УДК 026.06

Вин Ших

Учёт возможности катастрофических событий
и обеспечение устойчивого библиотечного обслуживания
в цифровой среде

Изложен подход к построению инфраструктуры информационного обслуживания пользователей университетских библиотек на базе «облачных» технологий; представлена целостная модель обеспечения непрерывности обслуживания. Рассмотрены проблемы совместимости этой инфраструктуры с традиционными библиотечными операциями, снижения уязвимости библиотеки и минимизации рисков.

Доклад на заседании «Устойчивость обслуживания цифровыми документами: учёт возможности катастрофических событий и восстановление работы электронных библиотек» в ходе 78-й Генеральной конференции ИФЛА (9-16 авг. 2012 г., Хельсинки, Финляндия).

Публикуется с одобрения аппарата ИФЛА.

Ключевые слова: университетские библиотеки, библиотечное обслуживание, библиотеки университета Южной Калифорнии, электронные библиотеки, облачные технологии, электронные коллекции, электронные репозитарии, межбиблиотечный абонемент, веб-сайты, катастрофы, чрезвычайные ситуации.

Наш мир всё более стремительно входит в цифровую вселенную, в которой информация создаётся, хранится и совместно используется в виде огромных массивов единиц и нулей, битов и байтов, а также и «за пределами бронтобайтов» (“Brontobytes Beyond”)

Наш «цифровой купол» вырос до колоссальных размеров с удивительной скоростью. Согласно ежегодному обзору компании IDC «Изучение цифровой вселенной» (Digital Universe Study), в 2011 г. количество созданной или скопированной информации превзошло 1,8 зеттабайт (1,8 триллиона гигабайт), увеличившись за 5 лет в 9 раз.

Особенно остро увеличение объёма цифровых данных ощущает вузовское сообщество, а библиотеки видят быструю миграцию своих пользователей к электронным коллекциям, сетевым услугам и т.п. В соответствии с требованиями наших пользователей мы направляем всё большую часть наших ресурсов на пополнение и управление электронными коллекциями. Сегодня научные работы всё чаще изначально выпускаются в электронном виде; согласно требованиям своего института или финансирующего агентства, учёный обязан предоставлять собственные работы в открытый доступ. Вузовские учреждения формируют электронные репозитарии для сбора, обеспечения доступа и гарантирования сохранности интеллектуальной продукции своих сотрудников. Для технической поддержки, обеспечения сохранности и доступности своих электронных коллекций библиотеки вкладывают ресурсы в оцифровку уникальных, зачастую недооценённых и недоиспользуемых специальных фондов и архивов.

Проблемы, стоящие перед библиотеками, относятся не только к экспоненциальному росту бинарных данных, но и к разнообразию форматов данных и связанных с ними метаданных. Энергично продолжая оцифровку аудио- и видеоинформации, мы ощущаем непрерывный рост объёма файлов и баз данных и испытываем нехватку стандартов и передового опыта по обеспечению сохранности оцифрованных документов и совместному их использованию.

В этом докладе представлена модель, принятая библиотекой университета Южной Калифорнии для инфраструктуры информационных технологий, на основе «облачных» методик и разработки целостной модели непрерывности обслуживания. Мы рассмотрим, как это совмещается с нашими традиционными операциями и каким образом мы снижаем уязвимость и минимизируем риски.

Библиотеки университета Южной Калифорнии

Университет Южной Калифорнии (University of Southern California USC; http://www.usc.edu/) основан в Лос-Анджелесе в 1880 г. Сейчас он один из мировых лидеров среди частных университетов. В нём обучаются 37 тыс. студентов, в том числе более 8 тыс. – иностранных; по этому показателю он превосходит все другие американские университеты.

В университетскую библиотечную систему входят 23 библиотеки и информационных центра (http://www.usc.edu/libraries/locations/), а также Электронная библиотека (USC Digital Library http://digitallibrary.usc.edu/). Библиотеки университета – члены Ассоциации научных библиотек (Association of Research Libraries http://arl.org/).

Располагая годовым бюджетом около 40,2 млн долларов и штатом из 220 профессиональных работников, библиотеки собрали богатые и разнообразные коллекции печатных и электронных документов. Фонд печатных документов – свыше 4,1 млн томов. Мы подписаны более чем на 0,5 млн электронных книг и журналов. Кроме того, университет обладает замечательными видео- и звукозаписями, фильмами, микроформами и другими материалами.

Сокровище Электронной библиотеки – исторические фотографии, записи устных историй, звукозаписи, рисунки, карты, физические объекты и другие материалы, приобретённые университетом Южной Калифорнии и сотрудничающими с ним институтами. 33 уникальные коллекции содержат 300 тыс. электронных архивных документов. Суммарный объём Электронной библиотеки университета в настоящее время превышает 12 терабайт (12 млн мегабайт).

Готовность к чрезвычайным ситуациям

Университет Южной Калифорнии расположен в опасной близости к зоне возможных землетрясений, поэтому в течение долгого времени здесь предпринимают все разумные стратегически важные решения для укрепления готовности к возможным катастрофам и обеспечения непрерывности функционирования в чрезвычайных ситуациях. На реализацию этих решений университет выделяет значительные ресурсы.

Работая совместно с Центром землетрясений Южной Калифорнии (Southern California’s Earthquake Center), штаб-квартира которого размещена в университете, специально созданный университетский офис (University’s Emergency Planning Office) разработал план проведения чрезвычайных операций в масштабах кампуса. Одновременно каждый факультет и каждый институт в составе университета под руководством этого офиса составляют внутренний план работы в условиях чрезвычайной ситуации.

В том, что касается сферы информационных технологий, университетские библиотеки сотрудничают и взаимодействуют со службами Отдела информационных технологий, а также с Центром научных технологий университета. С тем чтобы снизить риск и потенциальное воздействие крупного землетрясения, диверсифицируются их объединенные информационные мощности, ресурсы и операции.

Информационная служба кампуса уже разместила «горячий сайт» на случай катастроф в городе Скотсдейл (Scottsdale) штата Аризона. На этом сайте расположены дублирующие системы, запланирована синхронизация между производственными и поддерживающими системами для всех критически важных служб университета. В состав этих служб входят: системы планирования ресурсов всей организации, контроля идентичности, электронная почта и доска объявлений системы обучения. Связь между двумя сайтами осуществляется через широкополосную беспроводную сеть Wide Area Network (WAN) с функциональной полосой пропускания в период чрезвычайных ситуаций до 10 гигабит в секунду.

Для систем, которые используются в библиотеках, мы также решили изучить вспомогательные варианты дублирования (готовность к катастрофе) и жизнеобеспечения, позволяющие вести непрерывное обслуживание. Начиная с 2010 г. мы реализовали ряд критически важных мероприятий, нацеленных на удовлетворение требований «готовности к рискам».

Трансформация. Традиционно библиотеки университета работали на серверах Отдела информационных технологий, пользуясь при этом преимуществами современного отлично защищённого оборудования, расширяемых объёмов памяти, бесперебойными источниками питания, сетевым оборудованием и др. Однако учитывая сложность прогнозирования землетрясений, такая централизованная конфигурация не соответствовала ни понятию безопасности, ни использованию оборудования. Именно поэтому мы провели экономический анализ наших интегрированных библиотечных систем автоматизации (программа Симфония – SirsiDynix Symphony).

Было проведено сравнение трех возможных сценариев мероприятий на предстоящие пять лет, при этом анализировались и противопоставлялись следующие варианты:

1. Система расположена в существующих университетских помещениях и без зеркального сайта;

2. Система расположена в существующих университетских помещениях, а зеркальный сайт с оборудованием расположен в г. Сангарт (SunGard), штат Аризона;

3. Библиотека переходит на программную систему SirsiDynix (Software as a Service, SaaS), используемую как сервисная «облачная» платформа с зеркальным сайтом.

Результат анализа показал, что третий вариант наиболее экономичен. Оборудование поставщика программного обеспечения позволяет реализовать все те же функции, что и Информационный центр университетского кампуса, но потенциальные риски снимаются.

Как дополнительную услугу, компания SirsiDynix берёт на себя заботу об обновлении всех систем (раньше этим приходилось заниматься нашему персоналу). Кроме того, «облачная» система сервиса SirsiDynix SaaS работает на бизнес-модели лизинга, что для планирования ежегодных расходов университетских библиотек – более удобный вариант по сравнению с традиционным методом получения разовых инвестиций на закупку нового оборудования.

Итак, мы осуществили миграцию нашей интегрированной библиотечной системы на «облачное» программное обеспечение летом 2011 г. Работая в новой среде, мы получили не только преимущества за счёт размещения нашего зеркального сайта на оборудовании компании SirsiDynix в г. Юта (Utah), но и надёжную масштабируемую систему, быстродействующую профессиональную поддержку от той группы поставщика, которая ведёт «облачные» технологии, управляемость и гибкость для планирования дальнейшего расширения и роста нашей системы, а также более регулярный и ненавязчивый режим обновления.

Всего лишь за один год мы провели два крупных обновления наших программ. Работа с новейшей версией программы SirsiDynix даёт нам возможность в полной мере воспользоваться характеристиками и достоинствами выбранной нами «облачной» технологии.

Путём такого же сравнительного метода и изучения мы решили перевести на «облачные» технологии ещё две библиотечные системы.

Первая – система проверки аутентичности (EZproxy Authentication). Эта служба подтверждает правомочность наших пользователей, находящихся вне кампуса, и разрешает им работу с нашими электронными ресурсами, полученными по подписке. Это одна из наиболее загруженных систем (помимо, службы занимающейся периодикой – «Libraries Discovery service – Serials Solutions’ Summon» и сетевого каталога «Оnline Сatalog – SirsiDynix Symphony»).

За целый год использования новой «облачной» службы у нас не было ни одного отключения и ни одного ухудшения обслуживания.

Вторая система – это Электронная библиотека университета Южной Калифорнии, которая изначально была сформирована на базе платформы EMC’s Documentum – системы управления документами в масштабах предприятия. Впоследствии наши программисты внесли в неё дополнительные изменения, чтобы облегчить пользование внешним клиентам.

Оценив все за и против, мы решили принять систему, созданную для работы с электронными библиотечными коллекциями и учитывающую особенности библиотечного обслуживания. Поэтому сейчас идёт процесс миграции наших метаданных и цифровых объектов на серверы компании OCLC и программу OCLC’s CONTENTdm.

Другие важные библиотечные сервисы и инструменты – в том числе наша Служба обнаружения периодики, система межбиблиотечного абонемента (OCLC’s ILLiad), электронные учебно-методические материалы (Atlas System’s ARes) и руководства (Springshare’s LibGuides) – основаны на «облачных» технологиях и находятся на серверах поставщика. Следовательно, всего лишь через два года после предпринятого изучения рисков мы почти полностью работаем «в облаках» (SaaS); при этом библиотечные серверы находятся вне зоны, опасной с точки зрения землетрясений.

Новое строительство. Наши электронные коллекции продолжают расти, следовательно мы должны озаботиться поиском долговременного хранилища данных, в котором можно содержать копии, обеспечивающие сохранность электронных файлов. С одобрения руководства университета библиотека в партнёрстве с отделом информации и Shoah Foundation Institute в 2011 г. создала электронный репозитарий USC Digital Repository (USCDR; http://repository.usc.edu) ёмкостью более 70 петабайт (70 млн гигабайт). Он позволит всем участникам консолидировать электронные документы и систему управления хранением в единый функциональный комплекс, отличающийся высокой надёжностью, безопасностью, обеспечивающий целостность хранящихся данных и сверхжесткие регламентирующие операции по поддержанию коллекций.

Репозитарий служит не только хранилищем цифровых документов – это полномасштабный и абсолютно наглядный пример «облачных» сервисов, эффективно управляемых и поддерживаемых на каждом из этапов: хранения (конверсии в цифровой формат), обеспечения сохранности (целостности) и многопользовательского доступа (сетевой доступ к бесценным электронным документам).

Зеркальный «облачный» центр хранилища расположен далеко в Неваде и имеет почти бесконечную ёмкость.

Устранение неполадок. При использовании «облачных» технологий наши серверы обычно расположены за тысячи километров от университета. В ходе испытаний была отмечена определённая задержка в работе сети при использовании наших серверов в г. Атланта, обеспечивающих работу интегрированной библиотечной системы.

В часы наибольшей загруженности Интернета сеть становится «слабейшим звеном» или «единственной точкой неполадок». Чтобы расшить эффект «бутылочного горлышка», мы совместно с нашей сетевой службой Campus Network Services и специалистами компании SirsiDynix стараемся установить частную сеть (site-to-site VPN tunneling) между нашим кампусом и информационными центрами компании с тем, чтобы поддержать адекватную полосу пропускания для такого трафика. Данные, передаваемые по частной сети, зашифрованы и защищены.

Автоматизация. В составе нашей системы имеется переходный переключатель от главного веб-сайта университетской библиотеки к веб-сайту, используемому в чрезвычайных ситуациях (http://libraries-emergency.usc.edu).

Наряду с университетским веб-сайтом для чрезвычайных ситуаций мы используем бесплатный сервис Blogger (http://www.blogger.com) для размещения на нём «чрезвычайного сайта». Когда основной сайт отключится, переключатель будет автоматически переадресовывать пользователей на сайт, который выполняет две основные функции:

1) работает как портал информации и коммуникации. Основной раздел сайта сообщает новости и последние сведения о событиях в случае чрезвычайной ситуации; предоставляет контактную информацию, необходимую для городских чрезвычайных служб, соответствующих университетских служб и служб самой библиотеки, а также даёт выход на сервис Твиттер от университета и университетских библиотек и университетской Службы оповещения;

2) служит порталом ресурсов – на нём даются ссылки к ключевым библиотечным ресурсам: поисковым инструментам, электронным базам данных, журналам, книгам, учебно-методическим материалам, межбиблиотечному абонементу и службе «Спроси библиотекаря» (Ask-a-Librarian), документам, используемым при чрезвычайной ситуации в библиотеке (доступны только для персонала, т.е. требуется логин).

Административные права обновления содержания веб-сайта чрезвычайных ситуаций имеют отдельные сотрудники библиотеки; они могут вносить обновления и через мобильные устройства.

Реализация планов. В университете используется дублирование не только для инфраструктуры информационных технологий, но и для всего, что относится к навыкам персонала и его ответственности, проводятся взаимные тренировки и ежегодные учебные мероприятия.

На основе рекомендаций университетского Офиса по чрезвычайным ситуациям библиотеки разработали планы восстановления после катастроф и обеспечения непрерывности обслуживания. Этот план составлен под руководством старшего помощника декана библиотек и касается каждой функциональной единицы библиотеки; план доступен каждому члену коллектива библиотеки на нашем сайте.

Библиотечная команда по восстановлению обслуживания включает в себя восемь групп: восстановление коллекций, коммуникации, управление оборудованием и поддержание помещений, финансово-экономический офис, работа с кадрами, информационная технология, логистика и ресурсы, публичный сервис.

Каждую весну вся команда встречается, чтобы рассмотреть и при необходимости обновить план. После этого мы переходим к компьютерным тренировкам с использованием различных сценариев чрезвычайных ситуаций. Затем все группы собираются для обсуждения и докладывают результаты всей команде.

В группе, работающей с интегрированной библиотечной системой, мы также взаимодействуем с нашими поставщиками и проводим ежегодные тренировки. Чтобы убедиться, что в случае любой гипотетической неприятности всё работает нормально, мы тестируем основные функции на нашем резервном сервере в штате Юта.

Профессиональный рост. Переход интегрированной библиотечной системы автоматизации в «облачную» среду в определенной степени снизил возможности административного контроля за системой, передав их поставщику, а также переместив данные с нашего домена. Всё это – весьма существенные изменения в наших традиционных технологиях. А далее последовали новые процедуры и протоколы работы с группами технической поддержки поставщиков, устранение недостатков, реакции на чрезвычайные обстоятельства, расширение круга обязанностей и интересов персонала.

К счастью, наш информационный оптимизм не исчез: мы продолжаем отработку взаимопонимания с техническими группами поставщиков и более детальное изучение их продукции. Мы понимаем и ощущаем, что теперь у нас появилась возможность меньше беспокоиться о рутинных будничных делах. Персонал может уделить время каким-либо другим вопросам, а не только контролю за системой: до миграции на «облачную» технологию мы не могли себе этого позволить.

Заключение

Ураган Катрина в 2005 г. выдвинул восстановление после катастроф и обеспечение непрерывности обслуживания в десятку наиболее важных проблем, стоящих перед администрацией отделов информации и библиотек вузов.

Согласно годовому «Обзору восстановления после катастроф» (Disaster Recovery Index survey), выполненному компанией «Acronis», менее чем 50 % малых и средних предприятий США уверены в своих планах по восстановлению и ликвидации последствий катастроф; 76 % отметили, что наилучшим способом совершенствования их готовности к катастрофам было бы создание интегрированной системы, обеспечивающей безопасность как физических, так и виртуальных и «облачных» массивов данных.

Надежда на доступность и досягаемость библиотечных ресурсов и сервисов («Где угодно, в любое время и всё время» – Everywhere, Any Time, All the Time) постоянно растёт. Значит библиотекам не остаётся ничего другого, как начать разработку интегрированного плана ликвидации последствий катастроф и обеспечения непрерывности обслуживания, готовясь встретить «день, который, надеемся, никогда не наступит» (The Day We Hope Never Comes).

Библиотекарям и специалистам по информации необходимо стать единой силой, сообща создавать и уточнять интегрированный пакет готовности к чрезвычайным ситуациям, чтобы защитить наши печатные и электронные массивы документов и информации.