ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

УДК 027.7(100)

А. И. Земсков

Современные направления работы
зарубежных вузовских библиотек.
(По материалам Ежегодной конференции ИАТУЛ)

Обзор некоторых работ, представленных на 33-й Ежегодной конференции Международной ассоциации библиотек технических университетов (4–7 июня 2012 г., Наньянь, Сингапур).

Ключевые слова: Ежегодная конференция ИАТУЛ 2012 г., обзор, вузовские библиотеки, научно-технические библиотеки, электронные документы, нетекстовые материалы.

33-я Ежегодная конференция Международной ассоциации технических университетов (ИАТУЛ – IATUL) прошла в Сингапуре (4–7 июня 2012 г.) на базе кампуса технического университета Наньянь (Nanyang Technological University). Тема конференции – «Стратегические планы библиотек по обслуживанию нового поколения пользователей» (Library strategies for new generation users). В форуме приняли участие 164 делегата из 33 стран, в основном Юго-Восточной Азии, Австралии, ЮАР.

Материалы конференции (около 50 документов) помещены на сайте американского университета Пэрдью (Purdue University; http://docs.lib.purdue.edu/iatul/2012/papers/).

Не имея возможности посетить этот профессиональный форум, я подготовил небольшой обзор опубликованных выступлений, наиболее интересных, с моей точки зрения, и выделил несколько прозвучавших на конференции тем, важных для работы российских научно-технических библиотек:

Внедрение электронных документов в библиотечные технологии;

Работа с нетекстовыми материалами, в том числе с компьютерными играми, и формирование коллекций нетекстовых материалов (в последнем случае очень важно активное участие пользователей в творческом процессе);

Стремление переосмыслить роль и задачи научно-технических и прежде всего вузовских библиотек с учётом потребностей пользователей.

Как отметил в своей вступительной лекции, представленной на этом форуме, доктор Ракеш Кумар (Rakesh Kumar) из Университета Нового Южного Уэльса (The University of New South Wales, Sydney, Australia), «настоящее образование и обучение – это вовсе не доступ к каким-либо фактам, не аккумулирование каких-то данных, – это, несомненно, умение интегрировать получаемую информацию в состав того знания, которым мыобладаем. Таким образом осуществляется переход от уже известного к новому, формируется платформа для создания новых знаний и стимулируется общение с другими, более знающими, людьми, а также с людьми своего круга».

Внедрение электронных документов в библиотечные технологии

Как пример современного состояния библиотечных фондов при отсутствии финансовых ограничений показателен фонд библиотеки Университета науки и техники имени короля Абдуллы в Саудовской Аравии (King Abdullah University of Science and Technology, KAUST). В докладе «Формирование научной библиотеки нового поколения» (Building a New Generation Science Library: The KAUST Story) перечислены составляющие библиотечного фонда университета: 20 тыс. наименований печатных книг и 127 тыс. – электронных; 30 тыс. наименований научных журналов; 55 основных баз данных; более 1 тыс. электронных газет на 48 языках; свыше 200 печатных газет и журналов на английском и арабском языках; более 500 CD, DVD и других мультимедийных материалов.

Подчеркнём: электронных книг в этом фонде в шесть раз больше, чем печатных, что говорит само за себя.

Производит сильное впечатление глубоко аргументированный анализ работы библиотеки Технического университета Чалмерс (Chalmers University of Technology, Sweden), представленный Даниэлем Форсманом (Daniel Forsman). Его доклад «Изменения как сервис – проблемы и последствия новой парадигмы библиотечной системы и инфраструктуры контента» (Change as a service – challenges and effects of a new paradigm for library systems and content infrastructure) насыщен данными, которые действительно дают материал для размышлений, заставляя заново осмыслить понятие библиотечного фонда, продумать новые бизнес-модели владения документами и доступа к ним, оценить масштаб изменений в самой архитектуре системы библиотечного обслуживания.

Сюрпризом для самих исследователей стал тот факт, что уже с 2000 г. расходы на комплектование электронными документами превысили расходы на комплектование традиционными изданиями.

После 2006 г. расходы на традиционные издания не превышают 10% бюджета на комплектование (в 1995 г. на электронные документы тратилось около 5%, в 2000 г. – уже более 50%!).

Долгое время – до установки системы Discovery – библиотека не могла определить объёмы своих фондов. Печатные документы – как самостоятельные единицы – отслеживались по каталожным записям и статистике книговыдачи. Но как можно измерить коллекцию интернет-объектов, к которым библиотека предоставляет доступ, и как работать с «плавающими» коллекциями, в которых ежедневно изымаются или добавляются новые названия? Поскольку система Discovery объединяет более 90% библиотечных ресурсов, удалось, наконец, оценить размеры коллекции – и результат поразил всех! В 2011 г. объём ресурсов, доступных для пользователей библиотеки Технического университета Чалмерс, составлял 260 млн записей, из них 350 тыс. – на печатные издания.

Рост библиотечных фондов предопределил ряд перемен: прежде всего пришлось изменить методику их формирования. В настоящее время репозитарий открытого доступа стал неотъемлемой частью фонда. Через работу репозитария пополнение доступной части фонда осуществляется автоматически – это означает необходимость обновить все базовые библиотечные документы по формированию и поддержанию фондов. Кроме того, взрывной рост количества статей, доступных в базах данных, приводит к потребности развивать новые методы комплектования, в том числе – по заказу пользователя.

Выгрузка полнотекстовых статей из баз данных постоянно растёт, при этом наблюдается заметное уменьшение количества поисков в БД.

В последние годы непрерывно растёт использование определителя сетевых адресов (link resolver).

При росте использования электронных ресурсов, пользование печатными материалами неуклонно снижается: начиная с 2004 г. книговыдача в главной библиотеке университета Чалмерс упала на 33%. И это неудивительно, поскольку расходы на закупку традиционных материалов постоянно падали, проще говоря, меньшее количество печатных изданий пускалось в оборот. При этом никакого давления со стороны библиотеки в пользу электронных документов не было – просто покупали доступ к тому, что требовали пользователи.

Межбиблиотечный абонемент всё ещё остаётся популярным сервисом. Десять лет тому назад учёные университета Чалмерс запрашивали примерно одинаковое количество книг и статей. По мере развития систем прямого доступа к статьям, количество запросов на них не изменилось, а запросы на книги за тот же период снизились на 65% (рис. 1).

Рис. 1. Динамика запросов на книги и статьи в библиотеках
университета Чалмерс за 2001–2011 гг.

Несколько удивляет тот факт, что учёные продолжают запрашивать через МБА статьи, доступ к которым библиотека уже организовала на постоянной основе, – это говорит о недостаточной осведомлённости пользователей о сервисах библиотеки.

Таблица

Основные библиотечные системы библиотеки
Технического университета Чалмерс и их функции

Система

Основные функции

Автоматизированная библиотечно-информационная система

Обеспечивает обслуживание (книговыдачу), инвентаризацию; поддерживает комплектование, содержит информацию о пользователях, печатных и электронных ресурсах. Ведёт учёт прав на пользование электронными ресурсами. Данные относительно электронных книг поставляются поставщиками и один раз в месяц вручную заносятся в каталог. Записи о печатных ресурсах ежедневно импортируются (заимствуются) из Национального сводного каталога.

Сводный каталог

Основной источник для заимствования каталожных записей. Записи о печатных документах ежедневно зано­
сятся в локальную АБИС. Между моментом появления записи в местной системе и формированием записи в Сводном каталоге интервал – одни сутки. Локальные электронные документы еженедельно автоматически извлекаются из определителя сетевых адресов.

Определитель сетевых адресов (link resolver)

Информация о нахождении электронных ресурсов вручную заносится в Центральную базу знаний (Central Knowledgebase).

Связь с журнальной поисковой системой A-Z и Сводным каталогом относительно наличия электронных документов.

Система ERM

Обрабатывает административную информацию, касающуюся электронных ресурсов, и взаимодействует с определителем сетевых адресов.

Система Discovery

Группирует различного вида ресурсы в единый поисковый интерфейс. Принимает данные из различных источников и активирует электронные ресурсы в Центральной базе знаний.

БД университетских пользователей

Содержит сведения о пользователях университетской библиотеки. Эти данные дважды в семестр вручную заносятся в АБИС.

Proxy

Конфигурационный файл обновляется каждый час путём автоматизированного экспорта из определителя сетевых адресов. Запрашивает информацию от АБИС относительно прав тех или иных групп пользователей.

Банк БД

Обслуживаемая вручную система для поддержания и предоставления информации о тех БД, к которым университет имеет доступ.

Репозитарий

Издательская система университета. Ежедневно снимаются данные для системы Discovery (harvesting).

В заключение доклада подчёркнуто: исследования показали острую необходимость разработки новых, более экономичных технологий. В течение 2013–2014 гг. необходимо заменить существующую АБИС на такую, которая обеспечила бы более экономичную технологию работы со всеми видами ресурсов и с Центральной базой знаний, построенной на основе «облачных» технологий. При этом нужно достаточно осторожно подойти к работе, чтобы в погоне за инновациями не навредить технологиям обслуживания печатными документами.

Работа с нетекстовыми материалами

Своё выступление «Оседлав волну: двигаться за пределы текстовых коллекций» (Riding the Wave: Move Beyond Text) руководители Немецкой национальной библиотеки по науке и технике в Ганновере (German National Library of Science and Technology) Уве Роузман (Uwe Rosemann) и Ирина Сенс (Irina Sens) построили на базе доклада, представленного на 78-й Генеральной конференции ИФЛА (11–17 авг. 2012 г., Хельсинки).

В 2005 г. эта библиотека взяла на себя обязанности регистрации и выдачи идентификаторов цифровых объектов (digital object identifier, DOI) и в качестве Центра данных организовала работу с научными институтами. Это послужило прелюдией к созданию в 2009 г. международного консорциума DataCite consortium. Среди других инициатив библиотеки по работе с нетекстовыми материалами можно назвать обработку трёхмерных архитектурных объектов и пространственных химических структурных моделей.

В области информационно-коммуникационных технологий появился новый термин – gamification. Перевести его на русский язык я затрудняюсь; пожалуй, одно из близких значений (хотя и не совсем точное) – игромания (прямой перевод-калька – игрофикация – звучит совсем уж непривычно). Исследования компании Deloitte ставят gamification на второе место в списке приоритетных технических трендов 2012 г.

Эксперты известной компании Pew Research Center, работающие над проектом Pew Internet & American life project, считают, что использование игровых технологий, систем обратной связи окажется частью нашей повседневной жизни к 2020 г. Однако эксперты по-разному оценивают конечный эффект этого увлечения: одни считают, что эффект будет в основном положительный в таких областях, как образование, здравоохранение, бизнес, повышение квалификации; другие полагают, что возможно развитие скрытых, незаметных технологий манипуляции поведением человека.

Ещё один новый термин – Foursquare (сокращённо: 4sq). Это – социальная сеть с функцией геопозиционирования, предназначенная в основном для работы с мобильных устройств; сервис доступен пользователям не только с устройств, которые оборудованы GPS-навигацией, но и с любых сотовых телефонов. Если мобильный телефон не оборудован GPS-нави­гацией, то местоположение определяется с помощью Location-based service (LBS) – сервиса информационных и развлекательных услуг, основанных на определении текущего местоположения мобильного телефона. Пользователи отмечаются (check-in) в различных заведениях с помощью мобильной версии веб-сайта, SMS-сообщения или же специального приложения.

На сайте лаборатории материаловедения Школы архитектуры Университета штата Техас (University of Texas School of Architecture's Materials Lab; http://www.soa.utexas.edu/matlab/search/) размещена система навигации к описаниям и изображениям запрошенных материалов или оборудования. Как сообщают в докладе «Создание коллекции образцов материалов в поддержку программы инженерного обучения» (Creating a Materials Samples Collection to Support the Engineering Curriculum) сотрудники Инженерного колледжа этой Школы (Olin College of Engineering), система начинается с категорий, а затем можно по ссылкам переходить к более точному описанию искомого. (Примеры категорий: аэропланы, автозапчасти, бутылочки для детского питания, оборудование для ванн, мобильные телефоны, мебель, аксессуары, бумажные изделия.)

Стремление переосмыслить роль и задачи
научно-технических и прежде всего вузовских библиотек
с учётом потребностей пользователей

Доклад Эрики Линке (Erika Linke) из университета Карнеги Меллона (Carnegie Mellon University, U.S.A.) «Подстраивая процесс формирования коллекций и библиотечное обслуживание под нужды пользователей» (Aligning collections and services with user needs and practices) содержит результаты обследования библиотеки, выполненного в преддверии встречи с Наблюдательным советом университета, которая проводится один раз в пять лет. Оказалось, что широко рекламируемые действия в области маркетинга библиотеки не приносят существенных результатов в отличие от организационных мер – перехода библиотеки на круглосуточный режим работы в период сессий и открытия кафе в помещении библиотеки, которые привели к существенному увеличению посещаемости.

Однако, несмотря на формальное увеличение посещаемости (фиксируется количество проходов через турникет), использование книжных и журнальных фондов падает. Снижение пользования журналами, в том числе в помещениях библиотеки, коррелирует с увеличением количества лицензированных журналов.

Рис. 2. Динамика книговыдачи печатных документов
и просмотров полнотекстовых электронных документов
библиотеки университета Карнеги Меллона за 2000–2010 гг.

Заметно снижаются и спрос на книги, и выдача на абонементе в читальном зале.

Бюджет на комплектование библиотеки за период с 2002 по 2011 г. вырос, причём увеличилось в основном финансирование лицензированного доступа к журналам. Расходы на комплектование книг в течение этого же времени держались на постоянном уровне, и поступление книг не уменьшилось, но пользование ими сократилось.

С января 2012 г. библиотека ввела систему заказа электронных книг по требованию пользователей. Определены финансовые лимиты (до 200 долларов на заказ от одного пользователя), круг издателей, участвующих в эксперименте; разрабатываются критерии покупки. Описания 252 электронных книг добавлены в каталог; за 2 месяца использовались 52 книги, 34 из них были закуплены.

О том, как за последние годы изменились фонды и система обслуживания студентов и научных работников в библиотеке Швейцарского федерального технологического института (Swiss Federal Institute of Technology, Zurich), рассказал Вольфрам Нойбауэр (Wolfram Neubauer) в докладе «Что мы делаем для пользователей?» (What do we do for our users?; http://docs.lib.purdue.edu/cgi/viewcontent.cgi?filename=0&article=1092&context=iatul&type=additional).

В библиотеке провели исследование, в ходе которого выяснилось: 80% всех опрошенных учёных согласились с тем, что библиотечная работа с научными данными – data curation – хорошее и нужное дело, но при этом они хотели бы: сохранить полный контроль за доступом к их научным данным; иметь возможность заново структурировать и отбирать, а также добавлять документы перед размещением в репозитарии, редактировать метаданные и добавлять данные в ходе тестовых испытаний; получать квалифицированную поддержку при осуществлении процедур обеспечения сохранности и контроля качества научных данных; сохранять у себя некоторые данные в течение определённого промежутка времени. Однако учёные не хотели бы получить дополнительную нагрузку от всей этой деятельности.

В докладе независимого консультанта Джо Мэрфи (Joe Murphy; libraryfuture@gmail.com) приведены интересные данные о тех, кто читает электронные книги. Оказалось, что они больше читают и чаще покупают печатные книги: за последние 12 месяцев каждый из них прочитал в среднем 24 книги, а те, кто не обращается к электронным книгам, – только 15. Интересно сравнить и данные двух диаграмм (http://www.freelancewritingsgigs.com/2012/05/look-ereading-trends).

Рис. 3. Читатели, покупающие печатные книги, и те, кто берёт их на время.

В докладе Сайласа Маркеса (Silas Marques) из университета Эндрюс (Andrews University, USA) «Анализ использования электронных учебников в университете Эндрюс» (e-Textbooks Usage by Students at Andrews University: A Study of Attitudes, Perceptions, and Behaviors) приведены результаты детального опроса 36 преподавателей (они ведут занятия с 962 студентами, 503 из них также ответили на вопросы анкеты). В семестре 2011–2012 гг. университет предложил для закупки 74 электронных учебника. При этом только 61 студент (12,1% ответивших) пользуется такими учебниками. Однако преподаватель физики потребовал от своих студентов купить эти учебники в обязательном порядке, но только 20 студентов (4%) отдали им предпочтение. Следовательно, можно утверждать, что печатная версия учебников пока ещё предпочтительна. И всё же те, кто уже купил электронные учебники, заявили, что будут и впредь пользоваться ими и порекомендуют их своим товарищам.

Исследователи считают, что не следует спешить и проявлять чрезмерное усердие при формировании в университете фонда электронных учебников.

Выводы

Завершая обзор, попробую сделать выводы по каждому из проанализированных направлений.

Внедрение электронных документов в библиотечные технологии идёт достаточно быстрыми темпами. Значительная часть средств, выделяемых на комплектование, в настоящее время направляется на покупку доступа к электронным документам (оплату лицензий). Развитие таких систем, как репозитарии открытого доступа, нуждается в переосмыслении базовых принципов формирования библиотечных фондов.

Работа с нетекстовыми материалами, в том числе с компьютерными играми, и формирование коллекций нетекстовых материалов становятся серьёзным направлением развития научно-технических библиотек. Речь идёт о фондах так называемых сырых научных данных, коллекциях игровых и обучающих материалов.

Налицо стремление переосмыслить роль и задачи научно-технических и в первую очередь вузовских библиотек с учётом потребностей пользователей. Как показывает опыт библиотеки университета Чалмерс, существующие автоматизированные библиотечно-информационные системы уже не справляются с новыми трендами в работе библиотек.