БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 027.7

Н. А. Коряковцева

Основные принципы функционирования библиотеки
в корпоративном информационно-образовательном
пространстве вуза

Согласно современным логико-философским представлениям, под принципами понимаются основополагающие первоначала (исходные пункты, предпосылки) какой-либо теории, концепции. Принципы носят нормативный характер, являются составной частью методологии научного познания, более того, считается, что наиболее важные структурные элементы научной теории – именно принципы, соединяющие все другие элементы теории в единое целое, стройную систему.

К настоящему времени сформировались теоретические представления о системах принципов библиографической и библиотечной деятельности. Как отмечает Н. С. Карташов, «…принципы изменяются в процессе развития библиотечного дела, отражая изменяющиеся условия, новые цели и задачи…  принципы эти не привнесены извне. Они вытекают из сущности характера, уровня развития библиотечного дела» [1. С. 143].

Проблему библиографических принципов затрагивал в своих работах А. В.  Соколов [2. С. 28]. Он предложил в качестве идеологической основы библиотечно-библиографической деятельности принципы гуманизма, открытости и доступности изданий, активности и социальной ответственности библиотекарей.

Разработкой принципов современной библиографии занимались также А. А. Гречихин, О. П. Коршунов, В. А. Фокеев.

Современное библиотековедение выработало следующие основные принципы: общедоступность библиотечного дела, приоритет читательских интересов, системность библиотечного дела, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, координация и кооперирование библиотечной деятельности, государственно-общественный характер библиотечного дела [1. С. 143.]

Для описания принципов функционирования вузовской библиотеки в корпоративном информационно-образовательном пространстве вуза воспользуемся подходом, реализованным В. А. Фокеевым при выведении основных функций библиографии. Суть подхода заключается в том, что ведущие принципы выводятся на базе основных функций [3. С. 221].

Обратимся к рассмотрению функций вузовской библиотеки. Формирование взглядов на роль вузовской библиотеки в обществе во многом определяется ее вкладом в развитие образования. Будучи подразделением вуза, библиотека выполняет как свои институциональные функции, так и функции, предписанные ей системой верхнего уровня, т.е. вуза. Системное рассмотрение корпоративного информационно-образовательного пространства вуза позволяет выделить такие структурные компоненты, как факультеты, кафедры, учебный отдел, библиотеку. Именно они обеспечивают качество образования в вузе.

Корпоративное информационно-образовательное пространство определяется как поликультурное, формирование которого осуществляется совместной деятельностью членов организации (вуза) на основе корпоративных связей и в соответствии с миссией и целями организации.

Цель библиотеки как социального института – социализация, приобщение членов социума к культуре. Специфика вузовской библиотеки, на мой взгляд, заключается в том, что здесь приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены элементы той или иной профессиональной деятельности. Документный фонд вузовской библиотеки, сформированный в соответствии с направлениями образовательных программ, реализуемых в вузе, – это библиотечная модель профессиональных сфер деятельности. Соглашусь с М. М. Самохиной, что «собирание документов и информации о них – условие сохранения живой «плоти» этой модели, условие ее естественного развития» [4].

Таким образом, вузовская библиотека как социальный институт является прежде всего механизмом профессиональной социализации человека. При этом «ценностная ориентация, как и трансляция, есть предоставление абоненту элементов библиотечной модели культуры» [Там же]. Вузовскими библиотеками разработаны и реализуются различные формы, ориентирующие в мире профессиональной культуры: дни факультетов, книжные выставки, информация на сайтах, рубрики во внутривузовских изданиях, библиотечные курсы.

Профессиональной социализации студентов способствует также подключение библиотек к электронным библиотечным системам (ЭБС), которые не только обеспечивают учебный процесс учебной, учебно-методической, научной литературой, но и ориентируют студентов в мире профессиональной культуры. ЭБС, таким образом, выступает в качестве электронной модели профессиональной культуры.

Один из примеров такой модели, на мой взгляд, – ЭБС «КнигоФонд», предоставляющая доступ к электронным документам по различным областям знания: юриспруденции, экономике и управлению, культуре и искусству, филологии, журналистике, естественным наукам. Ценностно-ориента­ционная функция библиотеки реализуется через приобщение студентов к работе с электронными ресурсами и формирование у студентов уважительного отношения к интеллектуальной собственности.

Отсюда одним из принципов функционирования библиотеки в корпоративном информационно-образовательном пространстве вуза, на мой взгляд, является корпоративно-культурный, который реализуется через ценностно-ориентационную функцию. Этим подчеркивается, что вузовская библиотека как социальный институт – это прежде всего механизм профессиональной социализации человека, а не только средство организации информационных процессов в вузе.

Современная вузовская библиотека – полноправный субъект учебного процесса. Образовательная функция библиотеки реализуется в разработке учебных программ по информационной культуре и участии в учебном процессе. Включенность библиотеки в учебный процесс отражена в учебном плане вуза. Вуз вправе определять циклы дисциплин, в рамках которых библиотека ведёт свою образовательную деятельность.

Таким образом, очевиден еще один принцип функционирования библиотек в вузе – корпоративно-образовательный. Этот принцип определяет место библиотеки в корпоративном информационно-образовательном пространстве вуза: вузовская библиотека не только инструмент учебного процесса, но и ответственный субъект.

Следующийпринцип – корпоративно-технологический – основывается на представлении об информационной системе библиотеки как важнейшей части информационной системы вуза, обеспечивающей библиотечно-информационные и коммуникативные процессы.

В настоящее время почти все вузы располагают высокоразвитой корпоративной информационной системой (КИС). Информационные системы, внедряемые в вузах, в оперативном порядке позволяют получать информацию об учебном процессе, материальных и кадровых ресурсах вуза, обмениваться информацией, осуществлять учет и контроль за успеваемостью и т.д. АБИС, взаимодействующая с другими подсистемами КИС, использует информацию целого ряда подсистем. В свою очередь, АБИС открыта для пользователей и обеспечивает доступ к электронным каталогам, к информации по книгообеспечености дисциплин, к БД корпоративного характера (например, БД «Труды сотрудников вуза»).

Принцип технологичности лежит также в основе организации производственных процессов внутри библиотеки и в основе инфраструктурного взаимодействия  библиотеки с подразделениями вуза. В целом принцип технологичности делает организацию открытой для внешних структур, а внутри неё информационные ресурсы становятся открытыми и легкодоступными.

Корпоративно-коммуникационный принцип тесно переплетен с технологическим, поскольку новые информационные технологии трансформировали коммуникационную функцию библиотеки и создали новые формы коммуникации.

Вузовская КИС предоставляет большие возможности для коммуникации посредством электронной почты, при этом корпоративный этикет является обязательной составляющей коммуникации. Возможности электронной почты позволяют вузовской библиотеке на качественно ином уровне осуществлять информационное обслуживание пользователей вуза. При этом значение библиотеки как места культурной  коммуникации представителей различных областей знаний, где складываются новые межпредметные связи, не потеряло своей актуальности. Коммуникационный принцип взаимосвязан с корпоративно-культурным, поскольку организации – это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей.

Таким образом, представленные принципы взаимосвязаны с функциями библиотеки и раскрывают специфику её функционирования.

Список источников

1. Карташов Н. С. Общее библиотековедение : учеб. в 2 ч. Ч. 2. Общая теория библиотечного дела / Н. С. Карташов, В. В. Скворцов. – Москва : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1997. – 256 с.

2. Соколов А. В. Коммуникационные потребности : учеб. пособие / А. В. Соколов. – Краснодар, 1986. – 162 с.

3. Фокеев В. А. Библиография: теоретико-методологические основания : учеб. пособие / В. А. Фокеев ; науч. ред. Г. В. Михеева. – С.-Петербург : Профессия, 2006. – 352 с.

4. Самохина М. М. Библиотека как социальный институт и ее функции. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/sociolog/text/t_09.php