УДК 026.06
Ю. В. Соколова
Вебинар как средство продвижения и сопровождения
Системы автоматизации библиотек ИРБИС
В статье показаны уникальные возможности обучения и продвижения продуктов через вебинары; освещена технология их проведения на опыте совместной работы Академии МУБиНТ и Ассоциации ЭБНИТ.
Ключевые слова: система автоматизации библиотек ИРБИС, сопровождение, продвижение, обучение, вебинары, Ассоциация ЭБНИТ, академия МУБиНТ.
Вебинары появились пару лет назад и сегодня все чаще используются организациями для обучения, а также продвижения продуктов и услуг.
В мае 2010 г. Международная академия бизнеса и новых технологий (Академия МУБиНТ) и Ассоциация ЭБНИТ запустили новый проект по проведению открытых вебинаров для пользователей Системы автоматизации библиотек ИРБИС. Цель этих вебинаров – продвижение системы и поддержка пользователей, задачи – представление новых модулей или новшеств в системе, консультации по актуальным вопросам, разбор сложных моментов администрирования, ответы на вопросы пользователей. Таким образом, их можно отнести к видам «промо» и консультационных вебинаров.
Эти вебинары проводятся в специальном открытом режиме, и каждый, кто знает адрес в Интернете, по которому проводится мероприятие, может зайти в комнату вебинара. Предварительно вебинары анонсируются (сообщаются дата, время и адрес в Интернете) на сайте Ассоциации ЭБНИТ (http://www.elnit.org), форуме пользователей ИРБИС (http://irbis.gpntb.ru/) и сайте ИБЦ Академии МУБиНТ (http://portal.mubint.ru/library/irbis/Pages/default.aspx).
Тематика вебинаров определяется исходя из потребностей пользователей. Анализируется поток вопросов пользователей на форуме и непосредственно к разработчикам, после проведения вебинара проводится анкетирование его участников.
Обычно за две недели перед вебинаром его участники могут задать предварительные вопросы по соответствующей тематике через специальную форму на сайте (http://portal.mubint.ru/library/irbis/Pages/default.aspx). Эти вопросы сохраняются и выводятся на экран в ходе мероприятия; ответы даёт спикер.
Формат проведения вебинара включает: доклад спикера, параллельные вопросы и комментарии, вопросы участников в чате, разбор предварительных вопросов и вопросов чата, обмен мнениями, опрос. Участники вебинара, имеющие подключенный к компьютеру микрофон, могут напрямую задавать вопросы (есть возможность, подключают и камеру). Для выражения желания задать устный вопрос, участник должен «поднять руку» – нажать на иконку с поднятой рукой. Организатор дает право вопроса поднявшему руку, и тогда его можно озвучить.
С мая 2010 по апрель 2011 г. мы провели десять промо-вебинаров по системе ИРБИС (их тематика – в табл.).
Дата |
Наименование |
Спикеры |
Май 2010 |
Новые возможности Системы автоматизации библиотек ИРБИС для библиотечно-информационного обслуживания |
Маршак Б. И., Очагова Л. Н., Соколова Ю. В., Панев М. В., Токмаков В. В., Трофимова О. В., Аксенова В. С. |
Ноябрь 2010 |
Трансляция-вебинар Школы ИРБИС на конференции «Библиотеки и образование» |
Бродовский А. И., Панев М. В. |
Ноябрь 2010 |
Трансляция-вебинар Школы ИРБИС на конференции «Либком» |
Бродовский А. И., Очагова Л. Н., Соколинский К. Е., Михайленко И. И., Панев М. В. |
Декабрь 2010 |
День ИРБИС. Новое в версии ИРБИС 2010.1 (АРМы «Книгообеспеченность» и «Комплектатор»). Основные возможности ИРБИС128. Web-ИРБИС одной строкой. Приложение к Web-ИРБИС «Виртуальная справка» |
Очагова Л. Н., Михайленко И. И., Панев М. В., Соколова Ю. В. |
Январь 2011
|
День ИРБИС. Новое в версии 2010.1 АРМ «Администратор», «Книговыдача» |
Бродовский А. И. |
Февраль 2011 |
День ИРБИС. Проблемные вопросы АРМ «Комплектатор» |
Очагова Л. Н. |
Февраль 2011 |
Наша новая школьная библиотека |
Жукова Т. Д., Маршак Б. И. Юдин В. В., Соколова Ю. В. Токмаков В. В., Кюребекова М. Н. |
Март 2011 |
День ИРБИС. J –ИРБИС |
Соколинский К. Е. |
Апрель 2011 |
День ИРБИС. Полнотекстовый ИРБИС для начинающих |
Бродовский А. И. |
Во время вебинара участники не только слушают спикера и задают ему вопросы: слушатели общаются между собой, делятся опытом, сами отвечают на вопросы; завязываются деловые контакты, возникают идеи; разработчики фиксируют информацию для настройки и доработки системы.
Нельзя не сказать и о положительном эмоциональном фоне таких вебинаров, где в виртуальном пространстве встречаются знакомые и друзья – «Ирбисоводы», которые раньше могли увидеться и обменяться профессиональными достижениями примерно два раза в год, если принимали участие в конференциях «Крым» и «Либком». Теперь же встречи – виртуальные – проходят ежемесячно, и в адрес организаторов звучат слова благодарности за возможность регулярного профессионального общения.
В среднем к вебинарам подключалось около 70 точек (на пике подключений – более 100). В точках подключения может находиться как один слушатель, так и целая аудитория, собравшаяся перед большим экраном. Также практикуется подключение участников из компьютерного класса какой-либо организации, являющейся методическим центром для сети библиотек.
В общей сложности в вебинарах участвовали слушатели из более чем 100 городов четырех стран.
Вебинары записываются, и их материалы в виде видеозаписей выкладываются на сайтах Ассоциации ЭБНИТ, Академии МУБиНТ и Форума, так что пользователи ИРБИС всегда имеют возможность посмотреть прошедший вебинар, если есть желание вернуться к какой-либо теме.
Помимо промо-вебинаров мы организовали трансляцию очных курсов повышения квалификации, которые систематически проходят в Академии МУБиНТ. Многие пользователи, опробовав подключение к промо-вебинару, проникаются доверием к такой форме обучения и принимают решение повышать квалификацию, не приезжая на курсы, а подключившись к их трансляции. Такие слушатели видят и слышат все, что рассказывает и показывает преподаватель, могут задать вопросы в чате либо устно (с помощью микрофона). Преподаватель имеет возможность подключить рабочий стол слушателя и проверить выполненную работу или разобраться в ошибках.
Слушатели очных курсов получают свидетельство государственного образца, слушатели вебинара – сертификат.
Таким образом, к мощной системе сопровождения и поддержки пользователей системы ИРБИС, включающей консультационную работу дилеров на местах и форум пользователей, добавился еще один компонент – тематические вебинары. Помимо традиционной функции для систем сопровождения по консалтингу и повышению уровня доверия к продукту, вебинары представляют собой новую форму общения пользователей, разработчиков и администрации.
Вебинары поднимают на новый уровень систематическую работу с пользователями, позволяют оперативно реагировать на вопросы, проблемы и предложения, доводить до сведения пользователей политику Ассоциации ЭБНИТ.
Промо-вебинары также являются мощным средством увеличения продаж. Поскольку такие вебинары проводятся открыто, в них помимо клиентов участвуют и потенциальные пользователи. Наличие такой формы сопровождения убеждает их не только в преимуществах продукта, но и в развитой системе сопровождения, поддержки и обучения, что является важнейшим фактором стабильности и развития системы ИРБИС.