Л. С. Беркутова

Библиотечный дизайн как составная часть
общей информационной культуры современного специалиста

Представлен курс «Библиотечный дизайн», рассмотрено его влияние на формирование творчески активной личности.

Ключевые слова: библиотечный дизайн, здания, интерьер, библиотечная мебель, библиотечное пространство, Санкт-Петербургский техникум библиотечных и информационных технологий, учебные курсы, информационная культура.

Наше общество постоянно меняется, меняется и система современного образования, и главная её задача – научить молодых людей жить в постоянно меняющемся мире, т.е. осуществить задачу социализации. Молодому специалисту необходимо не только обладать определёнными знаниями и навыками, но и эффективно применять их на практике.

Согласно С. Л. Рубинштейну, личность развивается благодаря трудовой деятельности: «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в его делах, практических и теоретических, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается. В этом ключ к пониманию развития личности» [1.
С. 255]. В связи с этим как никогда актуальной становится задача развития творческой активности будущих библиотекарей.

Мы сталкиваемся с тем, что студенты не в полной мере реализуют свои творческие возможности, поскольку не приучены к необходимости упорно работать для того, чтобы чему-то научиться. В свете перестройки образования в нашей стране на первый план выходит формирование творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Креативный человек готов не только к постоянным изменениям, но и к восприятию этих изменений как возможности получения удовольствия от решения творческих задач.

«Библиотечный дизайн» способствует формированию самостоятельности студентов, поскольку связан с творческими процессами. В нынешнем учебном году в Санкт-Петербургском техникуме библиотечных и информационных технологий этот курс был расширен. Создание художественных образов средствами компьютерной графики, разработка компьютерных моделей требуют от будущих библиотекарей проявления личной инициативы, творческой самостоятельности, навыков исследовательской деятельности. Этот курс имеет практическую направленность, так как полученные знания в области информационных технологий и практические навыки работы с графической информацией являются составной частью общей информационной культуры будущего специалиста-библиотекаря, служат основой для дальнейшего роста профессионального мастерства, позволяют наиболее полно раскрыться, проявить себя в различных видах деятельности, связанной с самовыражением. Освоение программы курса позволяет заложить основы работы с цветом и пространством, благодаря которой молодые специалисты смогут принимать участие в оформлении интерьера библиотеки, создавать материалы информационного дизайна.

Обновлённый курс начинается с темы «Эволюция дизайна»: здесь рассмотрены основные направления развития дизайна и его виды (индустриальный, архитектурный, ландшафтный, дизайн одежды и аксессуаров, арт-дизайн, графический, компьютерный и т.д.).

Большое внимание в теме «Композиция и гармония» уделено знакомству с их основными законами, после чего студенты выполняют лабораторные работы по созданию декоративной композиции «Ритм» и «Движение», которая состоит из двух рисунков. В первом необходимо передать плавное движение, а во втором – резкое, основанное на столкновении, пересечении форм, использовании ломаных линий и дисгармонии.

Затем полученные знания применяются для оформления обложки реферата (беседы, обзора), при этом используются различные способы выделения композиционного центра (сгущение и разряжение элементов, контрасты цвета, тональный переход к тёмному и др.).

В теме «Цвет в интерьере» акцентируется внимание на выборе соответствующего цвета, психологии восприятия цвета и его физиологическом воздействии. Рассматриваются цветовые ассоциации и цветовая символика, рассказывается о восприятии цвета в различных культурах [2]. Самостоятельная работа обучающихся заключается в подборе различных гармоничных сочетаний цветов (не менее десяти).

Важное значение для дальнейшей работы в библиотеке имеет тема «Влияние начертания шрифта на восприятие текста». Здесь рассматриваются основные элементы шрифта: кегль, пункты – высота шрифта, цицеро – единица измерения ширины печатных строк, интерлиньяж – расстояние между базовыми линиями соседних строк; апрош – межбуквенный пробел; гарнитура (семейство) шрифта – все вариации шрифтового начертания, отличающиеся различной насыщенностью, пропорциями, наклоном; принципы построения шрифтов; основные требования, предъявляемые к работе над шрифтами, читаемость, уместность, гармоничность и смысловой акцент. Изучение темы заканчивается оформлением одного и того же объявления при помощи различных шрифтов. Студенты представляют свои варианты работы и дают пояснения, почему был выбран именно этот шрифт для написания данного текста.

Второй раздел курса «Библиотечный дизайн» начинается темой «Здания и помещения библиотек. Зонирование библиотечных помещений». Возникновение специализированных библиотечных зданий относится к глубокой древности. Усовершенствованные здания библиотек появились в античной Греции и Риме, полностью оборудованные – в XIII–XIV вв. Здания библиотек по форме и стилю отображают архитектуру своей эпохи. Факторы, влияющие на проектирование здания библиотеки: вопросы градостроительной ситуации (высокая социальная значимость библиотеки требует более широкого понимания среды, в которую встраивается здание), влияние природно-климатических условий и национальных традиций. Учащиеся знакомятся с наиболее интересными и красивыми зданиями современных библиотек.

Для закрепления теоретических знаний проводится экскурсия «Старинные библиотечные здания – памятники архитектуры», в ходе которой будущие библиотекари посещают Детскую библиотеку истории и культуры Петербурга (ул. Марата, 72) – Дом Бажанова, который является памятником архитектуры федерального значения и оригинальным образцом северного модерна. В создании интерьеров Дома принимали участие видные деятели отечественной культуры – Н. К. Рерих, М. А. Врубель, П. К. Ваулин, Л. А. Дитрих. Задача – показать студентам, как и с помощью каких приёмов современная библиотека «вписана» в историческое здание.

Следующая тема курса – «Пространственные основы организации интерьера библиотеки. Оформительский дизайн. Библиотечная мебель и оборудование», изучение которой завершается экскурсией «Организация среды помещений библиотеки: цвет, освещение, озеленение и декоративное оформление».

Затем рассматривается понятие фирменного стиля организации и составляющие информационного дизайна (фирменный знак, логотип, слоган, фирменные цвета, комплект шрифтов и т.д.).

Завершается раздел темой «Книжная выставка как часть интерьера библиотеки», в которой даётся понятие о книжной выставке как демонстрации специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки. Рассматриваются разные виды книжных выставок с точки зрения композиционного построения и цветового оформления. Использование электронной формы выставки предполагает учёт принципа «экрана» (объём представленной информации подгоняется под размер экрана); возможности удобного передвижения внутри выставки (кнопки «Вперёд», «Назад», «К разделу», «К фрагменту текста» и другие должны находиться в пределах видимости пользователя и быть ему абсолютно понятны); обязательное информирование пользователя о местонахождении документа и способе доступа к нему, особенно если среди интернет-ресурсов есть полнотекстовые, содержащие данный документ целиком или частично [3].

Итог изучения этого раздела – творческая работа по созданию электронной книжной выставки. Студентам нужно выбрать тему или персоналию для создания выставки, изучить источники, отобрать самые интересные из них, скомпоновать макет будущей выставки с учётом изученного материала (подобрать цвета, шрифты), скорректировать и окончательно оформить работу.

Курс «Библиотечный дизайн» направлен на развитие навыков креативности и способствует повышению мотивации студентов. Для творческого подхода к любому делу большое значение имеют вдохновение и заинтересованность в предмете творчества, которые невозможно применить без высокого профессионализма, соответствующих умений и навыков. Процессы познания и творчества взаимосвязаны и взаимообусловлены – одно не может быть оторвано от другого. Придумывая что-либо, студенты лучше овладевают необходимыми знаниями, переходят на новый уровень творческого совершенствования.

Развитие творческих способностей зависит от содержания и методов обучения. Мы делаем всё, чтобы наши студенты творчески подходили к выполняемой работе, стремились овладеть дополнительными навыками. Поэтому периодически возвращаемся к уже освоенным знаниям для их углубления, либо, опираясь на них, объясняем что-то новое. Здесь особое значение приобретает проведение различных тренингов и деловых игр. Эти мероприятия способствуют закреплению получаемых знаний, формированию самостоятельного мышления и повышению заинтересованности предметом.

27 марта 2012 г. две команды наших студентов приняли участие в деловой игре, которая прошла в рамках III Межрегионального практического семинара «Организация библиотечного пространства: поиск смысла и формы». Заданием стала разработка пространства библиотеки для молодёжи. Студенты с удовольствием и большим интересом разрабатывали дизайн-проект новой библиотеки.

Изучив курс «Библиотечный дизайн», студент должен иметь представление о роли и месте знаний по дисциплине «Библиотечный компьютерный дизайн» при освоении смежных дисциплин по специальности и в сфере профессиональной деятельности; знать особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной графики; цветовые модели.

В результате освоения практической части курса будущие библиотекари должны уметь редактировать изображения в растровом графическом редакторе, выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов: область (прямоугольное и эллиптическое выделение), лассо (свободное выделение), волшебная палочка (выделение связанной области) и др.; перемещать, дублировать, вращать выделенные области; редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления; создавать монтаж; выполнять тоновую и цветовую коррекцию изображений; применять различные эффекты. В векторном редакторе Corel Draw: создавать, упорядочивать и редактировать объекты; работать с текстом; самостоятельно разрабатывать дизайн-макет буклета библиотеки. В конце изучаемого курса студенты должны представить творческие работы: буклет библиотеки, плакат (баннер); информационную закладку, коллаж.

Мы стараемся, чтобы будущие специалисты научились прилагать усилия для овладения знаниями и смогли проявлять свои творческие способности. Курс рассчитан на то, что студент работает вместе со своими однокурсниками и преподавателем, который с помощью предлагаемых заданий направляет его творческую деятельность, что, в свою очередь, способствует интенсификации обучения и развитию необходимых компетенций. Таким образом, процесс познания основывается на навыках, которые будущий специалист приобретает, исходя из накапливаемого опыта, собственного воображения, подкрепляемых постоянной повседневной практикой.

Список источников

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2 / С. Л. Рубин­штейн. – Москва, 1989. – С. 255.

2. Писаренко Т. А. Основы дизайна : учеб. пособие / Т. А. Писаренко, Н. Н. Став­нистый. – 2005. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=18302

3. Беркутова Л. С. Интернет в библиотечной работе: технологии и методы использования. Лекция 7. Библиографическая работа библиотеки и её отражение в Интернете / Ляля Беркутова, Елена Панкова // Библиотека в школе. – 2009. – № 23. – Режим доступа: http://lib.1september.ru/view_article.php?id=200902316.