УДК 02

Е. В. Мокшанова

Культурная среда библиотеки:
интерпретация понятия

Основываясь на терминологическом анализе понятий культурная среда, социальная среда, библиотечная среда, сделана попытка дефиниции понятия культурная среда библиотеки.

Представлено содержание культурной среды библиотеки, показана ее роль как ресурса поликультурного пространства.

Современное научное познание, как и другие области деятельности общества, испытывает влияние глобализации, интенсивная диффузия идей и знаний смежных областей становится обязательным условием эффективности науки и практики. Библиотековедение, не являясь исключением в этом отношении, все более расширяет свои междисциплинарные связи.

В последние годы активизировались исследования культурологических аспектов библиотечно-информационной деятельности, что объясняется в том числе становлением и активным развитием самой культурологии. В связи с этим небезынтересно рассмотреть одно из ее базовых понятий – культурная среда – применительно к библиотеке.

В обыденном сознании культурная среда предстает как некое окружение человека, в которое входят и учреждения культуры (театры, музеи, клубы и дома культуры, библиотеки и т.д.), и события культурной жизни.

Любое научное исследование требует уточнения понятийного аппарата. Единство и точность терминологии позволяют определить границы применения того или иного понятия и избежать некорректных толкований. Это тем более важно в такой области, как культурология, поскольку, во-первых, она тесно связана с рядом других наук (в их числе философия, социология, история, культурная география, регионология, культурное и антропогенное ландшафтоведение, демоэкология, библиотековедение), во-вторых, в ней существуют различные научные школы со своими теоретико-методологическими подходами.

В библиотековедческой литературе не удалось обнаружить определений термина культурная среда, но в «Толковом словаре обществоведческих терминов» он трактуется как «бесчисленное разнообразие предметов, вещей, знаний, ценностей, идеалов, отношений, окружающих человека всю его жизнь» [1].

В культурологии культурная среда характеризуется как «совокупность социально-культурных объектов, связанных с созданием и распространением культурных ценностей (научные и учебные заведения, культурно-просветительские учреждения, художественные промыслы и т.п.), а также стиль и характер культурных взаимоотношений людей, культурно-бытовые условия и духовно-нравственная атмосфера в обществе» [2].

Еще одно определение раскрывает культурную среду как искусственную предметно-пространственную среду жизнедеятельности – окультуренные территории, населенные пункты, постройки, сооружения, помещения, вещи и иные материальные продукты деятельности, а также социально-информационную среду взаимодействия в обыденной жизни и специализированных областях деятельности людей [3].

Обобщая вышесказанное, можно представить культурную среду как совокупность условий, способствующих успешному развитию, саморазвитию и самореализации личности.

По аналогии с понятием культурная среда образуются и другие понятия, например, социальная среда, научная среда, правовая среда, библиотечная среда, семейная среда, обучающая среда и т.д. Как они соотносятся с культурной средой?

Социологи утверждают, что культурная среда, культурная деятельность – атрибуты человеческого общества, не может в условиях общества отсутствовать культурная среда, так же как она не может возникнуть вне присутствия человека социального. Социальная среда, согласно «Социологической энциклопедии», это – «объективные условия существования человека в обществе и одновременно фактор и основание его социализации. Различают макросреду (социальная структура общества) и микросреду (трудовой коллектив, семья, школа). Последняя выступает как опосредующее звено между обществом и индивидом» [4].

Следовательно, культурная и социальная среды неразрывны. Соответственно, все другие среды не могут существовать вне социальной и культурной среды и являются ее специфическим проявлением, например, среда по виду группы – семейная, учебная, трудовая, спортивная, военная, профессиональная (педагогическая, библиотечная и т.д.); по способу воздействия на форму сознания – правовая, нравственная, эстетическая, научная; по отношению человека к среде – позитивная, безразличная, негативная и т.д.

Естественно, что в центре культурной среды общества находится ее творец – человек созидающий. Культура предстает как способ самореализации человека.

Самореализация человека – это прежде всего стремление найти и утвердить смысл своей жизни в соотнесенности с окружающей средой. Культурная среда является для человека «смысловым миром», который вдохновляет, сплачивает людей в сообщество и передается из поколения в поколение, определяет способ бытия и мироощущения людей.

Не требует доказательств, что органичным и неотъемлемым элементом культурно-социальной среды выступает библиотечная среда.

Понятие библиотечной среды не является общепризнанным, официально утвержденным стандартизованным термином. Однако существует авторская трактовка термина: известный библиотековед М. Я. Дворкина предложила под библиотечной средой понимать совокупность определенных составляющих внутренней среды библиотеки –информационную, материальную, эмоционально-психологическую, культурную, экологическую. «Библиотечная среда есть всё окружение работника и пользователя в библиотеке» [5].

Как видим, структура внутренней библиотечной среды представлена достаточно конкретно, чего нельзя сказать о внешней библиотечной среде. М. Я. Дворкина выделила внешнюю среду (макросреду) библиотеки. Возникает вопрос: каковы границы этой внешней макросреды? Можно ли считать внешней библиотечной средой конкретного библиотечного учреждения всю культурно-социальную среду общества? Видимо, нет, но это требует отдельного изучения и подтверждения.

В этой статье рассматривается только внутренняя библиотечная среда. Итак, согласно определению М. Я. Дворкиной, содержание этого понятия охватывает библиотеку в целом. Однако оно неоднородно – наряду с прочими в нем есть культурная составляющая.

Уточняя понятие этой составляющей, предлагаю назвать ее культурной средой библиотеки и попытаюсь определить ее содержание.

Учитывая сущностный смысл термина культура как сферы творчества, мира созданных человеком материальных и духовных ценностей, ценностного отношения человека к окружающему миру, на мой взгляд, под культурной средой библиотеки следует понимать особый гуманистический стиль и интеллигентный характер взаимоотношений библиотекарей и пользователей, духовно-нравственную, творческую атмосферу и культурные (комфортные) условия общения.

Для аргументации этого определения сошлюсь на мнение М. Я. Дворкиной – «характер общения отражает степень культуры, духовности библиотечной среды» [5], а также на предложенную А. В. Соколовым формулу интеллигентности, включающую образованность, креативность, гуманизм, альтруизм, толерантность, служение культуре, которой должен соответствовать библиотекарь как субъект культуры [6].

Возможно, подобное представление о культурной среде выглядит идеалистичным и не каждая библиотека ему полностью соответствует. Однако речь идет о формировании именно такой среды библиотеки, которая способна притягивать людей, предлагать им то, что они безусловно оценят.

Культурная среда библиотеки, кроме плоскости межличностных контактов, будет проявлять себя и в традиционных формах, идентифицируемых как культурно-досуговые, – музыкальных вечерах, кинопросмотрах, художественных выставках и т.п., а также через предметное пространство (комфортный, функциональный интерьер).

Таким образом, культурная среда – это сочетание определенных объективных и субъективных элементов, ядро библиотечной среды, являющееся показателем степени развития материальной, эмоционально-психологической и других ее составляющих.

Исходя из сложившегося в библиотековедении представления о библиотечной среде соотношение всех рассмотренных понятий можно представить графически (рис).

Подчеркну, что предлагаемую схему не следует считать исчерпывающей и бесспорной, она отражает попытку дальнейшего развития идеи библиотечной среды.

 

Культурная среда в структуре макро- и микросреды библиотеки

Все элементы культурной среды библиотеки взаимосвязаны друг с другом. Однако нельзя признать их самодостаточными, автономными: появляясь и развиваясь в определенной культурной среде, внешней по отношению к ней, библиотека, как и другие институты общества, естественно, испытывает ее влияние. Вместе с тем библиотека оказывает и определенное обратное воздействие на культурную среду общества, являясь активным посредником между обществом и общекультурным наследием человечества, запечатленным в документах.

Список источников

1. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / Н. Е. Яценко. – С.-Петербург : Лань, 1999. – 528 с.

2. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А. И. Кравченко. – Москва : Академ. Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. – 928 с.

3. Культурология: ХХ век : словарь. – С.-Петербург : Университетская книга, 1997. – 630 с.

4. Социологическая энциклопедия : в 2 т. / Нац. обществ. науч. фонд. – Москва : Мысль, 2003. – Т. 2: Н – Я. – 861 с.

5. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: новая реальность : лекции / М. Я. Дворкина. – Москва : Профиздат, 2003. – 44 с.

6. Соколов А. В. Диалоги с постсоветской гуманитарной интеллигенцией / А. В. Соколов. – С.-Петербург : БАН, 2006. – 584 с.