Обзоры. Рецензии

УДК 027.7

А. Л. Дивногорцев

История Елабужского библиотечного техникума
на фоне развития библиотечного дела в стране

Рец. на кн: Валеева Н. Г. Елабужский библиотечный техникум. Годы и люди / Н. Г. Валеева ; науч. ред. Н. М. Валеев, И. В. Корнилова. – Москва : Перо, 2012. –
327 с. : ил.; 32 л. ил.

Ключевые слова: Валеева Н. Г., монография, Елабужский библиотечный техникум, рецензия, библиотечное дело, история библиотек, история техникума.

Надежда Геннадьевна Валеева – одна из ведущих библиотековедов Республики Татарстан, доктор исторических наук, профессор, член докторского диссертационного совета Казанского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры Татарстана, автор многочисленных, в том числе и историко-библиотечных, работ – подготовила новую монографию – «Елабужский библиотечный техникум. Годы и люди» (далее в тексте – ссылки на её страницы).

Эту книгу можно рассматривать в разных аспектах – и как исследовательский труд, и как научно-популярное издание, и как учебное пособие по истории библиотечного дела советского периода, и как повествование о библиотечном строительстве в Татарской АССР. Благодаря такому авторскому подходу воссоздаётся компактная картина развития отечественного библиотечного дела с первых лет советской власти, предваряющая в книге историю возникновения и становления библиотечного обучения в небольшом прикамском городе Елабуге.

К Елабужскому библиотечному техникуму, открытому в августе 1937 г., у Н. Г. Валеевой особое отношение. Она окончила это учебное заведение в 1976 г. (тогда оно называлось Татарское республиканское культпросветучилище), в 1980-1990-х гг. преподавала там ряд дисциплин («Библиотековедение», «Организация библиотечных фондов и каталогов», «Библиотечное общение», «Музейное дело»). Для неё техникум был одновременно и альма-матер, и учебным заведением, в котором она сформировалась как высококвалифицированный педагог и видный учёный. Благодаря этому в издании удачно сочетаются строгий научно-иссле­довательский стиль и душевно-проникновенный стиль воспоминаний.

В книге отображены основные вехи библиотечной политики советского государства 1920-1930-х гг. (партийные и государственные постановления в этой области, библиотечная работа видных государственных и профессиональных деятелей: Н. К. Крупской, С. М. Кирова, Ф. И. Каратыгина, Л. Н. Троповского, В. Н. Денисьева, Е. И. Шамурина и других).

Фрагментарно освещено становление и развитие советского библиотечного образования: создание библиотечных вузов в Москве и Ленинграде, средних учебных заведений с библиотечным уклоном в разных городах РСФСР. Одним из первых таких учебных заведений и стал Елабужский библиотечный техникум, первоначально возникший как библиотечное отделение в местном педагогическом техникуме. Первый набор на него был проведён 1 сентября 1934 г.

Н. Г. Валеева подробно рассмотрела довоенную учебную программу каждого из трёх курсов библиотечного отделения; упомянула и его национальные особенности: почти 50% обучавшихся – татары, на каждом курсе существовали русская и татарская группы.

Относительно подробно в книге показаны особенности производственной практики в Научной библиотеке Казанского государственного университета, районных библиотеках Татарии, городских, центральных детских, специальных, учебных библиотеках Казани.

Большой опыт преподавательской работы позволил Н. Г. Валеевой осветить процесс обучения и практики; она раскрывает содержание отдельных занятий, упоминает имена известных преподавателей, создавших учебные пособия и проводивших консультации в техникуме.

Автор проанализировала достижения и недочёты в организации учебного процесса и предоставила читателям материал, интересный и полезный для самостоятельной научной работы.

В книге вкратце рассмотрены довоенные учебные программы библиотечных вузов, первые учебники и учебные пособия для них. Н. Г. Валеева нередко цитирует воспоминания (начиная с 1930-х гг.) библиотечных работников Татарстана, что позволяет читателю получить представление о том, как готовились библиотечные кадры автономной республики.

В середине 1930-х гг. только в РСФСР, по данным Н. Г. Валеевой, было открыто 19 библиотечных техникумов и 14 библиотечных отделений при педагогических техникумах, педагогических и политико-просве­тительных училищах. Автор обращает внимание читателя на важную роль, которую сыграла в становлении «библиотечной школы» в Елабуге заместитель наркома просвещения РСФСР Н. К. Крупская, и при этом цитирует её соответствующие высказывания – из 10-томных «Педагогических сочинений» и из неопубликованных документов, хранящихся в Национальном архиве Республики Татарстан (НА РТ). Получить здание в центре Елабуги техникуму также помогла Н. К. Крупская: её резкую телеграмму в адрес властей автономной республики Н. Г. Валеева обнаружила в НА РТ.

Надежда Геннадьевна в своей книге часто использует неопубликованные источники. Большую их часть она нашла в республиканском архиве, другие – в архивах города Елабуги и Елабужского района и ряда учебных заведений. Некоторые сведения она извлекла из личных архивов, что свидетельствует о её большой и тщательной поисковой работе.

Н. Г. Валеева создала содержательную историческую работу, что подтверждается и наличием в книге около 240 сносок, многие из которых носят информативный характер, посвящены отдельным персоналиям, дают ёмкое представление о различных событиях и людях.

Весьма важно, что в книге воссоздана внутриполитическая ситуация довоенных лет, часто цитируются материалы из журнала «Красный библиотекарь».

Автор рассказывает о преподавателях Елабужского техникума. В числе первых названы супруги Иван Семёнович и Ираида Сергеевна Бусыгины, преподававшие библиотечные дисциплины и сыгравшие важную роль в культурной жизни Елабуги. Подробно рассмотрен вклад и других преподавателей в подготовку библиотечных кадров средней квалификации, которых долгое время недоставало для библиотечной системы ТАССР.

Н. Г. Валеева рассказала и о судьбе выпускников первых (довоенных) лет, их деятельности в сфере библиотечного и книжного дела (с. 108–115).

В книге помещён обширный перечень (с. 134–143) работ советских учёных по различным направлениям библиотечного дела и библиографии, изданных в довоенные и послевоенные годы (в годы Отечественной войны такие издания почти не выходили).

В августе 1941 г. в Елабуге находились Марина Ивановна Цветаева с сыном Георгием; непродолжительное время они жили в помещении библиотечного техникума. Н. Г. Валеева сумела отыскать о них отрывочные воспоминания некоторых выпускников (с. 118–120).

Возобновление учебного процесса в Елабуге осенью 1944 г. сопровождалось существенными, в том числе и бытовыми, трудностями. Автор цитирует, например, докладную записку в Комитет по делам культпросветучреждений при СНК ТАССР (январь 1946 г.):

«Становится невыносимо больно, когда видишь почти голого студента, у которого нет рубашки, платье еле держится на его теле, кругом в дырах, грязное. Забота о преподавателях отсутствует. Они за целый год не получили ни куска мыла, ни пары чулок» (с. 165).

В 1950-е гг. социальное положение учащихся техникума было немногим лучше. Автор приводит воспоминания выпускницы техникума 1955 г. Г. Д. Скальной: «…мы почти все жили бедновато, в Елабуге стояли очереди за хлебом, в магазинах почти ничего не было, ходили в телогрейках и калошах, а в ноябре, как подмёрзнет, одевали сразу валенки» (с. 237).

Учебную деятельность Елабужского техникума в послевоенные годы автор отобразила в сравнении с деятельностью аналогичных учебных заведений в других регионах РСФСР (с. 166, 167). Описано также создание специальных курсов для подготовки заведующих библиотеками-автомо­билями и особенности этой формы нестационарного обслуживания населения (с. 169–171).

Отображая послевоенное и более позднее время в истории техникума, Н. Г. Валеева рассказывает о его директорах и преподавателях, причём с некоторыми из них ей довелось общаться, работать и поэтому была возможность составить о них собственное представление. В частности, с особым уважением Надежда Геннадьевна вспоминает Н. С. Каверзина, после войны долгое время руководившего техникумом, а впоследствии ставшего проректором Елабужского пединститута.

Вторая половина книги ещё более насыщена конкретными именами; автор рассказывает о деятельности многих сотрудников техникума и Татарского республиканского культпросветучилища; здесь же помещено много фотографий.

В книге перечислено немало имён выпускников второй половины 1940-х–1950-х гг., в дальнейшем успешно окончивших библиотечные вузы (вузы культуры), занимавших ответственные посты в крупных библиотеках (в частности, в Республиканской научной библиотеке Татарской АССР им. В. И. Ленина, Кировской областной библиотеке им. А. И. Герцена), Книжной палате Татарстана, различных учебных заведениях. Некоторые из них защитили диссертации. Выпускником техникума был и первый Президент Академии наук Татарстана, доктор филологических наук М. Х. Хасанов. Читателю представлена целая галерея интересных талантливых людей, своими трудами прославивших себя и свой техникум.

Многие известные российские библиотековеды, о которых пишет Н. Г. Валеева, и сейчас поддерживают контакты с библиотечной Елабугой – например, доктора педагогических наук М. Я. Дворкина (РГБ) и Т. Ф. Каратыгина (МГУКИ).

Заочное отделение Елабужского библиотечного техникума создано приказом Наркомпроса РСФСР накануне Великой Отечественной войны (с. 264–272). Слабая материальная база большинства библиотечных техникумов не позволяла создавать при них заочные отделения. О заочном отделении Елабужского техникума Н. Г. Валеевой писать было непросто, поскольку относящихся к нему архивных документов предвоенного и послевоенного времени сохранилось очень мало. В «сферу влияния» заочного отделения техникума входили не только Татарская АССР, но и соседние Чувашская и Мордовская автономные республики. Хотя Елабуга не была связана железной дорогой с другими населёнными пунктами, что весьма затрудняло приезды учащихся на консультации к преподавателям, заочное отделение благодаря активной деятельности преподавательского состава работало успешно. Впервые в печати автор назвала имена руководителей заочного отделения (с. 270–272), что служит ещё одним свидетельством её настойчивой поисковой работы.

Н. Г. Валеева совершила экскурс и в историю учебной библиотеки техникума (с. 273–285), рассмотрела её многолетнюю деятельность, отметила заслуженных сотрудников.

После окончания войны по ряду причин фонд учебной библиотеки пришлось создавать практически заново, причём основное внимание было уделено монографиям, учебникам, учебным пособиям корифеев отечественной библиотековедческой мысли: Л. Б. Хавкиной, Л. Н. Троповского, Ю. В. Григорьева, К. И. Абрамова и других. Справедливо подчёркнута важная особенность комплектования фонда, заключающаяся в том, что книги и периодика приобретались как на русском, так и на татарском языке.

«Нормальному обеспечению учебного процесса помогало использование (учебной библиотекой техникума) межбиблиотечного абонемента» (с. 275). Для преподавателей и учащихся регулярно выписывались книги из Республиканской библиотеки ТАССР им. В. И. Ленина, научной библиотеки Казанского государственного университета и даже из Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина и Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (с. 275–276), что свидетельствовало об активности руководства и сотрудников учебной библиотеки.

Автор упомянула и «вечную» проблему библиотек, которую длительное время пришлось решать и этой библиотеке, – недостаток производственных площадей.

Н. Г. Валеева подготовила обширный иллюстративный материал, в котором особую историческую ценность представляют фотокопии различных официальных документов: в частности, телеграмм Н. К. Крупской, личных документов преподавателя И. С. Бусыгина и других сотрудников техникума. В книге немало фотографий преподавателей, учащихся, выпускников техникума, в том числе и самой Н. Г. Валеевой.

В большой и информативно насыщенной работе опечатки и неточности, конечно, неизбежны. Досадная опечатка – в списке сокращений (с. 293): аббревиатура «ВКП(б)» раскрыта как «Всероссийская Коммунистическая партия (большевиков)», а правильно – «Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков)».

Неточно и изложение биографии Г. К. Дерман (с. 87, 88): она была арестована в 1938, а не в 1937 г., но эти сведения были взяты, по всей вероятности, из «Библиотечной энциклопедии».

Н. Г. Валеева подготовила солидный справочный аппарат: списки сокращений (с.293–295), использованных архивных, рукописных, печатных источников (монографии, справочники, учебные издания, официальные документы и статьи) – около 200 названий (с. 296–312), списки преподавателей и сотрудников библиотечного техникума и библиотечного отделения Татарского республиканского культпросветучилища (с. 313–323), выпускников библиотечного техникума некоторых лет (с. 324–326).

Учебное заведение, которому посвятила свою монографию Н. Г. Валеева, несколько раз преобразовывалось: в 1960 г. – в Татарское республиканское культпросветучилище, в 1990 г. – в Елабужское училище культуры, в 2008 г. – в Елабужское училище культуры и искусств. Но большая часть книги посвящена Елабужскому библиотечному техникуму.

Я получил не только научное, но и душевное удовлетворение от представленной книги. Труд Надежды Геннадьевны Валеевой по замыслу и воплощению вышел далеко за рамки только истории провинциального библиотечного среднего учебного заведения. В нём отражены важные фрагменты библиотечной истории Татарской республики и её связь с библиотечной историей страны. Известный учёный выпустила новую многоаспектную работу, которую без сомнения по достоинству оценят российские историки библиотечного дела.