УДК 02 : 37 (73)

О. Л. Завалина

Преподавание организации информации в США:
опыт Университета Северного Техаса

Рассмотрены содержательные и методические вопросы преподавания блока курсов по организации информации, состоящего из дисциплин: «Введение в организацию информации», «Основы каталогизации и классификации», «Углубленное изучение каталогизации и классификации», «Метаданные» и др.

Ключевые слова: библиотечное образование в США, организация информации, каталогизация, классификация, метаданные, Университет Северного Техаса.

Университет Северного Техаса (UNT – University of North Texas, Denton, Texas) – один из крупнейших и старейших в штате Техас (США). С 1939 г. UNT принимает активное участие в подготовке библиотекарей и информационных специалистов.

В структуре университета больше десяти факультетов, один из них – Сollege of Information (Колледж информации; создан в 2008 г.), в составе которого два отделения: Department of Learning Technologies (Отделение обучающих технологий) и Department of Library and Information Sciences (Отделение библиотечных и информационных наук), о работе которого и пойдёт речь в статье. В каждом из отделений – свои программы обучения и специализации; набор и обучение студентов производится раздельно.

Отделение библиотечных и информационных наук предлагает полный спектр уровней обучения, поскольку готовит как магистров библиотечных или информационных наук, так и бакалавров информационных наук, имеет и докторантуру (после защиты диссертации присваивается степень PhD/IS).

Магистерская программа аккредитуется Американской библиотечной ассоциацией (ALA) непрерывно с 1965 г. Библиотечное образование в США традиционно сосредоточено на уровне магистратуры. Аккредитованная ALA степень магистра так же, как и в некоторых других сферах деятельности, например в юриспруденции, считается профессиональным уровнем. В UNT большинство студентов (88 %) обучается на уровне магистра.

Чтобы получить степень магистра библиотечных либо информационных наук, студенты должны изучить не менее 12-ти предметов (как правило – по 6 за учебный год) из почти 70-ти, предлагаемых Отделением библиотечных и информационных наук, пройти производственную практику и успешно сдать выпускной экзамен.

Как и в других университетах США, готовящих магистров библиотечных и информационных наук, гибкий учебный план магистратуры даёт возможность каждому студенту самостоятельно выбирать большинство предметов в соответствии с его индивидуальными интересами. Лишь три предмета, входящие в так называемое «ядро», должны быть обязательно освоены каждым магистрантом в начале программы обучения.

Курс «Введение в организацию информации»

Один из трёх обязательных предметов – курс «Введение в организацию информации» (Introduction to Information Organization). На нём учат, как построить информационную систему на основе потребностей пользователей и как структурировать в ней информацию.

В рамках курса студенты оценивают типичные потребности в информации и навыки потенциальных пользователей в её поиске; учатся создавать схему метаданных, тезаурус, систему классификации, авторитетный файл имён; настраивать спецификации БД, используя систему управления базами данных InMagic (http://www.inmagic.com/dbtext).

Студенты создают в БД записи метаданных для мини-коллекции, состоящей из 10 информационных объектов (с использованием предметных терминов из собственного тезауруса, индексов классификации, основанных на собственной системе классификации, и форм имён из созданных ими авторитетных записей), и проверяют, насколько эффективна их информационная система, наблюдая за тем, как с ней работает потенциальный пользователь, и проводя опрос пользователей.

Помимо этого масштабного проекта, который студенты выполняют в четыре этапа в течение семестра, в этом курсе они также изучают одну из тем, связанных с организацией информации (например, инверсированный указатель), и пишут на эту тему эссе. В преподавании курса используются учебник – «Основы организации информации» (3-е издание ) Арлин Тэйлор и Дэниэла Джоудри [7] и разработанные преподавателями Отделения библиотечных и информационных наук и размещённые в онлайновом доступе на веб-сайте курса тексты лекций со множеством примеров и иллюстраций.

Курс «Введение в организацию информации», как и два других обязательных курса – «Доступ к информации» (Information Access and Knowledge Inquiry) и «Введение в информационную профессию» (Information and Knowledge Professions), проходят в начале обучения (как правило в первом или во втором семестре) все магистранты, поэтому знания и навыки об основах организации информации получают все студенты Отделения.

Далее пути магистрантов расходятся в зависимости от выбранной в начале обучения специальности и специализации. Выпускникам Отделения предлагается степень магистра по двум специальностям: «Библиотековедение» и «Информационные науки». Студенты каждой из них могут выбрать либо общую направленность, либо одну из следующих семи специализаций: «Организация информации», «Информационные системы», «Медицинская информатика», «Юридические библиотеки и юридическая информатика», «Архивоведение и работа с цифровыми изображениями», «Школь­ные библиотеки» и «Библиотечное обслуживание детей и юношества».

«Организация информации» – одна из основных специализаций магистратуры. Её выбирают те, кто хочет стать каталогизатором, предметизатором, индексатором либо специалистом по созданию метаданных в библиотеках, информационных центрах и других организациях. Студентам
каждой специализации предлагается на выбор определённый набор курсов из нескольких блоков предметов, один из которых – «Организация информации».

Курсы блока «Организация информации»

В блок «Организация информации» входят четыре курса: 1. Основы каталогизации и классификации; 2. Углубленное изучение каталогизации и классификации; 3. Метаданные; 4. Индексирование и реферирование. Студенты, выбравшие эту специализацию, должны пройти, как минимум, три из них в дополнение к курсу «Введение в организацию информации».

Каждый из четырёх курсов длится один семестр и предлагается, как минимум, два раза в год: в осенний и весенний семестры. (Время от времени, в зависимости от загруженности преподавателей, эти курсы включаются и в летний семестр.)

Курс «Основы каталогизации и классификации» можно изучать как заочно – в режиме онлайн (два раза в год), так и в традиционном очном режиме (один раз в год).

Курс «Углубленное изучение каталогизации и классификации» проводится только в режиме онлайн.

Курс «Метаданные» до недавнего времени предлагался в смешанном режиме: студенты и преподаватель собирались на два-три полных дня лекций и практических занятий в первой трети семестра, а всё остальное время работали в режиме онлайн. Идя навстречу пожеланиям тех студентов, которые хотят пройти этот курс, но живут слишком далеко от Дентона в штате Техас (например, студенты из Калифорнии или Американского Самоа) и не имеют возможности приезжать на занятия, с весеннего семестра 2013 г. курс «Метаданные» переведён из смешанного в полностью онлайновый режим.

Независимо от того, в каком из трёх режимов преподаётся курс, каждый из курсов имеет свой веб-сайт в системе управления курсами Blackboard Learn (рис. 1), через который студенты получают доступ к учебным материалам и заданиям, сдают свои работы, узнают оценки, общаются между собой и с преподавателями.

Рис. 1. Веб-сайт курса в системе управления курсами Blackboard Learn

Студенты магистратуры обычно изучают три предмета в семестр. В ходе каждого из очных курсов преподаватель и студенты встречаются один раз в неделю на трёхчасовой лекции, в которую вкраплены небольшие практические занятия.

В рамках курсов, предлагаемых в режиме онлайн, преподаватель и студенты встречаются тоже один раз в неделю на один-два часа в виртуальном лекционном зале Wimba Classroom, встроенном в веб-сайт курса в системе Blackboard Learn. Всё остальное время (примерно 8–10 часов в неделю на каждый из предметов) магистранты занимаются самостоятельно – как индивидуально, так и в группах, изучая обязательные и рекомендованные материалы и выполняя задания. Студенты могут обратиться с вопросами к преподавателю в любое время дня и ночи, используя онлайн-форумы или систему электронной почты, встроенные в веб-сайт курса, и обычно получают ответ в течение одного рабочего дня.

В США для большинства курсов на уровне магистратуры библиотечных и информационных наук нет устного или письменного экзамена в традиционном смысле этого слова: экзамены заменены проектами. Всё это относится и к курсам блока «Организация информации», преподаваемым в Отделении библиотечных и информационных наук.

Курс «Основы каталогизации и классификации»

В ходе курса «Основы каталогизации и классификации» студенты осваивают описательную каталогизацию с использованием «Англо-Амери­канских правил каталогизации» (Anglo-American Cataloging Rules), предметизацию с использованием Предметных рубрик Библиотеки Конгресса США (Library of Congress Subject Headings) и систематизацию по Системе классификации Библиотеки Конгресса США (Library of Congress Classifica­tion; http://www.loc.gov/catdir/cpso/lcco/).

Студенты последовательно изучают области библиографической записи, начиная с области заглавия и сведений об ответственности, и учатся применять правила на практике – вначале в еженедельных упражнениях «на бумаге», а под конец семестра они должны уметь создавать полноценную машиночитаемую библиографическую запись в формате MARC21, содержащую в себе предметные рубрики, индексы классификации и авторитетные формы личных имён.

В преподавании этого курса используются учебник Арлин Тэйлор «Основы каталогизации и классификации» (10-е издание) [6] и практическое пособие Деборы Фриц и Ричарда Фрица «МАRC21 для всех» [1]. Учебные пособия дополняются разработанными преподавателями Отделения лекциями со множеством примеров, которые доступны студентам в электронном виде на веб-сайте курса.

Студенты курса учатся использовать те же инструменты каталогизации и классификации, которые применяют в повседневной работе профессиональные каталогизаторы, работающие в библиотеках США. В первую очередь, это – Cataloger’s Desktop («Настольная система каталогизации»; http://desktop.loc.gov/php/login.php) для электронного доступа к «Англо-Американским правилам каталогизации» и интерпретациям этих правил, подготовленным Библиотекой Конгресса США.

Для поиска унифицированных предметных рубрик и доступа к Системе классификации Библиотеки Конгресса США используется Classification Web («Сеть классификации»; http://classificationweb.net/). Для создания машиночитаемых библиографических записей в формате MARC21 студенты, как и профессионалы, используют OCLC Connexion (http://connexion.oclc.org/).

Курс «Углубленное изучение каталогизации и классификации»

В курсе «Углубленное изучение каталогизации и классификации», который можно пройти только после успешного освоения курса «Основы каталогизации и классификации», студенты более детально изучают каталогизацию различных документов – не только монографий, но и периодических изданий, аудиовизуальных материалов (например, CD и DVD с музыкальными записями, фильмами, компьютерными играми), трёхмерных объектов (например настольных игр). Они углубляют свои знания и оттачивают навыки применения «Англо-Американских правил каталогизации» (2-е изд.), формата MARC21, предметных рубрик и классификационной системы Библиотеки Конгресса США.

Студенты изучают новые правила каталогизации «Описание ресурса и доступ» (Resource Description and Access, или RDA), Десятичную систему классификации Дьюи и учатся применять их на практике. Кроме того, в этом курсе их обучают основам создания авторитетных записей для имён лиц и организаций, а также унифицированых заглавий.

В преподавании этого курса используются как учебники и практические пособия (10-е издание учебника Арлин Тэйлор «Основы каталогизации и классификации» [6] и «МАRC21 для всех: практическое пособие» Деборы Фриц и Ричарда Фрица [1]), так и разнообразные дополнительные материалы.

Вместо разработанных преподавателями Отделения «адаптированных» для новичков лекций (которые используются в курсе «Основ каталогизации и классификации») в курсе «Углубленное изучение каталогизации и классификации» студенты погружаются в изучение профессиональной литературы: журнальных статей, докладов на научных и практических конференциях, глав из книг и даже выложенных на YouTube видеозаписей на такие важные темы, как история развития правил и стандартов каталогизации и библиотечных каталогов, история и перспективы развития формата MARC, недавние исследования и инициативы Библиотеки Конгресса США по изменению функций онлайн-каталогов и интегрированию их с другими поисковыми средствами, качество библиографических записей, система моделей функциональных требований к библиографическим записям и авторитетным данным (FRBR, FRAD, FRSAD), переход с «Англо-Амери­канских правил каталогизации» на новый свод правил – RDA и т.д.

Наконец, студенты этого курса подписываются на профессиональную рассылку Autocat (https://listserv.syr.edu/scripts/wa.exe?A0=AUTOCAT) и в течение семестра наблюдают за одной из дискуссионных тем по проблемам каталогизации и классификации.

В рассматриваемом курсе, помимо семи объёмных практических заданий, которые студенты выполняют каждые две недели, они также пишут восемь небольших эссе, отражающих их впечатления от прочитанной профессиональной литературы.

Фрагмент из расписания курса на семестр представлен на рисунке 2. Здесь можно увидеть задания на один из двухнедельных отрезков осеннего семестра 2012 г. и списки источников, необходимых для выполнения работ. Они включают как практическое задание по созданию библиографических записей, так и эссе-дискуссию на обозначенную тему, в данном случае – модель «Функциональные требования к библиографическим записям».

Как и в курсе «Основы каталогизации и классификации», студенты курса «Углубленное изучение каталогизации и классификации» активно используют компьютерные средства каталогизации. В течение семестра каждый из них создаёт 19 библиографических записей национального уровня в формате MARC21 с помощью системы OCLC Connexion, которой пользуется большинство библиотек США. 12 из этих БЗ они создают на основе «Англо-Американских правил каталогизации», а 7 – на основе RDA. После официального перехода библиотек США с «Англо-Американских правил каталогизации» на RDA в марте 2013 г. это соотношение в заданиях рассматриваемого курса постепенно меняется в пользу RDA.

Рис. 2. Отрывок из расписания курса на семестр с образцами практических заданий
и заданий-эссе на основе прочитанного

Студенты продолжают использовать Cataloger’s Desktop и Clas­sification Web, а также получают доступ к новому для них инструменту – RDA Toolkit («Набор инструментов RDA»; http://www.rdatoolkit.org/), учатся им пользоваться.

Помимо названных выше инструментов каталогизации, доступ к которым платный, – его получают по подписке (Отделение библиотечных и информационных наук оформляет подписку на эти инструменты по образовательной лицензии), студенты этого курса, как и профессиональные каталогизаторы, активно используют и находящиеся в свободном доступе ресурсы: OCLC Bibliographic Formats and Standards («Библиографические стандарты и форматы OCLC»), MARC Standards («Стандарты MARC»), Library of Congress Authorities («Авторитетные записи Библиотеки Конгресса») и The Cataloging Calculator («Каталогизационный калькулятор»): https://www.oclc.org/bibformats/en.html; http://www.loc.gov/marc/; http://autho‑rities.loc.gov/ и http://id.loc.gov/; http://calculate.alptown.com/.

Курс «Метаданные»

Несмотря на то, что термин метаданные появился относительно недавно – с развитием Интернета, само понятие существует и успешно применяется в библиотеках с давних времён. Это ни что иное, как описание документов в процессе каталогизации. Поэтому каталогизацию и метаданные не следует воспринимать (как это часто случается) как два совершенно отдельных друг от друга явления или процесса. Скорее, каталогизация в библиотеках – это частный случай процесса создания метаданных с использованием международного и национальных стандартов библиографического описания, формата MARC, принятых в библиотеках авторитетных файлов, контролируемых списков предметных рубрик и систем классификации.

С бурным развитием Интернета в 1990-х гг. остро встала проблема описания интернет-ресурсов, для того чтобы пользователи могли найти нужные им документы, существующие лишь в электронном виде либо оцифрованные и доступные через Сеть.

Количество информационных ресурсов в Интернете росло в геометрической прогрессии, и вскоре стало очевидно, что описывать их, используя традиционные библиотечные подходы, как планировалось поначалу, не представляется возможным: на это просто не хватило бы рук каталогизаторов (в том числе осуществляющих предметизацию и индексирование) всего мира.

По этой причине в 1995 г. было инициировано создание «облегчённого» (по сравнению с библиотечными стандартами описаниями документов) стандарта метаданных Dublin Core («Дублинское ядро»), который могли бы изпользовать для ускоренного описания онлайн-документов как библиотекари, так и те, кто не имеет профессиoнальной библиотечной подготовки (например, сами авторы этих документов).

За «Дублинским ядром» последовали и другие, более сложные, стандарты метаданных, вызванные к жизни нуждами электронных библиотек (например, «Схема метаданных для описания объектов» – Metadata Object Description Scheme, или MODS, созданная Библиотекой Конгресса США) и определённых сфер деятельности, отраслей знаний (например, «Ядро Ассоциации Визуальных Ресурсов» – Visual Resources Association Core, или VRA Core – для описания музейных объектов; «Ядро Дарвина» – Darwin Core – для описания наборов биологических данных).

Таким образом, навыки создания метаданных в нетрадиционных для библиотек стандартах постепенно приобретали всё большее значение в подготовке информационных специалистов. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты контент-анализа объявлений о вакансиях каталогизаторов в библиотеках США, в перечне необходимых и желательных квалификаций, для которых всё чаще фигурировали навыки работы с простой и расширенной версиями «Дублинского ядра», «Схемой метаданных для описания объектов» и другими стандартами метаданных (см., например, [2; 3; 5]).

Отделение библиотечных и информационных наук – один из пионеров преподавания предмета «Метаданные» среди библиотечных факультетов США. Этот курс разработан и ведётся у нас с 2000 г. и пользуется большим успехом у студентов.

Курс, полное название кoторого – «Метаданные для организации и доступа к информации в сети» (Metadata for Networked Information Organi­zation and Retrieval), даёт разнообразные востребованные практические навыки работы с метаданными. Вот, например, отрывок из письма студентки, которая прошла этот курс в осеннем семестре 2012 г. и ещё до конца программы обучения в магистратуре нашла отличную работу: «Научившись на этом курсе очень многому, я перенесла полученные навыки в свою работу (например, во время прозводственной практики этой весной я начала создавать электронный архив университета и наполнять его созданными мной записями метаданных в стандарте «Дублинское ядро»). По сравнению с большинством других каталогизаторов, я получила явное преимущество в поисках работы, потому что проводила исследование о Семантической сети и связанных данных, поскольку Библиотека Конгресса планирует переход с формата MARC на связанные данные. В течение двух лет библиотека, где я получила постоянную работу, планирует переместить свои электронные ресурсы в систему DSpace, с которой мы работали, осваивая курс «Метаданные». Этот курс дал мне неоценимую подготовку».

В преподавании курса «Метаданные» в Отделении библиотечных и информационных наук факультета информации UNT используются главы из учебника «Метаданные» Марсии Женг и Джиан Кин [8] и практического пособия Стивена Миллера «Метаданные для электронных коллекций» [4]. Помимо этого, как и в курсе «Основы каталогизации и классификации», преподаватели курса «Метаданные» разработали онлайн-лекции со множеством примеров, помогающие лучше усвоить теоретический материал и увязать его с сопутствующими практическими заданиями.

И наконец, так же, как и в курсе «Углубленное изучение каталогизации и классификации», студенты курса «Метаданные» читают профессиональную литературу, обсуждают её, отвечая на вопросы (например: «В каких случаях, по вашему мнению, целесообразно полагаться на индексатора и «вручную» создавать метаданные для электронных ресурсов, а в каких имеет смысл доверить компьютерам процесс автоматического создания метаданных или же извлечения метаданных из самих информационных объектов?») на онлайн-форумах курса.

В рамках курса «Метаданные» студенты работают над четырьмя заданиями, три из которых – практические. В начале семестра они готовят и представляют научные доклады на тему, связанную с метаданными.

В список тем научных докладов студентов курса «Метаданные» (например, весеннего семестра 2013 г.) вошли темы, освещающие функциональные виды метаданных («Административные метаданные» –Administrative Metadata; «Технические метаданные» –Technical Metadata; «Коллекционные метаданные» –Collection-level Metadata и др.), специализированные схемы, стандарты и профили применения метаданных (например: «Ядро метаданных для общественного вещания» –Public Broadcasting CorePBcore; «Стандарт кодирования и передачи метаданных» –Metadata Encoding and Transmission StandardMETS; «Профиль применения Дублинского Ядра к описанию коллекций» –Dublin Core Collections Application Profile и др.), современные процессы и технологии в организации информации, имеющие непосредственное отношение к метаданным (например: «Семантическая сеть и роль метаданных в ней» –Semantic Web and metadata in it; «Репозитарии организаций» –Institutional repositories; «Автоматическое создание метаданных» – Аutomatic metadata generation и др.).

Второе задание: студенты работают в группах по 5–9 человек (в зависимости от количества студентов, проходящих курс в семестре) над созданием записей метаданных в простой и расширенной версиях «Дублинского ядра» и в стандарте «Схема метаданных для описания объектов» в форматах HTML и XML спомощью профессионального инструмента для создания метаданных на основе NoteTab Light. При этом каждый студент отвечает за три записи метаданных в разных стандартах, описывающих один и тот же электронный документ. Каждая группа также создаёт одну запись метаданных для описания коллекции документов в целом. Участники группы вместе пишут отчёт о проделанной работе.

В третьем задании студенты анализируют качество метаданных (включая полноту, точность, последовательность и другие факторы) в одной из электронных библиотек или репозитариев по их выбору и пишут доклад по результатам этого исследования.

Выполняя четвёртое – получают практические навыки работы с системой управления электронным контентом DSpace (http://www.dspace.org/).

Обычно для курса создаётся учебный DSpace-сервер, но иногда студентам предоставляется возможность поработать с настоящим – не учебным – сервером. Так было, например, в осеннем семестре 2012 г., когда студенты курса «Метаданные» под руководством преподавателей создавали в основанном на платформе DSpace репозитарии IDEALS (https://www.ideals.illinois.edu/handle/2142/34699) записи метаданных для каждого из почти 200 докладов международной конференции iConference (http://iconference.ischools.org/iConference13/2013index/), которую проводил факультет информации UNT.

В ы в о д ы

Как видно из представленного в этой статье описания блока курсов «Организация информации», уровень практической подготовки и самостоятельной работы в магистратуре Отделения библиотечных и информационных наук факультета информации Университета Северного Техаса высок, как, впрочем, и в других вузах США, готовящих магистров библиотечных или информационных наук. Это обусловлено следующими факторами. Во-первых, средних специальных учебных заведений по библиотечному делу в США мало, а бакалаврские программы информационных наук пока только создаются (их начали активно формировать лишь в 2000-е гг.). Поэтому студенты, приходящие в магистратуру, в подавляющем большинстве не имеют библиотечно-информационной подготовки, лишь у некоторых есть опыт работы в библиотеке в качестве клерка, помощника библиотекаря, компьютерного специалиста (в США опыт библиотечной работы не является необходимым условием приёма в магистратуру).

Во-вторых, библиотечно-информационнoе образование в США на уровне магистратуры является профессиональным уровнем. В библиотеки США на должность профессиoнального библиотекаря (в отличие от должностей клерка, помощника библиотекаря, компьютерного специалиста и т.д.), принимаются только те, кто имеет диплом магистра библиотечных или информационных наук.

И в-третьих, при приёме на работу профессиональным библиотекарем в библиотеку или информационный центр требуется определённый набор практических навыков, наличие которых обычно проверяется во время собеседования или испытательного срока.

Если в большинство курсов магистратуры включено, как минимум, одно практическое задание, помогающее усвоить теоретический материал, то в курсах по каталогизации и метаданным практике уделено значительное внимание. И не случайно – ведь каталогизатору или специалисту по метаданным без основательной практической подготовки постоянную работу по специальности найти очень трудно. Если выпускник магистратуры начинает работать каталогизатором, зная теорию, но не умея применять её на практике, т.е. каталогизировать в формате MARC21 по «Англо-Американским правилам каталогизации» или RDA и/или создавать метаданные в других стандартах (например «Дублинское ядро»), его придётся обучать на рабочем месте, прежде чем он сможет полноценно работать. А в период мирового финансового кризиса и нехватки кадров большинство библиотек не имеют такой возможности.

Список источников

1. Fritz, D., Fritz, R. MARC 21 for everyone: a practical guide. – Chicago : American Library Association, 2003. – 240 p.

2. Glasser, S. The changing face of cataloging positions at academic institutions: what skill set is needed, and how can students prepare? // The Serials Librarian. – 2007. – Vol. 51, № 3–4. –
P. 39–49.

3. Han, M., Hswe, P.The evolving role of the metadata librarian //Library Resources & Technical Services. – 2010. – Vol. 54, № 3. – P. 129–141.

4. Miller, S. Metadata for digital collections: A how-to-do-it manual. New York : Neal-Schumann, 2011. – 230 p. – (How to do it manuals for librarians).

5. Park, J.,Lu, C.,Marion, L. Professionals in the digital environment: A content analysis of job descriptions // Journal of the American Society for Information and Technology. – 2009. –Vol. 60, № 4. – P. 844–857.

6. Taylor, A. Introduction to cataloging and classification. – 10th ed. – Englewood: Libraries Unlimited, 2006. – 608 p. – (Library and information science text series).

7. Taylor, A., Joudrey, D. The organization of information. – 3rd ed. – Englewood : Libraries Unlimited, 2009. – 512 p. – (Library and information science text series).

8. Zeng, M.,Qin, J. Metadata. – New York : Neal-Schumann, 2008. – 363 p.