ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Н. П. Павлова

Июнь – Крым – Конференция!
(Семнадцатый Международный Крымский форум)

Ежегодная международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2010»,по мнению многих (как отечественных, так и зарубежных коллег) по праву заслужила репутацию самого яркого и одного из  самых значимых профессиональных событий в жизни библиотечно-информационного сообщества.  Каждый год на этот мировой форум собираются десятки сотен ведущих специалистов из многих стран, его работа подробно освещается в  профессиональной прессе и  активно обсуждается как в течение  самих «крымских» дней, так и по их завершении. Став признанной своеобразной точкой отсчета, эта конференция одновременно и начинает и завершает наш «профессиональный год».

Представьте…

Итак, «начнем сначала». Представьте себе: начало июня, Крым, уютный курортный городок  Судак, украшенный средневековыми «декорациями» – знаменитой Генуэзской крепостью на высокой скале, солнце (порой, может быть, чуть более жаркое, чем хотелось бы), роскошный южный парк и его завораживающие ароматы, пенье неведомых птиц (поскольку в кронах деревьев их почти не видно, но очень хорошо слышно), Черное море… И вот – посреди всего этого великолепия – более 1000 человек, одержимых своей профессией, невзирая ни на какие красоты, слушают серьезные лекции или сами выступают с докладами. (Правда, с лекциями выступают не кто-нибудь, а такие многогранные личности, как Е. Ю. Гениева, А. З. Мирзаян, а с докладами – Я. Л. Шрайберг, Е. И. Кузьмин, Н. И. Гендина, Ю. Н. Столяров, Э. Р. Сукиасян и многие, многие другие авторитетнейшие специалисты; за пять дней было представлено свыше 400 докладов!)

Очевидно, что все эти люди – участники Крымского форума – свято следуют своим профессиональным интересам и не променяют их даже на манящие красоты и соблазны черноморского города-курорта.

Открытие форума

Руководители и организаторы конференции «Крым» давно уверились в том, что как конференция отроется, так она и пройдет, поскольку церемония торжественного открытия здесь всегда служит увертюрой для всего последующего.

Как известно, на каждом крупном мероприятии, особенно столь масштабном и многочисленном, как конференция «Крым», возникают какие-либо непредвиденные обстоятельства, усложняющие ход работы, раздражающие паузы… Но в этом году на конференции «Крым-2010» все прошло на редкость четко, стройно, красиво.

Сценарий торжественного открытия, как и все последние годы на Крымском форуме, остался без изменений – он уже хорошо знаком постоянным участникам. (О процедуре торжественного открытия Конференции «Крым» не раз рассказывалось в обзорах работы этого форума, ежегодно публикуемых в нашем журнале, и, по-видимому, нет смысла повторяться.) Как обычно было все:  и многочисленные приветствия, и вынос флагов стран-организаторов и стран-участниц, и поднятие флага конференции «Крым», и исполнение ее гимна хором Оргкомитета.

Правда, о двух приветствиях в адрес конференции «Крым-2010» хочется сказать несколько слов, поскольку они прозвучали здесь впервые: приветствие от министра внутренних дел России зачитала Г. С. Плотни­кова, полковник, начальник отдела Объединенной редакции МВД РФ; очень теплое, неформальное, с завидным чувством юмора и «без всякой бумажки» приветствие услышали собравшиеся от легендарного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Г. М. Гречко.

После короткого перерыва  началось пленарное заседание – «общий сбор», самое важное мероприятие, задающее тон всей работе форума.

На пленарном заседании с ежегодным докладом «Первое десятилетие информационного века: влияние информационно-электронной среды на роль и позицию библиотек в развивающемся обществе» выступил профессор Я. Л. Шрайберг.

В этом году – юбилей такого значимого события Крымского форума, как ежегодный доклад: на конференции «Крым-2010» он был прочитан в десятый раз. В связи с этим  А. И. Земсков, предваряя доклад, коротко рассказал о том, почему Программный комитет конференции «Крым» десять лет назад принял решение (кстати, именно по предложению А. И. Земского, который в то время возглавлял ГПНТБ России и был заместителем председателя Программного комитета) о целесообразности и, более того, необходимости подготовки подобного доклада и поручил эту работу Я. Л. Шрайбергу.

(Специально к конференции изданы и ежегодный доклад 2010 года в виде брошюры, которую могли получить все участники, и сборник, объединивший все десять ежегодных докладов Крымского форума. Журнальная версия доклада будет по традиции опубликована в «НТБ» – в первом номере будущего года. С полными текстами ежегодных докладов Я. Л. Шрайберга на конференциях «Крым-2001» – «Крым-2010» можно ознакомиться и на сайте ГПНТБ России по адресу http://elib.gpntb.ru/.)

По завершении пленарного заседания состоялось открытие выставки «Библиотечные системы, информационная и  издательская продукция», традиционно сопровождающей работу Крымского форума и являющейся частью его программы. В этом году  были развернуты 35 стендов. Свою продукцию представили ведущие библиотеки, издательства, информационные корпорации, книготорговые и другие организации. Здесь ежедневно проходили презентации и встречи.

Профессиональная программа Конференции

Программа Крымского форума этого года как всегда поразила его участников своим разнообразием и насыщенностью: она состояла из девяти разделов, или частей (см. приложение), плюс культурная и спортивная программы.

В профессиональную часть программы вошли 69 мероприятий (не считая презентаций на упомянутой выше ежегодной выставке); при этом заседания большинства постоянных секций (их 15) включали работу нескольких сессий в течение двух дней, т.е. общее число мероприятий, проведенных за пять дней – 87! (Если разделить это число на 5 рабочих дней форума, то получится, что ежедневно проходили 17,5 мероприятий.)

Основная проблема. Сказав, основная, или главная проблема, я имею в виду, конечно, не суть программы или организации форума, а главную сложность для его участников – проблему выбора! Каждый день приходилось серьезно сталкиваться с этой проблемой и решать, что же предпочесть из того интересного и нужного, что происходит одновременно.

(Для примера - первая половина второго дня конференции:

9.00 – 13.00 – Секция 1. Информационное общество и мировая информационная инфраструктура. Национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества.

9.00 –13.00 – Секция 2. Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии (вторая сессия).

9.00 –13.00 – Секция 3. Электронные библиотеки (первая сессия).

9.00 –13.00 – Секция 8. Экологическая информация и экологическая культура.

9.00 – 13.00 – Секция 12. Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества (первая сессия).

9.00 – 13.00 – Семинар «Открытый доступ и открытые архивы информации».

9.00 – 13.00 – Семинар «Расширение круга пользователей библиотек для слепых: тенденции и перспективы».

9.00 – 12.00 – Специальный семинар и «круглый стол» «Непростые страницы истории»

12.20 – 13.30 – Дискуссионный «круглый стол» Московского библиотечного консорциума.

10.00 – 13.00 – Специальная программа РБА.

11.40 – 13.00 – Специальная презентация «Инновационные методы тестирования профессиональных знаний иностранных языков».

11.00 – Презентация на выставке – «Книжный терминал Э-Скан – инновационное устройство для читальных залов».)

Увы, иначе выстроить программу, т.е. чтобы все мероприятия шли последовательно и чтобы все участники наверняка везде успели, невозможно, поскольку совершенно невозможно отказаться от проведения тех или иных мероприятий, которые действительно нужны именно сейчас, интересны и одинаково достойны площадки Крымского форума. Поэтому здесь, кроме профессионализма и опыта, участникам, чтобы везде успеть побывать, нужны умение сконцентрироваться, сделать правильный выбор, четко расставить приоритеты и… хорошая физическая подготовка (последнее – шутка, почти). Поможет, конечно, и уговор с коллегами о взаимном обмене информацией, т.е. обо всем услышанном и увиденном, что и происходит здесь постоянно – в свободные «крымские» минуты. (Кроме того, если выбор мероприятия оказался неудачным, всегда можно покинуть аудиторию и перейти в другую – благо идти далеко не придется: самый длинный путь займет не более 10 минут, причем это станет и очень приятной прогулкой  – по замечательному парку.)

В общем, если есть большое желание работать, – все получится. И в этом на каждом Крымском форуме убеждаются сотни его участников.

Новые мероприятия профессиональной программы. Среди многих новых мероприятий, представленных на конференции «Крым-2010», прежде всего назову две специальные программы, посвященные 65-летию Победы. Одну из них представила корпорация «Электронный архив». Она познакомила участников форума с социальными интернет-проектами, посвященными 65-летию Победы.

Особенно нестандартно, ярко прозвучала программа ГПНТБ России – «В библиотеке встретились книги и песни»: пришедшие на это мероприятие (каждому при входе в зал вручали георгиевскую ленточку) увидели театрализованный рассказ о том, как работали библиотеки в годы ВОВ, о библиотекарях-фронтовиках; после каждой документальной истории звучали песни и времен войны, и послевоенные, но, конечно, ей посвященные, и все песни исполняли те же сотрудники ГПНТБ России – члены оргкомитета конференции. А само действие происходило на затемненной сцене, одна часть которой была оформлена как стилизованный блиндаж, другая – как рабочий стол библиотекаря тех времен. Все было представлено и исполнено очень здорово, органично и трогательно.

С темой Великой Отечественной войны было созвучно и еще одно новое мероприятие – семинар «Непростые страницы истории», который провели М. Н. Суслова, заместитель председателя Комиссии Правительства Москвы по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, и Эдвард Казинец (Edward Kasinec), научный сотрудник Института Харримана (Колумбийский университет), долгие годы возглавлявший Славяно-Балтийский отдел Нью-Йоркской публичной библиотеки. (Э. Казинец – давний партнер ГПНТБ России в организации и проведении научно-образовательных туров в США и, кроме того, он  неоднократно участвовал в Крымском форуме.)

Каждый из организаторов этого мероприятия представил по два доклада. М. Н. Суслова: «Непростые страницы истории нашей Родины: донести правду подрастающему поколению», «Обзор изданий последних лет, посвященных увековечиванию памяти жертв политических репрессий 1930-1950 гг.»; Э. Казинец: «Ленин, “Львы” (Нью-Йоркская публичная библиотека) и международные библиотечные отношения в период 1890–1930-х гг.», «Русское искусство под молотом Арманда Хамера». В обоих докладах он буквально продемонстрировал (конечно, на экране дисплея)  уникальные исторические документы, переданные в Нью-Йоркскую публичную библиотеку представителями еще так называемой первой волны эмиграции из России в Европу и США.

Еще одно – весьма необычное – мероприятие обозначено в программе конференции как интеллектуально-дискуссионная дуэль «К барьеру!» (по схеме известной телепередачи В. Р. Соловьева).

«Дуэлянтами» оказались А. И. Земсков («секунданты» – В. К. Степа­нов, МГУКИ; Г. А. Евстигнеева, ГПНТБ России) и Ю. Н. Столяров («секунданты» – Т. Ф. Лиховид, МГУКИ; И. А. Шевченко, президент Украинской библиотечной ассоциации). В роли «рефери» выступил Я. Л. Шрайберг (он и «придумал» устроить эту «дуэль). Независимыми экспертами были выбраны Э. Р. Сукиасян, РГБ; В. А. Цветкова, ВИНИТИ; Ю. Н. Дрешер, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, Казань; В. В. Загуменная, Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств, Киев.

В программе названы и причины дуэли: взгляды, толкование и использование в библиотечной практике терминов и дефиниций (электронный документ; электронная информация; библиотечное и информационное обслуживание; читатель, пользователь, клиент).

«Поединок» – в форме вопросов и ответов – строился по всем правилам телевизионной дуэли, за их соблюдением и регламентом (по две минуты на обдумывание ответа и столько же на сам ответ) строго следил рефери. Вопросы дуэлянтам задавал вначале сам рефери, затем «дуэлянты» – друг другу, затем «секунданты» и, наконец, аудитория, т.е. «болельщики» или «свидетели».

По завершении «поединка» были заслушаны мнения экспертов, которые высказались за победу Ю. Н. Столярова. Однако, в итоге тайного голосования аудитории, победителем стал А. И. Земсков.

Впрочем, проигравших, конечно, не было: по-моему, все, в том числе и «дуэлянты» получили большое удовольствие от такого поединка. (Вполне возможно, что подобные «дуэли» станут традиционными на Крымском форуме. А поскольку об этом мероприятии хочется рассказать более подробно – оно того заслуживает – в следующем номере будет помещена отдельная публикация в рубрике «Дискуссионный клуб».)

Среди тем, важность которых не  только не уменьшается, но и возрастает год от года – проблемы соблюдения авторского права при библиотечно-информационном обслуживании. Этой «больной» теме был посвящен дискуссионный «круглый стол» (уже шестой на Крымском форуме) «Защита авторского права и интеллектуальной собственности в практике работы зарубежных и отечественных библиотек» (он прошел в рамках секции 10 «Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек»). Ведущие «круглого стола» – Я. Л. Шрайберг; В. Р. Фирсов, зам. генерального директора РНБ, вице-президент РБА; А. И. Вислый, генеральный директор РГБ; В. В. Терлецкий, генеральный директор Российского авторско-правового общества «Копирус»; С. С. Журова, заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Мишель Вудс (Michelle Woods), старший советник по международной деятельности Офиса США по авторскому праву (Библиотека Конгресса США).

Вначале В. Р. Фирсов заявил, что в Российской Федерации авторское право находится «на среднеевропейском уровне» и что всем нам (т.е. библиотекам) следует «здраво подходить к ограничениям» в Гражданском кодексе.

Однако вопросов, связанных с «легальной» возможностью обслуживания пользователей информацией в электронной форме, по-прежнему много. В связи с чем А. И. Вислый подчеркнул, что сегодня «знание в электронной форме» необходимо. Но реализации этой насущной необходимости мешает требование письменного разрешения от авторов на выпуск произведения в электронной форме, «что сделать практически невозможно из-за их огромного числа». Для устранения этой проблемы он предложил три варианта: первый – цифровая подпись автора или правообладателя; второй – электронная форма изначально выложена в Сети, но автор может наложить на нее запрет; третий – использование электронной формы только в стенах библиотеки и бесплатно для читателей. (Говоря о ярых, бескомпромиссных поборника авторского права, А. И. Вислый назвал их «правопийцами».)

Комментируя третий вариант, предложенный А. И. Вислым, В. В. Терлецкий сказал: «Все, что видим в Сети в свободном доступе, мы можем использовать в личных целях».

Вступив в дискуссию, С. А. Басов (РНБ) сразу же заявил о своей «экстремистской» позиции, обусловленной тем, что существующий закон «не различает пользователей и продавцов», а интересы и задачи у них, безусловно, разные. (Здесь прозвучала впечатляющая цифра: в России ежегодно издается 100 тыс. книг; это один железнодорожный вагон!)

Призывая собравшихся  более  вдумчиво вникать в текст печально знаменитой Четвертой части Гражданского кодекса РФ, В. Р. Фирсов, в частности, сказал: «Со временем я стал «защитником» Четвертой части. Общее замечание: Четвертая часть ГК посвящена защите авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности. Доступность информации трактуется в форме исключений из авторского права (статьи 12-273, 12-274). Использование произведений в образовательных целях не требует специального разрешения. И главное здесь – свободная выдача в стенах библиотеки».

В итоге, как на каждом «круглом столе», посвященном этой теме, прозвучал настоятельный совет – более внимательно и вдумчиво изучать Четвертую часть ГК РФ. А в заключение С. С. Журова сказала, что Государственная Дума готова рассматривать корректные и обоснованные предложения всех заинтересованных сторон.

Чтобы показать, насколько разнообразной и разноплановой была программа конференции, назову еще одно – неформальное – мероприятие. Это… игра «Что? Где? Когда? В библиотечно-информационном, книжном и издательском пространстве», прошедшая на Крымском форуме уже в четвертый раз. Все предыдущие годы побеждали зрители – участники конференции, однако в этом году впервые победила команда игроков, состоявшая, впрочем, также из участников конференции.

В этом году в команду игроков вошли: Ю. Н. Дрешер (Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, Казань), Т. Я. Кузнецова (Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Москва), В. В. Зверевич (Центр информационных ресурсов Британской высшей Школы дизайна, Москва), Леван Тактакишвили (Национальная парламентская библиотека Грузии, Тбилиси) и С. А. Басов (РНБ) – капитан команды. (Рассказать подробно об игре очень сложно – «это нужно было видеть», т.е. буквально видеть вопросы, как, впрочем, и весьма артистичные ответы на них, особенно С. А. Басова. Однако Ю. Н. Столяров, на мой взгляд, справился с этой непростой задачей: его обзор можно прочитать в предыдущем – девятом – номере нашего журнала.)

Ежегодно Крымский форум предлагает своим участникам и разнообразную культурную программу – музыкальные и творческие вечера известных писателей, поэтов, артистов; экскурсии по заповедным и памятным местам Крыма; а с 2005 г. проводятся и спортивные мероприятия:  футбольные матчи, теннисные, шахматные и бильярдные турниры, состязания по плаванию.

В этом году в рамках культурной программы конференции состоялись: концерт Театра песни «Подворье» Крымской государственной филармонии (руководитель – Алена Удалова, заслуженная артистка Автономной Республики Крым, заслуженный деятель искусств России); творческие вечера актера театра и кино, исполнителя авторской песни, писателя, народного артиста России Владимира Качана и поэта, телеведущего, автора многих книг, лауреата премий «Венец», «Золотое перо России» Владимира Вишневского. В концерте «Москва – Судак – Транзит» выступили, кроме Владимира Качана, один из самых известных бардов Александр Мирзаян (физик, философ и лингвист), председатель правления Ассоциации российских бардов, и Константин Фролов, лауреат Грушинского фестиваля авторской песни (Симферополь).

Большим подарком стала и представленная в один из вечеров лекция А. Мирзаяна «Русская поэзия – путь и модель развития русской цивилизации». Мало того, что сама тема – завораживает, созвучна интересам очень многих интеллектуалов–участников форума, вся лекция была подана с таким неподдельным чувством сопричастности, с такими светлыми и яркими эмоциями, что это событие обсуждалось в течение всей конференции (а лекция была – в ее первый день).

Закрытие конференции «Крым-2010»

Кульминация каждого Крымского форума – официальное закрытие – начинается во второй половине дня (в первой – еще продолжаются программные мероприятия) и традиционно состоит их трех частей: подведение итогов работы конференции, торжественное закрытие и, наконец, прощальный банкет.

В подведении итогов работы приняли участие руководители и члены Оргкомитета конференции, председатели секций и организаторы различных мероприятий, участники форума.

В своем кратком выступлении Я. Л. Шрайберг  сказал: «На мой взгляд, программа была интересной. Вся она выполнена достаточно успешно. По словам руководителей секций, с каждым годом некачественных докладов становится все меньше, а значит, постоянно возрастает уровень всей конференции».

Е. Ю. Гениева отметила особую насыщенность программы этого года и выразила сожаление, что не удается избежать пересечения мероприятий по времени их проведения. Говоря о ежегодном докладе конференции, она сказала, что он был особенно интересен и его активно обсуждали и цитировали в ходе всего форума. Критически отозвалась Е. Ю. Гениева – заместитель председателя Программного комитета Конференции «Крым» – о культурной программе этого года. По ее мнению, не все выступления соответствовали уровню Крымского форума, что говорит о необходимости более тщательно продумывать эту часть программы в дальнейшем.

И. А. Шевченко, выступая от лица украинской делегации, также отметила насыщенность и тематическую актуальность программы этого года и не впервые подчеркнула: «Наша жизнь строится от «Крыма» и до «Крыма»; подготовка к очередному форуму полным ходом идет уже в марте».

Руководители различных секций, семинаров и «круглых столов» – Ю. Н. Столяров, А. А. Колганова, Е. Л. Кудрина, Н. И. Гендина, Г. А. Евстигнеева, А. Н. Воропаев, Е. В. Линдеман, Э. Р. Сукиасян, О. К. Громова, Л. А. Казаченкова – отметили успешное проведение их мероприятий, сердечно поблагодарили всех организаторов за обеспечение четкой работы.

В заключение Я. Л. Шрайберг – от лица Организационного комитета конференции «Крым-2010» – выразил благодарность всем участникам очередного Крымского форума.

Начавшаяся после перерыва торжественная часть закрытия Конференции «Крым-2010», окрашенная уже праздничным настроением, как всегда была посвящена награждению спонсоров и лауреатов традиционных номинаций Крымского форума; подведению итогов конкурсов и спортивной программы. Эту часть программы вели хорошо знакомые всем участникам И. В. Ермилина и Б. И. Маршак (ГПНТБ России).

Лауреатами в номинациях Конференции «Крым-2010» стали:

Матс Линдквист (Mats Lindquist), руководитель отдела координации национальных проектов Национальной библиотеки Швеции, – «Лучший председатель мероприятия» (семинар «Сохранение культурного наследия»);

Е. В. Иванова, специальный корреспондент газеты «Библиотека в школе», – «Лучший организатор мероприятия» (секция 12 «Проблемы чтения и информационной грамотности детей и юношества»);

Г. М. Гречко, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, – «Лучший докладчик» («Поехали на работу!» – доклад в ходе специальной программы «Авиация и космонавтика»);

А. В. Шишкин (Москва)  – «Лучший переводчик».

«Лучший стенд выставки» – стенд ГИВЦ Министерства культуры России.

Титул «Мистер Конференции» получил народный артист России Владимир Качан (к этому титулу он отнесся с подобающим чувством юмора), «Мисс Конференции» стала Марина Игнатюк, главный библиотекарь ОУНБ им. О. Ольжича (Житомир, Украина).

Завершился очередной Крымский форум прощальным банкетом; по традиции он прошел под открытым небом – как всегда все участники конференции и гости праздника расположились на самой широкой, спускающейся к морю аллее роскошного парка ТОК «Судак». И как всегда был чудесный южный вечер, прозвучало много тостов, теплых слов, добрых пожеланий и, конечно, музыки.

По давней традиции нашего форума заключительные аккорды прощального вечера – гимн Конференции и великолепный фейерверк.

И завершить этот обзор хочется тоже как всегда: «Спасибо всем!»

*  *  *

Международная конференция  «Крым-2011» состоится 4–12 июня 2011 г.

Тема конференции – «Библиотеки в новом десятилетии информационного века: совершенствуя технологии и развивая сотрудничество».

Информационное письмо Организационного и Программного комитетов, а также регистрационная форма для участников конференции  размещены на сайте ГПНТБ России  www.gpntb.ru. Здесь же можно  познакомиться со всеми материалами Конференции «Крым-2010» и предыдущих Крымских форумов.

По рекомендации председателей секций некоторые доклады (из числа тех, что были представлены для опубликования в Трудах Конференции «Крым-2010») и обзоры работы секций будут опубликованы в первых номерах 2011 г.

Приложение

Программа Международной конференции «Крым-2010»

(перечень основных мероприятий)

I. Официальные и торжественные мероприятия.

Пленарное заседание, специальные лекции и программы

Открытие Конференции

Пленарное заседание

Открытые лекции

II. Секции

Секция 1. Информационное общество и мировая информационная инфраструктура. Национальные информационные ресурсы и национальные библиотеки, проекты международного сотрудничества.

Секция 2. Автоматизированные и корпоративные библиотечные системы и технологии.

Секция 3. Электронные библиотеки.

Секция 4. Библиотеки и музеи в общем пространстве информации и культуры.

Секция 5. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение.

Секция 6. Библиотечные кадры, профессия и образование.

Секция 7. Информационно-лингвистическое обеспечение библиотечно-информационных систем.

Секция 8. Экологическая информация и экологическая культура.

Секция 9. Информационный рынок и формирование фондов библиотек.

Секция 10. Публичный доступ к правовой и деловой информации. Проблемы авторского права, защиты интеллектуальной и имущественной собственности библиотек.

Секция 11. Библиотеки регионов, муниципальная и краеведческая

информация.

Секция 12. Проблемы чтения и информационной грамотности

детей и юношества.

Секция 13. Медицинская информация: роль библиотек в обеспечении

научных исследований и информационном обслуживании врачей.

Секция 14. Информационное и инновационное обеспечение процессов образования, научных исследований и управления.

Секция 15. Использование Интернета и интернет-технологий в библиотечно-информационной практике.

III. Специальные мероприятия конференции

Специальная программа проблемно-тематического направления «Авиация и космонавтика».

Специальная программа Российской библиотечной ассоциации.

Специальная программа Украинской библиотечной ассоциации.

Специальная программа «День издания Центра книги Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино».

Специальный «круглый стол» «Роль словарей в информационной  среде ХХI века». Викторина «Найди нужные слова!».

Специальная программа «Новая роль Reed Elsevier: от информационного обеспечения к инновационным решениям».

Специальная программа подписного агентства «КОНЭК» и компании «ProQuest».

Специальная программа Национального электронно-информационного консорциума (НЭИКОН).

Специальная программа «Американские уголки на Крымской конференции».

Специальное мероприятие, посвященное поэту Максимилиану Волошину.

IV. Семинары

Совместное мероприятие Российской библиотечной ассоциации, Российской национальной библиотеки и ГПНТБ России.

Семинар «Сохранение культурного наследия».

Семинар «Расширение круга пользователей библиотек для слепых: тенденции и перспективы».

Постоянный семинар «Библиотеки тюркоязычных стран и регионов: приоритеты взаимодействия и сотрудничества.

Проблемный семинар и «круглый стол» «Управление библиотечными ассоциациями и библиотечная инноватика».

Специальный семинар «Продвижение чтения в глобальном информационном обществе. Почему эта деятельность в России пробуксовывает?».

Специальный семинар «Проблемы продвижения чтения глазами издателей, книготорговцев и профессиональных СМИ».

Специальный семинар «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»: новые возможности и новые вызовы».

Специальный семинар и «круглый стол» «Непростые страницы истории».

Семинар и «круглый стол» «Библиотеки Москвы».

Специальные мероприятия Постоянной Школы-семинара ИРБИС.

Школа-семинар Российской государственной библиотеки «Электронная библиотека диссертаций РГБ, Антиплагиат».

V. «Круглые столы»

«Издатель, библиотека, читатель. Новый «курс лодки» в электронном мире».

«Круглый стол» Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ «Проекты Центра ЛИБНЕТ 2010–2011 гг.».

«Пресс-конференция наоборот, или Задай вопрос журналисту».

Специальный «круглый стол» «Ретроконверсия каталогов РНБ и РГБ – итоги и перспективы».

Выездной «круглый стол» «Роль парламента в становлении новой российской государственности» в г. Симферополь.

Специальный «круглый стол» «Информационная культура как основа устойчивого развития на местном уровне».

«Информационная культура и информационная грамотность».

VI. Ежегодные конференции и другие мероприятия ассоциаций, фондов, общественных организаций

Заседание Совета директоров Международного библиотечного, информационного и аналитического центра (МБИАЦ).

Ежегодная отчетно-выборная конференция Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Ассоциация ЭБНИТ).

Заседание Правления Международной ассоциации ЭБНИТ «О подготовке Отчетно-выборной конференции.

Заседание вновь избранного правления Международной ассоциации ЭБНИТ.

Совещание официальных дистрибьюторов и представителей по распространению системы автоматизации библиотек ИРБИС.

VII. Конкурсы, игры, выставки

Игра «Что? Где? Когда? В библиотечно-информационном, книжном и издательском пространстве».

Конкурс видеофильмов.

VIII. Презентации

Презентация книги Я. Л. Шрайберга «Моим коллегам и друзьям: эпиграммы, шаржи и кое-что еще».

Презентация книги В. Г. Дригайло «Технология работы библиотеки» (Москва : Либерея – Бибинформ, 2009).

Презентация учебного пособия «Основы информационной культуры» (Ткаченко Т. П., Сологуб В. И., Пасынкова Г. И., Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского).

Презенция Агентства дистрибьюторского и информационного сервиса «Матрикс Пресс» для украинских библиотек.

IX. Выставка «Библиотечные системы, информационная и издательская продукция»

От редакции. Далее опубликованы краткие обзоры некоторых мероприятий Крымского форума, подготовленные сотрудниками пресс-центра конференции «Крым–2010».

Специальная программа Российской библиотечной ассоциации работала на Крымском форуме под председательством трех вице-президентов РБА: Б. Р. Логинова, генерального директора Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ; В. Р. Фирсова, заместителя генерального директора РНБ; Я. Л. Шрайберга, генерального директора ГПНТБ России.

Итоги Всероссийского библиотечного конгресса – XV Ежегодной и V Отчетно-выборной сессий Конференции РБА – представила ответственный секретарь РБА Е. В. Тихонова, начальник Управления информационного обслуживания, заведующая информационно-библиографическим отделом РНБ. Конгресс работал с 16 по 21 мая в Томске – Библиотечной столице России 2010 г.

В этом году Российской библиотечной ассоциации – 15 лет. Е. В. Тихонова в своем докладе изложила стратегию развития РБА на 2010–2015 гг.

В докладе Я. Л. Шрайберга  были затронуты проблемы профессиональной координации в РБА.

И. А. Трушина, руководитель «круглого стола» РБА «Общение и профессиональная этика библиотекаря» и Рабочей группы по разработке новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря», старший научный сотрудник РНБ, представила  новую редакцию «Кодекса ...».

Активное участие в обсуждении проекта принял Ю. Н. Столяров, главный научный сотрудник научно-аналитического отдела НПО «Издательство “Наука” РАН», профессор кафедры управления информационно-библиотечной деятельностью МГУКИ.

Книгу С. А. Мамаевой «Российская библиотечная ассоциация: единство в действии» представил ее научный редактор В. Р. Фирсов. Книга посвящена истории создания, современному состоянию и перспективам развития РБА как всероссийского общественно-профессионального объединения на фоне социальных перемен, происходящих в нашем обществе.

В рамках  заседания прошла открытая профессиональная дискуссия «РБА: опираясь на достигнутое, динамично развиваться!». Участники заседания отметили, что 15 лет – это срок вполне достаточный, чтобы организация проявила себя. Сегодня очевидно, что РБА объединяет  лидеров библиотечной профессии, интегрирует профессиональное библиотечное сообщество на федеральном уровне, ориентирует библиотеки на вхождение в современное информационное общество.

Роль РБА возрастает с каждым годом, политика государства в области библиотечного дела направляется и реализуется при непосредственном участии Ассоциации.

Д. Д. Аминова

*  *  *

Семинар «Сохранение культурного наследия» собрал представителей наиболее перспективных библиотечных проектов из США, Великобритании, Швеции, Литвы и России.

Руководитель отдела координации национальных проектов Национальной библиотеки Швеции Матс Линдквист (Mats Lindquist) представил исторический взгляд на проблему поиска информации в области культурного наследия. По его мнению, «с появлением Интернета как платформы и носителя информации поиск данных столкнулся с новыми проблемами, требующими новой стратегии со стороны библиотек».

Специалисты Национальной библиотеки Швеции рассказали о новейших разработках в области поиска информационных ресурсов. Основной темой для обсуждения стал используемый в библиотечной практике  культурно-исторический портал «Sondera». Говоря об этом портале, Андерс Сёдербек (Anders Soderback), координатор каталога «LIBRIS» (Национальная библиотека Швеции), назвал его «порталом удачных открытий в области культурного наследия». Сегодня портал регистрирует более 6 200 посещений и свыше 15 тыс. поисковых запросов в месяц, что свидетельствует о большой заинтересованности шведов в исторической информации, доступной через Интернет.

Доцент Вильнюсского университета Юлия Зинкявичене представила совместный проект архитектурных библиотек и музеев Литвы. Проект, направленный на создание интегрированной виртуальной библиотечно-информационной системы для труднодоступных и малоизвестных документов, объединил Литовскую национальную библиотеку им. Мартинаса Мажвидаса, Литовский музей искусств, Архивный департамент Литвы под руководством Правительства Литовской Республики и интернет-портал http://www.epaveldas.lt. При работе над проектом стороны-участницы создали банк данных объектов культурного наследия, оцифрованных библиотеками, архивами и музеями. Сегодня он содержит 3,5 млн страниц манускриптов, газет, старинных книг, метрик, ежегодников и других ценных документов, имеющих историческое значение. Помимо оцифровки, проект направлен на обновление и улучшение услуг в электронном публичном секторе.

Директор по вычислительным системам и обслуживанию Оксфордского университета Стюарт Ли (Stuart Lee) представил проект Оксфордского архива великой войны «Europeana», который содержит наиболее полную информацию о всех странах-участницах наполеоновских войн. Предполагается, что к 2014 г. – 100-летию с момента начала Первой мировой войны, информация о ней станет неотъемлемой частью этого масштабного проекта.

«100 лет истории России: полный электронный архив газеты «Правда» – доклад Димы Франгулова (Dima Frangulov), сотрудника компании «East View Information Services, Inc.» (США). Он рассказал о проекте полного электронного архива газеты «Правда» с 1912 по 2009 г. Этот масштабный проект включает в себя электронные версии всех номеров газеты, долгое время бывшей фактически главным печатным органом страны.

В ходе работы Конференции состоялся специальный «круглый стол» «Роль словарей в информационной среде XXI века». Его соведущими выступили Е. Ю. Гениева, генеральный директор ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, и К. С. Деревянко, руководитель культурно-просветительской программы «Родное слово», директор по развитию Издательского дома «АСТ-Пресс»; организатором мероприятия была Л. В. Скачкова, директор Центра культурных программ ВГБИЛ.

Как сообщил К. С. Деревянко, в 2010 г. отмечается 150-летие «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. В связи с этой датой учреждается государственный праздник – День словаря, который будет отмечаться 22 ноября, в день рождения В. И. Даля – русского ученого, писателя, этнографа, лингвиста, лексикографа, врача.

К юбилею В. И. Даля (в 2011 г.)  библиотекари готовятся основательно – это стало понятно из дискуссии, посвященной планам на ближайшее будущее. Прежде всего речь шла о создании системы словарей разного типа, призванной стать эффективным инструментом познания и освоения языка и мира. Организаторы «круглого стола» пояснили, что в рамках программы «Словари XXI века» предполагается создать более 100 наименований словарей, в том числе – фундаментальный орфографический словарь русского языка, не имеющий аналогов в мировой практике. В настоящее время изданы 25 словарей.

Создан и активно действует интернет-портал «Клуб ценителей русского языка» – крупная информационно-дискуссионная сетевая площадка, посвященная всем аспектам русского языка. Планируется, что среди прочих сервисов, на этом портале будет размещена электронная система словарей. При этом электронные версии словарей будут адаптированы для работы и на мобильных устройствах.

В завершение «круглого стола» организаторы провели викторину «Найди нужные слова!», в которой были разыграны словари латинских выражений и пушкинизмов. Для победы в нелегкой интеллектуальной схватке участникам нужно было не только вспомнить точный перевод крылатых фраз на латыни, но и ответить на вопросы, связанные с вкладом А. С. Пушкина в русский язык, что, впрочем, не составило особого труда.

По словам Е. Ю. Гениевой, этот «круглый стол», возможно, станет традиционным мероприятием Крымской конференции.

И. Ю. Маршак, И. Б. Маршак

*  *  *

Специальная программа «Американские уголки на Крымской конференции» работала под председательством Барбары Конати (Barbara Conaty) – атташе по вопросам библиотек и информационных ресурсов и координатора программы «Американские уголки» (Бюро международных информационных программ, Государственный департамент США, Вашингтон) и Андреа Мак Глинчи (Andrea Mc Glinchey) – специалиста по информационным ресурсам (Посольство США, Варшава, Польша).

Во вступительном слове Барбара Конати представила участников и отметила, что сегодня по всему миру открыто около 400 «Американских уголков».

Первый докладчик – А. Г. Логинова. (Библиотека мэрии, Екатеринбург) рассказала о работе «Американских уголков» в Екатеринбурге, в том числе подробно осветила различные методы работы с детьми (среди них и выездные мероприятия в детских домах); организацию конкурсов, посвященных 65-летию Великой Победы.

Анна Григорян и Лилит Унанян (Ереван и Ванадзор, Армения) представили обзор пятилетней работы программы «Американских уголков» в Армении. В 2010 г. в Ереване зарегистрировано уже 100 тыс. посещений «Американских уголков».

О работе «Американских уголков» в Минске рассказала Н. В. Боброва (Минская областная библиотека им. А. С. Пушкина).

Ева Ярос (Ewa Jaros) (Публичная библиотека Нижней Силезии, Вроцлав, Польша) выступила с сообщением «Американский уголок во Вроцлаве».

О. М. Ткачук, сотрудница Центра информационных ресурсов Посольства США в Украине, представила доклад «Возможности социальных медиа для Американских уголков и центров «Окно в Америку»». Она, в частности, акцентировала внимание на различных социальных сетях и их возможностях: регулярно обновляющиеся библиотечные блоги; «дневники»; интернет-сайты «В контакте» и «Одноклассники» и их группы; фото- и видеоальбомы новых форматов (YouTube), свободная электронная энциклопедия Википедия и др.

Андреа Мак Глинчи в докладе «Профессиональное развитие: онлайновые курсы и ресурсы» рассказала о возможности получения образования по библиотечному делу и английскому языку в удаленном доступе.

Заседание завершилось выступлением Барбаты Конати «Американские уголки: 10 лет и далее», в котором обращено внимание на то, как многие страны используют публичную дипломатию для продвижения культуры своей страны в различных уголках мира.

А. В. Финогенов