НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 02:37

С. А. Езова

Декартова прямоугольная система координат:
грани использования в подготовке библиотекарей

Раскрыты возможности Декартовой прямоугольной системы координат как универсального средства распознавания, понимания различных социальных феноменов в библиотечной сфере, учебном процессе и прикладном исследовании.

Ключевые слова: Декартова прямоугольная система координат, профессиональная подготовка, библиотекари, читатели, информационно-библиотечная деятельность, поведение, общение.

Чтобы глубоко проникнуть в сущность тех или иных явлений, целесообразно обратиться к универсальной процедуре научного мышления – типологии, опирающейся на изучение сходства и различий исследуемых объектов.

Вначале уточним исходное понятие типология (греч. typos – отпечаток, образец) – «метод научного познания, результат типологического анализа и сопоставления, одна из форм абстрактно-логического мышления» [1. С. 8].

На мысль исследовать в наглядной форме различные взаимосвязи, взаимозависимости, определяющие типы поведения (деятельности) библиотечных специалистов, меня навели психологи Джо Луфт и Гарри Ингэм, которые посредством Окна Джогари, состоящего из четырёх секторов, изучали взаимосвязь степени откровенности людей и уровней их обратной связи [2. С. 129–131].

Эффективным способом выстраивания теоретических и реальных типов поведения специалиста в библиотечной сфере (как и в любой другой) явилась Декартова прямоугольная система координат (ДПСК).

В прямоугольной системе координат в качестве координатных осей взяты прямые, которые перпендикулярны друг другу [3].

На плоскости проводим две взаимоперпендикулярные прямые: Х – ось абсцисс, Y – ось ординат. Точка О на пересечении осей является началом системы координат (рис. 1).

Рис. 1. Вектор взаимосвязи изучаемых признаков
в Декартовой прямоугольной системе координат

На осях Х и Y располагаем взаимозависимые признаки. Нумерации четвертей (квадрантов) определяем по часовой стрелке (классический вариант – против часовой стрелки). Отрезки отражают примерную длину выраженности в той или иной четверти взаимозависимых признаков. На их пересечении фиксируется вектор взаимосвязи изучаемых признаков в каждой четверти, а четверть (квадрант) отражает тип, полученный в результате логических операций с объектом изучения.

Разработав более 30 ДПСК, мне удалось выявить многообразие типов поведения библиотекарей и читателей в процессе взаимодействия в информационно-библиотечной деятельности [4–6]. Это создало фундамент для использования ДПСК в учебном процессе по курсам: «Профессиональная этика», «Библиотечное общение», «Деловой этикет», «Основы научных исследований».

Предмет этой статьи – акцентирование внимания на плюсах в подготовке библиотекарей (студентов разных форм обучения) с применением ДПСК.

Использование ДПСК ориентировано на формирование у обучаемых этической, коммуникативной компетенций. В качестве примера попытаемся выявить взаимосвязь отношения библиотекаря к читателю и его поведения в общении с ним.

Отношение библиотекаря к читателям определено Кодексом этики российского библиотекаря и Деловым этикетом. В ДПСК отражены важнейшие составляющие профессиональной этики.

Самая большая ценность личности – человеческое достоинство. Профессиональное достоинство библиотекаря характеризуют: мотивация его поведения, место в коллективе, степень уважения в зависимости от собственных заслуг, самовыражение в профессиональной деятельности, степень понимания её значимости, в том числе социальной, и т.п. В системе координат гипотетически представлены типы поведения библиотекарей, обусловленные проявлением как личностного, так и профессионального достоинства библиотекаря.

Интерес представляет ДПСК с отложенными на осях Х и Y признаками: осуществление/неосуществление педагогом-библиотекарем воспитания, развития личности школьника и обучение/необучение умениям, навыкам, т.е. компетенциям в процессе педагогического общения. Размышления над поведением библиотекаря в каждой четверти ДПСК способствуют осознанию единства процесса воспитания и обучения в школьной библиотеке.

Для поиска оптимальных путей поведения в каждой проблемной ситуации активизируется понимание, т.е. распознавание её сути. С. Капица считал основной задачей настоящего образования – научить пониманию [7].

Осмыслить это попытаемся в ДПСК, рассмотрев взаимосвязь понимания библиотекарем различных проблем традиционного общения с читателем и умения действовать в соответствии со своим пониманием.

ДПСК способствует развитию рефлексии у специалиста, например, при поиске ответов на вопрос: Когда не помогут библиотекарю во взаимодействии ни офтальмология, ни отоларингология? Взаимосвязь признаков в ДПСК: умение видеть/не видеть и умение/неумение слушать собеседника стимулируют обучаемого к анализу значимости этих умений для своего опыта. Для диагностики студентам предлагали тесты по умению слушать и «читать человека как книгу».

Смысл использования ДПСК – также в попытке убедить обучаемых в значимости тех или иных признаков. Примером служит ДПСК, отражающая взаимосвязь оценки значимости общения и страха публичного выступления. Если для библиотекаря значимо общение с читателями, то ему легче справиться со страхом публичного выступления перед ними.

Жизнь, действительность, профессиональная деятельность порождают новые проблемы, осмыслить которые поможет обращение к ДПСК. Например, в сфере межличностного общения актуализированы такие его противоположности, как личностно-ориентированное общение и общение формализованное. Второе начинает вытеснять первое даже в отношениях с близкими людьми, коллегами. А выражается это в том, что искренние слова, адресованные человеку с учётом личностных особенностей, заменяются стандартными, безликими, фальшивыми и т.п.

Таким образом, два критерия – 1) общение: личностно-ориенти­рованное/формализованное, 2) способы его проявления: искреннее и формальное – стимулируют дискуссии о значимости человеческих ценностей.

В том случае, когда взаимосвязь признаков определяется в ходе научного исследования, допустим, в процессе опроса (анкетирования, интервьюирования), данные представляются в абсолютных числах, в процентах. Таким образом воспроизводится более точная картина выявленных типов поведения субъектов взаимодействия. Выход на качественно-количественный анализ типов поведения – это квинтэссенция в использовании ДПСК в научных исследованиях.

Рассматривая результаты ряда исследований культуры общения библиотекарей, проведённых в вузовских библиотеках Восточной Сибири, отмечу: 61% опрошенных студентов считают, что библиотекари в процессе обслуживания игнорируют их как личность. В свою очередь, 49% библиотекарей полагают, что читатели игнорируют их как личность.

Эти факты побудили меня поразмышлять в ДПСК над поведением библиотекарей и читателей в зависимости от принятия/непринятия библиотекарями и читателями друг друга.

Использование ДПСК пробуждает воображение специалиста, ибо изначально содержит проблемный вопрос: какой тип поведения порождает взаимосвязь тех или иных признаков в каждой четверти.

Наряду с теоретическими рассуждениями важно практико-ориенти­рованное использование ДПСК.

В качестве иллюстраций студенты ускоренного, заочного обучения приводят примеры взаимодействия библиотекарей и пользователей, коллег в каждой четверти ДПСК в известных им ситуациях (наблюдаемых ими в своей профессиональной деятельности). Выходим на метод кейс-стади: библиотекари-«ускоренники» составляют небольшие кейсы на 2–3 страницы, в которых описывается конкретная жизненная или профессиональная ситуация, отражающая поведение действующих лиц в одной из четвертей координат.

Поскольку оптимальным является поведение субъектов лишь в первой четверти, прогнозируем пути развития значимых для данной системы координат качеств личности, для чего используем систему социального научения А. Бандуры, разработку Контрактов по формированию тех или иных качеств, привычек и т.д.

Предпосылкой для углублённого анализа тех или иных взаимосвязанных признаков, положенных в основу ДПСК, является логический анализ понятий, составляющих их суть: в одних случаях это может быть теоретическое уточнение, в других – эмпирическое. Так, например, типы поведения библиотекарей в зависимости от критериев интеллигентности/неинтеллигентности проанализированы на основе критериев Н. А. Рубакина (они адаптированы к использованию в ДПСК, см. рис. 2).

Тип поведения в каждой четверти в зависимости от глубины и полноты его анализа можно метафорически уподобить его голографическому изображению.

В ДПСК представляется возможность выстроить одновременно типы поведения и библиотекаря, и читателя, провести параллели векторов их поведения, образуя параллелограммы с равнодействующими, символизирующими изменённые типы их поведения. Таким образом, работа с ДПСК включает специалиста в творческий процесс игры в параллелограммы (рис. 2).

Рис.2. Типы поведения библиотекарей и читателей

Библиотекарь, находящийся в I четверти, проявляя себя как интеллигентный человек, встречаясь с циничным читателем (III четверть), оказывает на него в процессе взаимодействия благотворное влияние, изменяя его поведение, о чём указывает равнодействующая в I четверти.

Таким образом, осмысление типов поведения как библиотекарей, так и читателей – один из важных путей гуманизации их взаимоотношений, обучения специалистов оптимизации библиотечно-информационного обслуживания читателей.

В заключение приведу ряд мнений специалистов по поводу моего опыта использования ДПСК и его отражения в книге: «Библиотекарь и читатель: типы поведения».

И. А. Трушина: «Конструктивный смысл для оценки этичности поведения библиотекаря содержится в приведённой С. А. Езовой Декартовой прямоугольной системе координат “Типы поведения библиотекарей”» [8. С. 89].

В. О. Скитневский в рецензии на мою книгу отмечает: «Светлана Андреевна взяла за основу декартовскую мысль о связях (корреляции) неоднородных объектов в контексте библиотечного общения, умело сочетая философский подход с методической интерпретацией процесса библиотечного общения. В пособии автор приглашает читателей осмыслить данную идею с тем, чтоб она смогла прорасти в профессиональном сознании библиотечных работников» [9].

И. И. Тихомирова в одной из рецензий на мои книги написала: «Как учёный С. А. Езова обладает редким для библиотечного специалиста даром – левополушарным геометрическим мышлением. Её работы узнаёте сразу по использованию Декартовой системы координат» [10].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гусева Е. Н. Типология-классификация:сходство и различия / Е. Н. Гусева // Библиография. – 2008. – С. 3–10.

2. Вердербер Р. Психология общения / Р. Вердербер и К. Вердербер. – С.-Петербург : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 129–131.

3. Математическая энциклопедия / гл. ред. И. М. Виноградов. – Т. 3. – КОО-Од. – Москва : Сов. энцикл., 1982. – 1184 стб. ; ил.

4. Езова С. А. Использование декартовой прямоугольной системы координат в прикладном исследовании / C. А. Езова // Библиосфера. – 2007. – № 3. – С. 28–30.

5. Езова С. А. Библиотекарь и читатель: типы поведения : науч.-метод. пособие / С. А. Езова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. – 112 с.

6. Езова С. А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты : науч.-практ. пособие / С. А. Езова. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2012. – 96 с.

7. Капица С. «Прежде чем действовать, надо понять» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.tvkultura.ru/news.html.

8. Трушина И. А. Новая книга профессора С. А. Езовой / И. А. Трушина // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 6. – С. 88–91.

9. Скитневский В. О. Пригласить Декарта в библиотеку / В. О. Скитневский // Библиотечные технологии: наука о мастерстве. – 2009. – № 2. – С. 82–83.

10.Хамаганова Р. И. 70 лет со дня рождения кандидата педагогических наук, известного библиотековеда Светланы Андреевны Езовой // Бурятия: календарь знаменательных и памятных дат на 2013 год / Р. И. Хамаганова / М-во культуры Респ. Бурятия, Нац. б-ка Респ. Бурятия ; сост. Э. Ф. Тумунова, И. Ж. Шарапова. – Улан-Удэ, 2012. – С. 194–198.