Е. В. Панкова

Использование электронных образовательных ресурсов
в образовательном процессе

Рассмотрены вопросы корректного использования электронных образовательных ресурсов. Сделан акцент на различии понятий издание и публикация. Определено место ЭОР в образовательном процессе.

Ключевые слова: образовательный процесс, электронные образовательные ресурсы, информационные продукты, публикации, учебные материалы.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс кардинально изменило отношение к учебным материалам. Современные образовательные стандарты и нормативы указывают на возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе вместе с печатными (или вместо них). Причем, при расчёте количества экземпляров учитывается количество компьютеров, с которых возможен доступ к конкретному ресурсу.

К образовательным ресурсам можно отнести любые материалы, которые преподаватель полностью или частично использует в процессе обучения. Полностью используемые ресурсы – это учебники и учебные пособия, методические и учебно-наглядные материалы. В то же время преподаватель обращается к информации, размещённой в ресурсах, не связанных напрямую с образовательным процессом, – периодическим изданиям, научной литературе и т.д. Из неё он черпает необходимые факты и концепции, на неё направляет внимание учащихся при подготовке самостоятельных работ – рефератов, сообщений и т.п. Особенно активно ЭОР находят применение в качестве наглядных и учебных материалов.

Отметим преимущества современных ЭОР:

широта распространения (тираж ЭОР зависит от числа копий; в то же время для ресурсов, расположенных на сайте, возможно просчитать количество посещений);

мультимедийность (в отличие от печатных изданий, в ЭОР можно разместить видео- и аудиоматериалы, создать компьютерную анимацию);

интерактивность (при работе с ЭОР часто используются небольшие модули и гиперссылки, которые определяют выбор последовательности обучения и соучастия студента в изучении материала);

доступность (ЭОР могут быть выложены на сайте, предоставлены обучаемым по электронной почте, на материальном носителе и т.п.).

Проблема современных ЭОР заключается в том, какие из них могут быть использованы в учебном процессе, а какие – нет.

Уточним некоторые определения понятий, активно используемых в современной научной литературе.

Термин электронные ресурсы наиболее широко определяется как множество документов, читаемых с помощью технических средств. Таким образом, этот термин объединяет как исходные (необработанные) ресурсы, так и готовые информационные продукты, предназначенные для решения задач обучения по конкретному предмету конкретной аудитории. ЭОР – электронные ресурсы, которые используют в образовательном процессе.

Большинство ЭОР представлены в виде публикации. Публикация в нормативных документах определяется как «машиночитаемый документ, преднамеренно созданный для ознакомления с ним неограниченного круга лиц и обеспеченный для этого средствами доступа» [1]. Согласно [2], «публикация – документ, доступный для массового использования».

Таким образом, любой файл, компакт-диск, интернет-страница являются публикациями. Но можно ли их использовать в учебном процессе, вносить в списки литературы, рекомендовать обучаемым? Огромное количество сайтов может отвлечь как ученика, так и преподавателя от основной идеи работы, стать источником непроверенной информации, «замылить» исходный текст многочисленными перепечатками и т.д.

Второй вид электронного ресурса, скорее, даже информационный продукт, – издание. В нормативных документах оно определено как «документ, предназначенный для распространения содержащейся в нём информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения. Примечание. Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать» [3]. Следовательно, издание является документом, который отвечает требованиям авторского и интеллектуального права.

Таким образом, издание отличается от публикации, и в первую очередь тем, что у него есть официально признанные реквизиты и оно подпадает под закон об интеллектуальном и авторском праве.

Ресурсы, созданные с соблюдением авторского права, могут быть расположены в открытом или закрытом доступе на сайтах правообладателей. Размещение информации на официальном сайте автора позволяет использовать материал для цитирования и включения в списки литературы, так как данная публикация не нарушает авторского права. К этой же группе относятся материалы на сайтах журналов или ассоциаций, научных конференций и общероссийских образовательных порталах, потому что они, как правило, являются изданиями и имеют прямые договоры с авторами материалов.

Очень часто преподаватели разрабатывают собственные ресурсы, которые доступны ученикам в локальной сети учебного заведения и/или располагаются на сайте. Гораздо реже встречаются учебные материалы, разработанные в учебном заведении и раздаваемые на компакт-дисках. К исходным ресурсам, на основе которых преподаватель может строить свои занятия, относятся многочисленные официальные сайты. Например, справочные, языковые, образовательные: переводчик Google озвучивает тексты, сайт Study.ru предлагает многочисленные материалы по изучению иностранных языков, единый образовательный портал (www.edu.ru) и издательский дом «Первое сентября» (www.1september.ru) предлагают учебно-методические материалы по всем общеобразовательным предметам. Таких ресурсов в глобальной сети очень много. Главное – научиться использовать предлагаемые материалы при подготовке самостоятельных ЭОР.

Безусловно, созданные преподавателем ЭОР являются наиболее близкими к читаемому курсу и стилю работы педагога. Одновременно возникает проблема профессионализма в подаче материала, рассчитанного на самостоятельную работу ученика, иначе воспринимаемую и затрагивающую иные навыки восприятия информации. Большое количество слайдов, изображений, анимационных эффектов, видеоматериалов не только не улучшает, но затрудняет восприятие сложного учебного материала, снижает эффективность работы преподавателя. Краткость, точность и уместность использования ЭОР и их возможностей позволяют повысить качество обучения, донести до ученика нужное знание, простимулировать самостоятельную творческую работу и закрепить пройденный материал.

Использование ЭОР в образовательном процессе не должно быть целью преподавателя. Как и традиционные, электронные образовательные ресурсы остаются средством, с помощью которых педагог формирует картину мира ученика.

Список источников

1. Земсков А. И. Электронные библиотеки: учеб. пособие для студентов ун-тов культуры и искусств / Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. ; ГПНТБ России – 3-е изд., исп. и доп. – Москва, 2004. – 130 с.

2. ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» : введ. 01 июля 2000 г. – Минск, 1999. – 23 с.

3. ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения» : введ. 1 июля 2004 г. – Минск, 2004. – 36 c.