ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 378+655.552

Е. Н. Ставинский

Высшая школа в XXI веке: территория генерации
и распространения новых знаний

Рец. на кн.: Гедримович Г. В., Ежов М. В., Климов С. М. Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность высшей школы на примере социально-экономического образования : моногр. / Г. В. Гедримович, М. В. Ежов, С. М. Климов. – С.-Петербург : ИВЭСЭП, 2012. – 383 с.

Ключевые слова: высшая школа, научно-исследовательская деятельность, образовательная деятельность, информационная деятельность, информационная культура, показатели оценки, информационные ресурсы.

Книга Г. В. Гедримович, М. В. Ежова и С. М. Климова «Научно-исследовательская, образовательная и информационная деятельность высшей школы на примере социально-экономического образования» (С.-Петербург : ИВЭСЭП, 2012) определена как монография, хотя по сути представляет собой научно-практическое пособие.

Первая глава первого раздела посвящена анализу состояния научно-исследовательской деятельности высшей школы. Здесь сформулирован основной вопрос: как обеспечить научный потенциал в высшей школе? Чтобы ответить на него, необходимо специальное исследование, детальную методологию которого разработала одна из самых известных в нашей стране специалистов в области отраслевых библиографий и документальных потоков – Гертруда Васильевна Гедримович.

Особую актуальность такому исследованию придаёт фактор времени. В последние десятилетия (1990–2010 гг.) произошла своеобразная «смена вех» – переход от одной социально-экономической формации к другой. В этих условиях заявленная в монографии социально-экономическая составляющая приобрела особую важность и динамизм, но оказалась самой необеспеченной «комплексными научно-методическими решениями, обязательными требованиями руководства вузов и в целом высшего профессионального образования». При этом значительно выросло число самостоятельных университетов и факультетов социально-экономического профиля.

База проведённых исследований весьма обширна – литературные источники, включая правительственные документы (около 360 наименований визуально изученных документов); проанализирован и обобщён опыт НИР более 20 вузов Северо-Западного региона и выборочно других регионов страны. Широта отбора источников и собственных социологических исследований основана на концептуальном подходе, придающем работе особую основательность.

В последние годы мы нередко используем слова и понятия, смысл которых перестали понимать. Они превратились в так называемые пустые термины, которые не участвуют в поиске. Яркий пример – инновация и модернизация. В первом разделе авторы глубоко анализируют эти понятия, осуществляют «модернизацию мозгов», как выразился процитированный в книге А. С. Кончаловский, и предлагают использовать более общий термин – модернизация национального сознания.

В связи с задачей модернизации к профессорско-преподавательскому составу предъявляются очень высокие требования: преподаватели «непременно должны иметь личную ответственность, жертвенность, выносливость, огромный талант». Часть монографии, посвящённая модернизации и инновации, будет чрезвычайно полезна всем, кто хочет осмыслить явления, которые, к сожалению, становятся «общим местом», хотя именно они призваны стать во главу угла новой экономики.

Другие важные понятия, на которые обращают внимание авторы, – конкурентоспособность и новое качество, в их основе должны лежать обоснованные идеи – главный потенциал модернизации. В книге предложены конкретные шаги для достижения результатов в этой области; важно, что доминирует нравственный подход («Свод нравственных принципов и правил в экономике» академика Д. С. Львова).

В первом разделе подробно освещены приоритетные задачи повышения уровня высшего профессионального образования. Эта часть монографии предельно конкретна. Чётко и беспристрастно изложенная информация подтверждает, что у нас в стране происходит много положительного.

Много внимания уделено и проблемам, связанным с ЕГЭ. Недостатки и преимущества ЕГЭ обсуждаются в спокойном и благожелательном тоне, что следует рассматривать как образец для других сложных и противоречивых тем.

Материал монографии прекрасно систематизирован, содержит много полезных сведений. Пример того, как надо писать о сложных вещах, – анализ плюсов и минусов Болонского процесса. «Декларация о европейском пространстве для высшего образования», где заявлены основные цели европейской вузовской интеграции, не исключает многовариантную систему образования, проектируемую как целостная система образовательно-профессионального опыта.

В первой главе первого раздела книги также дана многоаспектная характеристика кризиса в экономической области и в области образования на основе анализа постатейного материала. Современное состояние оценивается «как девальвация образования, поскольку современный бакалавриат в лучшем случае эквивалентен школе 1960-х гг. и гимназии 1910-х гг.»

Во второй главе первого раздела рассмотрены основные понятия научно-исследовательской деятельности высшей школы. Проанализированы родовые понятия наука, научно-исследовательская деятельность (подробно систематизированы виды научных исследований), творчество; новые термины, такие как инноватика, инновационная сфера; синонимичные определения. Эти сведения очень полезны для читателей, так как способствуют «модернизации мозгов», о которой было сказано выше.

Рассмотрены также особенности научно-образовательной деятельности различных высших школ. Представлена обширная фактографическая систематизированная информация о классических федеральных университетах России, в числе которых МГУ им. М. В. Ломоносова, Южный федеральный университет; о региональных инновационных университетах, и центрах, в частности, Санкт-Петербургском инженерно-экономическом институте. В этой части книги освещены точки зрения на проблемы высшей школы ректора СПГУ Н. М. Кропачёва и ректора Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Я. И. Кузьминова.

Большой раздел книги посвящён современным проблемам научно-исследовательской деятельности в области социально-экономического образования. Представлен фундаментальный систематизированный обзор социально-экономических наук, приведены существующие в настоящее время подходы к систематизации в этой области. Подробно рассмотрены достижения в этой сфере Санкт-Петербургского филиала ГУ-ВШЭ, Санкт-Петербургской академии экономики и управления, ЛЭТИ, БГТУ (Военмех) и других вузов. Сделан вывод об «особенной и безусловной значимости для вузов в настоящее время социально-экономических исследований».

Материалом для исследования стала разнообразная письменная и электронная информация: собеседования, интервью, опросы и тестирования профессорско-преподавательского состава и работников информационно-библиотечных комплексов в Санкт-Петербурге и в тех вузах, где работают выпускники или соискатели СПбГУКИ (вузы Москвы, Омска, Казани, Минска, Новосибирска, Красноярска, Пскова, Вильнюса и др.). В результате выявлены организационные, финансовые, содержательные (технологические, функциональные), информационные проблемы, сформулированы направления модернизации в этой области.

Значительное место в этом разделе книги занимает описание работы Национального электронно-информационного консорциума (НЭИКОН), который обеспечивает некоммерческое партнёрство российских организаций, специализирующихся на проведении конференций. Эта информация, без сомнения, будет чрезвычайно полезна для специалистов самых разных отраслей, поскольку НЭИКОН позволяет получить льготный доступ к большому числу зарубежных и отечественных электронных ресурсов.

Осознавая, что «всё идеальным не станет, какие бы модернизационные требования не выдвигались», и каждый преподаватель вуза вряд ли сможет отвечать всем педагогическим требованиям, авторы оптимистично утверждают: «к лучшему положению обязательно должно быть стремление, и такие личности и ситуации были, есть и, верим, будут всегда!»

Авторы верят, что в будущем профессорско-преподавательский состав обязательно приобретёт новые качества. В связи с этим предложен концептуальный подход, реализованный в двух перечнях функций профессорско-преподавательского состава: первом (обязательном, формальном) и втором (менее формальном, основанном на собственном опыте). Представленные наработки могут быть полезны при решении вопросов аттестации (эта тема остаётся болезненной в высшей школе). Показательно, что перечисление функций заканчивается прекрасными словами: «Но кто осознал всю неопровержимую значимость научных и образовательных функций, тот выполняет их, не считаясь с бесконечной собственной занятостью, здоровьем, малой оплатой напряжённого и ответственного труда. Имя тому – ПОДВИЖНИК!».

Следующий подраздел книги посвящён технологии ведения научно-образовательной деятельности, в частности, магистратуре и магистерской диссертации, аспирантуре и кандидатской диссертации, диссертации на соискание учёной степени доктора наук. Рассмотрены особенности написания автореферата, монографии, рецензий, тезисов, статей, а также депонирования рукописей и распространения лекций, которые были прочитаны в высшей школе. Проанализированы коллективные исследования и связанные с ними публикации.

Достаточно большое внимание в книге уделено современным видам образовательной деятельности обучаемых. Систематизированные сведения в этой области иллюстрируются конкретными примерами.

О том, какими должны быть научно-образовательная деятельность высшей школы и подготовка исследователей к научно-образовательной деятельности, идёт речь в отдельных главах первого раздела. Рассмотрены профессиональная адаптация, которая может облегчать или затруднять процессы приспособления преподавателей и студентов к новым, изменяющимся ситуациям, а также компетенции, которыми должны обладать исследователи. Эти сложные и важные темы хорошо систематизированы и проанализированы.

В многочисленных публикациях предлагается решать проблемы компетентности с помощью так называемой компетентностной модели выпускника высшей школы. Авторы монографии утверждают, что такой подход – один из определяющих факторов и методическая основа модернизации научно-образовательной деятельности. Рассмотрены также другие важные показатели качества научно-образовательной деятельности – конкурентоспособность, факторы риска в высшем образовании и в сферах стратегического управления и выполнения новых проектов. Итог этого раздела – формулирование концепции готовности обучаемого к профессиональной деятельности, в которой выделяется оперативная, мотивационная и личностная составляющие.

Второй раздел монографии посвящён способам оптимизации научно-образовательной деятельности. Сначала рассмотрены общие вопросы информационной политики, информационного общества и информационной культуры. В следующей главе освещено информационное обеспечение. Эта тема сегодня очень актуальна. Рассмотрены концепции информационного обеспечения научно-образовательной, социально-экономической деятельности высшей школы, из которых следует, что информационные ресурсы – важнейший источник развития, информационная среда для социально-экономической образовательной сферы.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных информационных ресурсов, авторы последовательно и подробно анализируют базовые понятия информация и виды информации (социальная, правовая, экономическая), подходы к качественной оценке информации. В разделе 5.3. «Информационная культура» впервые, насколько мне известно, предложены комплексные измерители для оценки информационной культуры и перечень вопросов для определения информационной культуры исследователей высшей школы. Эти вопросы позволяют читателям определить уровень своей культуры.

Во втором разделе монографии сделан фундаментальный обзор элементов, в которых информация воплощается: первичные и вторичные документы и источники информации. В разделе 7.4. «База информирования высшей школы» предложены обобщённые показатели и характеристики информации, вводимой в базу информирования. Эта часть книги, безусловно, уникальна по широте и глубине охваченных тем. Особенно актуальна она сейчас, когда Министерство образования и науки РФ выявляет и реорганизовывает неэффективные вузы.

Эта часть монографии бесценна для тех, кто имеет отношение к научной работе и созданию документов. Здесь приведены примеры конкретных документов и ГОСТов, которые исследователь должен знать.

Большой раздел книги посвящён федеральным информационным центрам, таким как ВИНИТИ, ИНИОН, РКП, ВИМИ, ВНТИЦ, РОСПАТЕНТ и др., а также организациям, относящимся к социально-экономической сфере. Рассмотрены и центры научно-технической информации, число которых в постсоветский период значительно сократилось.

Подробно освещена в монографии деятельность, в том числе издательская, Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты, Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, а также организаций, о которых каждый «пишущий и читающий», «обучающий и обучаемый» думает с благодарностью и любовью – Российской национальной библиотеки и Библиотеки РАН.

Интересен раздел второй главы, в котором рассмотрены многочисленные показатели оценки продуктов и услуг высшей школы, деятельности профессорско-преподавательского состава, результатов творческих процессов в условиях модернизации высшего профессионального образования, а также требования преподавателей к руководству высшей школы и коллегам, показатели оценки обучаемых. Эти показатели могут быть чрезвычайно полезны при доброжелательном отношении между коллегами, студентами и преподавателями, но вряд ли помогут в атмосфере недоверия и вражды.

Последние главы монографии посвящены электронным ресурсам и определению ценностных свойств научно-образовательной деятельности.

Очень полезные разделы – «Словарь понятий, терминов и определений» и прекрасно систематизированный список использованной литературы, которые имеют, на мой взгляд, самостоятельную ценность, как и приложения, особенно «Высшие школы и научные организации, издающие необходимые для исследователей источники информации», в котором сконцентрированы данные об организациях и изданиях, включая обзорно-аналитические по рассматриваемой тематике (их трудно получить из других источников).

Подытоживая сказанное, ещё раз отмечу фундаментальность и одновременно высокую практическую ценность рецензируемого издания, которое будет полезно самым различным категориям читателей, занятых научной работой.

И в заключение подчеркну: важный посыл книги – «уважение к минувшему», поскольку в основе всех современных электронных баз данных и информационных систем – работы многих выдающихся библиографов, таких как Августа Владимировна Мезьер (Словарный указатель по книговедению. 1924; доп., ч. 1–3, 1931–34) и Елена Владимировна Иениш (Библиографический поиск в научной работе. Л., 1982). Бескорыстные энтузиасты трудились зачастую в очень сложных условиях; они заполняли тысячи каталожных карточек, создавали замечательные книги и заложили основы сегодняшнего информационного общества. Именно поэтому в монографии неоднократно говорится о подвижническом труде, совестливом отношении к своему делу. В этом и состоит суть «Ленинградской библиографической школы»!

Выход в свет рецензируемой монографии – значительное событие для всех, кто имеет отношение к работе с книгой в самом широком смысле этого слова.