СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК 027.7
Е. Г. Красикова
НБ Витебского государственного университета им. П. М. Машерова
Современный студент
как пользователь библиотеки
Результаты социологического исследования, проведенного в 2008–2009 гг. в Витебском государственном университете им. П. М. Машерова.
В Витебском государственном университете им. П. М. Машерова в 2008–2009 гг. проведено масштабное социологическое исследование, одна из задач которого – изучение информационной культуры и информационного поведения студентов. В опросе приняли участие 864 студента II и IV курсов всех факультетов дневной формы обучения (применялась квотная выборка по факультетам и курсам: шаг выборки – 1:3).
Выборка репрезентативна, что позволяет полученные результаты рассматривать как общее мнение студентов университета.
Представления студентов о современной вузовской библиотеке
Видение студентами современной вузовской библиотеки вполне согласуется с тенденциями развития библиотечного дела и спецификой функционирования регионального вуза. Студенты считают первостепенно важным иметь доступ и к находящимся во владении университета традиционным и электронным информационным ресурсам, и к ресурсам мирового информационного пространства. В числе трех важнейших характеристик современной библиотеки вуза студенты называют полноту книжного фонда, доступ в Интернет и наличие электронной библиотеки (табл. 1).
Таблица 1
Значимость
характеристик современной вузовской библиотеки
в оценках студентов (в %)
|
Характеристики вузовской библиотеки |
II курс |
IV курс |
Средний индекс |
1 |
Полнота книжного фонда |
62,2 |
57,8 |
59,9 |
2 |
Доступ в Интернет |
49,2 |
52,5 |
50,5 |
3 |
Наличие электронной библиотеки |
49,0 |
46,3 |
48,0 |
4 |
Широкий спектр периодических изданий |
38,7 |
32,9 |
35,9 |
5 |
Наличие электронного каталога |
32,9 |
34,1 |
34,1 |
6 |
Наличие документов на электронных носителях |
28,2 |
30,9 |
29,6 |
7 |
Наличие информативного веб-сайта библиотеки |
21,5 |
19,7 |
20,7 |
Выбор студентами этих важнейших характеристик современной вузовской библиотеки несущественно зависит от курса обучения: с возрастанием курса несколько снижается оценка степени важности полноты книжного фонда и незначительно возрастает оценка важности доступа в Интернет. Выбором этих характеристик студенты «обеспечивают» себе возможность доступа к локальной и внешней образовательной информации.
Студенты стремятся выйти за рамки одной конкретной библиотеки и считают нужным получать информацию через Интернет и при необходимости – электронные копии статей из других библиотек (табл. 2). Они также понимают важность специфических знаний и умений в работе с информацией и поэтому выступают за консультирование библиотекарями читателей по вопросам информационного поиска.
Таблица 2
Оценка студентами степени важности
реальных и потенциальных услуг библиотеки (в %)
Наименование услуги |
Оценка |
|||||||||
очень важно |
скорее |
скорее |
совсем |
затрудняюсь
|
||||||
II курс |
IV курс |
II курс |
IV курс |
II курс |
IV курс |
II курс |
IV курс |
II курс |
IV курс |
|
Доступ к базам данных через |
39,6 |
545,2 |
332,0 |
226,5 |
112,2 |
112,7 |
77,3 |
66,2 |
88,9 |
99,4 |
Выставки новых |
11,0 |
111,0 |
338,1 |
335,3 |
227,3 |
226,0 |
113,1 |
115,5 |
110,5 |
112,2 |
Тематические выставки-просмотры |
4,8 |
99,1 |
331,1 |
227,1 |
334,8 |
229,0 |
116,8 |
220,6 |
112,5 |
114,2 |
Предоставление информации по электронной почте |
23,0 |
225,3 |
333,1 |
330,5 |
118,6 |
119,3 |
114,3 |
114,2 |
111,0 |
110,7 |
Предоставление электронных копий статей |
35,2 |
440,8 |
332,3 |
330,2 |
114,9 |
114,4 |
99,8 |
88,3 |
77,8 |
66,3 |
Предоставление книг |
23,0 |
224,5 |
333,6 |
334,0 |
220,2 |
117,0 |
110,8 |
111,7 |
112,4 |
112,8 |
Выполнение виртуальных справок |
14,9 |
112,6 |
229,1 |
228,7 |
223,9 |
224,7 |
116,5 |
116,3 |
115,6 |
117,7 |
Консультирование читателей по поиску |
40,4 |
337,8 |
229,8 |
227,2 |
112,2 |
114,8 |
99,1 |
110,9 |
88,5 |
99,3 |
Виртуальные выставки |
9,9 |
99,1 |
226,9 |
225,5 |
225,9 |
225,8 |
119,4 |
117,2 |
117,9 |
222,4 |
«Очень важными» услугами студенты II курса считают консультирование читателей по вопросам информационного поиска (40,4%), доступ к базам данных через Интернет (39,6%) и предоставление электронных копий статей (35,2%). Для студентов IV курса «очень важными» являются те же услуги, однако в другой последовательности: доступ к базам данных через Интернет (45,2%), предоставление электронных копий статей (40,8%) и консультирование читателей по вопросам информационного поиска (37,8%). Очевидно, студенты IV курса чувствуют себя более уверенными пользователями информации по сравнению со своими младшими товарищами и менее нуждаются в помощи библиотекаря. В то же время они более высоко оценивают возможность получения внешней информации, в том числе полнотекстовой.
Студенты прагматичны в своих потребностях в информации и считают нужным удовлетворять их по мере необходимости. Этим, по нашему мнению, объясняется недостаточно высокая оценка таких традиционных библиотечных услуг, как книжные выставки.
Для подготовки к учебным занятиям студенты чаще всего используют учебные, справочные и периодические издания и предпочитают получать их в наиболее удобной для восприятия традиционной печатной форме (табл. 3).
Таблица 3
Оценка предпочтительных для студентов
форм
получения информации (в %).
Виды |
Печатная форма |
Электронная форма |
Форма |
||||||
II |
IV |
cредний индекс |
II |
IV курс |
cредний индекс |
II |
IV курс |
средний индекс |
|
Учебная литература |
72,6 |
60,6 |
66,3 |
9,1 |
19,3 |
14,4 |
18,3 |
20,1 |
19,3 |
Журналы |
68,6 |
57,2 |
62,65 |
16,0 |
24,9 |
20,55 |
15,4 |
17,9 |
16,8 |
Справочные издания |
49,2 |
39,9 |
44,1 |
27,8 |
36,6 |
32,5 |
23,0 |
23,5 |
23,4 |
Ответы студентов, представленные в табл. 3, вполне ожидаемы. Работа со справочными изданиями не требует длительного времени, поэтому и форма представления информации не имеет особого значения. Читать учебную литературу и периодические издания, безусловно, удобнее и эффективнее в печатном виде, нежели с монитора. Некоторое увеличение предпочтения электронной формы с возрастанием курса обучения может быть связано, с нашей точки зрения, с большей адаптацией студентов-старшекурсников к новой информационной среде и попытками разыскать недостающую информацию в Интернете.
Таким образом, студенты в своих информационных ожиданиях предпочитают обращаться в современную вузовскую библиотеку, предлагающую наряду с традиционными инновационные ресурсы и услуги, и признают ее роль в обеспечении информационного комфорта пользователей.
Информационная культура студентов как основа их учебной деятельности
Использование огромного потенциала накопленной обществом информации требует от пользователей высокого уровня информационной культуры. Понятие информационная культура трактуется в широком и узком смысле слова. В узком смысле – это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей (Ю. С. Зубов). В широком смысле – рассматривается как одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий [1].
Информационная культура сегодня рассматривается как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Необходимость информационного образования обосновывается в связи со сменой парадигмы современного высшего образования: тезис «Образование на всю жизнь» заменяется новым тезисом – «Образование в течение всей жизни». Непрерывность образования должна обеспечивать обновление знаний личности путем выработки в процессе обучения потребности в новых знаниях и приобретения навыков информационного поведения, обеспечивающего удовлетворение этой потребности.
Работа с информацией сопровождает все виды учебной деятельности студентов. Образовательные стандарты Республики Беларусь предыдущего поколения (1998 г.) уже устанавливали требования к специалисту как пользователю информации: работа с библиотечными фондами, применение рациональных приемов поиска, отбора и использования информации, ориентирование в выходящей по профилю специальности литературе.
Преподавание студентам I курса дисциплины «Основы библиотечно-библиографических знаний» в объеме шести часов для дневного отделения и двух часов для заочного ограничивается изучением алгоритмов библиографического поиска в СБА библиотеки и библиографического описания документов.
Новые образовательные стандарты Республики Беларусь первой ступени высшего образования (2008 г.) отводят на самостоятельную работу не менее 50% учебного времени и содержат ряд требований к профессиональным компетенциям выпускников. Кроме навыков работы с профессиональной литературой, стандарты большинства специальностей к таким требованиям относят навыки, связанные с управлением информацией, и умение пользоваться глобальными информационными ресурсами.
Требования к компетенциям выпускников непедагогических специальностей включают также информационный поиск, систематизацию и анализ информации, составление рефератов и обзоров, в том числе аналитических. Для педагогических специальностей одно из требований – умение развивать у учащихся навыки работы с информацией.
Как видим, выпускник должен иметь представление о специфике функционирования документного потока по специальности, о первичных документах и источниках вторичной информации, навыки поиска информации в традиционных и автоматизированных информационных системах и аналитико-синтетической переработки информации. Перечисленные знания и умения позволят студентам, в дальнейшем – специалистам, эффективно использовать ресурсы мирового информационного пространства и при необходимости «транслировать» информационные знания.
Результативность обучения студентов зависит от того, насколько комфортно они существуют в мире информации. Возникающие в ходе работы с информацией проблемы связаны с одним из величайших противоречий современности: между невиданным ранее ростом объема знаний и возможностью их усвоения отдельным человеком. Следствия этого противоречия, оказывающие влияние на учебную деятельность студентов, – нехватка времени для переработки огромных массивов информации, рассредоточенность нужной информации в пространстве, необходимость получения информационных знаний, приобретения умений и навыков в области работы с информацией.
Проблемами, возникающими у респондентов как пользователей информации, 53,8% студентов считают отсутствие доступа ко всей необходимой информации из одного места; 50,6% – нехватку времени; 26,0% – недостаточную подготовку в области поиска информации. В совокупности названные проблемы могут парализовать информационную деятельность студентов. Студенты понимают роль информационного посредника – библиотеки и библиотекаря, и в среднем 67,6% респондентов назвали «консультирование по вопросам информационного поиска» в числе предпочтительных услуг библиотеки.
Студенты отмечают у себя недостаток знаний в области работы с информацией (табл. 4). Наибольшие проблемы возникают у них при проведении информационного поиска в автоматизированном режиме: это признают 40,7% студентов II курса и 35,3% – IV курса.
Таблица 4
Недостаток знаний, испытываемых студентами
при работе с информацией (в %)
Информационные знания и умения |
II курс |
IV курс |
средний индекс |
Недостаточное владение методикой поиска |
40,7 |
35,3 |
37,4 |
Недостаточное владение методикой поиска |
24,6 |
18,3 |
21,7 |
Незнание правил библиографического |
18,8 |
13,5 |
16,3 |
Неумение сформулировать запрос |
13,7 |
11,1 |
12,3 |
Неумение работать с источником информации |
9,0 |
4,8 |
6,9 |
Не испытывают недостатка знаний |
29,3 |
41,6 |
35,5 |
Как видно из табл. 4, существенной разницы в уровне информационной подготовки у студентов II и IV курсов нет (по большинству индикаторов лишь в 5% случаев реже студенты IV курса признают недостаток информационных знаний и умений по сравнению со студентами II курса).
Поисковые стратегии, избираемые студентами независимо от курса обучения, подтверждают недостаточную подготовку в области информационного поиска. Так, для получения информации о новых поступлениях в библиотеку университета 13,6% студентов II курса и 15,8% IV курса используют карточные каталоги; 23,2% и 21,1% студентов соответственно – электронный каталог, что нельзя признать эффективным источником информации о новинках.
Таким образом, результаты исследования показывают недостаточный уровень информационной культуры студентов университета. Информационное общество усложняет требования к информационной подготовке.
Многократное увеличение объемов информации и необходимость ее использования для решения задач в области учебной, научной и другой профессиональной деятельности ставят проблему формирования у студентов вуза навыков работы с информацией, которые в дальнейшем станут условием непрерывного профессионального образования. Состояние информационной грамотности студентов указывает на необходимость создания системы формирования информационной культуры, что должно носить системный характер, с усвоением основ в рамках отдельной введенной в учебные планы дисциплины и дальнейшей реализацией в ходе преподавания всех дисциплин. В связи с этим необходимо параллельно создать систему формирования информационной культуры преподавателей, так как именно через них осуществляется «трансляция» студентам информационных знаний и умений в рамках изучения всех учебных дисциплин.
Информационное поведение студентов
Исследование каналов получения студентами профессиональной информации представляется весьма важным, поскольку студенты – это потенциальные специалисты, и от их компетентности и адаптации к постоянно изменяющимся условиям деятельности зависит будущее страны.
Навыки информационного поведения будущие специалисты приобретают в вузе, когда во время обучения они проводят информационный поиск, перерабатывают большие объемы информации.
Для изучения информационного поведения студентов использовались следующие индикаторы: мотивы и частота обращения к информации, каналы получения информации[2], круг источников информации.
Большинство опрошенных – читатели библиотеки университета – 79,2% и Витебской областной универсальной научной библиотеки (ВОУНБ) – 67,0%. 23,4% респондентов посещают публичные библиотеки Витебска и библиотеки по месту жительства (иногородние студенты). Фондами Национальной и Академической библиотек пользуется незначительное число студентов – 2,3% и 0,3% соответственно.
С усложнением учебных заданий студенты IV курса чаще обращаются к фондам универсальных научных библиотек (ВОУНБ – 72,8%, Национальной библиотеки – 3,4%) по сравнению со студентами II курса (62,9% и 0,9% соответственно). Для удовлетворения потребности в отсутствующей в библиотеке университета литературе 58,3% студентов от одного раза в месяц до нескольких раз в год обращаются к фондам других библиотек.
Библиотеку университета студенты посещают в основном по мере необходимости – в связи с конкретными заданиями преподавателей. Основные цели посещения библиотеки для большинства студентов – это выявление литературы по теме (63,4%) и получение нужных книг (50,6%). 25,9% респондентов приходят в библиотеку за фактографической информацией.
Для 60,3% студентов основной канал получения информации о новых поступлениях в библиотеку – сокурсники. 26,2% респондентов получают информацию о новинках литературы на выставках новых поступлений; 22,3% – из электронного каталога; 9,4% – из печатных бюллетеней новых поступлений; 9,2% – из размещенных на сайте библиотеки бюллетеней и выставок. Специально для ознакомления с новинками в библиотеку приходят лишь 2,9% студентов. Следовательно, бóльшая часть студентов не предпринимает целенаправленных действий для регулярного получения информации о литературе. Этот показатель снижается с 66,9% на II курсе до 53,7% на IV курсе. Процентный индекс показателей, позволяющих отслеживать новые поступления в библиотеку университета, не только не увеличивается на IV курсе, но по некоторым позициям даже незначительно снижается (например, выставки новых поступлений и размещенные на сайте библиотеки виртуальные выставки и бюллетени).
Для обеспечения своей учебной деятельности студенты чаще всего обращаются к фондам учебной литературы и периодических изданий. В среднем 20,5% студентов не реже одного раза в неделю и 15,8% – не реже одного раза в месяц посещают читальные залы и абонементы учебной и научной литературы в главном корпусе и филиалах библиотеки, а также отдел электронных документов.
В числе трех наиболее часто используемых студентами (независимо от курса обучения) электронных ресурсов – электронный каталог (47,4%), разработанные преподавателями университета учебно-методические материалы (43,9%) и отсканированные учебные издания (34,9%). Чаще одного раза в месяц к ЭК обращаются 28,0% студентов.
Предоставляемыми библиотекой университета услугами студенты пользуются недостаточно активно: МБА – 5,0%, ксерокопированием статей – 4,4%, электронной доставкой документов – 3,9%. 8,7% респондентов заказывают электронные копии статей по личным каналам, не прибегая к услугам библиотеки университета.
При подготовке к семинарским занятиям, написании сообщений и рефератов студенты в основном используют: учебную литературу (87,2%), периодические издания (41,0%), готовые рефераты из Интернета (49,9%), информацию, размещенную на образовательных сайтах (20,1%), материалы с университетских серверов (10,7%).
Круг используемых студентами источников информации – это один из критериев, по которым можно оценить уровень подготовки курсовой работы. Как правило, курсовая работа – первая исследовательская работа студента, в ходе выполнения которой он учится использовать различные источники и прежде всего научную литературу. Большинство студентов при написании курсовых работ используют учебную литературу (91,6%); к периодическим изданиям обращаются 61,5% респондентов, к интернет-информации – 41,1%. Монографии и сборники научных трудов служат источниками для трети студентов. Занимающиеся НИРС студенты при написании курсовых работ также обращаются к учебной литературе (90,2%) и периодическим изданиям (73,1%), однако определяют более широкий круг источников и чаще используют монографии (41,5%) и научные сборники (38,5%).
Пути удовлетворения информационных потребностей свидетельствуют об адаптации пользователя в новой информационной среде. Более 90% респондентов-студентов пользуются Интернетом, причем 45,2% – с домашнего компьютера. В Интернете студентов больше всего привлекает возможность, не выходя из дома, получить полнотекстовую информацию (67,1%), а также найти нужную информацию в различных библиотеках (42,9%); 55,7% пытаются получить через Интернет отсутствующие в фонде университетской библиотеки необходимые для работы книги и другие источники информации. Вместе с тем 25,2% студентов, имеющих домашний компьютер с доступом в Интернет, не посещают веб-сайты библиотек.
Веб-сайт библиотеки ВГУ посещают в среднем 30,1% студентов, ВОУНБ – 23,2%, НББ – 12,3%, ЦНБ НАН – 6,6%. 46,8% респондентов не посещают сайты библиотек. Чаще всего студенты обращаются к сайтам, на которых размещена образовательная информация (53,9%) и рефераты (48,1%), а также развлекательная информация (36,6%).
Таким образом, в своей учебной деятельности студенты используют как традиционные и электронные информационные ресурсы, так и возможности глобальной сети.
Ряд услуг библиотеки, таких, как традиционные и виртуальные книжные выставки, МБА и ЭДД, недостаточно востребованы в студенческой среде. Следовательно, библиотека должна активнее продвигать свои ресурсы и услуги.
Список источников
1. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Гендина Н. И. и др. – 2-е изд, перераб. – Москва, 2003. – 296 с.
2. Кулакова Е. В. Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения : дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Е. В. Кулакова. – Москва, 2000. – 304 с.