УДК 02:37

И. Н. Доронина

Формирование информационной культуры
профессионала библиотечно-информационной деятельности

Преподавание дисциплины «Информациология» студентам-выпускникам на библиотечно-информационном факультете Белгородского государственного института культуры и искусств.

Информационная наука и практика, согласно стандарту, является одной из областей профессиональной деятельности дипломированного специалиста высшей квалификации – технолога автоматизированных информационных ресурсов. Основное качество профессионала этой квалификации – высокий уровень информационной культуры. Соответствующий уровень формируется у студентов библиотечных факультетов на протяжении всего периода обучения и вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют его развитию и применению к конкретному виду деятельности.

Понятие информация является базовым и определяющим в содержании изучаемых дисциплин. Раскрытие многогранности этого понятия – одно из условий успешного формирования уровня информационной культуры. «В социальной сфере и в гуманитарно-культурологической деятельности, а также в процессе преподавания практически всех дисциплин информация играет главенствующую роль. В обществе информация является объединяющим, организующим ресурсом, способствующим сохранности собственности и воспитанию людей, повышению уровня знаний, культуры, материального благосостояния и развития. Чем больше используется научной, исторической, оперативно-текущей и перспективной (первично-достоверной) информации в процессе преподавания, особенно социально-гуманитарных предметов, тем интереснее, доступнее и качественнее учебный процесс» [1. С. 15].

Необходимо отметить, что в 1970-е гг. был поставлен вопрос о присвоении информации статуса философской категории, однако и сегодня изучение феномена информации – одна из интереснейших и сложных проблем. В современном научном мире существуют различные мнения, касающиеся этого понятия. Одни исследователи считают, что надо отказаться от попыток дать строгое определение информации и рассматривать это понятие как первичное, неопределяемое (подобно понятию множества в математике). Другие пытаются найти общие свойства и закономерности, присущие многоаспектному понятию информация. Однако каждая дисциплина наполняет его своим смысловым содержанием. Появляются новые научные направления, которые по-своему интерпретируют информацию. Необходимо отметить следующие, на наш взгляд, самые крупные направления.

Информодинамика (впервые официально прозвучала в 1998 г.) декларирует себя как «наука о феномене информации и феномене ее самоорганизации, о законах, которым подчиняются явления информационные и их связи с явлениями энергетическими, включая в совокупность информационных явлений и интеллект, разум, вообще все негэнтропийные информационные процессы» [2].

Информология – наука об информации как фундаментальном факторе бытия, закономерностях создания, производства, передачи, получения, хранения и использования информации. Основной постулат информологии заключается в том, что все природные явления, объекты и процессы можно рассматривать в образе некоего условно замкнутого пространства. Это дает возможность выделить показатель, который принадлежит каждому пространству. Таким показателем является состояние пространства или иначе – информация. Предмет изучения информологии – пространственная организация информации, а также закономерности пространственного построения информационных систем.

Синергетическая теория информации (СТИ) изучает информационно-количественные аспекты отражения системных образований, представленных конечным множеством элементов. Ключевое положение в СТИ занимает информационный закон отражения, а информация трактуется как форма отражения.

Информациология претендует на звание «единая теория на единой фундаментальной основе, всеобщая методология и всеобщий информационный метаязык» [1. С. 21] и определяет информацию как «генерализационно-единые самоотношения, конформные самоотображения и соотношения всех вакуумных, материзованных и дематеризованных точек пространства» [Там же.С. 91].

Из перечисленных (далеко не всех) научных направлений наибольшее развитие получила информациология. Зародившись на стыке естественных, гуманитарных, технических и социальных наук, а также на основе фундаментальных явлений и процессов, происходящих в обществе и Вселенной, информациология стала генерализационной и таким образом фундаментальной наукой. «В настоящее время все страны мира идут по информациологическому пути развития. Информация, как всеобщая генеративная основа природы и общества, является безальтернативным ресурсом прогресса и благосостояния многих народов; информациологические ресурсы и технологии, средства массовой информации, компьютеры, локальные, глобальные и космические информационные сети подняли науку и технический прогресс на беспрецедентный уровень по сравнению с тем, что обеспечили в прошлом физика, механика, химия и электродинамика, вместе взятые» [Там же. С. 17].

Термин информациология появился в 1989 г., а первое издание по этому научному направлению вышло в 1993 г. Основоположником информациологии признан И. И. Юзвишин – автор единственного на сегодняшний день учебного пособия «Основы информациологии». Ему удалось установить и формализовать закономерности информационных отношений в микро- и макроструктурах природы, общества и Вселенной, которые отражают информационные процессы, происходящие между элементарными частицами, атомами и молекулами в материальной среде и между нульматериальными точками в информациогенно-вакуумном пространстве Вселенной.

Законы информациологии и фундаментальный принцип информациологического подхода позволяют корректнее и точнее анализировать, синтезировать и прогнозировать различного рода процессы и явления природы и общества. Важно также и то, что автор учебного пособия предложил и обосновал картину мироздания, основой которой является информациогенный вакуум, заполняющий все пространство Вселенной и рождающий материальные частицы.

В 1992 г. по инициативе И. И. Юзвишина создана Международная академия информатизации; проводится Всемирный информациологический форум.

Все сказанное приводит к мысли о целесообразности и пользе преподавания дисциплины «Информациология» и послужило основанием для включения ее в перечень дисциплин специализации федерального компонента специальности «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация «Технолог автоматизированных информационных ресурсов».

В Белгородском государственном институте культуры и искусств «Информациология» преподается с начала 2007/2008 учебного года на пятом курсе.

Цель курса – обучение студентов основам информациологии как научной основы построения информационной модели мира; развитие мировоззрения; формирование информационной культуры; изучение практической стороны функционирования информации – процессов ее возникновения, передачи, хранения, обработки; исследование информационных микро- и макродинамических процессов и явлений, происходящих во Вселенной.

Изучение этой теоретической дисциплины поможет студентам-выпускникам обобщить, систематизировать и расширить многогранное понятие информации. Главная задача при этом – раскрыть фундаментальную сущность информации, ее беспрецедентную актуальность и ценность на современном этапе развития, безальтернативность информациологических ресурсов и технологий, что и будет способствовать формированию высокого уровня информационной культуры. А это, в свою очередь, станет залогом успешной профессиональной деятельности.

Разрабатывая программу новой дисциплины, мы посчитали целесообразным включить в нее следующие разделы:

1. Универсальная концепция информации.

Общенаучный характер понятия информации. Информационное отражение. Современные определения информации. Виды информации. Основные концепции информации. Триединство информации. Фундаментальная сущность информации. Фундаментальный принцип информациологического подхода в исследованиях.

2. Законы информациологии.

Всемирный информациогенно-вакуумный закон. Закон сохранения информации и информационного равновесия Вселенной. Закон постоянного изменения информации. Всемирный закон генерализационно-единого информационного взаимодействия. Законы симметризации, ритмичности, периодичности и цикличности.

3. Информационный подход как новая парадигма в изучении эволюционных процессов.

Становление понятия информация. Понятие информации в различных философских учениях. Сущность и методология информационного подхода.

4. Информационная деятельность человека.

Информациология биосферы. Информациология человека. Информациология гуманитарно-культурологической сферы мирового сообщества.

Естественно, что при изучении и преподавании новой, развивающейся науки, к которой неоднозначно относятся в научном мире, возникает множество вопросов, которые хотелось бы обозначить и обсудить. Главный вопрос – содержание и структура дисциплины. На наш взгляд, она претендует на изменение статуса: из дисциплины специализации может превратиться в общепрофессиональную.

Следующий вопрос – отсутствие адаптированного для гуманитариев учебника. Единственное учебное пособие – «Основы информациологии» И. И. Юзвишина – не переиздавалось с 2001 г. Кроме того, в нем преобладает физическая и математическая терминология: физические величины, доказательства, требующие для понимания достаточно серьезной математической подготовки. В работе со студентами гуманитарного вуза использовать это пособие можно только в том случае, если глубоко перерабатывать целые разделы, что мы и делаем. Например, при изучении раздела «Законы информациологии» подбираем примеры применения законов в библиотечно-информационной деятельности.

Психолог И. Огнев делает попытку создать свой учебник «Основы информациологиии» с акцентом на психологический и философский подходы к понятию информации. Однако пока этот учебник существует только в электронном виде.

Большой интерес при подборе материалов представляют работы доктора философских наук В. Б. Гухмана (Тверской ГТУ), который освещает философскую сущность информационного подхода, и доцента кафедры философии Белгородского ГУ В. Е. Пенькова, рассматривающего информационный подход как новую методологическую парадигму и ее применение в изучении эволюционных процессов.

Полагаем, что в Белгородском государственном институте культуры и искусств готовы к работе по созданию учебного пособия «Информациология» для вузов культуры и искусства. Наши специалисты ищут соавторов для этой работы.

Анализируя еще совсем небольшой опыт преподавания дисциплины «Информациология», можно утверждать, что огромное познавательное значение и фундаментальная научно-исследовательская роль информациологии в науке, в социальном развитии и во всех областях знаний свидетельствуют о том, что она дополняет, уточняет, обобщает и развивает любую науку, как и любую сферу человеческой деятельности. А формированию уровня информационной культуры в значительной мере способствует расширение и дополнение научных сведений о сущности фундаментального понятия информации.

Список источников

1. Юзвишин И. И. Основы информациологии : учеб. для высш. и средних учеб. заведений, курсов повышения квалификации и самообразования / И. И. Юзвишин. – Москва : «Высшая школа», 2001. – 517 с.

2. Лачинов В. М. Информодинамика или Путь к Миру открытых систем / В. М. Лачинов, О. А. Поляков. – С.-Петербург : изд-во СПбГТУ, 1999. – 431 с.

3. Мокий В. С. Краткое введение в информологию / В. С. Мокий, О. Е. Шегай, А. О. Жамборова. – Москва : Новый Центр, 1999. – 150 с.

4. Чернавский Д. С. Синергетика и информация (динамическая теория информации) / Д. С. Чернавский. – Москва : Едиториал УРСС, 2004. – 288 с.