БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 026:61

Ю. Н. Дрешер

Концепция развития Республиканского медицинского
библиотечно-информационного центра:
долгосрочные перспективы

Рассмотрены изменения статуса государственных учреждений культуры и здравоохранения; основополагающие принципы, цели и долгосрочные перспективы развития Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра.

Ключевые слова: Республика Татарстан, Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр, автономные учреждения, кадры, деятельность, принципы, стратегические цели, долгосрочные перспективы, концепция развития.

Решающими факторами успеха являются терпение, ориентация не на немедленный результат, а на долгосрочную перспективу, постоянные вложения в людей, продукцию и услуги, само предприятие и самые жесткие требования к качеству.

 Роберт Б. Маккарри

В последние годы широко распространилось мнение: если отдельные личности и компании будут руководствоваться собственной выгодой, спрос и предложение чудесным образом приведут к инновациям, экономическому росту и экономическому процветанию всего человечества. Конечно, приятно думать, что, преследуя краткосрочные экономические интересы, мы способствуем всеобщему благополучию, но вряд ли своекорыстие – движущая сила экономического роста [4]. Во время экономического спада (2008 г.) многих людей увольняли с работы (США, Франция, Италия), и они были брошены на произвол судьбы [Там же].

Можно ли в современном мире процветать и быть рентабельным и при этом не считать своей основной целью получение краткосрочной прибыли? Наверное, это возможно в больших корпорациях, акционерных обществах, предприятиях. Но как существовать современному учреждению культуры, здравоохранения, образования? Ведь они находятся в жестких рамках закона, ограничены уставными обязательствами и многими условностями. Федеральный закон от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями на 6 нояб. 2011 г.; редакция, действующая с 1 янв. 2012 г.) и Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (с изменениями на 30 нояб. 2011 г.) обусловили перемены в деятельности таких учреждений. Появились новые ограничения и обязательства, которые они должны выполнять.

Республиканский медицинский библиотечно-информационный центр (РМБИЦ, Казань, Республика Татарстан, РФ) преобразовывался из государственного учреждения в государственное автономное в течение 2011 г. Как изменилась наша жизнь?

Новое слово «автономное» в названии не прибавило самостоятельности. Напротив, условия хозяйствования ужесточились, увеличилась нагрузка на бухгалтерию. Добавились новые учетные формы, отчеты и т.д. В соответствии с действующим законодательством правовой статус автономных учреждений (АУ) существенно отличается от правового статуса бюджетных. На АУ не распространяются положения Закона 94-ФЗ. Однако в некоторых субъектах РФ власти устранили «послабление», предоставленное федеральными органами. Например, для АУ Татарстана Кабинет министров Республики Татарстан Постановлением от 17.03.2008 г. № 161 «О комплексе мер, направленных на оказание содействия финансово-хозяйственной деятельности АУ РТ» установил порядок закупок необходимых товаров, работ, услуг. Согласно этому порядку, АУ заключали с Управлением государственных закупок РТ соглашение о взаимодействии при организации размещения заказов на поставку отдельных товаров для своих нужд. Кроме того, 30.03.2011 г. вышло Письмо Минфина РТ № 21-52-83/1238 о необходимости размещения информации о планируемых закупках в системе «Электронный магазин» для дальнейшего согласования с Департаментом Казначейства МФ РТ. Приобретение основных средств, АРМ, оборудования, заказы на услуги по ремонту зданий, а также все закупки на сумму свыше 100 тыс. р. проходили обязательную процедуру согласования с казначейскими органами.

С 01.01.2012 г. вступил в силу ФЗ от 18.07.2011 г. № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Его цели – развитие добросовестной конкуренции, обеспечение прозрачности и гласности закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Согласно этому закону, ключевым правовым актом, регламентирующим закупочную деятельность АУ, становится Положение о закупке товаров, работ, услуг. (Сейчас мы ждем примерное Положение о закупках, которое разрабатывает Агентство по госзаказу РТ. На его основе мы разработаем и утвердим на Наблюдательном совете свое Положение.) Положение будет регламентировать способы, состав участников закупок, информационное обеспечение, ответственность сторон. Требование ФЗ № 223 – обязательное размещение на едином официальном сайте Положения о закупках, а также плана закупок товаров, работ и услуг на один год.

Даже при жёстких ограничениях, установленных властными структурами, нам удалось добиться положительных результатов, которые позволяют думать о перспективе. Разработана концепция развития системы менеджмента качества (СМК) РМБИЦ.

Коллектив РМБИЦ был подготовлен к нововведениям с помощью СМК, которую мы внедрили еще в 2006 г. [1]. Все сотрудники осознают нашу миссию, общую цель – создание комфортной информационной среды для пользователей. Деятельность РМБИЦ подчинена удовлетворению потребностей пользователей [2]. И это не просто слова – они подтверждаются делами.

В сложных условиях руководителю особенно важно завоевать доверие коллектива и создать мобильную профессиональную команду, сплоченные члены которой способны передавать знания молодым коллегам, фиксировать их в специальных базах знаний. Мы используем мощные инструменты передачи знаний: наставничество, различные инструкции, методические материалы, документированные процедуры и т.д. [3].

Сегодня, в условиях острой конкуренции на рынке библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг, чрезвычайно актуальны качество знаний и профессиональный уровень персонала. Молодые специалисты приходят в РМБИЦ, обладая теоретическими знаниями, уровень их практических навыков – минимальный. Поэтому мы самостоятельно «выращиваем» сотрудников, обеспечивая им условия для профессионального роста, развивая у них стремление к профессиональному совершенствованию – необходимому условию для дальнейшей плодотворной работы в РМБИЦ.

Самое ценное в любой организации – это люди, специалисты, на которых все держится; и об этом никогда нельзя забывать, принимая управленческие решения на долгосрочную перспективу.

В профессионализме команды РМБИЦ не приходится сомневаться, поскольку она заинтересована поддерживать имидж своей организации, хорошо обучена, адаптирована к требованиям СМК. Такой человеческий капитал в долгосрочной перспективе непременно принесет плоды. Очень важно, чтобы потребители информационно-библиотечных и библиографических услуг и сотрудники РМБИЦ не утратили уважения к самому Центру.

Хорошую службу нам сослужила диверсификация деятельности. По набору функций РМБИЦ не имеет аналогов в России. Мы брались и беремся за любую работу (даже свойственную НИИ): выпускаем дайджесты, ОСИ, СИ, библиографические указатели, рекомендательные списки литературы, аналитические обзоры; создаем базы данных по медицине «Медики Татарстана»; издаем книги, брошюры, журналы по биомедицинской тематике, помогая медикам Татарстана реализовать свой творческий потенциал, поддержать статус казанской медицинской школы и т.д.; выпускаем издания по проблемам культуры; изготавливаем малотиражную и эксклюзивную полиграфическую продукцию; выполняем дизайнерские разработки.

Подлинное предназначение РМБИЦ – не только выпускать качественную продукцию и оказывать услуги, соответствующие высоким требованиям, но и способствовать прогрессу в медицинской отрасли республики посредством повышения квалификации медицинских работников, а также обеспечивать благополучие всего трудового коллектива.

В разработанной нами Концепции развития РМБИЦ ставится задача не только предоставлять услуги и продукцию высокого качества, но и способствовать непрерывному наращиванию профессионального и творческого потенциала нашего коллектива. Все сотрудники, в том числе и в обособленных подразделениях (в 19 библиотеках-филиалах и 27 внестационарных пунктах выдачи) в течение года повышали квалификацию (проводились семинары, курсы повышения квалификации, практиковались наставничество, методические консультации и т.д.).

В своей деятельности мы руководствуемся следующими принципами:

Наша цель – повысить показатель удовлетворенности пользователей продукцией и услугами РМБИЦ до 98% и обеспечить высокую конкурентоспособность Центра на рынке информационно-библиотечных, библио­гра­фических продуктов и услуг для специалистов здравоохранения РТ. Для этого необходимо:

Эти положения не просто декларируются, а применяются на практике. Именно поэтому РМБИЦ из года в год получает грамоты, дипломы, звания лауреата в различных конкурсах.

Мы постоянно корректируем концепцию развития РМБИЦ с учетом происходящих изменений, определяем задачи и этапы их решения.

В долгосрочной перспективе мы планируем:

Список источников

1. Дрешер Ю. Н. Некоторые подходы к управлению качеством в современной библиотеке / Ю. Н. Дрешер // Менеджмент качества – путь к успешной библиотеке : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 23 нояб. 2007 г. – С.-Петербург : ЦГПБ им. В. В. Маяковского, 2007. – С. 43–57.

2. Дрешер Ю. Н. Система менеджмента качества как условие успешной деятельности организации / Ю. Н. Дрешер // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 8. – С. 27–30.

3. Кови С. Лидерство, основанное на принципах / Стивен Кови ; пер. с англ. – 4-е изд. – Москва : Альпина Паблишерз, 2011. – 302 с.

4. Лайкер Дж Дао. TOYOTA : 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джеффри Лайкер ; пер. с англ. – 6-е изд. – Москва : Альпина Паблишерз, 2011. – 400 с. –
(Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).