ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ
И СИСТЕМЫ

УДК 801.316.4

Э. Р. Сукиасян

РГБ

Многоликая «информатика». Классификационный анализ

На основе анализа толкования слова «информатика» сделан вывод о многозначности этого термина, именно поэтому его невозможно применять в универсальной классификационной системе: в таблицах классификации нет места для дефиниций терминов.

Показаны инструменты отражения «информатики» в соответствующих отраслевых разделах ББК.

Запрос «Информатика» в www.Google.ru выводит на экран 6 700 тыс. страниц. (Для сравнения: запросы «Физика», «Химия» – науки, которые существуют тысячелетия, дают лишь в два раза больше…) Попытка конкретизировать поиск – «Информатика, определение» – немного помогает (914 тыс.); на запрос «Информатика как наука» мы получим примерно 2 770 тыс. ссылок.

Не нужно много времени, чтобы убедиться: два–три соседствующих в интернете автора дают порой совершенно противоположные толкования – и не только по словам, входящим в формулировку дефиниции, но и по составу, структуре, родовой принадлежности, научным целям и практически решаемым задачам. Вчитавшись в текст, мы замечаем еще одну особенность: практически все авторы абсолютизируют собственную точку зрения, допуская те или иные «отклонения» лишь в пределах своего толкования информатики. Для них как бы не существует других «информатик», они их просто не замечают. Может быть, не знают? Но книги же выходят – нельзя не заметить, что слово «Информатика» на обложке ничего, собственно говоря, нам не скажет, если мы не располагаем сведениями об авторе, его принадлежности к той или иной «информатике».

Развитие компьютерной техники предшествовало появлению в 1962 г. в Университете Пэрдью (Purdue University), расположенном в городе Лафайет (США шт. Индиана), первого факультета информатики. Это была информатика, связанная с компьютерами, их устройством, а также с решением прикладных задач с помощью вычислительной техники.

Книга Ф. Л. Бауэра и Г. Гооза «Информатика. Вводный курс» появилась у нас в русском переводе со второго немецкого издания (Москва : Мир, 1976. – 484 с.) сначала в одном томе. Немецкие (ФРГ) авторы читали курс под таким названием в течение 10 семестров на факультете прикладной математики и физики. Спустя 15 лет книга вышла уже в двух томах. Посмотреть эту книгу, как и её переиздание, интересно хотя бы потому, что мы сразу поймем – эта «информатика» не имеет отношения к компьютерам. Речь идет о теоретической дисциплине, о вычислительной математике и программировании.

К моменту появления этой книги А. И. Михайлов, А. И. Черный и Р. С. Гиляревский уже конституировали совершенно иную «информатику» в изданиях ВИНИТИ. Приведу определение, данное Р. С. Гиляревским для «Библиотечной энциклопедии»: «Научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства семантической (смысловой) информации, а также закономерности информационной коммуникации» (с. 416). Интересно, что в Справочнике информационного работника (Санкт-Петербург : Профессия, 2007) нам не удалось найти определения информатики. Термин употребляется в тексте, но дефиниции нет. Есть упоминание об издании с 1963 г. РЖ ВИНИТИ «Информатика».

Отметим, что в рамках классификационной проблемы, которую мы вынуждены решать, ценным является признание научно-информационной деятельности (основанной на теоретических достижениях информатики) как области близкой, смежной, во многом совпадающей с библиотечной деятельностью. О двух других «информатиках» такого не скажешь.

В изданиях ВИНИТИ, как и в произведениях, связанных с научно-информационной деятельностью авторов (в монографиях, учебных пособиях, диссертациях, многочисленных статьях и иных публикациях), термин информатика применяется, можно сказать, на каждом шагу. Десятки работ названы так, что в них ожидаешь найти хотя бы понимание автором многозначности термина: (например «Современная информатика: наука, технология, деятельность», «Введение в информатику»). Но не находишь.

На этом можно было бы «закрыть список» толкований информатики, если бы не появление школьной дисциплины «Информатика и ИКТ» (имеются в виду информационно-коммуникационные технологии). Сразу с десяток авторов и авторских коллективов бросились писать учебники по новой дисциплине, воспользовавшись тем, что государственный образовательный стандарт общего среднего образования появился не сразу. Но ведь появился наконец! Между тем учебные комплексы (кроме учебников с 4 по 11 класс создавались и пособия для преподавателей) в большинстве случаев существенно отличаются друг от друга по содержанию и последовательности подачи материала. Кроме одной детали: почти все авторы старательно избегают определений.

В основополагающем документе о предмете и объекте изучения есть рассуждения о понятии информация без информатики. Но тогда непонятно, откуда взялось название школьного предмета? Читаем: «Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях; овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ; воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, избирательного отношения к полученной информации; выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда» (http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/p1/12.doc).

В другом электронном документе читаем: «Термин «информатика» используется на протяжении последних трех десятилетий (в основном в нашей стране) для ссылки на область, включающую как научные аспекты теории информации, так и прикладные направления, связанные с передачей и обработкой (в широком смысле) информации посредством использования ЭВМ. Данный термин не вполне удачен для применения его в образовательных стандартах ввиду того, что он не имеет конкретного определения, за ним не стоит конкретная научная область или образовательная дисциплина с общепринятым объемом знаний, т.е. информатика как конкретная научная область не сложилась. Как правило, вместе с термином информатика желательно использовать уточнение этого понятия, например, биоинформатика, экономическая информатика, стохастическая информатика, медицинская информатика, квантовая информатика и пр.» (http://www.edu-it.ru). Не сложилась, так не сложилась. И потому найти в литературе для школьников определение информатики невозможно.

Сегодня нужно вспомнить Феликса Семеновича Воройского и его многолетнюю работу по систематизации терминов и понятий нашего профессионального языка. Заголовки энциклопедических книг Ф. С. Во­ройского традиционно начинались словом «информатика». Уже поэтому интересно, как он выходил из положения. Приведу здесь дословно его статью «Информатика»:

«Информатика [Informatics, Informationscience, Computerscience].

Словарь по Кибернетике [Словарь по кибернетике / под ред. акад. В. С. Михалевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев, 1989. – 751 с.] содержит следующее определение: «Информатика – наука, изучающая информационные процессы и системы в социальной среде, их роль, методы построения, механизм воздействия на человеческую практику, усиление этого воздействия с помощью вычислительной техники. Информатика возникла как дополнение и конкретизация теории информации из потребностей автоматизации социально-коммуникативных процессов и начала формироваться в 70-е гг. как научная база использования электронных вычислительных машин в управлении, науке, проектировании, образовании, сфере услуг и т.д.». Как всякая относительно новая и быстро развивающаяся отрасль знания, не только связанная с социальной сферой, но и широко использующаяся в ней, информатика получила в последние годы множество толкований, и не все они однозначны. Наибольшие противоречия связаны с той частью этого понятия, которая определяет его семантические границы распространения». (Информатика: энциклопедический словарь-справочник / Ф. С. Воройский. – Москва : Физматлит, 2006. – с. 21–22).

В качестве примера приведу другое определение: «Информатика: отрасль знания, изучающая закономерности сбора, преобразования, хранения, поиска и распространения документальной информации и определяющая оптимальную организацию информационной работы на базе современных технических средств» (Словарь терминов по информатике / Г. С. Жданова [и др.] ; под ред. А. И. Михайлова. – Москва : Наука, 1971. – 359 с.).

Видимые отличия цитируемых определений заключаются, в частности, в том, что второе ограничивает понятие информатика технологическими процессами, входящими в функции информационных органов, а также документальной информацией. Следует отметить, что несмотря на давность этого определения (1971 г.), оно используется и в настоящее время в среде работников информационных органов и служб, в недрах которых изначально и было порождено.

Еще один подход связан с организациями, которые ранее были подведомственными Комитету по информатизации России. Основное внимание этот подход акцентирует на инструментальных (программных и технических) средствах информатики и информатизации: «Информатика: …группа дисциплин, занимающихся различными аспектами применения и разработки ЭВМ: Прикладная математика, Программирование, Программное обеспечение, Искусственный интеллект, Архитектура ЭВМ, Вычислительные сети» (Першиков В. И. Толковый словарь по информатике / В. И. Пер­шиков, В. М. Савинков. – 2-е изд., доп. – Москва : Финансы и статистика, 1995. – 543 с.). Анализируя сказанное, мы склонны предпочесть последний вариант как более объективный и полный.

Не секрет, почему я, главный редактор ББК, потратил так много времени на сбор материала. Надо же решать, как отразить «информатику» в Средних таблицах ББК. Традиционные методики борьбы с многозначными понятиями, терминами здесь не помогут. Систематизаторам, да и читателям, нужны четкие методические указания. Как сегодня представляется, мы вынуждены будем принять некоторые радикальные решения.

Первое. Термин информатика в заголовках классификационных делений (наименованиях классов) применяться не будет. Исключение будет сделано для методики преподавания школьного курса «Информатика и ИКТ» – здесь мы обязаны использовать принятое наименование. Мы постараемся объяснить в методическом указании границы понятия информатика в трактовке, принятой в ВИНИТИ. Подразделение таблиц будет названо «Научно-информационная деятельность» (соответственно, «Теория (или теоретические основы) научно-информационной деятельности»). Часть информатики, в которой рассматривается компьютерная техника (оборудование, его конструирование, производство, эксплуатация, ремонт и др. аспекты), найдет место в цикле технических наук. Часть информатики, непосредственно связанная с вычислительной математикой и программированием, будет отражена в математике, в цикле естественных наук.

В ББК разрабатывается новый отдел «Общенаучное и междисциплинарное знание» (на ведущем, первом месте в таблицах). Здесь и будет общее место для литературы об информатике в целом, комплексно рассматривающей все её аспекты и приложения. Здесь, в частности, будет место школьных учебников по предмету «Информатика и ИКТ». Учебники для вузов будут систематизироваться по содержанию. Структуру и наполнение возглавляющего таблицы отдела, последовательность подразделений, формулировки их наименований мы пока не знаем – есть довольно много вариантов. Наверное, здесь же мы найдем информатизацию и информационные технологии, здесь определится место для литературы о вычислительной технике, компьютерных программах, текстовых и прочих редакторах, архитектуре веб-пространства, глобальных сетях и интернете, написанной для пользователей.

Предстоит огромная работа по структурированию раздела. Предполагая вопросы, скажу: кибернетика тоже будет здесь. Судя по всему, и многое другое, о чем мы сегодня думаем, но пока не говорим. В отличие от других универсальных систем, которым пришлось многое «пристраивать», используя резервы индексации, мы оказались в более выгодном положении.