Н. А. Яцевич

Библиотечное образование: пути трансформации

На примере опыта Белорусского государственного университета культуры и искусств рассмотрены проблемы преобразования высшего библиотечного образования, связанные с определением потребностей в специалистах и условиями взаимодействия с базовыми организациями (библиотеками).

Ключевые слова: Белорусский государственный университет культуры и искусств, преобразование высшего библиотечного образования, библиотечные специалисты.

В специальной печати, социальных сетях уже не один год идёт активное обсуждение проблем высшего библиотечного образования. «Диагноз» в большинстве случаев неутешительный – кризис или даже «крах библиотечной школы». Причин этому называется множество – от объективных социально-экономических и политических (метаморфозы становления рыночной экономики, финансовый кризис, демографические проблемы, нелюбовь «власть придержащих», бурное развитие интернет-технологий и др.) до субъективных – «виноваты сами» (не позиционировали на достаточном уровне библиотечную профессию, не сплотились в «единый кулак» и не добились достойного повышения заработной платы библиотекарям и престижности библиотечной профессии, допустили снижение плановых цифр набора на библиотечные факультеты в вузах культуры и искусств, плохо занимались профориентацией и не выполнили даже эти планы набора, не обеспечили преемственность и омоложение научно-педагогических кадров и т.д.).

Проблема настолько системная, что «голова идёт кругом», не знаешь с чего и начать. Но давайте не будем больше никого ругать, а будем перестраиваться и доказывать свою нужность, ибо денег на развитие библиотечного дела просто так уже никто не даст. Как здесь ни вспомнить слова министра финансов Российской Федерации А. Г. Силуанова: «Есть ещё один в бюджете огромный ресурс – нетронутое поле для маневра – это бюджетные учреждения. Их целая армия, а что они делают и кому это нужно – их учредители порой сами не знают. Эти бюджетные учреждения что-то тихо генерят и генерят, а спроса на их продукцию и услуги зачастую нет» (http://www.vedomosti.ru; 25.04.2013).

Однако вернёмся к непосредственному объекту нашего рассмотрения – высшему библиотечному образованию. Какие преобразования следует предпринять, чтобы можно было с пафосом утверждать: чем качественнее профессиональное образование библиотечного работника, тем выше его социальная значимость в обществе.

Представляется, начать следует с изменения процедуры определения потребностей в библиотечных специалистах. Контрольные цифры приёма в вузы должны быть не абстрактными, а исходить из реального заказа организаций (библиотек) и осуществляться на основе договоров (заявок). Система заказа кадров организациями учреждениям образования должна быть взаимосвязанной с системой направления на работу выпускников.

Организация заявляет о своей потребности в кадрах путём заключения соответствующего договора о взаимодействии при подготовке специалистов (базовая организация) либо путём подачи заявки на подготовку специалистов. При этом она приобретает статус организации-заказчика кадров, и её кадровые потребности удовлетворяются в рамках договорных отношений в заявленных объёмах.

Базовая организация имеет преимущественное право на удовлетворение своей потребности в специалистах. Она может также подготовить специалиста за счёт собственных средств. Так можно обеспечить двухстороннюю ответственность учреждения высшего образования и заказчика кадров при прогнозировании потребностей и планировании объёмов подготовки специалистов с высшим образованием. Договоры о взаимодействии могут дополняться, уточняться по мере изменения социально-политического и экономического положения в стране.

Такой порядок заказа на подготовку специалистов действует в Беларуси. Он регламентирован постановлением Правительства от 19 июля 2011 г. «О некоторых вопросах формирования заказа на подготовку кадров». Этим постановлением утверждён целый ряд документов: Положение о порядке прогнозирования потребностей в трудовых ресурсах, Положение о базовой организации учреждения образования, Примерная форма договора о взаимодействии учреждения образования с организацией-заказчиком кадров (к договору прилагается заказ на подготовку в учреждении образования специалистов для их последующего трудоустройства в базовой организации), Форма заявки на подготовку специалиста.

Библиотечная общественность Беларуси положительно восприняла возможность заключения договоров о взаимодействии. В условиях дефицита библиотечных кадров (при распределении на каждого специалиста уже многие годы приходится две заявки) появилась реальная возможность получить выпускника университета. Факультетом информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств (ФИДК БГУКИ) заключено около 30 таких договоров не только со всеми крупнейшими библиотеками различных министерств и ведомств Беларуси, но и некоторыми ЦБС районного уровня (работа продолжается).

Сформирован заказ на подготовку специалистов до 2020 г., который перекрывает действующие контрольные цифры приёма в университет по годам. Безусловно, эти цифры будут корректироваться, поэтому необходима постоянная работа с организациями-заказчиками кадров по проведению совместных маркетинговых исследований, анализу итогов распределения, трудоустройства и закрепления выпускников в библиотеках. Это позволит оптимизировать структуру и объём дальнейшей подготовки специалистов, в том числе на платной основе.

Заключение договоров о взаимодействии позволит не только установить реальные потребности в библиотечных специалистах, но и решать ещё одну важнейшую задачу трансформации библиотечного образования – придать ему полностью практико-ориентированный характер.

Не секрет, что библиотечное образование в силу различных объективных и субъективных причин часто отстаёт от тех преобразований, которые происходят сейчас в библиотечно-информационной деятельности. Однако речь не идёт о подготовке «ремесленников». Поэтому подготовить высококвалифицированного специалиста, который бы обладал не только специальными знаниями и умениями, но и социально-гуманитарными, общенаучными и общепрофессиональными знаниями, можно лишь в условиях университета. Популистскими выглядят предложения отдельных специалистов типа «вузы культуры и искусств не справились с подготовкой кадров, давайте будем готовить их на базе крупнейших библиотек». Давайте, господа! Совместно!

Реализация договоров о взаимодействии позволит:

подготовить квалифицированных специалистов с учётом потребностей отдельной библиотеки, сети библиотек. Так будет решаться и вопрос будущей специализации выпускника. В новой редакции общегосударственного классификатора Беларуси «Специальности и квалификации» по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» специализации отсутствуют. В наличии четыре направления специальности: «менеджмент», «автоматизация», «информатизация», «методическое обеспечение». Присваивается основная квалификация «библиотекарь-библиограф» и дополнительная – в соответствии с направлением: «менеджер», «специалист по АБИС», «специалист по информационным ресурсам», «методист»;

использовать на взаимовыгодных условиях материально-технические и социально-культурные возможности базовых организаций в интересах учреждений образования; при необходимости создавать в них филиалы кафедр;

усовершенствовать образовательный процесс и повысить качество подготовки специалистов с учётом требований и практики инновационного развития библиотек; появляется возможность влияния библиотек на реализацию образовательных программ; подготовки дипломных работ, написания магистерских и кандидатских диссертаций в рамках социально-творческого заказа библиотек;

обеспечить более высокий уровень проведения производственной практики и практических занятий студентов с возможностью их последующего трудоустройства в базовой организации;

осуществлять профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников базовой организации в учреждении образования;

проводить стажировку научно-педагогических работников в базовых библиотеках.

Подобным образом происходит и формирование контингента для обучения в магистратуре, а также для переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников. За последние пять лет в БГУКИ получили второе высшее библиотечное образование около 100 человек.

Заключение договоров с базовыми организациями – не всегда простая процедура. Ряд библиотек в силу различных причин ещё не готовы предоставлять свои возможности и материально-техническую базу для подготовки специалистов. Вместе с тем приходит понимание того, что при заключении договоров о взаимодействии в условиях дефицита кадров появляется реальная возможность получить молодого специалиста, который по крайней мере два года (и 3–5 лет, если он поступал в университет по целевому направлению) отработает в библиотеке. Анализ показывает, что примерно 85% выпускников после обязательной отработки всё-таки остаются в библиотеках Беларуси.