УДК 025.5

Е. А. Валевич

Деятельность публичных библиотек
по информационной социализации пользователей

Проанализированы возможности библиотек Республики Беларусь для осуществления информационной социализации пользователей на национальном и региональном уровнях. Определены её цели, направления и пути реализации в публичных библиотеках страны.

Ключевые слова: публичные библиотеки, информационная социализация, пользователи, информатизация, информационные технологии, информационные ресурсы, электронные сервисы, виртуальное обслуживание.

Информационная социализация пользователей как направление деятельности публичных библиотек возникла сравнительно недавно и заключается в овладении библиотекарями и пользователями (реальными и потенциальными) информационными технологиями.

Под информационной социализацией учёные понимают процесс усвоения индивидом информационной культуры и опыта работы с информацией и информационными технологиями [1]. В отечественном и зарубежном библиотековедении, библиографоведении, информатике введено несколько разных понятий, которые отражают процесс информационной социализации, – информационная социализация, информационная культура, информационная грамотность.

Информационная культура и информационная грамотность трактуются как информационная культура и информационная грамотность личности, социальных групп и общества в целом независимо от отраслевой сферы деятельности субъекта. В отличие от них понятие информационная социализация, на мой взгляд, является специфическим, так как имеет конкретную предметную область – овладение информационными технологиями с целью приобретения определённой системы знаний, культурных и социальных ценностей, свойств, нормсоциума, в котором живут пользователи библиотек.

Повсеместное внедрение и массовое использование новых информационных технологий во всех сферах деятельности получило название информатизация. Процесс информатизации библиотек Республики Беларусь осуществлялся в рамках государственных программ «Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 гг. и на перспективу к 2010 г.» и «Электронная Беларусь».

Программа «Электронная Беларусь» имеет межотраслевой характер. Её цель – формирование единого информационного пространства в республике [2. С. 62]. Отраслевые программы Министерства культуры – «Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь на период 2006–2010 гг.» и «Программа информатизации отрасли культуры на 2005 г. и на период до 2010 г.».

В рамках последней программы разработана «Концепция регионального информационного центра на базе областных библиотек». Её главная цель – формирование (при активном участии Национальной библиотеки Беларуси – НББ) единого информационного пространства региона с целью организации доступа населения к региональным, национальным и мировым информационным ресурсам, что обусловило создание в дальнейшем региональных информационных центров на базе областных библиотек. [Там же. С. 63].

В конце 2010 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь утверждена государственная программа «Культура Беларуси» на 2011–2015 гг.; одна из главных её задач – «обеспечение свободного и равного доступа к информационным ресурсам и библиотечным фондам для различных групп населения» [3].

Реализация названных программ позволила НББ, всем областным, центральным городским и районным библиотекам ЦБС получить компьютерную технику. Но увеличение числа персональных компьютеров – это не окончательная цель библиотек в процессе информационной социализации. Необходимо создать условия для самостоятельной работы пользователей с источниками электронной, виртуальной информации, а также для свободной ориентации в них, чтобы содействовать расширению знаний, внедрению социальных ценностей и норм, а также саморазвитию и самореализации пользователей.

Поэтому библиотеки ставят задачи – обучить читателей пользоваться электронным каталогом, работать с базами данных, ориентироваться в сетевых ресурсах, дать представление о специфике использования разных видов поиска для получения информации, т.е. научить самостоятельно добывать необходимую информацию (в том числе и для социализации) посредством информационных технологий.

Это направление – очень важное в деятельности библиотек. Ещё в 1977 г. вышла книга Ю. А. Гриханова «Что нужно знать каждому о библиотеке» [4], которая помогала пользователям ориентироваться в огромном ресурсном массиве библиотеки при поиске необходимой информации. Не случайно в публичных библиотеках сотрудники выполняют функции консультантов. Они помогают пользоваться базами данных, электронным каталогом, знакомят с различными видами информационного поиска и т.д. В крупных публичных библиотеках библиотекарь-консультант – отдельная штатная единица.

Необходимость таких услуг подтверждает социологическое исследование, проведённое Могилевской областной библиотекой им. В. И. Ленина в социальной сети «ВКонтакте». Потенциальные пользователи не становятся реальными по двум причинам: во-первых, они не видят смысла в посещении библиотеки, так как полагают, что необходимую информацию можно найти в Интернете (47,4%); во-вторых, не умеют пользоваться ресурсами библиотеки (16,4%) [5].

Процесс информационной социализации в публичных библиотеках требует проведения курсов компьютерной и интернет-грамотности, библиотечно-библиографических уроков и консультаций по использованию электронных информационных ресурсов, электронного каталога и баз данных.

Чтобы реализовать информационное направление социализации, библиотекам необходимо приобрести соответствующие технические средства и программное обеспечение.

На сегодняшний день в Республике Беларусь компьютеризовано 48% государственных публичных библиотек, в том числе все областные, центральные районные и городские библиотеки ЦБС, а также 64% детских библиотек. Подключены к Интернету 31% публичных библиотек, в том числе каждая пятая сельская библиотека, но только 29% из них имеют электронную почту. Очевидно, что такие невысокие показатели не способствуют процессу информационной социализации. Как и использование некоторыми публичными библиотеками компьютеров исключительно в библиотечно-библиографической деятельности, а не для работы с пользователями.

Важный фактор в решении проблемы информационной социализации – подключение библиотек к Интернету, что даёт возможность использовать информационные ресурсы библиотек – местных, региональных и других стран, входить через районные, городские библиотеки в корпоративную библиотечную сеть, в составе которой – НББ, республиканские и областные библиотеки, региональные информационные центры. Помимо этого, доступ к глобальной сети в публичных библиотеках республики необходим и потому, что среди их пользователей – представители социальных групп, которые не в состоянии приобрести даже самые простые технические средства и заплатить за доступ к Интернету [7. С. 119].

Сайты библиотек позволяют, с одной стороны, познакомиться со структурой, ресурсами и услугами библиотек, запланированными массовыми мероприятиями, конкурсами, новыми поступлениями и т.д., с другой – обслуживать пользователей посредством информационных ресурсов, генерируемых библиотекой, а также обеспечивают доступ к информационным ресурсам других библиотек (при наличии ссылок на эти информационные ресурсы). Публичные библиотеки размещают на своих сайтах адреса других библиотек или ссылки на их сайты, а также ориентируют в информационных ресурсах Интернета посредством предоставления коллекций гиперссылок или адресов электронных библиотек (в том числе виртуальных библиотек белорусской литературы).

Однако не все библиотеки на своих сайтах размещают такую информацию. Проанализировав 57 веб-сайтов публичных библиотек Республики Беларусь, мы выявили, что только 21 из них содержит гиперссылки на сайты других библиотек и информационные ресурсы Интернета.

Эффективность процесса социализации зависит от взаимодействия основных компонентов: общественной среды, непосредственной среды (микросреды) и генетической программы [8. С. 116]. Под воздействием этих факторов индивид осознаёт себя в качестве представителя тех или иных государства, народа, региона, семьи и других социальных групп. Процесс социализации протекает на нескольких уровнях: микросреды, региональном, национальном и интернациональном (международном).

На уровне микросреды человек усваивает ценностные установки своей семьи, воспитателей, близких родственников. Он воспринимает их, интериоризует, делает своими, благодаря чему приобретает личную идентичность и принадлежность к ценностному миру. На региональном уровне индивид постигает особенности культуры региона, систему региональных ценностей и норм. На национальном уровне происходит осознание национальной идентичности. Интернациональный (международный) уровень характеризуется тем, что человек воспринимает ценностные установки социума, который использует другой язык, его обычаи, ценности и т.д., осмысливает принципиальное различие культур, их равнозначность и равноправие. Помогают в этом информационные технологии.

Так, НББ формирует доступные пользователям электронные сервисы: интернет-портал НББ, виртуальные справочные службы «Спроси библиотекаря», «Открытая информация», виртуальный читальный зал, виртуальный центр правовой информации, службу электронной доставки документов, электронный каталог и имидж-каталог. НББ предоставляет доступ к генерируемым ею БД: «Беларусь в лицах и событиях», «Беларусь: от минувшего до современного», «История Беларуси», «Культура и искусство Беларуси», «Чернобыль», «Radziviliana» и др. В открытом доступе находятся некоторые информационные ресурсы ведущих мировых производителей, приобретённые НББ [9. С. 86–88]. На сайте НББ представлены разные виртуальные проекты, которые посвящены белорусской культуре, литературе, истории и искусству, например, «Классики мировой литературы – Янка Купала и Якуб Колас: виртуальный проект», «1812 год в истории Беларуси: виртуальный проект».

Областные научные, центральные районные и городские библиотеки Беларуси формируют электронные каталоги, создают базы данных. Например, Витебская областная библиотека и центральные библиотеки ЦБС области совместными усилиями создали полнотекстовую электронную БД «Прыдзвінскікрай: гісторыя і сучаснасць» («Придвинский край: история и современность»), которая доступна на сайте областной библиотеки. С 2010 г. её пользователи получили возможность работать с электронной коллекцией редких документов краеведческого характера «Витебщина: документальное наследство», которые оцифровала НББ.

В публичных библиотеках Бреста и Брестской области – 53 БД собственной генерации. Особое внимание уделяется формированию региональных краеведческих БД. Научно-производственный фонд «ІNЕАК», разрабатывающий и внедряющий программное обеспечение для библиотек и музеев, создал программный продукт «Память региона», приобретение которого обязательно для каждой централизованной системы государственных публичных библиотек Беларуси. Внедрение этой программы способствует унификации, совершенствованию и расширению деятельности по сбору и сохранению краеведческих материалов.

В открытом доступе на сайте Центральной городской библиотеки им. Я. Купала (Минск) представлены БД: «Их именами названы улицы Минска», «Минута молчания», «Силуэты столицы: историко-градострои­тельный контекст», «Литература о Минске», «Музыкальная аналитика»; на сайте Гомельской ЦГБ им. А. И. Герцена – «Янка Купала – народный песняр», «Музей автографа», «Гомель: страницы истории», «Художники и писатели Гомеля», фактографическая БД «Гомель: знаменитые имена», библиографическая БД «Экология и современность». Центральные районные и городские библиотеки Гродненской и Витебской областей обеспечивают доступ к приобретённым БД«Эталон-Беларусь», «Эталон-Международные договоры», «Судебная практика».

В центральных районных и городских библиотеках Могилевской, Брестской и Гродненской областей организован открытый доступ к электронным и оцифрованным периодическим изданиям. На сайтах этих библиотек функционируют электронные выставки, которые содержат подробные сведения об известных людях, знаменательных датах, книгах или других тематических ресурсах (подробное библиографическое описание ресурсов и аннотацию к каждому). Оформление электронной выставки на сайте библиотеки позволяет, во-первых, включить неограниченное количество литературы по теме, во-вторых – использовать издания, которых нет в библиотеке.

Почти во всех крупных публичных библиотеках Беларуси функционирует виртуальная справочная служба «Спроси библиотекаря» или «Спроси библиографа». В некоторых библиотеках создан виртуальный читальный зал, доступ к которому открыт при условии регистрации на сайте.

Инновацией стала организация информационно-библиотечного обслуживания на базе виртуального читального зала НББ, что позволило значительно расширить географические рамки доступа пользователей к электронным информационным ресурсам. Сейчас виртуальный читальный зал НББ доступен 37 библиотекам Беларуси.

К сожалению, дела в библиотеках-филиалах, библиотеках агрогородков и сельских – гораздо хуже. Только некоторые из них в рамках государственных программ приобрели компьютеры и имеют доступ к ресурсам Интернета.

Однако в целом наметилась положительная тенденция – расширяется использование электронных информационных ресурсов не только в библиотеках, но и в виртуальном режиме. Прежде всего это характерно для больших городов Беларуси. За 2007–2010 гг. в читальных залах библиотеки зарегистрировано 954 809 посещений, а виртуальных посещений – 2 761 000 [10. С. 9].

Во время XIX Минской книжной выставки-ярмарки прошёл «круглый стол» «Книга и чтение в условиях формирования электронной среды». Его участники отметили необходимость разработки государственной программы «Национальная электронная библиотека», полной компьютеризации публичных библиотек республики и подключения их к Интернету, а также модернизации локальных вычислительных сетей публичных библиотек, замены устаревшей компьютерной техники [11. С. 5, 6].

Для активизации процесса информационной социализации публичные библиотеки должны использовать такие формы работы, как библиотечные уроки, консультации, курсы библиотечно-библиографической грамотности, чтобы обучить пользователей многоаспектному поиску документов в электронном каталоге, тематических базах данных, Интернете. Сегодня это направление – одно из приоритетных в деятельности публичных библиотек Беларуси.

Список источников

1. Иванова Г. Р. О роли образования в информационной социализации молодёжи / Г. Р. Иванова. – Режим доступа: http://catalog-statei.ru/view_article.php?id=379. – Дата доступа: 2.03.2013. – Загл. с экрана.

2. Шышкін У. А. Бібліятэкі Беларусі / У. А. Шышкін // Беларуская культура сёння: гадавы агляд, 2006. – Мінск : БелДІПК, 2007. – С. 58–67.

3. Дзяржаўная праграма «Культура Беларусi» на 2011–2015 гады / зацв. Пастановай Савета Мiнiстраў Рэспублiкi Беларусь ад 26.12.2010. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic03/text527.htm. – Дата доступа: 14.01.2013. – Загл. с экрана.

4. Гриханов Ю. А. Что нужно знать каждому о библиотеке / Ю. А. Гриханов ; ред. Н. С. Агеева. – Москва : Книга, 1977. – 77 с.

5. Виртуальный ресурс «Я люблю Могилёв»: социологическое исследование. – Режим доступа: http://vk.com/id138843425?w=wall-138843425_697%2Fall. – Дата доступа: 18.02.2013.

6. О проведении эксперимента по объединению сельских публичных и школьных библиотек: совместное заседание коллегий Министерства культуры Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь // Бібліятэчны свет. – 2012. – № 4. – С. 3–8.

7. Мотульский Р. С. Библиотека в эпоху электронных технологий: особенности трансформации / Р. С. Мотульский // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў. – Мінск : БДУКМ, 2012. – № 2. – С. 115–122.

8. Левко А. И. Проблема ценности в системе образования / А. И. Левко, Л. В. Ахмерова. – Минск, 2000. – 311 с.

9. Мотульский Р. С. Национальная библиотека Беларуси – республиканский интеллектуальный центр / Р. С. Мотульский // Проблемы управления. – 2010. – № 1. – С. 77–88.

10. Ерохо Т. Другого нет у нас пути / Татьяна Ерохо // Бібліятэчны свет. – 2011. – № 2. – С. 7–9.

11. XIX Минская международная книжная выставка-ярмарка // Бібліятэчны свет. – 2012. – № 1. – С. 4–6.