ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 655.552

С. А. Езова

Большая книга о главном

Рец на кн.: Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент / Э. Р. Су­киасян. – С.-Петербург : Профессия, 2011. – 430 с.

Ключевые слова: Э. Р. Сукиасян, библиотечная профессия, кадровый менеджмент, библиотечное образование, библиотечные кадры, рецензия.

Когда я спрашиваю студентов-заочников, читали ли они Э. Р. Сукиасяна (речь не об учебной литературе по предмету), в ответ: «Да, да читали», «Как же его не читать – читаем», «Не тривиально пишет, берет за живое»…

Всё это имеет прямое отношение к статьям Эдуарда Рубеновича, опубликованным в авторском сборнике «Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование» (Москва : ГРАНД-ФАИР, 2004. – 446 с.), а также к публикациям 2004–2011 гг., вошедшим в новый сборник, о котором речь пойдет дальше.

Книга «Библиотечная профессия и кадровый менеджмент» включает три раздела: 1. Библиотечная профессия. 2. Библиотечные кадры. 3. Библиотечное образование; каждому из них предшествует вступление. Издание дополняют два указателя – именной и предметный, а также обширный список сокращений.

Этой книгой Э. Р. Сукиасян «приоткрывает окно» в библиотечный мир Европы и Америки. Причем делает это тонко, мастерски, порой даже походя, но всегда к месту и ко времени.

В книге освещено множество граней библиотечной профессии, библиотечной деятельности, и поэтому хочется сравнить ее с голограммой, т.е. объемным изображением, но воспроизведенным не с помощью каких-либо технологий, а посредством прекрасного живого русского языка вкупе с энциклопедическим знанием рассматриваемых проблем.

С Эдуардом Рубеновичем можно не соглашаться, спорить и даже недоумевать по поводу некоторых его положений, но самое главное – чтение его трудов будоражит мысль, заставляет думать.

Книга изобилует ненавязчивыми рекомендациями, советами по различным профессиональным аспектам. Меня подкупает читателецентристский подход к библиотечному делу, акцентирование внимания на проблемах профессиональной этики, делового этикета, общения, коммуникативной культуры и многих других.

С большим интересом я прочла статьи о подготовке магистров в США, поскольку в отечественной высшей школе начинает внедряться компетентностный подход, осуществляется переход на подготовку бакалавров и магистров. Э. Р. Сукиасян предупреждает: «…изучать американский опыт надо внимательно и серьезно» (с. 280).

Проблемы библиотечного образования, в частности непрерывного, повышения квалификации библиотекарей, самообразования – в эпицентре книги, поскольку их решение обусловливает будущее развитие библиотечного дела в России. Особенно наглядно это отражено в объемном материале «Повышение квалификации сотрудников библиотеки: практические советы руководителю» (с. 361–396).

Интонации автора, манеры изложения – страстные, будоражащие мысли, тревожные, возмущенные, заинтересованные, восхищенные, недоумевающие и т.д., но никогда равнодушные и бесстрастные.

Крылатое выражение «Стиль – это человек», принадлежащее французскому естествоиспытателю Жоржу Леклерку Бюффону, означает: стиль – есть неповторимая особенность человека, отражающая его природные свойства. В работе Э. Р. Сукиасяна прослеживается яркий, самобытный стиль его личности.

Знакомство автора с практикой библиотек разных типов и видов, наличие многочисленных контактов с библиотекарями России и зарубежных стран делают книгу убедительной для библиотечной общественности.

Книга содействует самообразованию читателя, развивает его самосознание, саморефлексию и поэтому должна стать настольной при изучении студентами курса «Введение в специальность».

Наличие обратной связи автора со своей читательской аудиторией свидетельствует о жизненности проблем, над которыми он размышляет, и привлекает читателей к диалогу, дискуссии.

В заключение отмечу, что Э. Р. Сукиасян – не только известный ученый-библиотековед, но и талантливейший популяризатор библиотечной профессии, знаток тонкостей библиотечной отрасли, транслятор идей гуманизма в библиотечной сфере.

Новый сборник Э. Р. Сукиасяна хочется порекомендовать всем, кто связан с профессией библиотекаря независимо от уровня специального образования, должности, научного статуса, ибо он даст импульс к активизации деятельности специалиста в библиотечной отрасли, к творчеству, развитию личностного и профессионального потенциала.