УДК 02:37

В. А. Корниенко

Проблемы организации и управления
опережающим обучением персонала

Освещено изучение работы в рамках внутрибиблиотечной системы повышения квалификации Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского.

Инновационные библиотечно-информационные технологии, как показали исследования, существенно влияют на процессы повышения квалификации персонала Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вер­над­ского (НБУВ). Для оптимизации обучения персонала к проведению занятий дополнительно привлекается отраслевой Научно-учебный центр прикладной информатики Национальной академии наук (НАН) Украины (НУЦПИ) и Ассоциация пользователей ИРБИС в Украине. Переориентация библиотечно-информационных процессов именно на использование Системы автоматизации библиотек ИРБИС обусловлена рядом её преимуществ, предусмотренных для библиотек национального уровня.

Для эффективного управления библиотечно-информационными технологиями необходимо активно применять автоматизацию в наукоёмких технологических процессах. При таких условиях естественно возникает потребность в дополнительном изучении профессиональной подготовки и готовности сотрудников к работе в условиях внедрения инновационных библиотечно-информационных технологий.

Повышение квалификации (ПКв) персонала НБУВ изучается в соответствии с комплексными научными темами «Информационные технологии в системе инновационной деятельности научной библиотеки» (2005–2007 гг.), «Управление библиотечно-информационной деятельностью в научной библиотеке» (2008–2010 гг.) и Программой информатизации НАН Украины, а также Государственной программой развития Национальной библиотеки им. В. И. Вернадского на 2005–2010 гг.

Согласно названным научным темам, постоянно ведется сбор и обработка материалов, в частности по локальной теме «Развитие системы повышения квалификации библиотечных сотрудников НБУВ», предмет изучения которой – внутрибиблиотечная система повышения квалификации (ВСПК) и управление процессами её совершенствования под влиянием развивающихся современных информационно-инновационных технологий.

Повышение квалификации сотрудников – одна из управленческих функций учреждения, заключающаяся прежде всего в подготовке кадрового резерва. Поэтому параллельно с постоянными мероприятиями по обучению слушателей ведутся плановые исследования с целью совершенствования системы, способной обеспечивать соответствующими специалистами организацию для решения возникающих проблем, т.е. осуществляется сопровождение научных разработок.

Переход от анализа системы образования как социального института к изучению её как социального процесса связывается во многих странах с концепцией непрерывного образования [1]. Непрерывность обучения персонала НБУВ стимулируется планируемыми и проводимыми занятиями на уровне ВСПК и вышеназванных научно-исследовательских разработок.

Российские специалисты считают, что инновационное образование следует дифференцировать по следующим направлениям: общее, инновационно-технологическое, инновационно-менеджерское [2]. Такую дифференциацию можно было бы предложить как альтернативную и для рассматриваемой ВСПК. Если принять предлагаемый вариант за модель в системе, то получим картину её развития применительно к проводимым занятиям для персонала НБУВ, которые разделим на вышеназванные три направления.

Проблемы ВСПК – это, в частности, такие направления, как обновление знаний, поддержание и вместе с тем совершенствование профессионального уровня специалистов. Решить эти проблемы можно путем проведения исследований на базе НБУВ с целью дальнейшей разработки удобных и эффективных форм обучения. Например, предыдущие исследования выявили необходимость повышения уровня использования персональных компьютеров прежде всего самими сотрудниками библиотеки. Рассмотрим это направление на примере организации общего инновационного образования применительно к ВСПК НБУВ.

Общее инновационное образование

В рамках общего инновационного [2] и вместе с тем опережающего образования [3] исследования, проведенные в 2005–2007 гг., показали, что библиотечно-информационные технологии существенно влияют на процессы ПКв персонала НБУВ.

А. С. Арзуханов полагал, что инновации в обучении сотрудников должны заключаться в переходе на компьютерные технологии [4] – это подтверждают результаты исследований, проведенных в НБУВ. Не имея возможности обучать персонал инновационным технологиям только своими силами (из-за отсутствия достаточного финансирования, кадров и др.), дирекция НБУВ привлекает к проведению занятий НУЦПИ, что значительно улучшает ситуацию в системе ПКв. Таким образом, если до 2006 г. обучение работе на ПК велось только сотрудниками Центра библиотечно-информационных технологий – ЦБИТ (руководитель Л. Й. Костенко, канд. техн. наук), то в дальнейшем дополнительно приглашается и НУЦПИ.

В 2006 г. на базе ВСПК НБУВ начал работать лекторий по информатике и интернет-технологиям, проводимый НУЦПИ. Занятия в лектории систематически проводит доцент В. Б. Распопов, канд. физ.-мат. наук. Для дифференциации обучения каждый год формируются две группы: начинающих пользователей и углубленного обучения работе на ПК.

В процессе обучения ежегодно проводится изучение его эффек­тивности методом анкетирования персонала. В анкетах содержатся вопро­сы по всему курсу. Цель анкетирования – получение четкого представления о целесообразности преподавания конкретных программ для дальнейшего использования их в научной и прикладной деятельности.

Результаты НИР показали, что слушателям необходимы такие программы, как, например MS Word (от 80% до 90% в разных группах), MS Excel (80%). Более 60% респондентов проявили заинтересованность в совершенном овладении поисковыми  серверами, в создании личных сайтов, навигации в Интернете и др. Так, библиотечным и научным сотрудникам не только необходимо уметь эффективно использовать в работе имеющиеся БД, а также, как показывают исследования, изучать программное обеспечение MS Access. Желающих овладеть начальными навыками MS Access для создания новых БД оказалось 46,7%. Как видим, не менее важно на современном этапе владеть навыками самостоятельного создания собственных БД.

Необходимость в опережающем обучении подтверждает тот факт, что первые три года мероприятия ВСПК посещали в среднем более 50 слушателей. Итог бесплатных занятий, проводимых НУЦПИ НАН Украины: более 40 специалистов сдали экзамены и получили международный сертификат пользователя ПК.

Среди форм ВСПК НБУВ также рассматривалось повышение профессионального уровня путем самообразования. В ходе предыдущего исследования выявлена тенденция к увеличению числа сотрудников, заинтересованных в дополнительном самостоятельном повышении личного профессионального уровня. Анализ результатов обработки анкет показал, что процент сторонников самообразования ежегодно возрастает. Это тесно связано прежде всего с ростом профессиональных требований к сотрудникам. Интенсивность внедрения инновационных библиотечно-информационных технологий, которые являются безусловным стимулом роста самосознания персонала, понимания того, что знания, полученные в процессе занятий в ВСПК, следует постоянно поддерживать и самостоятельно.

Изучается также и степень удовлетворения информационных потребностей сотрудников НБУВ по отдельным видам и типам профессиональных источников в процессе ПКв. Большинство персонала отдает предпочтение прежде всего профессиональным периодическим и продолжающимся изданиям, которые обеспечивают наиболее оперативной информацией в области библиотековедения и междисциплинарных научных направлений.

Инновационно-технологическое образование

В курс занятий, организуемых НУЦПИ НАН Украины, дополнительно вводятся лекции по овладению операционой системой WindowsXP, организации и проведению электронных научных конференций. Слушатели также могут обучаться в удаленном режиме, подключившись в ходе занятий к Интернету. Ежегодные опросы сотрудников НБУВ подтверждают необходимость продолжения занятий дифференцированного курса лектория, проводимого НУЦПИ НАН Украины.

Как видим в процессе ПКв, полезны, с одной стороны, дифференцированный подход при организации занятий, а с другой – соблюдение последовательности и комплексности, что заключается в обновлении знаний и параллельном освоении новых программных средств.

«Сегодня знание становится устаревшим почти в момент его производства. Диапазон предмета постоянно расширяется. Источники знания умножаются» [5]. Поэтому с целью опережающего обучения в систему включаются циклы семинаров-тренингов по внедрению инновационных библиотечно-информационных технологий (при участии канд. пед. наук В. Пашковой, директора Центра информационных технологий Посольства США в Украине, и О. Шкурат, информацийного специалиста) на тему «Технологии Веб-2.0 и их применение в библиотеках».

Прикладной направленностью отличается цикл лекций по программному обеспечению ИРБИС64, которые провели Л. И. Костенко при участии Л. З. Рудзского, президента Ассоциации пользователей ИРБИС в Украине; инициатор мероприятий – В. А. Корниенко, мл. науч. сотр. отдела библиотековедения НБУВ. Эти лекции послужили началом следующего дифференцированного этапа в обучении персонала НБУВ – инновационно-менеджерское образование. (Следует заметить, что употребление либо замена термина управление на менеджмент либо менеджерское образование не имеет принципиального значения, поскольку не меняет его сути и не вносит ничего нового в само понятие управление. Причем термин управление более близок как русскому, так и украинскому языку, а термин менеджмент может использоваться как синоним.)

Инновационно-менеджерское образование

В результате организованного в 2009 г. ознакомительного цикла демонстрационных лекций по программному обеспеченнию ИРБИС64, проведённого Л. З. Рудзским, возникла потребность в продолжении углубленного обучения персонала в этом направлении. В процессе занятий назрела производственная необходимость в создании отдельного специализированого структурного подразделения, которое возглавила Е. В. Лобузина, канд. техн. наук. С целью поэтапного внедрения ИРБИС64 – сначала на отдельных участках, т.е. в конкретных отделах, а затем в практику всех библиотечно-информационных циклов НБУВ – начат пересмотр регламентирующей технологической инструкции «Путь документа…».

ВСПК «даёт возможность видеть конкретный результат обучения» [4]. В связи с особым значением именно данного направления в «Плане повышения квалификации сотрудников НБУВ на 2010 г.» по проблематике «Библиотека в обществе знаний» введён новый раздел «Система автоматизации библиотек ИРБИС64 – внедрение и перспективы использования», где предусмотрены разнообразные формы обучения персонала – от чисто теоретических занятий до практических на каждом рабочем месте и в целом по всей технологической цепочке. Таким образом, результаты НИР в системе ПКв получили свое практическое применение: путь к непосредственному внедрению инновационных библиотечно-информационных технологий в условиях инновационно-управленческого образования персонала НБУВ значительно ускоряется.

Переориентация библиотечно-информационных процессов именно на систему ИРБИС обусловлена рядом её преимуществ, необходимых библиотекам национального уровня. Во-первых, ИРБИС успешно внедряется и уже опробована в библиотеках различного уровня – от школьных до национальных, поскольку в системе реализованы все основные требования международных стандартов. Важные составляющие этой системы – возможность подготовленному пользователю подстраивать её под конкретные задачи, создавать собственные оригинальные модули и приложения.

Во-вторых, существенное преимущество ИРБИС64 – возможность для крупных библиотек со сложными технологическими процессами создавать собственные полнотекстовые БД. В-третьих, ИРБИС64 интегрирована в современные корпоративные системы и технологии на основе полной совместимости с международными форматами UNIMARC, MARC21 и поддержки интернет-технологий. В-четвертых, создан новый продукт ИРБИС – ИРБИС-Имидж-каталог, позволяющий осуществлять конверсию карточных каталогов в библиотеках с большим ретроспективным фондом [6] и многое другое.

Решение вышеназванных проблем путем автоматизации процессов возможно лишь только в процессе совместной работы программистов и библиотечных специалистов, что обеспечит эффективное внедрение и использование инновационных библиотечно-информационных технологий.

Процессы унификации и стандартизации при передаче научной информации привели к интеграции и интернационализации информационного пространства [7]. Вместе с тем современные информационные технологии должны быть ориентированны на переход от обработки данных к обработке знаний [8]. Будущее принадлежит созданию инновационных средств производства знаний, т.е. инструментов, генерирующих знания, – наиболее важной формы капитала в развитых странах [5].

В этих условиях непрерывное образование библиотечного персонала становится одним из основных инструментов реорганизации и модернизации библиотечного обслуживания пользователей и совершенствования библиотеки, а управление профессиональным развитием – ключевым элементом управления библиотекой [9].

Результаты исследований показали, что инновационные библиотечно-информационные технологии существенно влияют на процессы ПКв персонала. Именно поэтому при проведении научных работ на базе НБУВ в рамках ВСПК уделяется значительное внимание изучению организации и управления деяльностью зарубежных научных библиотек. С целью дальнейшего внедрения эффективных методов управления инновационными библиотечно-информационными технологиями ежегодно освещается зарубежный опыт библиотек и органов НТИ на общебиблиотечном уровне. По результатам загранкомандировок проводятся лекции, раскрывающие организацию работы наиболее интересных с профессиональной точки зрения научных библиотек и информационных служб России, США, Белоруссии, Польши, Испании, Канады, Австрии, Германии и других стран.

Ежегодно проводятся мероприятия, посвященные эффективному поиску научной информации. Для новых и молодых сотрудников ведущими специалистами и учеными НБУВ на протяжении года организуются консультации и лекции по проведению НИР, разработки инструктивно-методических и научно-технологических документов, практикумы и обзоры по вопросам сохранности библиотечных и архивных фондов и многое другое.

Результаты исследований, проведённых в НБУВ в 2005–2010 гг., показали следующее. ВСПК должна быть мобильной, способной быстро реагировать на различного рода изменения в области библиотечного дела, оперативно доводить до сведения определенных групп персонала библиотеки информацию о новых научно-практических достижениях, способствовать овладению современными библиотечно-информационными технологиями, подготавливая таким образом кадровый резерв для дальнейшего совершенствования всех процессов, обеспечивающих эффективное функционирование библиотеки, выявления библиотековедческих проблем, принятия оптимальных управленческих решений.

Инновационные библиотечно-информационные технологии существенно влияют на процессы ПКв персонала НБУВ. В ВСПК постоянно ведется изучение и внедрение новых технологий в организацию библиотечной деятельности с целью дальнейшего совершенствования методов управления библиотечно-информационными технологиями. При составлении плана пережде всего уделяется внимание компьютерным библиотечно-информационным технологиям.

Список источников

1. Каптерев А. И. Методологические и теоретические основания профессионализации библиотечных специалистов : автореф, дис. ... д-ра пед. наук / А. И. Каптерев. – Москва, 1994. – 42 с.

2. Муравьев А. И. Общая теория инновационных технологий : моногр. / А. И. Му­равьев. – С.-Петербург, 2002. – 84 с.

3. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие; 2-е изд., перераб. – Москва, 2003. – 295 с.

4. Арзуханов А. С. Методологические подходы к организации внутрибиблиотечной системы повышения квалификации кадров / А. С. Арзуханов // Библиотечная инфраструктура: состояние и тенденции : сб. науч. тр. ГПНТБ России. – Москва, 2000. – С. 48–60.

5. Тоффлер Э. Революционное богатство / Элвин Тоффлер, Хейди Тоффлер. – Москва, 2008. – 569 с.

6. Бродовский А. И. Система автоматизации библиотек ИРБИС / А. И. Бродовский, Б. И. Маршак // Современные направления развития библиотек : Ежегод. межвед. сб. науч. тр. – Москва : ГПНТБ России, 2007. – 96 с.

7. Ступкин В. В. Проектирование интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения научно-инновационной и образовательной деятельности / В. В. Ступкин. – Москва, ГПНТБ России, 2007. – 172 с.

8. Митин А. И. Автоматизированные рабочие места и новые информационные технологии в управленческой и учебной деятельности / А. И. Митин // НТИ. – Сер. 1. – 2008. – №3. – С. 23–27.

9. Стрелкова И. Б. Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : науч.-практ. пособие / И. Б. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008. – 223 с.

10. Монтень Мишель. Опыты. Избранные произведения в 3-х т. Т. 3 ; пер. с фр. / Мишель Монтень. – Москва : Голос, 1992. – 416 с.