С. В. Дригайло

Эволюция социально-демографического состава
читателей научной библиотеки
(на примере Национальной библиотеки Украины
им. В. И. Вернадского)

На примере отдела газетных фондов Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского раскрыта эволюция социально-демографического состава читателей научной библиотеки начиная с 1920-х гг. до наших дней.

Ключевые слова: Национальная библиотека Украины им. В. И. Вернадского, научные библиотеки, социально-демографический состав читателей, классификация читателей, эволюция состава читателей.

Профессор Ю. Н. Столяров, исходя из системного подхода, рассматривает библиотеку как социальный институт и как социально-экономическую систему, состоящую из следующих подсистем (элементов): библиотечный фонд, контингент читателей, библиотечный персонал, материально-техническая база. Причём три составные части работают на удовлетворение запросов читателей. Отсюда следует, что читатель – главная фигура в библиотеке, и чтобы удовлетворить его запросы, необходимо их знать, т.е. изучать и соответственно формировать документно-информационный фонд библиотеки. Знание о читателе, его информационных и читательских потребностях позволяет предвидеть изменения в функциях и контингенте читателей библиотек, цели посещения, профиль читательских запросов, номенклатуру услуг. В свою очередь всё это помогает в определении стратегии комплектования, состава информационных ресурсов, в организации новых структурных подразделений, совершенствовании технологий и активизации использования носителей информации [9, 10].

Исследования в области чтения в России, затем в СССР и Украине велись достаточно интенсивно.

Анализ многочисленных исследований чтения, проведённых в регионах за последние 15–20 лет (т.е. на фоне значительных изменений во всех сферах жизни), даёт основание говорить о том, что сегодня, с одной стороны, имеется возможность объективного изучения читателя, а с другой – свободного осмысления процессов формирования культуры чтения и информационной культуры читателей [3, 9, 10].

Особое значение приобретают повышение информационной грамотности читателей, развитие навыков поиска информации в виртуальной среде, консультационных услуг. Для этого необходима хорошая ресурсная база на бумажных и электронных носителях.

Следует отметить, что методика библиотековедческих исследований постоянно обогащается за счёт освоения библиотековедами и библиотекарями современной социальной проблематики. В центре внимания исследователей был и остаётся читатель. Его социальные запросы в значительной мере отражают целостные ориентации в обществе, позволяют проследить основные социально-духовные приоритеты.

Как отмечает Т. В. Новальская [9. С. 6], радикальные изменения в политической, социальной, экономической и культурной жизни, произошедшие в Украине в конце XX – начале XXI в., обусловили существенную трансформацию социально-демографического состава читателей как основного объекта библиотечной деятельности.

На основе исследования, проведённого в последнее время Национальной библиотекой Украины им. В. И. Вернадского (НБУВ), Национальной парламентской библиотекой Украины и другими ведущими библиотеками республики на тему «Читатель библиотеки в новой информационной среде в глобальном обществе – исследование социально-демографического состава», были сделаны следующие выводы: главным направлением в работе библиотеки остаётся усиление внимания к читателю как личности, оказание ему помощи и поддержки в раскрытии его творческих возможностей, предоставление самого широкого спектра информационных услуг, создание комфортной информационной среды всем категориям пользователей.

В настоящее время изучение читателей определено как общемировая профессиональная проблема. Читатель – центр всей книжно-библиотечной деятельности, её объект.

Классификация специалистов – читателей научных библиотек. Профессор Н. С. Карташов основным признаком классификации потребителя информации назвал сферу занятости в общественном производстве [5].

До 1990-х гг. среди основных групп читателей научных библиотек выделялись четыре: 1) производственники, 2) исследовательско-конструкторские работники; 3) научно-исследовательские работники; 4) специалисты аппарата управления.

В зависимости от характера выполняемой работы, в пределах конкретной специальности читателей выделяли шесть групп специалистов: занятые научно-исследовательской работой, научно-педагогической деятельностью, производственно-практической деятельностью, исследовательско-конструкторскими разработками; работники административно-управленческого аппарата; студенты вузов и техникумов.

Профессиональные потребности читателей формируются под воздействием характера выполняемой ими работы. Читателей научных библиотек необходимо классифицировать прежде всего по специальности: физики, химики, историки, экономисты и т.д. В зависимости от того, к какой области деятельности относится специальность читателя, всех читателей можно разделить на три большие группы – гуманитарного, естественно-научного и прикладного профиля. Каждая из этих широких групп делится на более узкие – в зависимости от отрасли науки или производства, в которой они работают.

Если мы проследим изменения состава читателей отдела газетных фондов (ОГФ) НБУВ с момента его основания и до сегодняшнего дня, то увидим, что все изменения происходили в зависимости от задач и функций библиотеки и отдела.

1920–1930 гг. Основные группы читателей – рабочие, крестьяне, красногвардейцы, студенты, ученики школ, деятели народного образования, работники государственных служб, учёные, врачи, безработные, библиотекари, журналисты, актёры, кооператоры, инженеры, агрономы [4].

1951–1955 гг.: академики и члены корреспонденты, доктора наук, кандидаты наук и другие научные сотрудники, специалисты, занятые в сфере образования, студенты, аспиранты.

1956–1960 гг.: академики, члены-корреспонденты и доктора наук, кандидаты наук, другие научные сотрудники, аспиранты, специалисты, военнослужащие, рабочие и служащие, студенты, другие категории.

1961–1964 гг.: научные сотрудники, аспиранты, специалисты, рабочие и служащие, студенты, другие категории.

За период с 2005 по 2010 г. заведующая отделом НБУВ Т. Н. Коваль выделяет 11 групп читателей: академики и члены-корреспонденты Национальной академии наук Украины; доктора наук; кандидаты наук; специалисты с высшим образованием; научные сотрудники без учёной степени; аспиранты; специалисты со средним образованием; студенты вузов; ученики; иностранные специалисты с научной степенью и высшим образованием; иностранные студенты [6, 7].

С 1998 г. в составе читателей произошли структурные изменения: 35,69% – это специалисты, бизнесмены – 9,6%, предприниматели – 14,4%, фермеры – 2,1%, студенты – 35,51%, аспиранты – 12,25%, кандидаты наук – 21,5%, гуманитарии – 9,2%, научные сотрудники – 35%, юристы – 10,48%, экономисты – 13,96%, с физико-математическим образованием – 7,4%, филологи – 14,63%, социологи – 6,4%, историки – 5,4%.

На основании обобщённых данных о читателях НБУВ может осуществлять стратегическое планирование фондов, совершенствование системы обслуживания по разным направлениям, корректирование номенклатуры услуг.

В 2010 г. в ходе мониторинга информационных потребностей читателей ОГФ НБУВ в анкетировании приняли участие: историки, юристы, учителя, журналисты, инженеры, научные сотрудники, студенты, магистры, издатели, переводчики, музыковеды, литературоведы, театроведы, редакторы газет, журналисты телевизионных компаний, режиссёры-сценаристы, государственные служащие, административные работники, библиотекари, заведующий архивом, социальный педагог, философ, политолог, филолог, культуролог, педагог, менеджер, биржевой брокер, маклер, зоолог, географ, геолог, агроном, преподаватель гражданской обороны, магистр учёта и аудита, старший лейтенант МВД, дьякон.

Важным фактором, влияющим на изменение потребностей населения, в том числе и в сфере библиотечных услуг, становится размежевание общества по имущественному признаку. При этом устаревают прежние классификации, которые использовались для изучения читателей, их потребностей и интересов. Известный украинский философ И. Ф. Надольный предложил вариант прогнозирования контингента потенциальных пользователей библиотеки. Первая категория – убогие: пенсионеры, больные, бомжи (их на Украине около 25%). Вторая категория – бедные: работают в бюджетных учреждениях, живут в государственных квартирах, не имеют машин; они составляют 60%. Третья категория – средний класс: работают в коммерческих структурах или имеют небольшое дело, владеют автомобилями отечественного производства – таких 10%. Четвёртая категория – паны: имеют собственные коммерческие структуры, банки, живут в собственных домах – их около 4%. Пятая категория – новые паны украинцы: к перечисленному выше имеют крупные счета в зарубежных банках, недвижимость (дома, имения, заводы, шахты, в том числе и за границей, там же они обучают своих детей); их немного больше 1%.

Исходя из этой классификации можно предположить, что активными пользователями государственных библиотек в настоящее время и в ближайшие годы главным образом будут представители бедного и среднего классов, особенно из числа тех, кто привык и любит читать, кто учится, переквалифицируется, получает дополнительное образование. Библиотека должна учитывать этот контингент на переходном этапе своих преобразований, в том числе создавать для него специальные условия, особенно для детей и молодёжи.

Как отмечает В. Н. Горовой [1], изучения изменения читательской аудитории, проведённые библиотечными специалистами в последние два десятилетия, дают представление об основных тенденциях эволюции читательского контингента исходя из кардинальных преобразований в экономической, социально-политической и культурной жизни Украины. Эти исследования отражают тот факт, что под воздействием общего спада производства в первой половине 1990-х гг. даже наиболее технологиченые отрасли, такие как ракетостроительная, авиационная, судостроительная, электронная, теряли общественную востребованность. Нередко безработными становились инженерно-технические работники, которые в библиотеках составляли основу читателей естественно-технического профиля. В 1990–1995 гг. зафиксирована резкая смена соотношения между читателями этого профиля и гуманитарных специальностей: количество первых сократилось с 43,5% до 34%, а вторых возросло с 35% до 66,5%.

Данные свидетельствуют о снижении в 1,5–2 раза уровня использования информационных ресурсов научными сотрудниками и учёными, что обусловлено особенностями академических институтов, вызванными изменениями в постсоветской системе финансирования науки и высшей школы и использовании результатов научной деятельности.

Изменения в качественном составе читателей обусловили необходимость соответствующих корректив в библиотечном обслуживании и совершенствования всей деятельности библиотек.

Исследование социально-демографического состава читателей выявило: количественные показатели связаны с уменьшением в библиотеках читателей в абсолютных числах. Хотя удельный вес читательского контингента научных сотрудников, специалистов, управленцев как и раньше остаётся высоким – до 50%, за последние годы наблюдается повсеместное уменьшение их количества на 10%. Вместе с тем, количество студентов и ученической молодёжи увеличивается – до 50% от общегочисла пользователей.

В библиотеку пришёл совсем новый читатель – это представители малого и среднего бизнеса, работники банковских и коммерческих структур, адвокаты, государственные служащие и др. Изучение проблем обслуживания свидетельствует, что среди читателей современной библиотеки – в зависимости от их потребностей и использования библиотечно-информа­ционных продуктов и услуг – очень чётко выделились следующие группы: индивидуальные, учебные, научные, экономические, торговые, функциональные, или производственные. Как видно, контекст взаимодействия «библиотека-пользователь» чётко определил новые подходы и новые формы в современных библиотеках.

Список источников

1. Горовий В. М. Бібліотеки і погляд у завтра / В. Горовий // Бібліотечний вісник, 2006. – № 5. – С. 3–7.

2. Давидова І. О. Стратегії розвитку бібліотек України за умов інформаційного суспільства / О. І. Давидова // Вісник книжкової палати. – 2008. – № 8. – С. 24–27.

3. Дригайло С. В. Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки / С. В. Дригайло // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 1. – С. 79–88.

4. Дубровіна Л. А. Історія національної бібліотеки України імені В. І. Вернадського (1918–1991) / Л. А. Дубровіна, О. С. Онищенко. – К. : НБУВ. – 1998. – 335 с.

5. Карташов Н. С. Классификация специалистов-читателей научных библиотек // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1972. – Вып. 9. – С. 3–9.

6. Коваль Т. Український читач на тлі сучасних перетворень / Т. Коваль // Вісник книжкової палати. – 2003. – № 2. – С. 24–33.

7. Коваль Т. М. Соціально-демографічна характеристика сучасного читача наукової бібліотеки / Т. М. Коваль // Наукові праці НБУВ. – 2003. – Вип. 11. – С. 34–47.

8. Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание : учеб. / Ю. П. Мелентьева. – Москва : Наука. – 2007. – 355 с.

9. Новальська Т. В. Український читач у бібліотекознавчих дослідженнях (кінець ХХІ ст.) : моногр. / Т. В. Новальська. – К. : КНУКІМ. – 2005. – 176 с.

10. Петрова Л. Г. Бібліотека в умовах суспільно-економічних змін / Л. Г. Петрова. – К. : НПБУ. – 2003. – 310 с.