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1977. – № 1. – С.13-27.

4. Чачко А. С. Библиотекарь – актуальная профессия информационного общества // Вестник БАЕ. – 2003. – № 1. – С. 70–73.

5. Иванова Г. А. Библиотекарь-педагог: проблемы специализации // Вестник БАЕ. – 2003. – №1. – С. 74–76.

6. Езова С. А. Формирование и развитие положительной «Я-концепции» библиотекаря: Социально-психологический тренинг / С. А. Езова. – Улан-Удэ, 1995. – 102 с.

7. Библиотечная профессиология: проблемы становления и развития : сб. – С.-Петербург : СПбГИК, 1992.

8. Коршунов О. П. Библиографоведение: общий курс / О. П. Коршунов. – Москва : Кн. палата, 1990. – 232 с.

9. Столяров Ю. Н. Как сохранить библиотечные фонды / Ю. Н. Столяров – Москва : Либерея, 1995 . – 127 с.

10. Мелентьева Ю. П. Необходимые изменения в профессиональном самосознании библиотекарей / Ю. П. Мелентьева // Профессиональное сознание библиотекарей. – Москва,1994. – С.11–13.

11. Дворкина М. Я. Некоторые стереотипы библиотечного сознания / М. Я. Дворкина // Там же. – С. 14–17.

12. Дворкина М. Я. От идеологии к философии библиотечного дела / М. Я. Дворкина // Библиотековедение. – 1994. – № 2. – С. 51–53.

13. Каптерев А. И. Культурологические проблемы профессионального сознания библиотечных специалистов / А. И. Каптерев // Книга: исслед. материалы / РКП. – Москва, 1994. – Вып. 69. – С. 69–78.

14. Каптерев А. И. Виртуальный мир российского библиотекаря : опыт конкрет.-социолог. исслед. проф. сознания библ. специалистов / А. И. Каптерев. – Москва : Профиздат. – 2001. – 255 с.

15. Профессиональное сознание библиотекарей как предмет философских, культурологических и социологических исследований. Материалы круглого стола. // Петербургская библиотечная школа. –1995. – № 2. – С. 4–12.

16. Кабачек О. Л. Исследование педагогических возможностей детского библиотекаря / О. Л. Кабачек // Сов. библиотековедение. –1990. – № 5. – С. 38–42.

17. Кабачек О. Л. Новый уровень библиотечного сознания / О. Л. Кабачек // Библиотековедение. – 1995. – № 2. – С. 34–43.

18. Тихомирова И. И., Авидон Т. А. Об особенностях профессионального образования детского библиотекаря // Библиотечная профессиология : сб. трудов. Т. 136. – С.-Петербург : СПбГИК, 1992. – С. 93–101.

19. Матлина С. Г. И это всё о нём. Попытка самоидентификации / С. Г. Матлина // Библиотечное дело. –2008. – № 20. – С. 3.