МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ И ВЫСТАВКИ

УДК 02(100)(063)

Н. П. Павлова

Восемнадцатый Международный Крымский форум.
Обзор работы

Ключевые слова: библиотечно-информационные форумы, Международная конференция «Крым-2011», обзор, профессиональная программа, секции, семинары, дискуссии, выставка.

Ежегодная Международная конференции «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым-2011» – по традиции прошла в начале июня (с 4.06 по 12.06; рабочая программа – с 6.06 по 10.06) в крымском курортном городе Судак.

ГПНТБ России – организатору этой конференции – приятно отметить, что, по мнению многих коллег (как отечественных, так и зарубежных), она давно и по праву заслужила репутацию самого яркого и одного из самых значимых профессиональных событий в жизни библиотечно-информа­ционного сообщества: каждый год на этот мировой форум собираются десятки сотен ведущих специалистов из многих стран.

В этом году участниками Крымского форума стали более 1 100 делегатов из 28 стран.

Открытие форума

Сценарий торжественного открытия Крымского форума сложился уже давно и в этом году остался без изменений – он хорошо знаком постоянным участникам. (О процедуре торжественного открытия Конференции «Крым» не раз рассказывалось в обзорах работы этого форума, ежегодно публикуемых в нашем журнале, и, по-видимому, нет смысла повторяться.) Как обычно, было всё: и многочисленные приветствия, и вынос флагов стран-организаторов и стран-участниц, и поднятие флага конференции «Крым», и исполнение её гимна хором Оргкомитета.

О трёх посланиях в адрес конференции «Крым-2011» и её участников хочется сказать особо: впервые прозвучали приветственные слова от первых лиц двух братских государств – Российской Федерации и Украины: от Д. А. Медведева, В. В. Путина и В. Ф. Януковича.

После короткого перерыва  началось пленарное заседание – самое важное мероприятие, задающее тон всей работе форума.

На пленарном заседании с ежегодным докладом «Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века?» выступил профессор Я. Л. Шрайберг, генеральный директор ГПНТБ России, председатель Оргкомитета конференции «Крым-2011».

Ежегодный доклад – это аналитическое подведение и обобщение итогов профессионального «библиотечно-информационного года», прошедшего с момента предыдущей Крымской конференции. Впервые он прочитан 10 лет назад (на конференции «Крым-2001») и по праву признан постоянными участниками форума его ключевым моментом.

В этом году Я. Л. Шрайберг несколько видоизменил форму представления своего доклада, который, по общему мнению, нужно не только слышать, но и видеть. Профессор появился на сцене не в академической мантии, как в предыдущие годы, а – сообразно с темой доклада – в весьма вольном современном «прикиде» (джинсы, рубашка-поло, бейсболка) с айпадом (iPad 2) в руках.

Как всегда выступление сопровождалось большим количеством иллюстративного материала, в том числе и достаточно неожиданного, забавного – удачно подобранными фрагментами из кино- и анимационных фильмов, популярных телепередач; жаль, что их невозможно здесь воспроизвести. (Журнальная версия доклада будет по традиции опубликована в первом номере будущего года. С полными текстами ежегодных докладов Я. Л. Шрайберга на конференциях «Крым-2001» – «Крым-2011» можно ознакомиться и на сайте ГПНТБ России по адресу http://elib.gpntb.ru/)

По завершении пленарного заседания состоялось открытие выставки «Библиотечные системы, информационная и издательская продукция», традиционно сопровождающей работу Крымского форума и являющейся частью его программы. В этом году были развернуты более 30 стендов. Свою продукцию представили ведущие библиотеки, издательства, информационные корпорации, книготорговые и другие организации. Здесь ежедневно проходили презентации, профессиональные встречи и переговоры.

Профессиональная программа конференции

Программа Крымского форума этого года оказалась особенно разнообразной и насыщенной.

В ходе профессиональной части программы за пять дней работы форума проведено 100 (!) мероприятий (не считая презентаций на упомянутой выше ежегодной выставке); при этом большинство постоянных секций (их 15) включали работу нескольких сессий в течение двух дней. И очевидно, что самой сложной для участников конференции была проблема выбора! Каждый день приходилось принимать очень непростое решение: что же предпочесть из массы интересных и нужных мероприятий, проходящих одновременно в многочисленных аудиториях.

По мнению Организационного комитета, выстроить программу  так, чтобы все мероприятия шли последовательно и чтобы все участники везде успели, невозможно из-за срока работы форума; и сократить число мероприятий, т.е. отказаться от проведения тех или иных мероприятий, которые действительно нужны именно сейчас, интересны и одинаково достойны площадки Крымского форума, тоже совершенно невозможно. Поэтому здесь – на Крымском форуме – чтобы везде успеть, участникам, кроме профессионализма и опыта, нужны умение сконцентрироваться, сделать правильный выбор, четко расставить приоритеты и… хорошая физическая подготовка (последнее – шутка, почти). Поможет, конечно, и уговор с коллегами о взаимном обмене информацией, т.е. обо всем услышанном и увиденном, что и происходит здесь постоянно – в свободные «крымские» минуты. (Кроме того, если выбор мероприятия оказался неудачным, всегда можно покинуть аудиторию и перейти в другую – благо идти далеко не придется: самый длинный путь займет не более 7–10 минут, причем это станет и очень приятной прогулкой – по красивому тенистому парку.)

В общем, если есть большое желание работать – все получится. И в этом на каждом Крымском форуме убеждаются сотни его участников. (С программой конференции «Крым-2011» можно ознакомиться на сайте ГПНТБ России – www.gpntb.ru)

Программа Крымского форума этого года отличалась обилием полемических дискуссионных мероприятий, которые проходили и в рамках заседаний постоянных секций.

Переход от традиционного заслушивания докладов на секциях к проведению дискуссий по наиболее актуальным темам признан всеми участниками явным успехом конференции «Крым-2011». Дискуссии привлекали так много участников, что порой их не могла вместить предусмотренная аудитория.

К числу таких мероприятий с полным основанием можно отнести впервые включённую в программу Центральную пленарную дискуссионную площадку конференции «Роль библиотек в развитии образования, инноваций и межкультурной кооперации», где в роли ведущих выступили С. С. Журова, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, член Наблюдательного совета конференции «Крым»; Я. Л. Шрайберг и А. В. Логинов, постоянный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, заместитель председателя Общественного совета в поддержку деятельности библиотек.

Конечно, собравшихся особенно интересовало, что по заявленной теме скажет представитель власти. Вот несколько характерных фрагментов его выступления: «Новые технологии в чём-то нивелируют роль библиотек. Однако Интернет – это другое измерение. … Изначально библиотеки – это интеллектуальная инфраструктура всех модернизационных процессов в обществе, хранилище всего человеческого знания». А. В. Логинов подчеркнул, что «вопросы о библиотеках – на контроле», однако лишь «изменениями в законодательстве положение не изменится – нужно серьёзное финансирование. Только сохранившись как система, библиотеки могут принять участие в модернизации общества». С этим участники Крымского форума (да и все работники библиотек) безусловно согласны.

Полемическое ток-шоу «Судьба культуры в информационную эпоху» также привлекло многих участников форума (несмотря на то, что, согласно программе, оно началось в 19.45 и завершилось около 22.00; правда, такое время для Крымского форума считается вполне рабочим). Здесь в роли ведущих выступили Я. Л. Шрайберг и И. И. Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей, заведующий кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. (Этот молодой учёный впервые участвовал в Крымском форуме, однако проявил к нему явный интерес: его видели на многих мероприятиях, где он не только слушал, но и активно выступал.) Одна из сентенций И. И. Засурского была особенно занятной: «В чём состоит богатство информационного общества? Его богатство – вся совокупность информации, умноженная на скорость её циркуляции и доступ в кубе. Чтобы богатство информационного общества росло, нужно дать доступ к информации, причём – неограниченный».

Полемизируя с ним, С. А. Басов заявил: «Информационное общество – это миф, существующий в нашем воображении». Его в чём-то поддержала писатель Т. А. Сотникова (Анна Берсенева): по её мнению, мы «сильно преувеличиваем изменения нашего общества, т.е. людей, в связи с информационными технологиями». Но в итоге все сошлись в одном: судьба культуры в информационную эпоху – в наших руках (как, впрочем, и всегда).

8 июня на конференции «Крым-2011» была представлена специальная программа Российской библиотечной ассоциации «Стратегия РБА: от общих целей – к плану действий». Председателями этого мероприятия были президент РБА В. Р. Фирсов, заместитель генерального директора РНБ, и вице-президент РБА Я. Л. Шрайберг.

В. Р. Фирсов посвятил своё выступление стратегии развития РБА на 2011–2015 гг. (см. 2011, № 3, с. 70–77); Б. Р. Логинов – направлениям развития общероссийской программы ЛИБНЕТ до 2020 г. (см. 2011, № 4, с. 5–29). И. А. Трушина, руководитель «круглого стола» «Общение и профессиональная этика библиотекаря» РБА, ст. науч. сотр. РНБ, представила новый Кодекс этики российского библиотекаря (опубликован в № 9 2011 г., с. 25–29), принятый 26 мая 2011 г. на конференции РБА (22–26.05.2011 г., Тюмень).

И. А. Трушина развёрнуто обосновала необходимость принятия этого документа, отметив, что кодексы существуют почти в каждой профессии. Она подчеркнула, что соблюдение Кодекса – «дело чести и совести каждого российского библиотекаря», причём понятие библиотекарь «трактуется предельно широко», и добавила, что новый Кодекс – это рекомендательный документ, в котором «заложена диалектика, ведущая к его развитию». (Подробный аналитический обзор работы специальной программы «Стратегия РБА: от общих целей – к плану действий» будет подготовлен С. А. Басовым и опубликован в первом номере 2012 г.)

9–10 июня на конференции «Крым-2011» впервые прошёл Форум ИФЛА – одно из самых заметных, знаковых событий программы этого года. (Различные тематические мероприятия ИФЛА проводятся на конференции «Крым» с 1995 г.)

Программа Форума ИФЛА включала семинар по информационной культуре и информационной грамотности, «круглый стол» «Информационная подготовка граждан: что могут и должны делать образовательные учреждения и библиотеки в эпоху информационного общества», семинар и «круглый стол» «Открытый доступ к знаниям и меняющаяся роль библиотек» (проведён совместно с ГПНТБ России и Программой ЮНЕСКО «Информация для всех»), панельную дискуссию по справочному обслуживанию, дискуссионную панель «Оптимизация управления библиотечными ассоциациями», дискуссию о новых парадигмах информационной грамотности и ряд других мероприятий.

Ведущие Форума ИФЛА: Эллен Тайс (Ellen Tise), президент ИФЛА; И. А. Шевченко, президент Украинской библиотечной ассоциации; В. Р. Фирсов, президент РБА; Б. И. Маршак, исполнительный директор Международной ассоциации ЭБНИТ; И. В. Соловьёва, исполнительный директор Ассоциации по осуществлению сотрудничества с международными, государственными и другими организациями (Казахстан); Мартин Кессельман (Martin Kesselman), председатель Секции ИФЛА по справочному и информационному обслуживанию (США); Френсис Кирквуд (Francis Kirkwood), член Постоянного комитета Секции ИФЛА по справочному и информационному обслуживанию (Канада); Даля Науйокайтис (Dalia Naujokaitis), член Постоянного комитета Секции ИФЛА по информационной грамотности (Канада); Н. И. Гендина, член Постоянного комитета Секции ИФЛА по информационной грамотности; Е. И. Кузьмин, председатель Межправительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; Я. Л. Шрайберг, президент Международной ассоциации ЭБНИТ, вице-президент РБА.

Выступая на открытии Форума ИФЛА, Я. Л. Шрайберг отметил, что конференция «Крым» проводится под эгидой ИФЛА и входит в план её ежегодных мероприятий. Он подчеркнул: «Тематика работы Международной конференции «Крым» и Всемирного конгресса ИФЛА очень во многом пересекается, что даёт широкие возможности для развития и совершенствования нашего сотрудничества. А нынешний Форум ИФЛА – это возможность более подробно познакомиться с её целевыми программами».

Очень эмоциональным было выступление впервые приехавшей на Крымский форум Эллен Тайс. Сердечно поблагодарив за тёплый приём, она, в частности, сказала: «Все мои коллеги говорили: «Посетить конференцию «Крым» – это долг библиотекаря». И вот я здесь, чему очень рада! Благодаря таким конференциям мы можем строить необходимые мосты между всеми нами. Сегодня библиотеки особенно важны, и поэтому на нас лежит очень большая ответственность. Сложность в том, что мы порой не знаем, как управляться с современным объёмом информации. Прежним библиотекарям, на мой взгляд, было проще».

Говоря о судьбе современных библиотек, она подчеркнула: «Библиотеки могут измениться, но значение их, я уверена, сохранится. Главное – мы должны быть заметными! В меняющемся мире библиотекари должны быть более гибкими, приспосабливаться к условиям информационного общества, когда цифровые формы становятся основными средствами распространения информации. Сегодня у библиотек неслыханные возможности для продвижения знаний. Нам нельзя это упустить».

Во второй раз на Крымском форуме прошло весьма необычное мероприятие, обозначенное в программе как интеллектуально-дискуссионная дуэль «К барьеру!» (по схеме известной телепередачи В. Р. Соловьева).

«Дуэль», состоявшаяся в прошлом году (см. 2010, № 11, с. 48–52) между А. И. Земсковым и Ю. Н. Столяровым, вызвала такой живой интерес участников форума и была проведена так успешно, что это мероприятие решено сделать традиционным.

В этот раз «дуэлянтами» оказались Е. Ю. Гениева, доктор пед. наук, генеральный директор ВГБИЛ имени М. И. Рудомино («секунданты» – М. Д. Афанасьев, канд. пед. наук, директор ГПИБ, и Е. Л. Крепкова, заместитель генерального директора ВГБИЛ имени М. И. Рудомино), и В. К. Степанов, канд. пед. наук, профессор кафедры электронных библиотек, информационных технологий и систем МГУКИ («секунданты» – Е. Н. Гусева, канд. пед. наук, заведующая сектром Научно-исследовательского отдела библиотековедения РГБ, и А. С. Карауш, канд. техн. наук, директор Муниципальной библиотечной информационной системы Томска).

В роли рефери, как и в прошлый раз, выступил Я. Л. Шрайберг (он и «придумал» устроить эту «дуэль»). Независимыми экспертами были назначены Б. Р. Логинов, канд. техн. наук, директор Национального библиотечно-информационного центра ЛИБНЕТ; Э. Р. Сукиасян, канд. пед. наук, заведующий сектором Главной редакции ББК, РГБ; В. С. Пашкова, доктор пед. наук, вице-президент Украинской библиотечной ассоциации.

В состав жюри вошли: Ю. Н. Дрешер, доктор пед. наук, профессор, директор Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра (Казань); В. Г. Дригайло, директор НТБ им. Г. И. Денисенко Национального технического университета Украины «Киевский политехнический институт»; С. С. Журова (Москва); Е. Л. Кудрина, доктор пед. наук, профессор, ректор КемГУКИ (Кемерово); Ю. В. Соколова, канд. пед. наук, директор Информационно-библиотечного центра и заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности Международной академии бизнеса и новых технологий (Ярославль).

Причиной для «дуэли», или её темой (как указано в программе), стал вопрос «Есть ли будущее у библиотек в цифровую эпоху?» («Дуэль» проведена при поддержке корпорации «Электронный архив.)

«Поединок» – в форме вопросов и ответов – строился по всем правилам телевизионной дуэли; за их соблюдением и регламентом (по две минуты на обдумывание ответа и столько же на ответ) строго следил рефери. Вопросы задавал вначале сам рефери, затем «дуэлянты» – друг другу, затем «секунданты» и, наконец, аудитория, т.е. «болельщики», или «свидетели».

Конечно, Е. Ю. Гениева ответила утвердительно на вопрос, ставший причиной «дуэли», но призвала задуматься, как должна называться библиотека в цифровую эпоху. Она допустила, что в далёком будущем само название может как-то измениться, например, появится «социально-культурный центр» или даже «смыслотека».

В. К. Степанов отказал библиотекам в будущем. Он категорично и резко заявил: «Исчезли причины существования библиотек. … Возникла система цифровых коммуникаций. … Информационная деятельность дематериализуется. … Мы здесь не нужны, так как утратили монополию на информационное обслуживание. Следовательно, будущего у нас нет»…

По завершении «поединка» были заслушаны мнения членов жюри и независимых экспертов, которые в подавляющем большинстве высказались за победу Е. Ю. Гениевой. Однако, в итоге тайного голосования всей аудитории, победителем стал В. К. Степанов. Не правда ли, есть над чем задуматься всем нам? (Интересно, что точно такая же ситуация была и в прошлом году. Но тогда триумфатор А. И. Земсков весело сказал: «Победила дружба!» Теперь же мы таких слов от «победителя» не услышали.)

Среди многочисленных и самых разнообразных мероприятий программы форума хочется особо выделить два – посвящённых памяти наших коллег.

Первое – мемориальное заседание секции 2 «Автоматизированные и корпоративные системы и технологии», посвященное 80-летию со дня рождения Феликса Семёновича Воройского (1931–2008), – «Ф. С. Воройский – русский морской офицер, информационный работник, педагог и библиотекарь». Не только постоянным участникам Крымских форумов, но и очень многим библиотечно-информационным специалистам хорошо известен профессор Воройский как крупный специалист, создатель энциклопедического словаря-справочника «Информатика», каждое новое издание которого автор скрупулёзно дополнял новыми данными.

На мемориальном заседании со вступительным словом, в котором прозвучала краткая, но ёмкая характеристика и оценка вклада Ф. С. Воройского в развитие библиотечно-информационной деятельности, выступил Я. Л. Шрайберг; коллеги, ученики и друзья Феликса Семёновича с благодарностью вспоминали о нём, рассказывали о годах совместной работы.

Второе – «круглый стол» «Библиотечная теория, практика и информационная этика: взаимозависимость», посвящённый памяти Лестера Пошью (1936–2009), директора библиотек Университета Мемфиса, вице-президента Международного библиотечного, информационного и аналитического центра, заместителя председателя Международного организационного комитета конференции «Крым». Это тематическое мероприятие предварили выступления коллег Л. Пошью, которые рассказывали о нём не только как об известном специалисте, но и как о тёплом, отзывчивом человеке, оставившем свой след в душе каждого, кто с ним работал, дружески общался.

Я. Л. Шрайберг, подчеркнув, что Л. Пошью активно популяризировал Крымский форум среди коллег в США и Канаде, назвал его «человеком, созданным для международного сотрудничества, особенно – американо-российского». Кстати, как отметил Я. Л. Шрайберг, тема этого «круглого стола» была в своё время предложена именно Лестером Пошью. В итоге участники «круглого стола» решили подготовить сборник, посвященный памяти Л. Пошью.

А в ходе обсуждения собственно темы этого мероприятия, которое вёл профессор Уоллес Колер (Wallece Koehler), директор библиотеки Университета штата Джорждия в Валдосте (США), участники пришли к единому мнению: этические принципы остаются прежними, они лишь «меняются местами». Неизменными остаются принципы интеллектуальной свободы и те, что были заложены в пяти так называемых законах Ранганата, сформулированных ещё в 1930-х гг.: 1. Книги должны использоваться (в разное время это трактовалось по-разному); 2. Каждому читателю – его книгу; 3. Каждой книге – её читателя (здесь ему может понадобиться помощь библиотекаря); 4. Экономьте время читателя (библиотекарь – посредник, помощник); 5. Библиотека – живой, растущий организм.

Программа этого форума была особенно богата различными презентациями, среди которых явно выделялась прошедшая в рамках секции «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Здесь была представлена новая переводная книга «Web2.0, библиотеки и информационная грамотность», выпущенная в 2011 г. издательством «Профессия»; научный редактор перевода – Я. Л. Шрайберг. Это издание – продолжение проекта, начатого с издательско-книготорговой фирмой «Омега-Л»: книги для перевода выбираются на выставке «Онлайн» (“Online” – ежегодная лондонская выставка-ярмарка).

Представляя книгу, Я. Л. Шрайберг отметил: «Эта книга – сборник статей, написанных специалистами-практиками из Англии, Канады, США. Цель книги – оказать библиотекам помощь в использовании новых технологий для обучения пользователей информационной грамотности». Он обратил внимание собравшихся на разницу в стилях изложения материала: «В зарубежных учебных изданиях - стиль весьма вольный, свободный, а в отечественных – более строгий, академический». В заключение Я. Л. Шрайберг подчеркнул: «В мои задачи входило выбрать книги и отредактировать переводы. Содержание, конечно, – на совести авторов». По мнению тех, кто уже успел познакомиться с этим изданием, в нём много интересного и полезного для наших библиотек, особенно школьных.

Хочется сказать ещё об одной «презентации». В один из дней работы форума Р. Г. Саразетдинов, генеральный директор издательской группы «ГРАНД-ФАИР», подарил мне их издание, которое, на мой взгляд, уникально: это иллюстрированный каталог «100 лучших книг по библиотечному и книжному делу, библиографии, информационной деятельности» (Москва, Межрегиональный библиотечный коллектор, 2011). Каталог содержит пять тематических разделов (Документоведение. Общая теория документа; Библиотечное дело. Библиотековедение; Библиография. Библиографоведение; Информационная деятельность. Информатика; Формирование информационной культуры) и снабжен тремя алфавитными указателями (именным, заглавий, издательств).

Поставку всех книг, включённых в каталог, осуществляет «ГРАНД-ФАИР» (www.grand-fair.ru). Очевидно, что такой каталог может оказать библиотекам добрую услугу и в ознакомлении с репертуаром книг, и в их выборе и приобретении.

Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН, культурно-просветительская программа «Словари ХХI века» (www.slovari21.ru), компания ABBYY Lingvo провели совместный «круглый стол» «Словари будущего для современных библиотек». (Примечательно, что это мероприятие состоялось 6 июня – в День русского языка, который отмечается в день рождения А. С. Пушкина.)

В рамках «круглого стола» впервые прошла презентация (ведущая – И.А. Простакова, менеджер по лицензированию лингвистических продуктов компании ABBYY) электронной системы словарей русского языка академической лексикографической программы «Словари XXI века» (председатель научно-редакционного совета – президент РАН академик Ю. С. Осипов), созданной на платформе ABBYY Lingvo Intranet Server – ведущего мирового разработчика лингвистического программного обеспечения.

Система специально подготовлена для использования в библиотеках разного уровня и типа в качестве онлайн- или интранет-систем; обеспечена синхронизация с таким программным продуктом для библиотек, как ИРБИС. В ходе демонстрации были показаны все возможности работы системы в текстовом, аудио- и интерактивном режимах.

Без лишней скромности скажу несколько слов и о мероприятии, посвящённом 50-летию журнала «Научные и технические библиотеки», которое в программе конференции было обозначено как юбилейная встреча издателей, авторов и читателей за «круглым столом».

Я. Л. Шрайберг, главный редактор журнала, предполагал, что эта встреча пройдёт в форме дискуссии на тему «Какой должна быть профессиональная библиотечная пресса в ХХI веке». Задуманной дискуссии не получилось: все собравшиеся оказались старинными и добрыми друзьями нашего журнала; все нас сильно хвалили и за наполнение номеров журнала, и за внимание к новой профессиональной тематике, и за чуткое отношение к авторам; прозвучало очень много лестных слов (на мой взгляд, даже слишком лестных). Задавали вопросы о текущей жизни редакции; члены редколлегии подробно рассказывали о работе с авторами (т.е. об их активной практической помощи в доработке статей по замечаниям рецензентов).

В общем, это была очень теплая дружеская встреча, которая завершилась добрыми пожеланиями в адрес друг друга, за что всем большое спасибо! (Подборку материалов, посвящённых 50-летию журнала, предполагаем опубликовать в № 12.)

Чтобы показать, насколько разнообразна программа конференции, назову еще одно – неформальное – мероприятие, ставшее, к общему удовольствию, уже традиционным для Крымского форума. Это – игра, или интеллектуальное шоу, «Что? Где? Когда? В библиотечно-информационном, книжном и издательском пространстве».

В этом году в команду игроков вошли: Ю. А. Гриханов (Центр организации научно-исследовательской и научно-методической работы ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, Москва), В. В. Зверевич (Центр информационных ресурсов Британской высшей Школы дизайна, Москва), Т. Я. Кузнецова (Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, Москва), Н. Н. Кушнаренко (Харьковская государственная академия культуры), А. М. Мазурицкий (МГУКИ. Библиотечно-информационный институт) и С. А. Басов (РНБ) – капитан команды.

Команда игроков, увы, проиграла. Справедливости ради, следует сказать, что за все пять лет проведения игры команда игроков побеждала только однажды – в 2010 г. Впрочем, и зрители, и игроки – это всё, конечно, одна команда – участников Крымского форума. (Вопросы, «выпавшие на долю» команды игроков, – в приложении к этому обзору.)

Закрытие конференции «Крым-2011»

Кульминация каждого Крымского форума – официальное закрытие – начинается во второй половине дня (в первой – еще продолжаются программные мероприятия) и традиционно состоит их трех частей: подведение итогов работы конференции, торжественное закрытие и, наконец, прощальный банкет.

В подведении итогов работы приняли участие руководители и члены Оргкомитета конференции, председатели секций и организаторы различных мероприятий, участники форума.

Предваряя выступления, Я. Л. Шрайберг сказал: «На мой взгляд, программа была интересной. Вся она выполнена достаточно успешно. По словам руководителей секций, с каждым годом некачественных докладов становится все меньше, а значит, постоянно возрастает уровень всей конференции».

И. А. Шевченко, выступая от лица украинской делегации, также отметила насыщенность, тематическую актуальность и разнообразие программы этого года. Особенно ярким событием она назвала Форум ИФЛА и участие в нём президента ИФЛА – Эллен Тайс. Руководители различных секций, семинаров и «круглых столов» – Н. И. Гендина, О. К. Громова, Е. Н. Гусева, Г. А. Евстигнеева, А. А. Колганова, Е. Л. Кудрина, Е. В. Линдеман, Ю. Н. Столяров, О. А. Чувильская – отметили успешное проведение их мероприятий, сердечно поблагодарили всех организаторов за обеспечение четкой работы.

С. С. Журова подчеркнула яркость и успешность многих дискуссий, прошедших в рамках программы, и выразила надежду на новые встречи на форуме.

Е. И. Кузьмин, выступая вслед за С. С. Журовой, выразил именно ей особую благодарность за столь заинтересованное отношение к нашему профессиональному сообществу и предельно активную работу на форуме. Подчеркивая роль и значение конференции «Крым», он сказал, что «круги» от неё идут весь год.

В заключение Я. Л. Шрайберг отметил особо важный вклад в организацию и проведение Крымского форума ведущих специалистов: Е. И. Кузь­мина, как руководителя программы «Информация для всех», С. С. Журовой, В. Р. Фирсова, Е. Ю. Гениевой, которая «совершает подвиг, приезжая на Крымский форум при чудовищной загруженности», и от лица Организационного комитета конференции «Крым-2011» поблагодарил всех участников этого Крымского форума.

Начавшая после перерыва торжественная часть закрытия конференции «Крым-2011», окрашенная уже праздничным настроением, как всегда была посвящена награждению спонсоров и лауреатов традиционных номинаций Крымского форума; подведению итогов также традиционных конкурсов и спортивной программы. Эту часть программы вели хорошо знакомые всем его участникам И. В. Ермилина и Б. И. Маршак (ГПНТБ России).

Лауреатами «Крым-2011» в самых популярных номинациях этого форума стали:

Валентина Степановна Пашкова, директор центра информационных ресурсов Посольства США в Украине, вице-президент Украинской библиотечной ассоциации, – «Лучший председатель мероприятия» (специальная программа форума «Строим сильную библиотечную ассоциацию»);

Нина Владимировна Авдеева, начальник отдела поддержки и доступа к электронным ресурсам РГБ, – «Лучший организатор мероприятия» (секция 3 «Электронные библиотеки»);

Мартин Кессельман (Martin Kesselman, Rutgers University Libraries, New Brunswick, New Jersey, USA) – «Лучший докладчик» («Новые возможности информационного обслуживания в трансформирующейся цифровой среде: меняющийся информационный ландшафт» - «New Opportunities for Information Services in a Transformative Digital Environment: The Shifting Information Landscape»);

Ольга Александровна Лебедева (Москва) – «Лучший переводчик»;

«Лучший стенд выставки» – стенд Научной электронной библиотеки elibrary.ru (Россия).

«Мисс Конференции» стала Светлана Сергеевна Журова, титул «Мистер Конференции» получил Сергей Александрович Басов.

Завершился очередной Крымский форум прощальным банкетом; по традиции он прошел под открытым небом – как всегда участники конференции и гости праздника расположились на самой широкой спускающейся к морю аллее роскошного парка ТОК «Судак». И как всегда был чудесный южный вечер, прозвучало много тостов, теплых слов, добрых пожеланий и, конечно, музыки.

По давней традиции нашего форума заключительные аккорды прощального вечера – гимн Конференции и великолепный фейерверк.

И завершить этот обзор хочется тоже как всегда: «Спасибо всем!»

*   *   *

Международная конференция  «Крым-2012» состоится 9–17 июня 2012 г.

Тема конференции – «Библиотеки в цифровую эпоху: новая парадигма и новая роль в общественном развитии».

Информационное письмо Организационного и Программного комитетов, а также регистрационная форма для участников конференции размещены на сайте ГПНТБ России www.gpntb.ru. Здесь же можно познакомиться со всеми материалами Конференции «Крым-2011» и предыдущих Крымских форумов.

По рекомендации председателей секций некоторые доклады (из числа тех, что были представлены для размещения в Трудах Конференции «Крым-2011») и обзоры работы секций будут опубликованы в первых номерах 2012 г.