УДК 027.8

С. Н. Румянцева

Направления педагогической деятельности
современной школьной библиотеки

Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, основанной на серьёзном нравственно-эстетическом фундаменте – важнейший приоритет государственной политики в сфере культуры, искусства и образования. В связи с этим очевидна необходимость повышения эффективности воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Одна из актуальных задач культурной и образовательной политики современного этапа – воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование нравственных основ и художественного вкуса. Решение этой задачи будет способствовать развитию духовного потенциала детей и юношества, формированию ценностных мировоззренческих основ, к которым в первую очередь относятся нравственные и правовые нормы, гражданственность, патриотизм, установка на саморазвитие, толерантность, экологическое сознание, установка на здоровый образ жизни.

Гуманистическая система воспитания подразумевает переход с авторитарной педагогики на гуманистическую, где на первом месте – признание ценности человека.

Для школьной библиотеки преимущественным становится:

Экономические и социальные преобразования последнего десятилетия полностью изменили подходы к образованию в стране. Для школьной библиотеки на первый план выступили те проблемы, помощи в решении которых требует современная школа. В числе важнейших проблем – формирование у детей и подростков установок на здоровый образ жизни.

Судя по публикациям в педагогической печати, педагоги ищут пути развития информационных функций школьной библиотеки в этом направлении.

Известный отечественный психиатр М. Е. Бурно в своих трудах обосновывает возможность широкого использования творческого потенциала пациентов для повышения эффективности лечебного процесса. В коррекционной педагогике также общепризнанным является привлечение детей к творчеству. Чем это вызвано? Процесс библиотерапии не ограничивается только общением читателя с книгой, диалогом с автором. Неоценимую роль играет театральное творчество самого ребёнка, т.е. освоение им позиции автора на практике. Именно такая позиция даёт возможность человеку посмотреть на обстоятельства, события и отношения объективно, всесторонне.

Терапия творчеством и педагогика творчества неслучайно признаны ныне уникальными средствами, факторами личностного роста – особенно если речь идёт о ребёнке, подростке. Занятия в творческом объединении «Театр здоровья» – не только эмоциональная разрядка, но и последовательное осмысление влияния вредных привычек на здоровье человека. Объективированный в авторском тексте жизненный материал рассматривается маленьким актёром с собственной позиции, он выступает в роли судьи. Происходит переосмысление его жизненного опыта, изменение, личностный рост «актёра».

Искусство приводит человека к лицезрению и сущностному переживанию общечеловеческих ценностей. Взаимодействие детской души с нравственным зарядом авторского текста потрясает её, порождает катарсис – благотворный эмоциональный взрыв, способствующий реинтеграции личности, обретению ею связей с миром, открытию своей подлинной природы. Это помогает ребёнку, подростку обрести смысл своей жизни, подняться над ложными стереотипами, увидеть в обыденном – вечное.

В библиотерапевтической работе важно не упустить глубинный смысл художественного произведения, открыть его вместе с читателем-актёром и читателем-зрителем. Библиотекарь (библиотерапевт) должен каждый раз заново определять, какой элемент произведения нужно затронуть, чтобы включился эмоционально насыщенный процесс лечения театральным творчеством.

Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития подростка способствует противостоянию негативным воздействиям среды. Слово – уникальный инструмент воздействия на психику человека, уровень его развития, культуру поведения. Усвоенные человеком правила культуры поведения превращаются в ценное качество личности – воспитанность. Основа культуры общения – гуманное отношение человека к человеку, к себе самому.

Важным направлением педагогической деятельности школьных библиотек является работа с одарёнными детьми.

Проблема одарённости волновала людей всегда. Учителя стремятся как можно раньше выявить способности у детей. И задача школьных библиотекарей – помочь, поддержать ту искорку интереса, которую зажёг учитель на уроке. А если учесть, что задатки таланта есть в любом ребёнке, то очень важно относиться к каждому ребёнку, как к будущему гению!

Несомненно, работа с одарёнными детьми требует высокого качества комплектования фонда библиотеки, его полного и многоаспектного раскрытия средствами справочно-библиографического аппарата. Самый нужный и самый востребованный в школьной библиотеке источник информации – тематическая картотека  по педагогике, где среди других хочется выделить особую рубрику – «Одарённые дети».