УДК 027.7+021.4

А. В. Печеная

Массовая работа современных университетских библиотек

Формы и методы массовой работы Сумского областного методического объединения библиотек вузов.

Ключевые слова: университетские библиотеки, методическое объединение Сумской области, массовая работа, ценностные ориентации, библиотечные экскурсии, инновационные коммуникационные проекты.

Среди социально-экономических, техногенных, геополитических, экологических и других проблем современного общества особое место занимают процессы трансформации общечеловеческих ценностей и ценностных ориентаций, которые, по мнению многих авторов, выступают в качестве главного регулятора индивидуального и коллективного поведения людей [1, 2].

Учёные, изучающие проблемы трансформации ценностных ориентаций в современном обществе, всё чаще констатируют: при интенсивном развитии информационно-коммуникационных технологий и их внедрении во все сферы деятельности человека обостряется проблема духовно-нравственного кризиса [3].

Анализ публикаций свидетельствует также о том, что исследователи акцентируют своё внимание не только на общих вопросах, касающихся процессов трансформации ценностных ориентаций. Так, А. Внуков, М. Локова отмечают изменения иерархии в системе ценностей современной молодёжи и студенчества – будущей элиты любого государства. В современном обществе вследствие переоценки традиций, норм и ценностей выстроился целый ряд барьеров, препятствующих использованию опыта предыдущих поколений при социализации молодежи. В отличие от студентов советской эпохи, приоритет современных молодых людей – это зачастую прежде всего стремление к материальному благосостоянию, престижной работе, карьерному росту [4].

В процессе поиска современных идеалов молодёжь в значительной мере утрачивает традиционные духовно-нравственные и культурные ориентиры. Из-за стабильно возрастающего потока электронной информации, уверенности в постоянном и неограниченном доступе к информационным ресурсам существенно падает интерес к книге и чтению, возникает дефицит межличностного общения. В связи с развитием информационных технологий и Интернета современные студенты всё меньше любят и ценят книгу, которая на протяжении многих веков служила не только носителем информации, но и символом познания, разума, культуры. Как тут не вспомнить гениальное и как никогда актуальное высказывание Д. Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Именно поэтому особое значение приобретает работа библиотек, нацеленная на развитие у молодёжи потребности в книге как уникальном носителе материальной и духовной культуры, а также на создание условий для формирования приоритетов в системе нравственных и духовных ценностей посредством популяризации книги.

Важная роль в этом деле принадлежит вузовским библиотекам, поскольку их основной читательский контингент – студенческая молодёжь. Наряду с использованием новейших технологических возможностей накопления, переработки и передачи информации, библиотеки продолжают выполнять свою гуманистическую миссию, которая заключается прежде всего в создании условий для реализации интеллектуальных и духовных качеств человека.

Массовая работа университетских библиотек, рассматриваемая нами как совокупность форм и методов устной и наглядной пропаганды призведений печати среди читателей и населения, всегда в полной мере соотносилась с общечеловеческими ценностями, в первую очередь культурно-историческими, эстетическими, духовными. Поэтому цель настоящей статьи – освещение практического опыта работы современных университетских библиотек в условиях трансформации ценностных ориентаций общества.

Библиотеки обладают достаточно богатым арсеналом форм и методов массовой работы [5]. В их числе:

Не ограничиваясь комплексом традиционных способов, современные библиотеки активно внедряют и развивают инновационные коммуникационные проекты, проводят разнообразные акции, ярмарки, дни открытых дверей, лекции, конкурсы, фестивали; устанавливают взаимосвязи с руководящими и социальными структурами, общественными и религиозными объединениями, благотворительными и коммерческими организациями, информационно-просветительскими, культурно-досуговыми учреждениями.

Ярким примером этого может служить опыт работы Сумского областного методического объединения библиотек вузов, представленный в ходе семинара-практикума, прошедшего в марте 2013 г. на базе Научной библиотеки Украинской академии банковского дела Национального банка Украины (НБ УАБД НБУ; http://lib.uabs.edu.ua/).

В работе семинара, посвящённого вопросам оптимизации массовой работы с читателями, приняли участие руководители и ведущие специалисты библиотек методического объединения: Сумского государственного педагогического университета (ГПУ) им. А. С. Макаренко, УАБД НБУ, Сумского национального аграрного университета, Глуховского национального педагогического университета (НПУ) им. Александра Довженко, Сумского филиала Харьковского национального университета внутренних дел.

Открывая семинар-практикум, директор НБ УАБД НБУ Н. А. Петрина подчеркнула, что современная университетская библиотека – это не только одна из важнейших составляющих научного и учебного процессов, но и центр духовного общения, познавательно-творческой и досуговой деятельности читателей.

Важнейшая задача библиотеки, по мнению выступивших на семинаре, заключается в формировании ценностных ориентаций общества, содействии подготовке не только высокообразованных, квалифицированных специалистов, но и всесторонне развитых, социально зрелых, духовно и эстетически развитых граждан.

Библиотеки методического объединения Сумской области, находящейся на границе с Курской, Белгородской и Брянской областями Российской Федерации, стремятся использовать все возможности участия в региональных программах трансграничного сотрудничества и, несмотря на принадлежность к разным государственно-политическим образованиям, развивать культурно-образовательный обмен, проводить совместные массовые мероприятия. Так, в рамках сотрудничества с Домом русского зарубежья им. А. Солженицына библиотека Сумского ГПУ им. А. С. Макаренко получила в дар коллекцию книг – произведений, представляющих собой культурное, историческое, религиозное, литературное наследие России, а также произведения А. Солженицына и посвящённые ему. Видовой спектр подаренных изданий достаточно широк: научная, художественная, справочная литература, альбомы и атласы.

На церемонии передачи книг присутствовали руководители университета, преподаватели и студенты, представители руководства области и СМИ. Т. Б. Серейчик, координатор образовательных программ представительства Россотрудничества в Украине, и И. Л. Тетерев, руководитель отдела международных связей Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, выразили уверенность в необходимости дальнейшего развития подобных партнёрских отношений.

В этом мероприятии также принял участие главный редактор журнала «Юность» В. Ф. Дударев – поэт, лауреат литературных премий им. Александра Невского и Сергея Есенина. Студенты и преподаватели имели возможность пообщаться с известным литератором.

В библиотеке Глуховского НПУ им. А. Довженко сложилась система культурно-просветительской работы, которая проводится в соответствии с основными определяющими факторами – объёмом и содержанием документного фонда и контингентом читателей.

Многолетняя практика работы показала: несмотря на функциональные различия между специальной и публичной библиотекой, библиотека вуза может брать на себя обязанности регионального информационного, коммуникационного, культурного, просветительского центра.

Успешно выполняя функции, которые возлагаются на публичную библиотеку и культурно-досуговые учреждения, действующие в пределах одной административно-территориальной единицы, современная университетская библиотека значительно расширяет границы библиотечного пространства [6]. В данном случае это Глухов – древний город со своей богатой историей – районный центр Сумской области с населением около 35 тыс. На его территории работают 15 библиотек различного ведомственного подчинения, среди которых библиотека Глуховского НПУ им. А. Довженко – крупнейшая. Она играет ключевую роль в библиотечном обслуживании населения благодаря универсальному многоотраслевому фонду: около 400 тыс. экз. учебной, научной и художественной литературы. Особое место в составе фонда занимают дореволюционные естественно-научные, физико-математические, психолого-педагогические, филологические, исторические издания, справочники и энциклопедии.

Социальную значимость библиотеки Глуховского НПУ им. А. Довженко подтверждает её читательский контингент: в числе постоянных читателей – не только студенты, преподаватели и сотрудники университета, но и бывшие его выпускники – специалисты городского и районного отделов образования, преподаватели и мастера местных колледжей и профессионального лицея, учителя школ, воспитатели детских дошкольных учреждений города и района. С научной целью библиотеку посещают местные историки, исследователи-краеведы. Читатели библиотеки – люди разных возрастов: школьники, студенты, пенсионеры.

Выбирая формы и методы массовой работы, библиотека отдаёт предпочтение тем, которые позволяют наиболее полно реализовать информационную, коммуникационную, просветительскую, развивающую, эстетическую, досуговую и другие функции. Библиотечные мероприятия (литературные вечера, выставки, читательские конференции, встречи с творческими людьми) служат средствами популяризации книги, раскрытия содержания библиотечного фонда, обогащения духовного мира человека, развития его творческих способностей и коммуникативных возможностей.

В течение нескольких лет библиотека успешно применяет такую форму работы, как живая газета. В отличие от других традиционных форм массовой работы, живая газета менее распространена в библиотечной практике, чем, например, устный журнал. Однако, по нашему мнению, она даёт больше возможностей для реализации творческого потенциала её авторов и участников, поскольку технологический процесс подготовки и проведения такого мероприятия отличается большей динамичностью, эмоциональной и информационной насыщенностью.

Живая газета – не разовое массовое мероприятие, а постоянный процесс и результат творческого взаимодействия библиотеки и её читателей, долговременный проект, названный «Подиум». Это уникальное сочетание креативного библиотечного мероприятия с элементами шоу. Авторы и участники проекта – библиотека и студенты факультета профессионального обучения, которые хорошо владеют искусством кройки и шитья, занимаются конструированием одежды и создают интересные авторские работы.

Технология подготовки и проведения живой газеты включает все основные этапы, характерные для любого другого библиотечного мероприятия, но в зависимости от темы выпуска имеет свои конкретные особенности. Например, один из первых выпусков – «Роман с модой» – был посвящён 100-летию со дня рождения знаменитого модельера Кристиана Диора. Материал подавался в живой эмоциональной форме устного рассказа ведущего той или иной рубрики. В рубрике «Консультирует библиотекарь» квалифицированный библиограф объяснял значения слов иноязычного происхождения, при этом обязательно представлял использованные библиографические источники – словари, энциклопедические и справочные издания.

Успешное проведение первого выпуска стало стимулом для дальнейшего развития проекта, и последующие выпуски были подготовлены с учётом пожеланий читателей библиотеки.

Проект как форму учебно-воспитательной деятельности поддержала кафедра теории и методики профессионального обучения, и в течение уже восьми лет он продолжает развиваться, помогая воплощать в жизнь творческие замыслы библиотекарей, педагогов и студентов, реализовывая информационные, познавательные, эстетические, досуговые и другие потребности читателей.

Среди важных современных форм массовой работы следует назвать развитие экскурсионной деятельности библиотек, поскольку наряду с архивами, музеями, картинными галереями, культурно-просветительскими, досуговыми и другими социальными институтами библиотека собирает и хранит лучшие образцы духовных и культурных ценностей человечества, воплощённые в ценных и редких изданиях, книжных памятниках. Библиотечная экскурсия даёт возможность ознакомиться с раритетными фондами, в том числе отдельными собраниями и коллекциями, представленными в виде документных экспозиций; привлечь в библиотеку новых читателей.

Цель экскурсионной деятельности библиотеки Глуховского НПУ им. А. Довженко – популяризация лучших литературных образцов национального историко-культурного наследия, ознакомление широкой общественности с редкими документными фондами. Эта деятельность проводится на основе фонда зала редких изданий, который содержит более 7 тыс. книг, периодических изданий, энциклопедий конца XIX–начала XX в.

Фонд редких изданий начал формироваться в библиотеке Глуховского учительского института (основан в 1874 г.) и продолжает пополняться по сей день, привлекая посетителей возможностью использовать его издания с научной, исследовательской, просветительской целями.

Особое место среди раритетных изданий занимают исторические материалы Глуховского учительского института и его библиотеки, труды первых директоров этого вуза – А. Белявского, И. Андриевского, М. Григоревского, редкие краеведческие документы, коллекция журналов («Учитель», «Воспитание и обучение», «Женское образование», «Киевская старина», «Русская школа», «Семья и школа», «Пантеон литературы» и др.).

В библиотечных экскурсиях принимают участие студенты, школьники, педагоги, научные сотрудники Национального историко-культурного заповедника «Глухов» и Городского краеведческого музея, представители власти местного и государственного уровня, культурных и общественных организаций, средств массовой информации, зарубежные гости, участники научных конференций, совещаний и др.

Большое количество оставленных посетителями отзывов свидетельствует о значительном интересе к редким фондам, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования этого вида работы.

Сотрудники библиотеки разработали методику организации экскурсионной деятельности. Подготовка и проведение библиотечной экскурсии состоит из трёх этапов: предкоммуникативный, который включает в себя процесс подготовки; коммуникативный, т.е. непосредственное проведение экскурсии; посткоммуникативный, предусматривающий изучение эффективности мероприятия и обстоятельный анализ его результатов.

В ходе выполнения первого этапа определяются: тематика экскурсии и документных экспозиций в соответствии с запросами и пожеланиями посетителей; критерии оценки документов, вызывающих интерес посетителей; формы экспонирования отдельных документов в зависимости от их физического возраста и состояния, наличия дублетного экземпляра (в развернутом или закрытом виде, горизонтальном или вертикальном положении и др.); проводится подготовка самой экспозиции и плана экскурсионного рассказа, обрабатывается научно-исторический и библиографический материал.

Второй этап – проведение экскурсии – строится в форме последовательного рассказа экскурсовода, цель которого – раскрыть для посетителей содержание экспонируемых документов, сообщить, каковы их реальная художественная и научная ценность, историческое и практическое значение.

Третий этап предусматривает определение эффективности проведённой экскурсии, всесторонний анализ устных и письменных отзывов посетителей.

Активная работа библиотеки по сохранению и популяризации национального историко-культурного наследия получила высокую оценку известных государственных деятелей и учёных. Председатель Верховной Рады Украины В. Литвин, первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины Н. Томенко, президент Академии педагогических наук Национальной академии наук Украины В. Кремень, министр культуры Ю. Богуцкий, министр образования и науки Украины С. Николаенко, народный депутат Украины В. Яворивский и другие официальные лица в ходе деловых визитов в г. Глухов посещали университет и знакомились с экспозициями редких фондов библиотеки.

Подводя итог, с уверенностью можно сказать: в современных условиях работа университетских библиотек в значительной степени зависит от доминирующих в обществе базовых ценностей, которые влияют на выбор основных функций, форм и методов массовой библиотечной работы. Практический опыт свидетельствует о необходимости постоянного творческого развития традиционной деятельности вузовской библиотеки, расширения поля социокультурной и просветительской работы. Сама жизнь требует от библиотек качественно нового подхода к организации массовой работы, но неизменным должно оставаться стремление к формированию в обществе истинных ценностных ориентиров.

Список источников

1. Лар’яновський І. С. Соціокультурні трансформації та проблема цінностей [Электронний ресурс] / І. С. Лар’яновський. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/32_PWMN_2009/Philosophia/. – Заголовок с экрана.

2. Іщенко О. В. Трансформація цінностей як чинник забезпечення сталого розвитку [Электронний ресурс] / О. В. Іщенко. – Режим доступа: http://essuir.sumdu.edu.ua/bitstream/123456789/26440/1/Ishhenko%20.pdf. – Заголовок с экрана.

3. Костенко О. Вперед – до природи! Апологія натуралізму [Текст] / О. Костенко // Світогляд. – 2009. – № 5. – С. 34.

4. Внуков А. В. Трансформация ценностных ориентаций современных студентов / А. В. Внуков [Электронний ресурс]. – Режим доступа: http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1248.pdf. – Заглавие с экрана.

5. Словарь форм массовой работы [Электронний ресурс]. – Режим доступа: http://www.publiclibrary.ru/readers/specialist/slovar-form.htm. – Заглавие с экрана.

6. Матлина С. Г. В единстве технологий. (О гуманитаризации библиотечного пространства) [Электронний ресурс] / С. Г. Матлина. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/ntb/infred.php. – Заглавие с экрана.